Постановление №054/04/9.21-154/2019 Акционерное Общество «Новосибирский Сельский Строительный Ко... от 4 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/9.21-154/2019

о назначении административного наказания

04 октября 2019 года                                                                                                                        г.Новосибирск

Заместитель руководителя - начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Волохина Ирина Валерьевна, рассмотрев протокол № 054/04/9.21-154/2019 от 19 февраля 2019 г. и материалы административного дела, возбужденного в отношении юридического лица - Акционерного Общества «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» (ИНН 5403100399, КПП 540301001, ОГРН 1025401310780, дата регистрации 18.03.1993, адрес места нахождения: 630024, г. Новосибирск, ул. Бетонная, д. 4) (далее - АО «НССК»),

в отсутствие представителя АО «НССК», о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом (копия Определения об отложении рассмотрения дела № 054/04/9.21-154/2019 об административном правонарушении от 04.09.2019 г., направленная в адрес Общества с сопроводительным письмом исх. № 02-10977 от 06.09.2019 г., получена АО «НССК» 19.09.2019 г., что подтверждается отчетом ФГУП «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 63000736319079).

УСТАНОВИЛ:

В Новосибирское УФАС России поступили обращения ГЭПК «ЕРМАК-Н», АО «Новосибирскэнергосбыт» с жалобой на действия АО «НССК» по препятствованию перетоку электрической энергии на объекты ГЭПК «ЕРМАК-Н», в результате рассмотрения которых установлено следующее.

Между АО «Новосибирскэнергосбыт» и ГЭПК «ЕРМАК-Н» (далее - Потребителем), заключен Договор энергоснабжения от 08.11.2018 года№ 0-1605.

Согласно условиям данного Договора, Потребитель имеет право на пользование электрической энергией в объемах, установленных Договором, независимо от того присоединены энергопринимающие устройства данного Потребителя к сетям сетевой организации непосредственно либо опосредованно (через сети иных владельцев объектов электросетевого хозяйства не оказывающих услуги по передаче).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», пунктами 5 и 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила № 861), иными владельцами объектов электросетевого хозяйства (далее по тексту - иные владельцы) являются лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, через которые потребители электрической энергии по договорам с гарантирующим поставщиком присоединены к электрическим сетям сетевой организации, и не оказывающие услуги по передаче электрической энергии (не имеющие соответствующего тарифа).

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

При этом в соответствии с действующим законодательством (Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442), для реализации права на пользование электрической энергией необходимо наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям, подтвержденного соответствующими документами, и заключение договора энергоснабжения.

По адресу: город Новосибирск, ул. Бетонная, 4; ул. Бетонная, 4/2; ул. Горбаня находятся нежилые помещения, представляющие собой гаражные боксы 1996-1998гг. постройки. Данные гаражные боксы были предоставлены АО «НССК» в собственность своим работникам. Все владельцы гаражных боксов являются членами ГЭПК «Ермак-Н».

Согласно сведениям, представленным АО «РЭС» письмом исх. № РЭС-21/7447 от 24.07.2018 г., технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» было осуществлено к электрическим сетям в надлежащем порядке, что в частности подтверждается подписанным ОАО ЭиЭ «Новосибирскэнерго» и АО «НССК» актом от 31.08.2004 разграничения электрических сетей и энергопринимающего устройства, находящихся на праве собственности или владении на ином законном основании, и эксплуатационной ответственности. Указанным актом разграничения предусмотрена максимальная мощность 5430 кВт для всех энергопринимающих устройств АО «НССК», присоединенных к его сетям на дату составления акта.

Поскольку технологическое присоединение объектов АО «НССК» было осуществлено до даты вступления в силу Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, далее - Правила), договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанным лицом не заключался, акт об осуществлении технологического присоединения не составлялся.

В связи с поступлением в АО «РЭС» обращения от ГЭПК «ЕРМАК-Н» по вопросу технологического присоединения гаражных боксов, расположенных в объектах капитального строительства по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 4, ул. Бетонная, 4/2, ул. Горбаня, 28 (далее по тексту - гаражные боксы), сетевой организацией из представленных документов было установлено, что данные объекты приняты ГЭПК «ЕРМАК-Н» в эксплуатацию от АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат».

Согласно представленным документам заказчиком строительства капитальных гаражей было ОАО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат». При этом при вводе в эксплуатацию гаражные боксы были обеспечены системой электроснабжения, что подтверждается актами государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 20.06.1996 и от 30.06.2000, техническим отчетом по профилактическим испытаниям электрооборудования, протоколами измерения сопротивления изоляции. При строительстве гаражных боксов была разработана проектная документация, согласно которой предусматривалось электроснабжение гаражей с установленной мощностью 15,6 кВт, 3 категория по надежности, составлена схема электрическая принципиальная.

Для предъявления Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию гаражных боксов по ул. Бетонная, 4 ОАО «НССК» была составлена справка от 22.05.2000, согласно которой гаражи обеспечиваются электроэнергией в соответствии с т.у. ОАО «НССК» от трансформаторной подстанции ТП-2, эксплуатация которой обеспечивается силами ОАО «НССК».

Соответственно, надлежащее технологическое присоединение гаражных боксов к электрическим сетям было осуществлено, при этом непосредственное технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГЭПК «ЕРМАК-Н» к объектам электросетевого хозяйства, осуществлялось АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат», то есть законным владельцем электрических сетей. Максимальная мощность в размере 5430 кВт была выделена для снабжения электрической энергией объектов АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» как единого комплекса, в состав которого входили, в том числе гаражные боксы.

Фактическое присоединение к электрическим сетям гаражных боксов осуществлено до вступления в силу Правил.

Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Следовательно, Правила не распространяют своё действие на отношения сторон, возникшие до даты вступления в силу Правил.

Правилами пользования электрической энергии (утверждены Приказом № 310 от 06.12.1981), действующими до Правил № 861 было установлено, что абонент может присоединять к принадлежащим ему сетям электроустановки напряжением до 1000 Вольт в пределах мощности, указанной в договоре, без дополнительного разрешения энергоснабжающей организации, за исключением случаев, специально оговоренных в Правилах или других директивных документах, а свыше 1000 Вольт - только с разрешения энергоснабжающей организации (абзац 2 п. 1.1.4).

Учитывая, что АО «НССК» было осуществлено фактическое присоединение к своим электрическим сетям гаражных боксов на напряжении 0,4 кВ от ТП (т.е. напряжением до 1000 Вольт), а также в пределах мощности, указанной в договоре, согласование с энергоснабжающей организацией не требовалось.

При этом переоформление акта разграничения границ балансовой принадлежности с энергоснабжающей организацией также не требовалось, так как схема внешнего электроснабжения, категория надежности, максимальная мощность, разрешенная потребителю, не изменялись.

АО «НССК» (абонент) и ГЭПК «ЕРМАК-Н» (субабонент) заключен договор электроснабжения между абонентом и субабонентом № 16 от 03.03.2014, согласно которому абонент обязуется подавать через присоединенную сеть субабоненту электрическую энергию, получаемую от- энергоснабжающей организации, а субабонент обязуется оплачивать принятую электроэнергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. Объем фактически полученной субабонентом за расчетный период электрической энергии определяется на основании показаний прибора учета (п. 2.5 договора).

АО «НССК» (исполнитель) и ГЭПК «ЕРМАК-Н» (заказчик) заключен договор № 17 от 03.03.2014 об оказании услуг по техническому обслуживанию, согласно которому АО «НССК» оказывает услуги по техническому обслуживанию, надлежащему содержанию и ремонту инженерных сетей, в состав которых включаются, в том числе инженерные системы электроснабжения (п. 1.1, 1.3. договора). Согласно подписанным сметам среднемесячный лимит потребления электрической энергии ГЭПК «ЕРМАК-Н» за 2014 год составил 239 кВт*ч, среднемесячный лимит потребления электрической энергии ГЭПК «ЕРМАК-Н» за 2013 год составил 200 кВт*ч.

Таким образом, АО «НССК» подтвердило факт надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств ГЭПК «ЕРМАК-Н» в составе своих энергопринимающих устройств путем подписания с данным лицом договора энергоснабжения в отношении гаражных боксов, осуществляло переток электрической энергии для потребителя и прием денежных средств за потребленную электроэнергию.

Как указало АО «РЭС», выделение мощности 15 кВт из состава нагрузки АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» для электроснабжения объектов ГЭПК «ЕРМАК-Н» осуществлено в соответствии с действующим законодательством, поскольку мощность на данный объект была изначально выделена для данного энергопринимающего устройства, являющегося частью объектов АО «НССК».

Таким образом, технологическое присоединение объектов ГЭПК «ЕРМАК-Н» осуществлено к электрическим сетям АО «РЭС» опосредованно через сети иного владельца объектов электросетевого хозяйства - АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» в соответствии с императивными нормами в области электроэнергетики.

Письмом исх. № 53-17/150654 от 15.05.2018 г. АО «РЭС» проинформировало ГЭПК «ЕРМАК-Н», АО «Новосибирскэнергосбыт», АО «НССК» о том, что подтверждается пропуск мощности 15 кВт (потребитель III категории) по сети 10 кВ от ПС 110 кВ Ефремовская для дальнейшего электроснабжения гаражных боксов по ул. Бетонная, 4, ул. Бетонная, 2/2, ул. Горбаня 28. Дальнейшее электроснабжение объектов возможно на напряжении 0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-299 (п/с №2) и от РУ-0,4 кВ ТП-530 (п/с 4) (ЦРП-10 кВ АО «НССК»; ПС 110 кВ Ефремовская, фид. 10-245). Мощность 15 кВт разрешена в счет мощности, оформленной АО «НССК» в договоре № 126 от 02.02.2001 (абонент № 4126) в АО «Новосибирскэнергосбыт» для электроснабжения производственной площадки по ул. Бетонная, д. 4.

В данном случае энергопринимающие устройства Потребителя присоединены к сетям сетевой организации опосредованно через сети Акционерного общества «Новосибирский сельский строительный комбинат» (ИНН 5403100399, адрес: 630024, Новосибирская область, г. Новосибирск, Бетонная, д. 4), что подтверждается сведениями, представленными сетевой организацией АО «РЭС».

Таким образом, ТП-299, ТП-530, к которым подключен ГЭПК «Ермак-Н», в настоящее время находятся в границах эксплуатационной ответственности АО «НССК».

Указанные документы подтверждают не только то, что в электроснабжении потребителя участвует АО «НССК», но и тот факт, что энергопринимающее устройство потребителя имеет надлежащее технологическое присоединение к сетям сетевой организации, что дает ему право пользоваться на законных основаниях электрической энергией.

На основании вышеизложенного, АО «НССК» является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, и на него распространяется ряд прав и обязанностей, установленных действующим законодательством для данного субъекта.

Так, являясь иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, участвующим в снабжении потребителей электрической энергией, АО «НССК» в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», а также пунктом 6 Правил № 861, не вправе препятствовать передаче электрической энергии через свои электрические сети до потребителей (третьих лиц) и требовать за это оплату.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» установлен запрет любому лицу на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

13.11.2018 года АО «Новосибирскэнергосбыт» в адрес АО «НССК» направлено уведомление о необходимости подачи напряжения на объекты ГЭПК «ЕРМАК-Н» в связи с заключением договора энергоснабжения.

В нарушение статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», а также пункта 6 Правил № 861 АО «НССК» не подало напряжение на объект Потребителя - гаражные боксы - по адресу ул. Бетонная, д. 4, ул. Бетонная, д. 4/2, ул. Горбаня, д. 28 в г. Новосибирске.

На требование инспектора АО «Новосибирскэнергосбыт» осуществить подачу напряжения на объект Потребителя, ответственным за электроснабжение лицом АО «НССК» - .... был дан отказ. Электроснабжение объектов ГЭПК «Ермак- Н» по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 4, ул. Горбаня, 28 отсутствует. Указанные факты подтверждаются актом от 15.11.2018 года, составленным представителем АО «Новосибирскэнергосбыт».

Со стороны АО «Новосибирскэнергосбыт» на имя внешнего управляющего АО «НССК» было направлено письмо от 16.11.2018 г. № ИИО-45835/18 о необходимости подачи электрической энергии на объект Потребителя в кратчайшие сроки и непрепятствовании перетоку электрической энергии Потребителю через свои электрические сети.

АО «Новосибирскэнергосбыт» в адрес АО «НССК» повторно направлялось требование о возобновлении электроснабжения и запрос о причинах отключения исх. № ИИО-46325/18 от 20.11.2018 г., а также сообщение потребителю (исх. № ИИО-46437/18 от 20.11.2018 г.).

Однако, как следует из представленных в Новосибирское УФАС России документов и сведений, подача электрической энергии АО «НССК» на объект ГЭПК «Ермак-Н» в нарушение действующего законодательства не производится.

Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В действиях АО «НССК», являющегося владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя ГЭПК «Ермак-Н», по препятствованию перетоку электрической энергии на объекты ГЭПК «Ермак-Н» усматривается наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, АО «НССК» за нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 путем препятствования перетоку электрической энергии на объекты ГЭПК «Ермак-Н» несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Место совершения административного правонарушения - г. Новосибирск.

Время совершения административного правонарушения - с 15.11.2018 г. по настоящее время.

АО «НССК» в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России письмом вх. № 7914 от 07.12.2018 г. сообщило следующее.

1. Правом на электрическую мощность АО «НССК» было наделено в 1973г. в рамках осуществления мероприятий по технологическому присоединению имущественного комплекса в целом.

02.02.2001г. между АО «НССК» и ОАО «Новосибирскэнерго» заключен договор № 126 (код абонента 4126). С разрешенной мощностью, с учетом дополнительного соглашения от 28.05.2002г., до 5430 кВт.

Согласно Приложения № 1 к договору № 126 от 02.02.2001 г. были определены договорные величины электропотребления субабонентов, а приложением № 3.1. определен перечень субабонентов, присоединенных к сетям Абонента, а именно: ООО ПКФ «Эпикур», СПМК АО «Сельстроймонтаж», ОАО «Сибикуб», ЗАО «Ринос», ООО АЗС «Синтез».

В дальнейшем были оформлены следующие субабоненты: ООО «Дискус» (дополнительное соглашение от 06.12.2004г.), ИП Салапин О.В. (дополнительное соглашение от 13.01.2014г.).

Гаражные боксы, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 4, ул. Бетонная, 4/2, ул. Горбаня, 28, были приняты в эксплуатацию на основании Акта Государственной приемочной комиссии, утвержденного постановлением Администрации Кировского района г. Новосибирска от 17.10.1996г. № 993 и здание капитальных гаражей принадлежало АО «НССК». Право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке, а именно: Кировским Бюро технической инвентаризации 25.08.1997г. за № 1-201-135.

Начиная с момента создания гаражных боксов их электроснабжение осуществлялось АО «НССК», как объектов, принадлежащих на праве собственности предприятию.

ГПЭК «Ермак-Н», согласно выписке из ЕГРЮЛ был образован 14.11.2013г., начиная с даты образования кооператива не обращалось в АО «НССК» за оформлением субабонентских отношений по договору № 126 от 02.02.2001г.

Решением Кировского районного суда по гражданскому делу № 2-2620/2016 право собственности АО «НССК» на гаражные боксы было прекращено в связи возникновением права собственности на помещения, поскольку в силу закона невозможно одновременно наличие зарегистрированного права на здание и помещения в нем.

Право собственности на гаражные боксы за членами кооператива было признано на основании решений Кировского районного суда/мирового судьи 3-го судебного участка Кировского судебного района г. Новосибирска в период 2016г.

При этом в решениях Кировского районного суда/мирового судьи 3-го судебного участка Кировского судебного района г. Новосибирска отсутствует указание, что одновременно с признанием права собственности к членам ГПЭК «Ермак-Н» переходит право собственности на электрические мощности, в связи с этим у АО «НССК» отсутствует обязательство по безвозмездной передаче членам ГПЭК «Ермак-Н» иного имущества - максимальной мощности.

Таким образом, начиная с 2016г., в связи с прекращением права собственности АО «НССК» на здания гаражных боксов, электроснабжение объектов, принадлежащих иному лицу, может осуществляться только на основании правовых актов, регулирующих порядок подачи и потребления электроэнергии:

- Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике»;

Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно- диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

18.10.2016г. представителем ОАО «Новосибирскэнергосбыт» был составлен акт фиксации самовольного подключения к электрическим сетям и/или безучетного использования электрической энергии.

В котором указано, что повторно выявили самовольное подключение к электрическим сетям нежилых помещений, принадлежащих гр. Каладзе-Сарычев, гр. Колпакову Д.Ю., АО «Вымпелком», АО «Мегафон», ГПЭК «Ермак-Н», а также установлено, что указанные потребители осуществляют бездоговорное потребление от электрических сетей АО «НССК».

О необходимости выполнить комплекс технических и технологических мероприятий, позволяющих осуществлять беспрепятственное снабжение гаражных боксов, принадлежащих членам ГПЭК «Ермак-Н», руководство кооператива было уведомлено еще 17.08.2015г. (исх. № 120).

Однако никаких мероприятий осуществлено не было.

В связи с чем, 21.04.2017г. (исх. № 94) ГПЭК «Ермак-Н» был уведомлен о прекращении подачи напряжения с 29.04.2017г.

При этом в 2016 году ОАО «Новосибирскэнергосбыт» был проведен аудит, согласно Отчету о проведении технического аудита точек подключения и мощностей электроустановок потребителей, подключенных от электрических распределительных сетей АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат», утвержденных Техническим директором ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в 2016г., процент загрузки трансформаторных подстанций, через которые осуществлялось ранее электроснабжение гаражных боксов - №№ 2, 4 - 125 % и 130 % соответственно.

Таким образом, подключение гаражных боксов к электрическим сетям АО «НССК» невозможно, так как возникает риск недопустимой перегрузки силовых трансформаторов, что может привести к возникновению аварийных ситуаций.

В связи с тем, что на территории АО «НССК» расположен ряд объектов, отнесенных к опасным производственным объектам, недопустимо создание условий для возникновения аварийных ситуаций.

02.02.2018г. ГПЭК «Ермак-Н» обратилось в АО «НССК» с письмом о подготовке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей.

При этом ГПЭК «Ермак-Н» не были выполнены обязательные условия, которые позволяют проводить работу по технологическому присоединению к электрическим сетям, а именно: не установлена величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон, схема приема мощности, перечень точек присоединения, однолинейная схема присоединения энергопринимающих устройств к внешней сети с указанием длины проводов (кабеля).

Кроме того, перераспределение электрической мощности возможно только в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861.

Пункт 1 Правил устанавливает особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, в том числе посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Таким образом, перераспределение мощности производится между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а не между энергоснабжаемыми объектами.

Действующее законодательство РФ, регулирующее электроснабжение, предусматривает возможность перераспределения максимальной мощности только по воле ее правообладателя и при наличии технических условий для ее перераспределения.

При этом возникновение права собственности на часть гаражных боксов у физических лиц не означает, что у стороннего юридического лица, в данном случае АО «НССК», возникает обязанность о безвозмездной передаче им иного имущества, а именно максимальной мощности электрической энергии.

Данная позиция подтверждается существующей судебной практикой: Определение Верховного суда РФ от 08.09.2016г. №307-ЭС16-5146, в котором указано, что переход права собственности на объект недвижимости не влечет за собой автоматический переход права собственности на выделенные электрические мощности.

В случае с ГПЭК «ЕРМАК-Н» никакого перехода права (продажи, дарения и пр.) не проводилось, а право собственности членов кооператива возникло на основании решений Кировского районного суда, поэтому никаким правом требования на безвозмездное перераспределение электрической мощности ГПЭК «Ермак-Н» не обладает.

АО «НССК» неоднократно предлагалось руководству ГПЭК «ЕРМАК-Н» решать вопрос о самостоятельном присоединении к электрическим сетям, минуя электрические сети АО «НССК».

Однако данная работа ГПЭК «ЕРМАК-Н» не проведена.

В настоящее время АО «НССК» технически не может осуществить пропуск мощности в размере 15 кВт и подключить гаражные боксы, принадлежащие гражданам - членам ГПЭК «Ермак-Н», так как отсутствует такая техническая возможность, в связи с имеющейся перегрузкой трансформаторных подстанций, к которым были ранее присоединены гаражные боксы.

Таким образом, ГПЭК «Ермак-Н», требуя от АО «НССК» совершения действий по подключению к электроэнергии через электрические сети АО «НССК», пытается возложить на третье лицо обязанности, которые не предусмотрены ни договорными отношениями, ни законом.

  1. Подача электрической энергии на объекты ГПЭК «Ермак-Н» не планируется.
  2. Субабоненты энергопотребления в АО «НССК» отсутствуют.
  3. Договоров на поставку, транспортировку электроэнергии, заключенных с лицами, подключенным к сетям АО «НССК», не имеется.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.03.2018г. по делу № А45-17507/2017 в отношении АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» (далее - должник) введена процедура банкротства - внешнее управление. Внешним управляющим утвержден ....

Планом внешнего управления не предусматривается проведение реконструкции имеющихся трансформаторных подстанций и имеющегося энергетического оборудования.

АО «НССК» представило в Новосибирское УФАС России следующие письменные объяснения по делу.

1. Объекты ГЭПК «Ермак-Н» не являются объектами, надлежащим образом технологически присоединенными к электрическим сетям АО «НССК».

Согласно договору на пользование электрической энергией промышленным предприятием № 126 от 25.02.1988г. АО «НССК» была выделена электроэнергия в пределах 5430 кВт.

Гаражные боксы - объекты ГЭПК «Ермак-Н» были возведены позже выделения АО «НССК», как единому промышленному комплексу, электрической мощности, а именно в 1996 г. и 2000 г., что подтверждается актами государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 20.06.1996г., утв. Постановлением Администрации Кировского района от 17.10.1996г. №993 (право собственности АО «НССК», было зарегистрировано Кировским Бюро технической инвентаризации 25.08.1997г. за № 1-201-135) и от 30.06.2000г., который был утвержден распоряжением Администрации Кировского района № 1917 от 18.12.2000 г.

Таким образом, гаражные боксы, являлись собственностью АО «НССК» и обеспечивались электроэнергией в соответствии с техническими условиями АО «НССК» от трансформаторной подстанции ТП-2, эксплуатация которой обеспечивается силами АО «НССК» (справка от 22.05.2000г.).

ГЭПК «Ермак-Н) является гаражно-эксплуатационным кооперативом, созданным 14.11.2013г. в целях эксплуатации гаражей для стоянки автотранспорта.

24.12.2014г. АО «НССК» и Рябцевым B.C., Сапожниковым С.В., Фролкиным М.В., Миловановой Г.М., Сидарук О.В., Суворовым А.Н., Никитенко М.Н., Майковым В.А. был заключен Договор купли-продажи недвижимости, в соответствии с которым АО «НССК» (Продавец) обязуется передать в общедолевую собственность Покупателей нежилое здание, общей площадью 362,3 кв.м., этажность 1, подземная этажность 1, расположенное по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Бетонная, 4/2, кадастровый/условный номер <...> :35:051850:97. При этом доли Покупателей считаются равными.

Право собственности на гаражные боксы, расположенные по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Горбаня, 28, в здании площадью 804,6 кв.м. с кадастровым номером 54:35:051850:198 возникло у граждан только в 2015-2017г. на основании решений Кировского районного суда г. Новосибирска.

Таким образом, до прекращения права собственности АО «НССК» гаражные боксы находились в собственности АО «НССК» и энергоснабжение гаражных боксов осуществлялось в составе всего имущественного комплекса АО «НССК» на основании того, что АО «НССК» была выделена максимальная мощность в пределах 5430 кВт.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что надлежащим образом было осуществлено технологическое подключение лишь гаражных боксов, находящихся в собственности АО «НССК», к его же энергопринимающим устройствам. Надлежащее присоединение энергопринимающих устройств ГЭПК «Ермак-Н» места не имело, поскольку такое технологическое присоединение не может иметь места до перераспределения в пользу ГЭПК «Ермак-Н» максимальной мощности, и следующего за этим подписания актов об осуществлении технологического присоединения, разграничения балансовой принадлежности электросетей, разграничения эксплуатационной ответственности сторон, являющихся документами о технологическом присоединении.

В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861,

акт об осуществлении технологического присоединения (акт о технологическом присоединении) - документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства,

акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей) - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности,

акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств),

документы о технологическом присоединении - документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам эпектросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Таким образом, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон являются документами о технологическом присоединении, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке, определяющие технические характеристики технологического присоединения, в том числе величину максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.

2. Переход права собственности на гаражные боксы к членам ГЭПК «Ермак- Н» не повлек перераспределения максимальной мощности, выделенной АО «НССК», в пользу ГЭПК «Ермак-Н» в размере 15 кВт, необходимом для энергоснабжения таких боксов.

Максимальной мощностью признается наибольшая ее величина, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами в соответствии с документами о технологическом присоединении. В пределах максимальной мощности сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии. Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) определяется в процессе технологического присоединения или посредством ее перераспределения (пункты 2, 13(1) Правил недискриминациоиного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861).

Максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя принимается за основу расчета платы за технологическое присоединение, осуществляемое на принципе платности (Приказ ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»).

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, при надлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Из буквального толкования пункта 1 Правил технологического присоединения следует, что перераспределение мощности производится между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а не между энергоснабжаемыми объектами.

Раздел IV Правил технологического присоединения устанавливает особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии посредством перераспределения максимальной мощности, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Так, в соответствии с п. 34 Правил технологического присоединения лица, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе по соглашению с иными владельцами энергопринимающих устройств снизить объем максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя, в пределах действия соответствующего центра питания.

Лица, заключившие соглашение о перераспределении максимальной мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами (далее - соглашение о перераспределении мощности), направляют уведомление, подписанное сторонами соглашения о перераспределении мощности (далее - уведомление о перераспределении), сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой ранее были в установленном порядке присоединены энергопринимающие устройства лица, намеревающегося перераспределить свою максимальную мощность. В уведомлении помимо прочего указывается объем перераспределяемой мощности. К уведомлению прилагается заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, в пользу которого предполагается перераспределить избыток максимальной мощности, и прочие документы.

В соглашении о перераспределении мощности предусматриваются обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, предусмотренных техническими условиями.

Наличие указанного уведомления является основанием для осуществления мероприятий по технологическому присоединению (пункт 37 Правил присоединения).

Любое лицо, заинтересованное в перераспределении в свою пользу максимальной мощности других лиц, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям, вправе при наличии согласия этих лиц обратиться в сетевую организацию, к сетям которой присоединены их энергопринимающие устройства, за расчетом стоимости технологического присоединения посредством перераспределения максимальной мощности (п. 15 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. Приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17).

Из Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (в том числе из определения понятия максимальной мощности, а также принципов платности и однократности технологического при соединения) следует, что максимальной мощностью определяются пределы обязательств сетевой организации по передаче электроэнергии потребителю (лицу, присоединившему в установленном порядке свои энергопринимающие устройства к объектам электросетевого хозяйства этой сетевой компании). Потребитель вправе требовать от сетевой компании оказания услуг в объеме максимальной мощности.

Законодательство об энергоснабжении не допускает перераспределение максимальной мощности в пользу третьих лиц по их требованию без согласия лица, которое ранее подключило свои энергопринимающие устройства к сетевой организации. Мощность может быть перераспределена (уступлена) исключительно по воле ее прежнего правообладателя.

Воля АО «НССК» не была направлена на перераспределение мощности.

Данные выводы содержатся Определении Верховного Суда РФ от 08.09.2016 № 307-ЭС16-5146 по делу № А56-82652/2014.

Таким образом, максимальная мощность, необходимая для энергоснабжения гаражей, действительно включена в состав максимальной мощности, принадлежащей АО «НССК». Однако указанное не свидетельствует ни о надлежащем технологическом присоединении энергопринимающих устройств ГЭПК «Ермак-Н» к электрическим сетям АО «НССК», ни о переходе к ГЭПК «Ермак-Н» права на мощность в размере 15 кВт, необходимом для энергоснабжения гаражей.

В противном случае переход права собственности на здание и соответствующие энергопринимающие устройства будет означать перераспределение в пользу нового собственника максимальной мощности и отсутствие необходимости новому собственнику энергопринимающего устройства приобретать мощность на условиях возмездности.

Как было указано выше, технологическое присоединение должно быть завершено подписанием акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности, определяющих технические характеристики технологического присоединения, в том числе величину максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства.

3. У АО «НССК» отсутствует техническая возможность для обеспечения беспрепятственного перетока электроэнергии для потребления ГЭПК «Ермак-Н» через ТП-2.

Согласно Отчету о проведении технического аудита точек подключения и мощностей электроустановок потребителей, подключенных от электрических распределительных сетей АО «НССК», выполненному ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в 2016г., суммарная нагрузка по подстанции при подключении гаражных боксов ГЭПК «Ермак-Н» составила 399 кВт, что составляет 125 % нагрузки силового трансформатора, что является режимом работы с перегрузкой при потреблении максимальной мощности.

Таким образом, беспрепятственное потребление ГЭПК «Ермак-Н» электроэнергии приведет к перегрузке силового трансформатора, что является недопустимым и может повлечь причинение вреда имуществу АО «НССК», жизни и здоровью неограниченного круга лиц.

Таким образом, у АО «НССК» отсутствует техническая возможность для обеспечения беспрепятственного перетока электроэнергии для потребления ГЭПК «Ермак-Н» через ТП-2.

4. АО «НССК» не является субъектом естественной монополии и отсутствует единый тариф на услуги, в связи с чем, АО «НССК» не может быть признан субъектом естественной монополии.

Частью 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным условием квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» является наличие у указанного хозяйствующего субъекта доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

Пунктом с ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче электроэнергии отнесена к сфере деятельности естественных монополий.

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» следует, что услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Вместе с тем, переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Прав илам и недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Пунктом 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

В силу ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно определению услуги передачи электроэнергии при безвозмездном характере деятельности лиц, обеспечивающих беспрепятственный переток электроэнергии, товарного рынка в целях применения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» не существует.

У АО «НССК» отсутствует утвержденный тариф на услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем отсутствуют основания для признания АО «НССК» организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии и субъектом естественной монополии.

  1. Максимальная мощность, в том числе в размере 15 кВт, предназначенном для энергоснабжения гаражных боксов ГЭПК «Ермак-Н», является особого вида имуществом АО «НССК», признание перехода права на которое без соответствующей оплаты, безусловно ведет к нарушению прав кредиторов АО «НССК».

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.03.2018 № А45- 17507/2017 в отношении должника - АО «НССК» введена процедура банкротства - внешнее управление, внешним управляющим утвержден .....

Как процедура внешнего управления (ст.ст. 109-111, 121 Закона о банкротстве), так и процедура конкурсного производства (ст. 131, 139, 142 Закона о банкротстве) предусматривают, что за счет имущества должника удовлетворяются требования кредиторов, включенные в реестр.

Предоставленная АО «НССК» мощность является особым товаром и входит в состав имущества АО «НССК» (Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.11.2018г. по делу № А45-11471/2014).

Максимальная мощность, в том числе в размере 15 кВт, предназначенной для энергоснабжения гаражных боксов ГЭПК «Ермак-Н», является особого вида имуществом АО «НССК», признание перехода права на которое без соответствующей оплаты, безусловно, ведет к нарушению прав кредиторов АО «НССК».

  1. Отсутствуют основания для привлечения АО «НССК» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, (далее - ПНД) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 по делу № А50-5359/2011 (далее - постановление Президиума ВАС РФ) отмечено, что соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных ПНД.

Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений ПНД обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.

Согласно абзацу 5 пункта 2 ПНД документами, свидетельствующими о технологическом присоединении, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с п.З Разъяснений №7 Президиума ФАС России «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 №15) административная ответственность наступает только в том случае, если собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства препятствует перетоку электрической энергии через объекты элекгросетевого хозяйства на объекты (энергопринимающие устройства) третьих лиц, присоединенных в надлежащем порядке на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного с сетевой организацией и с согласия такого законного владельца.

Объекты ГЭПК «Ермак-Н» не являются объектами, надлежащим образом технологически присоединенными к электрическим сетям АО «НССК».

АО «НССК» не давало согласия на осуществление технологического присоединения, а также не давало согласия на подписание акта разграничения балансовой принадлежности с ГЭПК «Ермак-Н».

Также Общество сообщило, что на рассмотрении Арбитражного суда Новосибирской области находится дело № А45-37509/2018 по заявлению АО «НССК» к Прокуратуре Кировского района города Новосибирска о признании недействительным Представления от 12.09.2018 № 2-624в-2018 об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике. В рамках указанного дела в качестве третьих лиц привлечены ГЭПК «Ермак-Н», представитель кредиторов АО «НССК», АО «Региональные электрические сети» и АО «Новосибирскэнергосбыт». Обстоятельства наличия либо отсутствия у ГЭПК «Ермак-Н» надлежащего технологического присоединения к энергоустановкам АО «НССК», наличия либо отсутствия у ГЭПК «Ермак-Н» права на мощность, необходимую для энергоснабжения гаражных боксов и прочее будут устанавливаться Арбитражным судом Новосибирской области при рассмотрении дела № А45-37509/2018 по заявлению АО «НССК» к Прокуратуре Кировского района города Новосибирска о признании недействительным Представления от 12.09.2018 № 2-624в- 2018 об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике.

АО «НССК» считает, что данное дело не может быть рассмотрено до принятия решения по делу №А45-37509/2018 о признании незаконным представления прокурора, так как в данном деле также рассматривается вопрос о законности вынесения предписаний о понуждении АО «НССК» выразить свое согласие на технологическое присоединение.

По мнению АО «НССК», дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием оснований для привлечения АО «НССК» к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ

По поводу данных доводов ответчика необходимо отметить следующее.

Согласно сведениям, представленным АО «РЭС» письмом исх. № РЭС-21/7447 от 24.07.2018 г., технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» было осуществлено к электрическим сетям в надлежащем порядке, что в частности подтверждается подписанным ОАО ЭиЭ «Новосибирскэнерго» и АО «НССК» актом от 31.08.2004 разграничения электрических сетей и энергопринимающего устройства, находящихся на праве собственности или владении на ином законном основании, и эксплуатационной ответственности. Указанным актом разграничения предусмотрена максимальная мощность 5430 кВт для всех энергопринимающих устройств АО «НССК», присоединенных к его сетям на дату составления акта.

Поскольку технологическое присоединение объектов АО «НССК» было осуществлено до даты вступления в силу Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, далее - Правила), договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанным лицом не заключался, акт об осуществлении технологического присоединения не составлялся.

В связи с поступлением в АО «РЭС» обращения от ГЭПК «ЕРМАК-Н» по вопросу технологического присоединения гаражных боксов, расположенных в объектах капитального строительства по адресу: г. Новосибирск, ул. Бетонная, 4, ул. Бетонная, 4/2, ул. Горбаня, 28 (далее по тексту - гаражные боксы), сетевой организацией из представленных документов было установлено, что данные объекты приняты ГЭПК «ЕРМАК-Н» в эксплуатацию от АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат».

Согласно представленным документам заказчиком строительства капитальных гаражей было ОАО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат». При этом при вводе в эксплуатацию гаражные боксы были обеспечены системой электроснабжения, что подтверждается актами государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 20.06.1996 и от 30.06.2000, техническим отчетом по профилактическим испытаниям электрооборудования, протоколами измерения сопротивления изоляции. При строительстве гаражных боксов была разработана проектная документация, согласно которой предусматривалось электроснабжение гаражей с установленной мощностью 15,6 кВт, 3 категория по надежности, составлена схема электрическая принципиальная.

Для предъявления Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию гаражных боксов по ул. Бетонная, 4 ОАО «НССК» была составлена справка от 22.05.2000, согласно которой гаражи обеспечиваются электроэнергией в соответствии с т.у. ОАО «НССК» от трансформаторной подстанции ТП-2, эксплуатация которой обеспечивается силами ОАО «НССК».

Соответственно, надлежащее технологическое присоединение гаражных боксов к электрическим сетям было осуществлено, при этом непосредственное технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГЭПК «ЕРМАК-Н» к объектам электросетевого хозяйства, осуществлялось АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат», то есть законным владельцем электрических сетей. Максимальная мощность в размере 5430 кВт была выделена для снабжения электрической энергией объектов АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» как единого комплекса, в состав которого входили, в том числе гаражные боксы.

Фактическое присоединение к электрическим сетям гаражных боксов осуществлено до вступления в силу Правил.

Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Следовательно, Правила не распространяют своё действие на отношения сторон, возникшие до даты вступления в силу Правил.

Правилами пользования электрической энергии (утверждены Приказом № 310 от 06.12.1981), действующими до Правил № 861 было установлено, что абонент может присоединять к принадлежащим ему сетям электроустановки напряжением до 1000 Вольт в пределах мощности, указанной в договоре, без дополнительного разрешения энергоснабжающей организации, за исключением случаев, специально оговоренных в Правилах или других директивных документах, а свыше 1000 Вольт - только с разрешения энергоснабжающей организации (абзац 2 п. 1.1.4).

Учитывая, что АО «НССК» было осуществлено фактическое присоединение к своим электрическим сетям гаражных боксов на напряжении 0,4 кВ от ТП (т.е. напряжением до 1000 Вольт), а также в пределах мощности, указанной в договоре, согласование с энергоснабжающей организацией не требовалось.

При этом переоформление акта разграничения границ балансовой принадлежности с энергоснабжающей организацией также не требовалось, так как схема внешнего электроснабжения, категория надежности, максимальная мощность, разрешенная потребителю, не изменялись.

АО «НССК» (абонент) и ГЭПК «ЕРМАК-Н» (субабонент) заключен договор электроснабжения между абонентом и субабонентом № 16 от 03.03.2014, согласно которому абонент обязуется подавать через присоединенную сеть субабоненту электрическую энергию, получаемую от- энергоснабжающей организации, а субабонент обязуется оплачивать принятую электроэнергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. Объем фактически полученной субабонентом за расчетный период электрической энергии определяется на основании показаний прибора учета (п. 2.5 договора).

АО «НССК» (исполнитель) и ГЭПК «ЕРМАК-Н» (заказчик) заключен договор № 17 от 03.03.2014 об оказании услуг по техническому обслуживанию, согласно которому АО «НССК» оказывает услуги по техническому обслуживанию, надлежащему содержанию и ремонту инженерных сетей, в состав которых включаются, в том числе инженерные системы электроснабжения (п. 1.1, 1.3. договора). Согласно подписанным сметам среднемесячный лимит потребления электрической энергии ГЭПК «ЕРМАК-Н» за 2014 год составил 239 кВт*ч, среднемесячный лимит потребления электрической энергии ГЭПК «ЕРМАК-Н» за 2013 год составил 200 кВт*ч.

Таким образом, АО «НССК» подтвердило факт надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств ГЭПК «ЕРМАК-Н» в составе своих энергопринимающих устройств путем подписания с данным лицом договора энергоснабжения в отношении гаражных боксов, осуществляло переток электрической энергии для потребителя и прием денежных средств за потребленную электроэнергию.

Как указало АО «РЭС», выделение мощности 15 кВт из состава нагрузки АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» для электроснабжения объектов ГЭПК «ЕРМАК-Н» осуществлено в соответствии с действующим законодательством, поскольку мощность на данный объект была изначально выделена для данного энергопринимающего устройства, являющегося частью объектов АО «НССК».

Таким образом, технологическое присоединение объектов ГЭПК «ЕРМАК-Н» осуществлено к электрическим сетям АО «РЭС» опосредованно через сети иного владельца объектов электросетевого хозяйства - АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» в соответствии с императивными нормами в области электроэнергетики.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к электрическим сетям носит однократный характер».

Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

Наряду с изложенным, максимальная мощность является одной из характеристик объекта недвижимости, содержащего энергопринимающие устройства, присоединенные к энергосети. Поэтому при отчуждении такого объекта к новому владельцу переходит право на ту часть максимальной мощности, которая приходится на отчуждаемую часть объекта недвижимости, исходя из состава находящегося в ней энергопринимающего оборудования и технологического процесса, учтенных при определении размера максимальной мощности в ходе изначального осуществления технологического присоединения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2014 по делу № А56- 57282/2013).

Соответственно, смена собственника энергопринимающего устройства в порядке ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» не предполагает повторное технологическое присоединение и выделение дополнительной мощности от энергосистемы.

Поскольку технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГЭПК «ЕРМАК-Н» уже осуществлено к электрическим сетям в составе объектов АО «НССК», у сетевой организации в силу ч. 1 и ч. 4 ст. 26 Федерального закона № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» отсутствуют основания в выдаче заявителю технических условий, предусматривающих дополнительную мощность от энергосистемы и заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Соответственно, возникшие правоотношения ГЭПК «ЕРМАК-Н» и АО «НССК» раздел IV Правил не регулирует.

Наряду с изложенным, раздел IV Правил введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 № 334, т.е. после осуществления технологического присоединения гаражных боксов, соответственно, на дату осуществления технологического присоединения гаражных боксов к электрическим сетям составление соглашения о перераспределении максимальной мощности не требовалось. Перераспределение мощности для гаражных боксов владельцем сетей было осуществлено при фактическом присоединении объекта к электрическим сетям.

Наличие у ГЭПК «ЕРМАК-Н» права пользоваться электрической энергией подтверждается также фактом заключения Потребителем с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения от 08.11.2018 года№ Q-1605.

Прокуратурой Кировского района 12.09.2018 было выдано АО «НССК» представление № 2-621в2018 об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике, из которого следует, что АО «НССК» необходимо составить и согласовать с ГПЭК «Ермак-Н» акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.03.2019 г. № А45- 37509/2018 отказано в удовлетворении заявления АО «НССК» к Прокуратуре Кировского района города Новосибирска, о признании недействительным представления от 12.09.2018 №2-624в-2018 об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике.

Судом установлено, что АО «НССК», являясь владельцем объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства, обязано по требованию ГЭПК «ЕРМАК- Н» составить с ним акт разграничения балансовой принадлежности.

Поскольку технологическое присоединение энергопринимающих устройств ГЭПК «ЕРМАК-Н» уже осуществлено к электрическим сетям в составе объектов АО «НССК», у сетевой организации в силу частей 1 и 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике отсутствуют основания в выдаче заявителю технических условий, предусматривающих дополнительную мощность от энергосистемы и заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Исходя из изложенного, возникшие правоотношения ГЭПК «ЕРМАК-Н» и АО «НССК» раздел IV Правил технологического присоединения не регулирует.

Кроме того, раздел IV Правил введен постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 № 334, т.е. после осуществления технологического присоединения гаражных боксов, соответственно, на дату осуществления технологического присоединения гаражных боксов к электрическим сетям составление соглашения о перераспределении максимальной мощности не требовалось. Перераспределение мощности для гаражных боксов владельцем сетей было осуществлено при фактическом присоединении объекта к электрическим сетям.

Поскольку гаражные боксы на протяжении длительного времени были технологически присоединены к электрическим сетям АО «НССК», при этом мощность для энергопринимающих устройств гаражных боксов в силу принципа однократности технологического присоединения учитывалась владельцем объектов электросетевого хозяйства при определении загрузки объектов электросетевого хозяйства, довод АО «НССК» об отсутствии технической возможности электроснабжения гаражных боксов является несостоятельным.

Из отчета о проведении технического аудита ОАО «Новосибирскэнергосбыт», на который ссылается общество в обоснование невозможности восстановления электроснабжения в связи с перегрузкой подстанции, также следует, что по расчету нагрузок для гаражного кооператива предусмотрены электрические мощности суммарно в 15кВт.

При этом из отчета о проведении технического аудита не следует, что по подстанции № 2 125% нагрузки силового трансформатора связано исключительно с гаражами кооператива по ул. Бетонной. Согласно отчету к указанной подстанции подключены и иные объекты (2 общежития, токарный, крановое, РМЦ, стройцех, старое БРЦ, элетроцех, матсклад), электрические мощности для которых в разы превышают мощности кооператива (всего суммарная нагрузка 399 кВт, а для гаражного кооператива фактически только 10 кВт).

К подстанции № 4 подключены гаражи кооператива по ул. Горбачева, предусматривающие мощность в 5 кВт, при этом к данной подстанции также подключены 2 транзитных потребителя, неоформленные потребители Мегафон и Билайн, осуществляется собственное потребление обществом, общая суммарная нагрузка по подстанции №4 составляет 642 кВт (с перегрузкой в 130 %) против 5 кВт, предусмотренных для гаражного кооператива.

Таким образом, бесспорные доказательства, подтверждающие отсутствие технической возможности для обеспечения беспрепятственного перетока электроэнергии для потребления ГЭПК «Ермак-Н», а также необходимость подключения

исключительно через другие трансформаторные подстанции с изменением схемы внешнего электроснабжения, АО «НССК» в материалы дела не представлены.

Ссылка общества на определение Верховного Суда РФ от 08.09.2016 №307-ЭС16- 5146 судом не принимается во внимание, поскольку судебный акт принят по иным фактическим обстоятельствам, не связан с вопросом о перераспределении мощности в пользу гаражного кооператива, технологическое присоединение объектов которого состоялось при приемке в эксплуатацию гаражных боксов в составе единого комплекса объектов АО «НССК».

Доводы АО «НССК» о том, что ГПЭК «Ермак-Н» был образован только 14.11.2013, право собственности на гаражные боксы за членами кооператива было признано на основании решений суда только в период 2015-2017гг. не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания, поскольку обстоятельства по оформления гражданами прав на гаражные боксы и последующее образование гаражного кооператива не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего спора и не могут служить основаниями для отказа в оформлении акта о разграничении балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств объектов - гаражных боксов, технологическое подключение которых являлось однократным и имело место на момент их ввода в эксплуатацию.

Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 г. решение от 19.03.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45- 37509/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «НССК» - без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 19.03.2019 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.06.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-37509/2018 оставлены без изменения, кассационная жалоба АО «НССК» - без удовлетворения.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Материалами дела об административном правонарушении и вступившим в законную силу решением суда подтверждается факт осуществления технологического присоединения объектов ГЭПК «ЕРМАК-Н» к электрическим сетям АО «РЭС» опосредованно через сети иного владельца объектов электросетевого хозяйства - АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат», а также материалами дела подтверждается факт препятствования АО «НССК» перетоку электрической энергии на объекты ГЭПК «Ермак-Н».

На основании изложенного, АО «НССК» за нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 путем препятствования перетоку электрической энергии на объекты ГЭПК «Ермак-Н» несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

У АО «НССК» имелась возможность для исполнения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, путем соблюдения установленного Правилами недискриминационного доступа запрета собственникам и иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату, в отношении потребителя ГЭПК «Ермак-Н».

Таким образом, АО «НССК» не предприняло всех зависящих от него мер, необходимых и достаточных для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, что подтверждает наличие вины в действиях ответчика.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства АО «НССК» отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства и является средним предприятием.

Согласно ч. 1 ст. 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Согласно ч. 2 ст. 3.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу статьи 4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Руководствуясь частью 1 статьи 9.21, статьями 4.1.1 и 23.48, Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать Акционерное Общество «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» (ИНН 5403100399, КПП 540301001, ОГРН 1025401310780, дата регистрации 18.03.1993, адрес места нахождения: 630024, г. Новосибирск, ул. Бетонная, д. 4) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
  2. Применить к Акционерному Обществу «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат» (ИНН 5403100399, КПП 540301001, ОГРН 1025401310780, дата регистрации 18.03.1993, адрес места нахождения: 630024, г. Новосибирск, ул. Бетонная, д. 4) меру ответственности в виде предупреждения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления

В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Связанные организации

АО «Новосибирский Сельский Строительный Комбинат»
ИНН 5403100399, ОГРН 1025401310780