Решение №054/06/33-2435/2020 жалоба ООО «СибВодМелиорация» на действия заказчика - админи... от 21 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2435/2020

 

21 декабря 2020 года                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «СибВодМелиорация» на действия заказчика - администрации Карасукского района Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000620006707 на выполнение работ по строительству водозаборных скважин и станции водоподготовки в г. Карасуке Карасукского р-на Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 185 245 879,75 руб.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «СибВодМелиорация» с жалобой на действия заказчика - администрации Карасукского района Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000620006707 на выполнение работ по строительству водозаборных скважин и станции водоподготовки в г. Карасуке Карасукского р-на Новосибирской области.

Суть жалобы ООО «СибВодМелиорация» заключается в следующем.

1. В соответствии с конкурсной документацией выполнение работ по закупке включает ликвидацию шести вышедших из строя скважин в городе Карасуке (скважина № 3а по ул. Есенина, 1а, скважина № 4а по ул. Союзная, 39б, скважина № 5 по ул. Коммунистическая, 55а, скважина № 5а по ул. Заводская, 52б, скважина № 6 в 400 метрах на северо-западе от ориентира здания рыбзавода по ул. Заводская, 21, скважина № 7 в 700 метрах на северо-западе от ориентира здания рыбзавода по ул. Заводская, 21), а также строительство шести новых водозаборных скважин в городе Карасуке (ул. Белинского, 67А, ул. Автобазовская, 22А, ул. Сибирская, 115А, ул. Союзная, 39б, ул. Есенина, 1А, ул. Сударева, 44А).

Согласно п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки в каждом конкретном случае, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и ст.17 Закона о защите конкуренции, принимая во внимание, что объединение работ в один лот не повлечет за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчик объединил в один лот разные виды работ, а именно, работы по ликвидации шести вышедших из строя скважин и работы по строительству шести новых водозаборных скважин, расположенных по разным адресам на территории муниципального образования г. Карасук.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что указанные действия заказчика привели к установлению значительного размера обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, составляющего в общей сложности 1 852 458,80 рублей, что, в свою очередь, может ограничить количество участников закупки по причине отсутствия финансовой возможности внесения обеспечения заявки, а также отсутствия возможности фактического исполнения работ по контракту ввиду необходимости привлечения дополнительных трудовых и финансовых ресурсов.

2. В конкурсной документации по показателю «общее количество исполненных контрактов (договоров)» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее - квалификация участников закупки) установлено, что подтверждением соответствия указанному показателю является представление участником закупки следующих документов:

– копий контрактов (договоров), соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства. Стоимость каждого из таких контрактов (договоров) должна составлять не менее 28 000 000,00 рублей;

– копий актов выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

– копий разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 2 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом, ООО «СибВодМелиорация» непонятно на каком основании и каким образом заказчиком был определен минимальный размер стоимости контракта – 28 000 000 руб. Кроме того, неясно какое отношение имеет опыт по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства к данному объекту закупки.

На основании вышеизложенного, ООО «СибВодМелиорация» считает, что заказчиком нарушены положения ч.2 ст.8, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, ст.17 Закона о защите конкуренции.

Администрация Карасукского района Новосибирской области и ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «СибВодМелиорация» сообщили следующее.

Выполнение работ по строительству водозаборных скважин будет осуществляться в соответствии с проектной документацией, которая утверждена постановлением администрации Карасукского района Новосибирской области от 07.11.2019 № 3092-п и в полном объеме размещена в ЕИС. Также в ЕИС размещены результаты экспертизы проектной документации, проведенной ГБУ НСО «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» (далее – ГБУ НСО «ГВЭ НСО») (положительное заключение экспертизы от 05.11.2019 № 54-1-0979-19 по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, положительное заключение экспертизы от 29.10.2019 № 54-1-1-3-029769-2019 по проектной документации и результатам инженерных изысканий).

В соответствии с указанными заключениями проектными решениями предусмотрены бурение шести водозаборных скважин на водоносный горизонт покурской свиты, установка водоподъемного оборудования, погружных насосов, павильонов над каждой скважиной, установка водоподготовки в п. Ярок, строительство соединительных участков водопровода с подключением к системе водоснабжения, ликвидационный тампонаж скважин.

Таким образом, работы в рамках рассматриваемой закупки предусматривают создание единой сети водоснабжения на территории г. Карасук Новосибирской области. В связи с чем разделение данной закупки на несколько закупок может являться для заказчика экономически не целесообразным и создаст сложности для качественной реализации данного проекта.

Согласно проектной документации все водозаборные скважины территориально находятся в одном населенном пункте, а именно, в г. Карасук Новосибирской области. Также в проектной документации установлено, что в границы муниципального образования г. Карасука входит населенный пункт поселок Ярок.

Статья 33 Закона о контрактной системе устанавливает требования к описанию объекта закупки. При этом, из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно в соответствии с его потребностями.

Положениями ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции устанавливается запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Однако необходимо учитывать, что понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг законодательно не определено.

Согласно Определению ВАС РФ от 03.02.2014 № ВАС-481/14 заказчик вправе самостоятельно определять потребности, устанавливая в документации определенные виды работ. Объединение в один лот различных работ или объектов не может являться доказательством нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции.

Целесообразность включения в один лот строительных работ и работ по демонтажу объектов капитального строительства определяется необходимостью освобождения территории и переустройства инфраструктуры, что позволяет оптимизировать производственный процесс и обеспечить экономию бюджетных средств.

Таким образом, наличие проектной документации и положительное заключение экспертизы проектной документации на строительство шести водозаборных скважин подтверждает довод об их функциональной и технологической взаимосвязи. Инженерно-геологические изыскания также проводились по трассе проектируемых соединительных водопроводов от водозаборных скважин.

Согласно ст.44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей. Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

Размер обеспечения заявки по данной закупке – 1 852 458,8 руб. (1% начальной (максимальной) цены контракта), что не противоречит установленным ст.44 Закона о контрактной системе требованиям.

2) Согласно п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе, линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с п.23 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, по мнению ГКУ НСО «УКСис», из содержания проектной документации следует, что проектируемые объекты относятся к линейным объектам.

Требования к значению показателя «общее количество исполненных контрактов (договоров)» критерия «квалификация участников закупки» определены в соответствии с положениями п.27(2), п.27(3) Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1085 (далее – Правила).

Так, в соответствии с п.27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе, линейного объекта), по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки» в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

В соответствии с пп. «а» п.27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:

– объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

– линейные объекты капитального строительства;

– особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

– объекты культурного наследия.

Согласно положениям конкурсной документации стоимость каждого из таких контрактов (договоров) должна составлять не менее 28 000 000,00 рублей. При этом, указанная сумма была установлена исходя из минимальной стоимости строительства одной водозаборной скважины, указанной в сводном сметном расчете.

На основании изложенного, уполномоченное учреждение и заказчик считают, что конкурсная документация соответствует требованиям действующего законодательства.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с положениями конкурсной документации предметом данной закупки является строительство водозаборных скважин и станции водоподготовки в городе Карасуке Карасукского района Новосибирской области. При этом, при выполнении работ по контракту подрядчику необходимо будет осуществить ликвидацию шести существующих вышедших из строя скважин в городе Карасуке, а также строительство шести новых водозаборных скважин в городе Карасуке.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в ЕИС по данной закупке размещена, в том числе, проектная документация на строительство водозаборных скважин и станции водоподготовки в городе Карасуке Карасукского района Новосибирской области (шифр Н-6361-СП), которая получила положительное заключение государственной экспертизы ГБУ НСО «ГВЭ НСО» № 54-1-1-3-029769-2019, также размещенное в ЕИС.

Изучив положительное заключение экспертизы ГБУ НСО «ГВЭ НСО», Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что проектными решениями предусмотрены бурение шести водозаборных скважин на водоносный горизонт покурской свиты, установка водоподъемного оборудования, погружных насосов, павильонов над каждой скважиной, установка водоподготовки в п. Ярок, строительство соединительных участков водопровода с подключением к системе водоснабжения, ликвидационный тампонаж скважин № 3а, № 4а, № 5, 5а, № 6, № 7 (п. 4.2.2.1 заключения экспертизы).

Кроме того, заключение экспертизы содержит раздел 3.2.3.1.1.4, предусматривающий выполнение работ по ликвидации бездействующих скважин.

Таким образом, на основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что объединение в один лот указанных видов работ, выполнение которых будет осуществляться на территории одного муниципального образования, не является нарушением положений действующего законодательства, поскольку по данному объекту строительства разработана и утверждена единая проектно-сметная документация (включающая работы по ликвидации бездействующих скважин и работы по строительству новых скважин).

В соответствии с ч.1 ст.44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное. Согласно ч.16 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 185 245 879,75 руб.

При этом, в соответствии с п.7 конкурсной документации размер обеспечения заявок составляет 1% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 852 458,80 руб.

Таким образом, размер обеспечения заявок установлен заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Частью 1 ст.96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Согласно ч.6 ст.96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от 0,5 процента до 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

При этом, в соответствии с п.8 конкурсной документации размер обеспечения исполнения контракта составляет 1% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 852 458,80 руб.

Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта установлен заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

2. В силу п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно п.4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) стоимостные критерии оценки, в том числе, цена контракта;

б) нестоимостные критерии оценки:

- квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пп. «б» п.27(2) Правил одним из показателей нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» является общее количество исполненных контрактов (договоров).

В соответствии с пп. «а» п.27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:

– объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

– линейные объекты капитального строительства;

– особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

– объекты культурного наследия.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в документации открытого конкурса в электронной форме установлены такие критерии оценки заявок, как «цена контракта» и «квалификация участников закупки». По критерию «квалификация участников закупки» заказчиком определен показатель «общее количество исполненных контрактов (договоров)».

Подтверждением соответствия квалификации участника закупки данному показателю является представление, в том числе, контрактов, соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов относятся контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства. Стоимость каждого из таких контрактов должна составлять не менее 28 000 000,00 рублей.

В своих возражениях заказчик сообщил, что указанная стоимость каждого из представляемых контрактов установлена на основании минимальной стоимости строительства одной водозаборной скважины. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что установление указанной стоимости для каждого представляемого участниками закупки контракта обоснованно.

В соответствии с п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Изучив проектно-сметную документацию, размещенную в ЕИС по данной закупке, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что проектируемые объекты относятся к линейным объектам. Таким образом, в конкурсной документации правомерно установлено требование о представлении в качестве подтверждения соответствия показателю нестоимостного критерия оценки контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, конкурсная документация не противоречит действующему законодательству.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СибВодМелиорация» на действия заказчика - администрации Карасукского района Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000620006707 на выполнение работ по строительству водозаборных скважин и станции водоподготовки в г. Карасуке Карасукского р-на Новосибирской области необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны