Решение б/н Решение по делу №02-01-37-10-10 в отношении ЗАО «РЭС» от 8 января 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-37-10-10

 г. Новосибирск

Резолютивная часть решения оглашена “

8

сентября

 

2010

г.

В полном объёме решение изготовлено “

13

сентября

 

2010

г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

Ельчанинов А.А. – зам. руководителя управления;

члены Комиссии:

Даниленко Г.Н. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

Салтевский В.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

рассмотрев дело № 02-01-37-10-10 по признакам нарушения ЗАО «РЭС» (630005, г. Новосибирск, ул. С. Шамшиных, 80) п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «ПМК-59», в котором говорится о навязывании ЗАО «РЭС» условий договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, невыгодных заявителю.

Заявитель обратился 09.02.2010 г. в ЗАО «РЭС» (Вх. № 53054 и 53055) с целью заключения договоров об осуществлении технологического присоединения трёхэтажного жилого дома по ул. Советская, 112/1 в г. Барабинске, НСО (I объект) и многоквартирного жилого дома № 10 в микрорайоне «Южный» г. Куйбышев, НСО (II объект) к электрическим сетям. В ответ ЗАО «РЭС» были подготовлены и направлены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с техническими условиями. По отдельным пунктам данных договоров ООО «ПМК-59» не согласно с предлагаемыми условиями и считает их нарушающими действующее законодательство.

Оба объекта заявителя технологически присоединяются по второй категории надёжности, что требует технологического присоединения к двум независимым источникам энергоснабжения. Это исключает отнесение ООО «ПМК-59» к категориям лиц, указанных в п. 12.1-14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г.; далее – Правила). Поэтому в силу п. 16 Правил, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 1 год для заявителей, суммарная присоединённая мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

I объект. Согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 5100996 от 26.04.2010 г., в соответствии с заявкой ООО «ПМК-59» на технологическое присоединение № 20 от 08.02.2010 г. и условиями настоящего договора, ЗАО «РЭС» обязуется осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства ООО «ПМК-59» трёхэтажного жилого дома мощностью 47,55 кВт, категории электроснабжения по надёжности II по адресу: ул. Советская, 112/1 г. Барабинска, НСО в районе к своей электрической сети, а ООО «ПМК-59» обязуется оплатить указанное присоединение.

В соответствии с п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно технического обеспечения (утв. Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006 г.), «сети инженерно-технического обеспечения» – совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Данное постановление не регулирует отношения хозяйствующих субъектов по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям. Поэтому ссылка ООО «ПМК-59» на вышеназванный документ является несостоятельной. В данном случае при расчёте размера платы за технологическое присоединение необходимо руководствоваться Правилами и приказом департамента по тарифам Новосибирской области «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ЗАО «РЭС» на территории Новосибирской области» № 6-Е от 29.01.2010 г. (далее – Приказ Департамента).

II объект. Согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 5100997 от 26.04.2010 г., в соответствии с заявкой ООО «ПМК-59» на технологическое присоединение № 19 от 08.02.2010 г. и условиями настоящего договора, ЗАО «РЭС» обязуется осуществить технологическое присоединение энергопринимающего устройства ООО «ПМК-59» многоквартирного жилого дома № 10 мощностью 103,7 кВт, категории электроснабжения по надёжности II по адресу: в микрорайоне «Южный» г. Куйбышев, НСО в районе к своей электрической сети, а ООО «ПМК-59» обязуется оплатить указанное присоединение. Пунктом 1.3 устанавливается, что перечень мероприятий по технологическому присоединению определяется в соответствии с действующим законодательством и техническими условиями № РЭлС-04-22/53054 от 20.04.2010 г., являющимися Приложением № 1 к настоящему договору.

В соответствии с п. 1 вышеназванных технических условий ООО «ПМК-59» должно запроектировать и построить двухтрансформаторную подстанцию (далее – ТП) напряжением 10/0,4 кВ. В п. 25 (б) Правил сказано, что в технических условиях для заявителей, за исключением лиц, указанных в п. 12.1 и 14 настоящих правил, должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надёжности и качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счёт её средств. Т.е. строительство ТП отнесено Правилами к усилению существующей электрической сети, и расходы должно нести ЗАО «РЭС».

В технических условиях № РЭлС-04-22/53054 от 20.04.2010 г. не предусмотрено каких-либо действий со стороны сетевой организации. Вместе с тем, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 5100997 от 26.04.2010 г. предусматривает размер платы за технологическое присоединение 4514815,94 руб. ((18690-242)*103,7*2*1,18). Данный расчёт не является правомерным, поскольку сетевой организацией не будет разрабатываться проектная документация, что подтверждается письмом ЗАО «РЭС» № РЭлС-04/2490 от 20.05.2010 г., а также не будут выполняться технические условия в связи с отсутствием обременения. Реальный размер платы в соответствии с Приказом Департамента должен составить 244487,27 руб. ((18690-242-1570-15879)*103,7*2*1,18).

Таким образом, ЗАО «РЭС» навязывает ООО «ПМК-59» заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 5100997 от 26.04.2010 г. на невыгодных условиях, что ущемляет интересы заявителя и противоречит п. 25 (б) Правил и Приказу Департамента.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в т.ч. навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в т.ч. имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

ЗАО «РЭС» Приказом ФСТ России № 140-э от 18.04.2005 г. включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел: «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 54.1.38, т.е. его деятельность в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.1995 г. подлежит государственному регулированию и контролю.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Действия ЗАО «РЭС» по навязыванию ООО «ПМК-59» невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям являются нарушением п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В отзыве на определение о возбуждении дела (Вх. № 6729 от 08.09.2010 г.) ЗАО «РЭС» не признаёт свою вину по установленным в ходе проверки признакам нарушения антимонопольного законодательства, поясняя следующее.

«1. Указанные в технических условиях № РЭлС-04-22/53054 от 20.04.2010 г. мероприятия не являются усилением существующей электрической сети, поскольку представляют собой мероприятия по созданию энергопринимающих устройств, необходимых исключительно для технологического присоединения объектов ООО «ПМК-59».

Антимонопольный орган неверно толкует п. 25 (б) Правил, возлагая на ЗАО «РЭС» выполнение фактически всех мероприятий по технологическому присоединению ООО «ПМК-59» (в том числе создания энергопринимающих устройств на его объекте).

Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольный орган полагает, что строительство двухтрансформаторной ТП 10/0,4 кВ и сооружение КВЛ-10 кВ является «усилением существующей электрической сети», и должно осуществляться за счёт средств сетевой организации.

Однако данный вывод антимонопольного органа противоречит п. 25 (б) Правил. Как следует из материалов дела существующая электрическая сеть ЗАО «РЭС» не требует усиления для технологического присоединения объектов ООО «ПМК-59».

Строительство двухтрансформаторной ТП 10/0,4 кВ и сооружение КВЛ-10 кВ по существу является созданием энергопринимающих устройств, относящихся к объекту (строящемуся дому) ООО «ПМК-59» и, следовательно, необходимому исключительно ООО «ПМК-59».

Строительство энергопринимающих устройств заявителя не относится к требованиям п. 25 (б) Правил. И, соответственно, строительство данных объектов не является усилением существующей электрической сети, а возложение на ЗАО «РЭС» выполнение фактически всех мероприятий по технологическому присоединению объектов ООО «ПМК-59» (в том числе создание энергопринимающих устройств объекта) противоречит действующему законодательству.

2. ЗАО «РЭС» верно применил положения Приказа Департамента. Исчисление платы за технологическое присоединение, приведённое антимонопольным органом, противоречит положениям данного нормативно-правового акта.

Исходя из Приказа и Определения антимонопольного органа следует, что при исчислении платы за технологическое присоединение антимонопольный орган исключил из составляющих платы за технологическое присоединение несколько её составляющих. В частности исключена «разработка сетевой организацией проектной документации» и «выполнение технических условий сетевой организацией».

Однако данный вывод антимонопольного органа противоречит положениям самого Приказа Департамента.

В самом Приказе Департамента (примечание по применению приложения к Приказу Департамента) содержится исчерпывающий перечень случаев, когда отдельные составляющие платы за технологическое присоединение могут не взиматься. В частности в отдельных случаях не взимается плата за подготовку сетевой организацией технических условий (п. 2 примечания) и плата за участие сетевой организации в осмотре присоединяемых устройств (п. 3 примечания).

Возможности не взимания платы за выполнение технических условий и разработку сетевой организацией проектной документации Приказ Департамента не предусматривает.

Соответственно, ЗАО «РЭС» обоснованно исчислило плату за технологическое присоединение, исходя из положений соответствующего нормативно-правового акта, не позволяющего произвести иное исчисление платы.

При таких обстоятельствах, ЗАО «РЭС» не допустило никаких нарушений норм действующего законодательства и, соответственно, в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства».

На заседании Комиссии представитель ЗАО «РЭС» поддержал свою позицию, изложенную в отзыве на определение о возбуждении дела.

Комиссией Новосибирского УФАС России принимаются данные доводы.

1. Строительство ТП не относится к новой мощности, поскольку ТП лишь преобразует напряжение в сети с 10 до 0,4 кВ, поэтому п. 25 (б) Правил не применим в данном случае.

2. Размер платы за технологическое присоединение подразумевает не оплату по конкретному объекту, а внесение средств на инвестиционную программу ЗАО «РЭС», реализуемую на территории Новосибирской области.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 02-01-37-10-10 по признакам нарушения ЗАО «РЭС» п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

 

 

А.А. Ельчанинов

 

Члены Комиссии:

 

 

Г.Н. Даниленко

 

 

 

 

 

 

 

В.А. Салтевский

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны