Постановление №054/04/14.31-1006/2023 в отношении юридического лица – ОАО «Сузунское ЖКХ» от 13 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.31-1006/2023

о назначении административного наказания

 

13 июня 2023 года                                                           г. Новосибирск

 

Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Максимейко Елена Владимировна, рассмотрев протокол № 054/04/14.31-1006/2023 об административном правонарушении от 29.05.2023 и материалы административного дела в отношении юридического лица – ОАО «Сузунское ЖКХ» (633623, Новосибирская область, р.п. Сузун, ул. Коммунистическая, д. 3, ИНН 5436108763, КПП 543601001, ОГРН 1105483000809), по факту нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в присутствии заместителя директора по общим вопросам ОАО «Сузунское ЖКХ» <…>, действующего по доверенности №6 от 15.05.2023.

УСТАНОВИЛ:

Рассмотрев дело №054/01/10-1351/2022 о нарушении антимонопольного законодательства 02.03.2023 Комиссия Новосибирского УФАС России приняла решение:

  1.  Признать ОАО «Сузунское ЖКХ» занимающим доминирующее положение на рынке услуг по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему на территории Сузунского района Новосибирской области, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать ОАО «Сузунское ЖКХ» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ограничения въезда транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию земельного участка с расположенным на нем прудом-отстойником в период с 06.05.2022 по 25.05.2022.

ОАО «Сузунское ЖКХ» не выдавалось предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи устранением запрета на доступ транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию земельного участка с расположенным на нем прудом-отстойником ввиду заключения с ООО «МагистральСтрой» договора № 15 от 26.05.2022 на содержание автомобильной дороги и разворотной площадки в границах полигона в р.п. Сузун Новосибирской области в летний и в зимний период.

Решением Комиссии Новосибирского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1)  доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при

осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Новосибирским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок №220), составлен Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему на территории Сузунского района Новосибирской области в период с 01.01.2021 по 30.09.2022.

Предварительное определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.4 Порядка № 220 произведено на основании условий договоров, заключенных с потребителями, счетов-фактур, подтверждающих оказание услуг по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему.

 Определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с разделом IV Порядка №220. Согласно п. 4.2 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе (Новосибирская область), в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. 

Согласно п. 3.7 Порядка № 220 определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Согласно ответу Администрации Сузунского района Новосибирской области, организации, оказывающие услуги по вывозу ЖБО на территории Сузунского района, вывозят ЖБО на полигон, земельный участок в р.п. Сузун с кадастровым номером 54:22:010119:526.

Единственным местом, куда потребители, в том числе и само ОАО «Сузунское ЖКХ», транспортируют и фактически размещают ЖБО, является земельный участок с расположенным на нем прудом-отстойником, находящийся в ведении ОАО «Сузунское ЖКХ» на территории Сузунского района Новосибирской области. Единственный хозяйствующий субъект, который оказывает услуги по содержанию вышеуказанного пруда-отстойника и подъездных путей к нему, является ОАО «Сузунское ЖКХ».

Также, согласно ответу Администрации Сузунского района Новосибирской области, хозяйствующие субъекты, которые оказывали услуги по размещению (захоронению) ЖБО за пределами Сузунского района в 2021 году и январе-апреле 2022, отсутствуют. 

Деятельность по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему не взаимозаменяема с другими видами деятельности, так как покупатель фактически не заменяет и не готов заменить указанную услугу в связи с отсутствием иного способа обеспечить выполнения функционального назначения услуги по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему – размещение ЖБО.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (п. 6.3 Порядка № 220).

По результатам расчетов, проведенных Новосибирским УФАС России установлено, что ОАО «Сузунское ЖКХ» на рынке услуг по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему на территории Сузунского района Новосибирской области за период с 01.01.2021 по 30.09.2022 занимало долю более 50%.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о наличии у ОАО «Сузунское ЖКХ» доминирующего положения на рынке услуг по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему на территории Сузунского района Новосибирской области в период с 01.01.2021 по 30.09.2022.

Основным видом деятельности ОАО «Сузунское ЖКХ» является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительными видами деятельности ОАО «Сузунское ЖКХ» являются в том числе: сбор и обработка сточных вод, сбор отходов, обработка и утилизация отходов.

В рамках проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке ОАО «Сузунское ЖКХ» письмом вх. №11124-ЭП/22 от 22.07.2022 сообщило, что ОАО «Сузунское «ЖКХ» в 2021 и в период с января по май 2022 самостоятельно оказывало услуги населению, юридическим лицам по вывозу жидких бытовых отходов.

При этом, ОАО «Сузунское ЖКХ» оказывает услуги населению и юридическим лицам по вывозу жидких бытовых отходов с использованием ассенизаторских машин и передает ЖБО ИП Комиссарову О.А. на пруд-отстойник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:22:010119:526, выделенный для размещения полигона жидких и твердых бытовых отходов.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что ООО «МагистральСтрой» и ОАО «Сузунское ЖКХ» в вышеуказанный период осуществляли свою деятельность на одном товарном рынке, то есть являлись конкурентами по оказанию услуги вывоза ЖБО.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В частности, при оценке наличия злоупотребления в поведении доминирующего на рынке субъекта принимаются во внимание законные интересы этого субъекта, которые вправе преследовать любой участник рынка вне зависимости от его положения на рынке (например, связанные с соблюдением правил безопасности при осуществлении деятельности, необходимостью выполнения иных обязательных и (или) обычных для соответствующей сферы деятельности требований, обеспечением экономической эффективности (экономия затрат) его собственной деятельности как участника рынка).

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно ч. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО «МагистральСтрой» зарегистрировано и осуществляет фактическую деятельность в р.п. Сузун Новосибирской области. Основными видами деятельности Общества является управление и содержание многоквартирных домов, а также оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов как для населения, так и для организаций, в том числе и социальным объектам, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС в реестре контрактов, заключенных с государственными и муниципальными заказчиками по результатам проведения закупок в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На территории Сузунского района Новосибирской области жидкие бытовые отходы размещаются на земельном участке с расположенным на нем прудом-отстойником, находящемся в ведении ОАО «Сузунское ЖКХ», оказывающего услуги по содержанию данного пруда-отстойника и подъездных путей к нему.

Иных мест для размещения жидких бытовых отходов на территории Сузунского района Новосибирской области не имеется.

Соответственно, запрет со стороны ОАО «Сузунское ЖКХ» доступу транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию земельного участка, где расположен пруд-отстойник, ведет к препятствованию осуществления предпринимательской деятельности в части оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов, а также создает препятствия для надлежащего исполнения обязательств в рамках заключенных договоров и государственных/муниципальных контрактов, что ведет к возникновению негативных последствий в виде уплаты неустоек и штрафов, а также включения в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом наличие между ОАО «Сузунское ЖКХ» ООО «МагистральСтрой» гражданско-правового спора о нарушении условий договора, уклонении ООО «МагистральСтрой» от оплаты оказанных услуг за период времени с 29.12.2017 по 29.04.2022 не могло являться основанием совершения ОАО «Сузунское ЖКХ», как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, действий по устранению конкурентов с товарного рынка, причинению им вреда, ущемлению их прав, поскольку такие споры должны разрешаться в судебном порядке.

Так в материалы дела ОАО «Сузунское ЖКХ» представлено исковое заявление от 14.04.2022 о взыскании задолженности по договора оказания услуг, ответчиком в котором указано ООО «МагистральСтрой». Однако, как установлено Комиссией Новосибирского УФАС России и не отрицалось директором ОАО «Сузунское ЖКХ», данное исковое заявление не было подано в Арбитражный суд Новосибирской области, а напротив, воспользовавшись своим доминирующим положением ОАО «Сузунское ЖКХ» направило 29.04.2022 в адрес ООО «МагистральСтрой» уведомление об одностороннем расторжении договора, а затем с 06.05.2022 запретило въезд транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию пруда-отстойника.

Также в материалы дела представлено решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.04.2019 по делу № А45-42836/2018, согласно которому с ООО «МагистральСтрой» в пользу ОАО «Сузунское ЖКХ» взыскана задолженность по коммунальным услугам.

Указанное свидетельствует о том, что у ОАО «Сузунское ЖКХ» имелась возможность разрешить возникший с ООО «МагистральСтрой» гражданско-правовой спор в судебном порядке.

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела №054/01/10-1351/2022 от 10.08.2022, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о доказанности факта ограничения доступа транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию земельного участка №54:22:010119:526 с целью препятствования осуществлению предпринимательской деятельности, а также устранению конкурента с товарного рынка.

Таким образом, действия ОАО «Сузунское ЖКХ», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему на территории Сузунского района Новосибирской области, по ограничению въезда транспортных средств  ООО «МагистральСтрой» на территорию земельного участка с расположенным на нем прудом-отстойником в период с 06.05.2022 по 25.05.2022 привели к ущемлению интересов ООО «МагистральСтрой», чем нарушили ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», исходя из положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 10 ст. 4, ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях ОАО «Сузунское ЖКХ» усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Место совершения нарушения – Новосибирская область, Сузунский район, р.п. Сузун, территория земельного участка 54:22:010119:526.

Время совершения правонарушения – 06.05.2022 (дата ограничения ОАО «Сузунское ЖКХ» въезда транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию пруда-отстойника и подъездных путей к нему).

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 054/04/14.31-1006/2023 представитель ОАО «Сузунское ЖКХ» предоставил письменные пояснения.

ОАО «Сузунское ЖКХ» признает тот факт, что 29.04.2022 в адрес ООО «МагистральСтрой» было направлено уведомление о расторжении договора № 1 от 29.12.2017, и что с 06.05.2022 по 25.05.2022 доступ транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию арендованного ОАО «Сузунское ЖКХ» земельного участка, где расположен пруд-отстойник, был ограничен.

При этом ОАО «Сузунское ЖКХ» просит при назначении административного наказания учесть обстоятельства, а именно:

  1. Причинами расторжения договора и ограничения доступа транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию арендованного ОАО «Сузунским ЖКХ» земельного участка, явились противоправные действия ООО «МагистральСтрой», выразившиеся в систематическом нарушении условий договора, уклонении от оплаты оказанных услуг за период времени с 29.12.2017 по 29.04.2022, уклонение от подписи Актов выполненных работ, универсальных платежных документов и ежегодных актов сверки взаимных расчетов;
  2. период ограничения доступа транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию арендованного ОАО «Сузунское ЖКХ» земельного участка составил всего двадцать дней и ущерба ООО «МагистральСтрой» не причинил;
  3. ОАО «Сузунское ЖКХ» добровольно прекратило ограничение доступа транспортных средств ООО «МагистральСтрой» с 26.05.2022;
  4. ОАО «Сузунское ЖКХ» оказывало всестороннее содействие Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  5. ОАО «Сузунское ЖКХ» на основании гарантийного письма ООО «МагистральСтрой» с 26.05.2022 возобновило доступ транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию арендованного ОАО «Сузунское ЖКХ» земельного участка, чем предотвратило наступление каких-либо вредных последствий административного правонарушения.

 Так же ОАО «Сузунское ЖКХ» просит принять во внимание, что ООО «МагистральСтрой» использует обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области как средство недобросовестной конкуренции, для получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, его действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, так как несмотря на то, что с 26.05.2022 допуск транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию земельного участка арендованного ОАО «Сузунское ЖКХ» был возобновлен, ООО «МагистральСтрой» до настоящего времени оплату оказанных услуг не производит и от подписи Актов выполненных работ и универсальных платежных документов уклоняется, что уже причинило ОАО «Сузунское ЖКХ» значительные материальные убытки.

Дополнительно ОАО «Сузунское ЖКХ» было направлено возращение на протокол об административном правонарушении №054/04/14.31-1006/2023 от 29.05.2023.

ОАО «Сузунское ЖКХ» не согласно с обстоятельствами, изложенными в описании События административного правонарушения, установленными Решением Комиссии Новосибирского УФАС России, а именно:

  1. Согласно изложенным в протоколе обстоятельствам Комиссией Новосибирского УФАС России при определении доминирующего положения ОАО «Сузунское ЖКХ», как хозяйствующего субъекта, произведено Определение географических границ товарного рынка в соответствии с разделом IV Порядка №220. Согласно п. 4.2 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе (Новосибирская область), в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. При этом согласно ответу Администрации Сузунского района Новосибирской области, Комиссией Новосибирского УФАС России принято решение, что хозяйствующие субъекты, которые оказывали услуги по размещению (захоронению) ЖБО за пределами Сузунского района в 2021 г. и январе-апреле 2022 г., отсутствуют. При этом Комиссией Новосибирского УФАС России не принято во внимание, что площадь Сузунского района составляет 474,6 тыс. га, при протяженности 89 км, что составляет всего 2,7 % от территории Новосибирской области, при этом на территории Новосибирской области, в границах которой определены географические границы товарного рынка, услуги по размещению ЖБО дополнительно оказывают девять лицензированных организаций обслуживающих очистные сооружения, а именно:
  •  МУП Горводоканал г. Новосибирск, ул. Октябрьская, д.З
  • МУП Горводоканал п. Кудряшовский, ул. Октябрьская, 11
  • МУП Горводоканал, г. Обь, ул. Шевченко, 1А
  • МАП Г орводоканал, с. Раздолное ул. Советская, 1 А
  • МУП Комбинат бытовых услуг г. Бердск ул. Промышленная 1
  • ООО Водоканал г. Искитим проспект Юбилейный 4
  • Черепановский Водоканал в поселке Посевная
  • Черепановский Водоканал в поселке Дорогино
  • а также Канализационно-очистные сооружения имеются в городе Черепаново (Водоканал - ул. Строителей, д. 1), расположенном в непосредственной близости от Сузунского района, на расстоянии 86 км от р.п. Сузун. Все указанные хозяйствующие субъекты оказывали услуги по размещению (захоронению) ЖБО в 2021 г. и январе-апреле 2022 г.
  1. Деятельность по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему не взаимозаменяема с другими видами деятельности, так как покупатель фактически не заменяет и не готов заменить указанную услугу в связи с отсутствием иного способа обеспечить выполнения функционального назначения услуги по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему - размещение ЖБО, но при этом Комиссией Новосибирского УФАС России не принято во внимание, что тариф на вывоз ЖБО не является  регулируемым в соответствии с законодательством РФ тарифом и не устанавливается Департаментом по тарифам Новосибирской области, а устанавливался ООО «МагистральСтрой» внутренним приказом на основании калькуляции затрат, в связи с чем, у ООО «МагистральСтрой» имелась неограниченная возможность производить размещение ЖБО на любом из хозяйствующих субъектов Новосибирской области, скорректировав размер тарифа исходя из фактических затрат, таким образом на рынке услуг по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему на территории Новосибирской области за период с 01.01.2021 по 30.09.2022 ОАО «Сузунское ЖКХ» занимало долю менее 50% и выводы Комиссии Новосибирского УФАС России о наличии у ОАО «Сузунское ЖКХ» доминирующего положения на рынке услуг по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему на территории рассматриваемого региона Новосибирская область, в период с 01.01.2021 г. по 30.09.2022 г. не соответствуют действительности.
  2. ООО «МагистральСтрой» и ОАО «Сузунское ЖКХ» в вышеуказанный период осуществляли свою деятельность на одном товарном рынке, то есть являлись конкурентами по оказанию услуги вывоза ЖБО, что также не соответствует действительности, так как ООО «МагистральСтрой» и ОАО «Сузунское ЖКХ» производили вывоз ЖБО в рамках заключенных долгосрочных договоров управления МКД и договоров оказания услуг, в связи с чем, у ОАО «Сузунское ЖКХ» отсутствовала какая-либо возможность оказания данного вида услуг клиентам ООО «МагистральСтрой», и конкурентами ООО «МагистральСтрой» и ОАО «Сузунское ЖКХ» по оказанию услуги вывоза ЖБО не являлись. 
  3. Запрет со стороны ОАО «Сузунское ЖКХ» доступу транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию земельного участка, где расположен пруд-отстойник, ведет к препятствованию осуществления предпринимательской деятельности в части оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов, а также создает препятствия для надлежащего исполнения обязательств в рамках заключенных договоров и государственных/муниципальных контрактов, что ведет к возникновению негативных последствий в виде уплаты неустоек и штрафов, а также включение в реестр недобросовестных поставщиков, при этом хозяйствующие субъекты Новосибирской области, оказывающие услуги по размещению ЖБО, и возможность ООО «МагистральСтрой» размещения ЖБО на канализационно-очистных сооружениях, размещенных в г. Черепаново, Комиссией Новосибирского УФАС России не рассматривалась.
  4. При этом, при принятии решения о наличии злоупотребления в поведении ОАО «Сузунское ЖКХ» Комиссией Новосибирского УФАС России не учтены положения п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», а именно то, что обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается только монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением

В свою очередь, хозяйствующий субъект, вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Причинами расторжения договора и ограничения доступа транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию арендованного ОАО «Сузунское ЖКХ» земельного участка, явились действия ООО «МагистральСтрой», выразившиеся в систематическом нарушении условий договора, уклонении от оплаты оказанных услуг за период времени с 29.12.2017 г. по 29.04.2022 г., уклонение от подписи Актов выполненных работ, универсальных платежных документов и ежегодных актов сверки взаимных расчетов, что лишило ОАО «Сузунское ЖКХ» возможности защищать собственные права и интересы в судебном порядке, в связи с отсутствием средств доказывания.

Период ограничения доступа транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию арендованного ОАО «Сузунское ЖКХ» земельного участка составил двадцать дней и ущерба ООО «МагистральСтрой» не причинил.

ОАО «Сузунское ЖКХ» добровольно прекратило ограничение доступа транспортных средств ООО «МагистральСтрой» с 26.05.2022, еще до начала проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.

  1. Условиями Договора № 1 по содержанию пруда-отстойника и подъездных путей к нему от 29.12.2017, заключённым между ОАО «Сузунское ЖКХ» и ООО «МагистральСтрой», изначально предусмотрена возможность расторжения договора в одностороннем порядке (п. 5.4. Договора), при этом не в момент заключения договора и в период его действия указанное условие со стороны ООО «МагистральСтрой» не обжаловалось, в связи с чем, действия ОАО «Сузунское ЖКХ» по расторжению договора и ограничению въезда на арендованный ОАО «Сузунское ЖКХ» земельный участок № 54:22:010119:526, являлись условием защиты законных интересов участников договора, принятым ОАО «Сузунское ЖКХ» и ООО «МагистральСтрой» при заключении договора.
  2. На основании проекта искового заявления от 14.04.2022 о взыскании задолженности по договорам оказания услуг, подготовленного в порядке пред арбитражного разрешения спора, ответчиком в котором указано ООО «МагистральСтрой», Комиссией Новосибирского УФАС России сделаны выводы, что ОАО «Сузунское ЖКХ», воспользовавшись своим доминирующим положением, не подав исковое заявление в Арбитражный суд Новосибирской области, направило 29.04.2022 в адрес ООО «МагистральСтрой» уведомление об одностороннем расторжении договора, а затем с 06.05.2022 запретило въезд транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию пруда-отстойника.

С 29.12.2017 по 29.04.2022, ООО «МагистральСтрой» от подписи Актов выполненных работ, универсальных платежных документов и ежегодных актов сверки взаимных расчетов уклонялось, и долговые обязательства не признавало, что лишило ОАО «Сузунское ЖКХ» возможности защищать собственные права и законные интересы в судебном порядке, в связи с отсутствием средств доказывания, так как в случае подачи искового заявления в суд без подтверждающих оказание услуг документов, в принятии искового заявления ОАО «Сузунское ЖКХ» будет отказано.

Протокол об административном правонарушении №054/04/14.31-1006/2023 в отношении юридического лица - ОАО «Сузунское ЖКХ» составлен по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ на основании Решения Комиссии Новосибирского УФАС России по делу №054/01/10-1351/2022, выводы которой были сделаны без учета существенных условий, исключающих монополистическую деятельность - злоупотребление ОАО «Сузунское ЖКХ» своим доминирующим положением.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено следующее.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок № 220).

Новосибирским УФАС России продуктовые, географические границы рынка, а также состав продавцов и размер доли определены в соответствии с положениями Порядка № 220.

Выводы, содержащиеся в Аналитическом отчете отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, соответствуют собранным доказательствам и основаны по требованиях Порядка № 220, в связи с чем нарушений при его составлении не установлено.

Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факт нарушения ОАО «Сузунское ЖКХ»» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» подтверждается решением комиссии Новосибирского УФАС России от 02.03.2023 по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-1351/2022, в связи с чем возбуждено дело об административном правонарушении № 054/04/14.31-1006/2023 от 29.05.2023.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с обеспечением добросовестной конкуренции.

Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо – ОАО «Сузунское ЖКХ».

Применительно к субъективной стороне необходимо принимать во внимание, что согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия ОАО «Сузунское ЖКХ» всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено.

Факт нарушения подтверждается решением комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 02.03.2023 по результатам рассмотрения дела № 054/01/10-1351/2022 от 10.08.2022, материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, материалами дела об административном правонарушении, протоколом № 054/04/14.31-1006/2023 от 29.05.2023 об административном правонарушении.

С учетом имеющихся в деле доказательств, наличие в действиях ОАО «Сузунское ЖКХ» состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.

Таким образом, ОАО «Сузунское ЖКХ» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, перечень которых установлен ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации, составляет один год, и в настоящее время не истек.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, предусмотренными ст. 4.2 КоАП РФ, признаются: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, отсутствуют.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В ходе рассмотрения Комиссией Новосибирского УФАС России дела ОАО «Сузунское ЖКХ» представлены сведения, свидетельствующие о добровольном прекращении ограничении доступа транспортных средств ООО «МагистральСтрой» на территорию пруда-отстойника с 26.05.2022 до принятия решения по делу.

В связи с указанным имеются основания для назначения административного наказания в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Малозначительность совершенного ОАО «Сузунское ЖКХ» административного правонарушения не установлена, в связи с чем основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ не имеется на основании ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ч. 1 ст. 14.31, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающих обстоятельств,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО «Сузунское ЖКХ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к ОАО «Сузунское ЖКХ» меру административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьей 31.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40 101 810 900 000 010 001 ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК 045004001.

 

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Банк получателя: Сибирское ГУ Банка России//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск.

Номер банковского счета 40102810445370000043.

Номер казначейского счета 03100643000000015100.

БИК 015004950.

ОКТМО 50701000.

Получатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. ИНН 5405116098/КПП 540501001, ОГРН 1035401913568, КБК 16111601141010031140, УИН 16100500000001691173.

Назначение платежа: административные штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, постановление в соответствии с действующим законодательством направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны