Решение №054/06/33-2385/2023 в отношении ГКУ НСО «СТК и РМТБ» от 21 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-2385/2023   

«21» ноября 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

.....................

в присутствии представителей:

заказчика - ГКУ НСО «СТК и РМТБ»: -  (по доверенности), - (по доверенности),

подателя жалобы – ООО «МО «Отдел медицинской техники»: - (по доверенности), - (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «МО «Отдел медицинской техники» на действия заказчика - ГКУ НСО «СТК и РМТБ» при проведении электронного аукциона № 0351300058723000190 на поставку медицинских изделий – автоматические дозаторы лекарственных средств, закупаемых с целью реализации региональной составляющей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение», за счет средств областного бюджета Новосибирской области в 2023 году, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, начальная (максимальная) цена контракта 2 940 762,08 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «МО «Отдел медицинской техники» с жалобой на действия заказчика - ГКУ НСО «СТК и РМТБ» при проведении электронного аукциона № 0351300058723000190 на поставку медицинских изделий.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 07.11.2023 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 15.11.2023 г.;

3) на участие в аукционе подана 1 заявка;

4) 17.11.2023 г. на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) электронный аукцион был признан не состоявшимся.

5) в результате рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе она была признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона;

5) победителем электронного аукциона признано ООО «Техноторг-Н».

Суть жалобы ООО «МО «Отдел медицинской техники» заключается в следующем.

1) ООО «МО «Отдел медицинской техники» считает, что в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики, которые не имеют клинической обоснованности и функциональности, а ряд требований к дозаторам соответствуют только одному производителю - насос инфузионный шприцевой «WIT – 301А», страна происхождения Китай, производитель «Guangzhou WIT Medical Technology, LTD», что, по мнению подателя жалобы, ограничивает количество участников закупки, кроме того, технические характеристики не соответствуют ГОСТ, в связи с чем, требуется внести изменения.

2) Заказчик в описании объекта закупки по ряду позиций указывает о соответствии характеристики требованиям ГОСТ Р 57504-2017 «Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок» (далее - ГОСТ Р 57504-2017), однако значение показателя либо не существует в заявленном ГОСТ Р 57504-2017, либо не соответствует указанному ГОСТ Р 57504-2017.

3) Податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и пп. «а» п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила), поскольку наименование объекта закупки не соответствует наименованию позиции КТРУ (32.50.13.160-00000001), примененной заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона.

ГКУ НСО «СТК и РМТБ» в возражениях на жалобу ООО «МО «Отдел медицинской техники» сообщило следующее.

Запрос коммерческих предложений для формирования описания объекта закупки и расчета начальной (максимальной) цены контракта производился путем запроса цен на товары, работы, услуги в Единой информационной системе (извещение № 0351300058723000649).

По итогам анализа поступивших коммерческих предложений на их соответствие требованиям запроса цен, а также информации о характеристиках оборудования, полученных при проведении запроса цен, при формировании описания объекта закупки использовались характеристики медицинских изделий, соответствующие показателям не менее чем двух производителей, в том числе:

- насос шприцевой в вариантах исполнения «BeneFusion SP1». Страна происхождения: Китай (РУ РЗН 2019/8904 от 17.09.2019);

- насос инфузионный шприцевой «Перфузор® Сиэйс» («Perfusor® Space») с принадлежностями. Страна происхождения: Германия (РУ РЗН 2013/905 от 28.04.2022).

На довод о несоответствии наименования, установленного КТРУ 32.50.13.160-00000001 наименованию закупаемого товара заказчик сообщил, что код вида номенклатурной классификации закупаемого медицинского изделия по виду (229860) и описание товара по классификатору соответствуют приобретаемому медицинскому изделию. Предмет контракта установлен в соответствии с Приказом Минздрава НСО от 27.02.2023 № 405 об утверждении перечня закупаемых медицинских изделий и Приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями».

По доводу жалобы о соответствии ряда требований (п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 29 описания объекта закупки) только одному производителю заказчик пояснил, что характеристики оборудования соответствуют показателям не менее чем двух производителей.

На сайте Росздравнадзора в отношении медицинского изделия с регистрационным удостоверением № РЗН 2019/8904 от 17.09.2019 (насос шприцевой в вариантах исполнения «BeneFusion SP1») инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия не содержится, информация о фактических характеристиках оборудования содержится в коммерческом предложении поставщика и соответствует характеристикам и значениям характеристик, указанным в запросе цен. Кроме того, информация о соответствии данного оборудования, по указанным подателем жалобы характеристикам указанным в описании объекта закупки содержится на сайте <...>

Согласно размещенной на сайте Росздравнадзора в отношении медицинского изделия с регистрационным удостоверением № РЗН 2013/905 от 28.04.2022 (насос инфузионный шприцевой «Перфузор® Спэйс» («Perfusor® Space») с принадлежностями) руководства по эксплуатации медицинского изделия указанные подателям жалобы показатели соответствуют требованиям описания объекта закупки.

В части отсутствия, либо несоответствия ГОСТ Р 57504-2017 указанных в описании объекта закупки характеристик, заказчик пояснил, что данные требования содержатся в ГОСТ Р 57504-2017.

Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом.

Согласно ч. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Участвующие в заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика заявили, что описанию объекта закупки соответствует 2 товара различных производителей, что отражено в сравнительной таблице.

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в соответствии с инструкцией по применению медицинского изделия «Перфузор® Спэйс» («Perfusor® Space»), размещённой на сайте Росздравнадзора к РУ РЗН 2013/905 от 28.04.2022, указанное медицинское изделие не соответствует требованиям описания объекта закупки, в частности: в описании объекта закупки указано, что максимальная скорость инфузии должна быть не менее 1 500 мл/ч, вместе с тем, в данной инструкции указано, что скорость инфузии составляет от 0,01 до 999,9 мл/ч, сведений об иной скорости инфузии в данной инструкции не содержится. Таким образом, указанное медицинское изделие не соответствует требованиям описания объекта закупки.

Кроме того, насос инфузионный шприцевой «WIT – 301А», страна происхождения Китай, производитель «Guangzhou WIT Medical Technology, LTD» (РУ № РЗН 2021/13793) в соответствии с руководством по эксплуатации размещенном на сайте Росздравнадзора, не соответствует требованиям описания объекта закупки по ширине (140 мм) и по весу (1,9 кг).

Заказчиком не было представлено исчерпывающих доказательств соответствия товаров двух различных производителей требованиям описания объекта закупки, что также подтверждается результатами закупки – на участие в электронном аукционе была подана одна заявка.

На основании изложенного, описание объекта закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а в действиях заказчика усматриваются признаки ограничения конкуренции.

Довод жалобы частично подтверждён.

2) Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование заказчиком при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пп. «а» п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно п. 6 Правил в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п.5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В позициях 8, 12-14, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 35 в качестве обоснования дополнительных характеристик, указанных в описании объекта закупки, заказчиком был использован ГОСТ Р 57504-2017. Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что наименования характеристик, указанных в описании объекта закупки либо отличаются от характеристик, указанных в ГОСТ Р 57504-2017, либо отсутствуют в нем, например: в описании объекта закупки указано, что заказчику необходимо автоматическое определение размера шприца (п. 8 описания объекта закупки), однако в ГОСТ Р 57504-2017 указано, что в техническом задании, в том числе, могут быть указаны объемы используемых шприцев (контейнеров, касет, картриджей) (раздел 5 ГОСТ Р 57504-2017), аналогичные разночтения описания объекта закупки с ГОСТ Р 57504-2017 содержатся и в других вышеуказанных позициях описания объекта закупки.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика не смогли обосновать необходимость изменения наименований показателей, содержащихся в 32.50.13.160-00000001 7.

Таким образом, заказчиком необоснованно включены в описание объекта закупки характеристики товара, не предусмотренные позицией КТРУ 32.50.13.160-00000001, а также 32.50.13.160-00000001, довод жалобы нашёл своё подтверждение.

3) В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе  порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с позицией, изложенной в п.3 письма ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19, письме Минфина России от 13.02.2020 № 24-03-07/9746, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.

Согласно пп. «б» п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

На основании п.4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп.«б» - пп.«г» и пп.«е» - пп.«з» п. 10 Правил формирования КТРУ.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в соответствии с наименованием объекта закупки заказчику к поставке требуется автоматические дозаторы лекарственных средств, в связи с чем заказчиком была использована позиция КТРУ 32.50.13.160-00000001 насос шприцевой. Согласно разделу «общая информация» для данной позиции КТРУ насос шприцевой является электросетевым (переменного тока) устройством для высокоточного (по дозировке и скорости инфузии) вливания лекарственных или физиологических растворов.

Таким образом, Комиссия Новосибирского России считает, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной, поскольку противоречия между наименованием объекта закупки и описания позиции КТРУ отсутствуют.

Довод жалобы не нашёл своего подтверждения.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «МО «Отдел медицинской техники»  на действия заказчика - ГКУ НСО «СТК и РМТБ» при проведении электронного аукциона № 0351300058723000190 на поставку медицинских изделий, частично обоснованной.

2) Признать заказчика нарушившим ст. 33 Закона о контрактной системе, Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

3) Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4) Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны