Решение №054/06/14-109/2023 жалоба ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на положения извещения об осущес... от 1 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/14-109/2023

 

 «01» февраля 2023 года                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» (ИНН 0262034984) на положения извещения об осуществлении закупки (извещение от 18.01.2023 № 0334100000223000006) на поставку систем видеонаблюдения (Приоб ВВСТ и ВТИ иных тов, работ и услуг в рам ГОЗ в ЦО ГПВ), ИКЗ 231380801610238080100100000012640000, заказчик – Федеральное казенное учреждение «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ИНН 3808016102),

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на положения извещения об осуществлении закупки (извещение от 18.01.2023 № 0334100000223000006) на поставку систем видеонаблюдения (Приоб ВВСТ и ВТИ иных тов, работ и услуг в рам ГОЗ в ЦО ГПВ), ИКЗ 231380801610238080100100000012640000, заказчик – Федеральное казенное учреждение «Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» ФКУ «ВСОУ МТС МВД России» (ФКУ «ВСОУ МТС МВД России»).

 

Суть жалобы заключается в следующем.

Согласно доводу подателя жалобы, заказчиком не был установлен запрет согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ № 1236).

Как следует из части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение части 3 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ было принято постановление Правительства РФ № 1236.

Согласно извещению об осуществлении закупки от 18.01.2023 № 0334100000223000006, заказчик закупает систему (комплект) видеонаблюдения.

В силу пункта 1 статьи 479 Гражданского кодекса Российской Федерации, комплект – это набор разных товаров, которые функционально могут использоваться самостоятельно, но передаются вместе. При этом каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным товаром, который может продаваться и использоваться по своему целевому назначению, независимо от других товаров, включенных в комплект.

Согласно пункту 3.34 ГОСТ Р 51558-2014 система видеонаблюдения – это совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и/или технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой.

Проанализировав извещение об осуществлении закупки, заявитель пришел к выводу, что неотъемлемой частью объекта закупки является программное обеспечение (далее – ПО).

Податель жалобы сообщает, что неотъемлемой частью любого электронного оборудования (устройства) является программное обеспечение, обеспечивающее его функционирование и выполняющее функцию системы управления. Согласно классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных к классам программного обеспечения относится также встроенное программное обеспечение (далее – ВПО). ВПО в камере видеонаблюдения является неотъемлемой частью устройства, обеспечивает его функционирование и выполняет функцию системы управления, без которого оборудование (камера видеонаблюдения) технически не сможет запуститься и работать.

Вне зависимости от объекта закупки, если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Данная правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда РФ от 06.11.2020 № 305-ЭС20-18037 по делу № А40-177649/2019, указывает на необходимость установления запрета на допуск иностранного программного обеспечения, в том числе в случае закупки оборудования с предустановленным программным обеспечением (встроенным программным обеспечением, микрокодом), с так называемым «вшитым» ПО.

Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22.09.2020 № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных», утвержден классификатор программного обеспечения.

 

Классификатор

Описание класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код (числовое обозначение) раздела или класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код (числовое обозначение)

Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности

Раздел

Класс

 

Встроенные

прикладные

программы

Встроенные программы, которые должны храниться в постоянной памяти и обеспечивать выполнение устройством предопределенных задач

01.03

62

Предопределенной задачей цифровой камеры видеонаблюдения является захват видеоизображения и звука, их оцифровка, обработка полученного видеосигнала, его программная обработка (яркость, контрастность, упаковка), осуществление постоянного хранения и его передача в цифровом виде для дальнейшего отображения или хранения, а также в случае возникновения тревожных ситуаций передача сигнала системе контроля и управления безопасностью.

Согласно пункту 2 постановления Правительства № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В свою очередь, Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержит сведения об указанном выше в классификаторе программном обеспечении для IP-камер:

  1. порядковый номер реестровой записи 501204, Наименование программного обеспечения – Микропрограммное обеспечение «Нексус» https://reestr.digital.gov.ru/reestr/501204/;
  2. порядковый номер реестровой записи 490569, Наименование программного обеспечения – Программное обеспечение для IP-камер серии QVC https://reestr.digital.gov.ru/reestr/490569/.

В изменениях № 1 к ГОСТ Р 51558-2014 «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденных и введенных в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.10.2019 № 852-ст, внесены следующие изменения «Статью 3.47 изложить в новой редакции: «3.47 цифровая видеокамера (digital camera): Видеокамера, предназначенная для преобразования оптического изображения в цифровой телевизионный видеосигнал».

Заявитель считает, что у заказчика была обязанность установить запрет согласно подпункту «а» пункта 2.1 постановления Правительства РФ № 1236, т.к. вышеперечисленные электронные устройства являются непосредственно материальным носителем встроенного программного обеспечения. Согласно сведениям единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных к классам программного обеспечения относится также встроенное программное обеспечение.

ГОСТ 15971-90 классифицирует «ЭВМ» как «Вычислительная машина, основные функциональные устройства которой выполнены на электронных компонентах», «Совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получение результата в необходимой форме. Как правило, в состав ЭВМ входит и системное программное обеспечение». IР-камеры видеонаблюдения имеют встроенное программное обеспечение, выполняющее передачу сигнала через цифровые каналы связи, имеют процессор и оперативную память, обладают несколькими функциями, в том числе, аналитическими.

Любая цифровая камера видеонаблюдения в своем составе имеет следующие электронные компоненты:

  1. Вычислительное устройство (процессор), производит первичную обработку видеосигнала: корректирует яркость, цветность, контрастность изображения, а также улучшение видеосигнала: цифровое шумоподавление, компенсацию встречной засветки, компенсацию теней по краям кадра, автоматическое регулировку освещенности и усиления сигнала, сжатие аудио- и видеопотока.
  2. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) - служит для хранения временных данных и данных, с которыми в текущий момент работает устройство. Так же, IP-камеры имеют видеобуфер, это часть ОЗУ, зарезервированная для записи и временного хранения видеокадров. Информация в видеобуфере обновляется циклически, то есть новый кадр записывается вместо самого старого.
  3. Постоянное запоминающее устройство (BIOS, SD-карты и др.), отвечающее за хранение и функционирование программного обеспечения камеры, а также, в случае необходимости, хранение обработанного видеоизображения и аудиоданных.
  4. Устройство ввода (объектив + сенсор, микрофон, тревожный вход) отвечает за ввод визуальной и звуковой информации, а также сигналов от других устройств (например, датчиков движения, датчики СКУД и других охранных систем).
  5. Устройство вывода, в частности тревожный выход, передающее управляющий сигнал в охранную систему, а также оцифрованный обработанный видео- и аудиопоток для его дальнейшей записи в систему хранения данных и ее дальнейшее отображения на экране оператора системы безопасности.

Также податель жалобы указал на имеющееся заключение Торгово-промышленной палаты Ростовской области № 0489900387, согласно которому цифровая видеокамера является электронно-вычислительной машиной, а также материальным носителем встроенного программного обеспечения.

По мнению подателя жалобы, из буквального толкования положений постановления Правительства РФ № 1236 следует, что главным условием установления запрета является нахождение ПО в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Также пунктом 1 постановления Правительства РФ № 1236 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункта 2 названного Порядка, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В свою очередь заказчиком не было подготовлено вышеупомянутое обоснование.

С учетом изложенного, податель жалобы просил признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» от заказчика поступили пояснения следующего содержания.

Согласно извещению об осуществлении закупки от 18.01.2023 № 0334100000223000006 объектом закупки является поставка систем видеонаблюдения, без требования о наличии (установки) программного обеспечения, соответственно запрет, согласно пункту 2.1 постановления Правительства РФ № 1236, заказчиком не устанавливался.

Согласно постановления Правительства РФ № 1236 программное обеспечение – это поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программного обеспечения.

Как указывает заказчик, система видеонаблюдения (камера видеонаблюдения) не является материальным носителем в классическом понимании, поскольку фактически не имеет загружаемого программного обеспечения, а также не предусматривает его установку, разработку, модификацию, модернизацию в результате исполнения контракта.

Камера видеонаблюдения – это автономное портативное электронное устройство, основной функцией которого является захват и запись видео.

Программное обеспечение камеры видеонаблюдения – это микропрограмма (микрокод), являющаяся связующим звеном технологических составляющих камеры, для ее функционирования, первичного начала ее работы и включения, не выполняющая функций программного обеспечения в классическом понимании. Эта встроенная микропрограмма (микрокод) разработана исключительно для конкретного электронного оборудования (устройства), что свидетельствует о невозможности разделения физических и цифровых составляющих видеокамеры, следовательно, не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана.

Цифровая камера видеонаблюдения является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга.

Заказчик также считает, что необходимо разделять понятия «Материальный носитель ПО в камере» и «Материальный носитель, на котором поставляется ПО», поскольку это разные носители.

Материальный носитель, на котором поставляется ПО по смыслу постановления Правительства РФ № 1236 (п. 2.1), это автономный носитель информации (жесткий диск, USB-флешка, CD-диск и т.д.), позволяющий пользователю прочитать (скопировать, установить) это ПО.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1236 под материальным носителем ПО понимается средство передачи ПО от одного лица другому (поставка). Цифровая камера таким устройством не является.

Материальный носитель в камере – это хранилище данных, не предназначенное для передачи ПО и не позволяющее пользователю прочитать содержащуюся на нем информацию. ПО в камере видеонаблюдения является встроенным, это ПО является именно микропрограммой и является предустановленным в камерах видеонаблюдения. Данную микропрограмму невозможно установить в каких-либо других устройствах.

Таким образом, микропрограмма не является программным обеспечением, подпадающим под действие постановления Правительства РФ № 1236, поскольку не соответствует критериям, установленным пунктом 2.1 данного постановления, следовательно, не распространяется на поставку систем видеонаблюдения.

Объектом закупки является поставка систем видеонаблюдения, которая не содержит в качестве характеристики товара наличие (установку) программного обеспечения и не определяет его значение, ввиду чего в рассматриваемом случае положения постановления Правительства РФ № 1236 не могут быть применимы.

Позиция заказчика подтверждается выводами, которые отражены в письме Минцифры России  от 15.12.2022 № П11-2-05-106-9450 (для ФАС России); правовой позиции УФАС по Республике Бурятия по № 003/06/14-891/2021, 003/06/33-917/2022 от 22.11.2021, УФАС по Калининградской области от 24.08.2022 № 039/06/14-741/2022, УФАС по Республике Татарстан от 07.09.2022 № 016/06/42-1428/2022, УФАС по Московской области от 18.08.2022 г. № 050/06/105- 29870/2022, УФАС по Воронежской области № 036/06/14-1275/2022 от 09.11.2022, УФАС по г. Москова по делу № 077/06/106-711/2023 от 20.01.2023, УФАС России по Республике Дагестан № 005/06/106-1974/2022 от 14.10.2022, УФАС по Курской области № 046/06/42-502/2022 от 27.10.2022, УФАС по Сахалинской области № 065/06/106-648/2022 от 01.11.2022; сложившейся судебной практикой Арбитражного суда Северо-Кавказского округа (по делу № А53-27158/202120), Арбитражного суда Новосибирской области (по делу № А45-24243/2022).

По мнению заказчика, отсылка заявителя на правовую позицию Верховного суда РФ, изложенную в определении от 06.11.2020 № 305-ЭС20-18037 по делу № А40-177649/2019, не уместна, так как объектом закупки в данном случае (№ 0129200005319001554) являлось оказание услуг аренды автоматизированной системы весогабаритного контроля, что не соотносится к рассматриваемому объекту закупки. Также, техническое задание по закупочной процедуре содержало требования к программным модулям специального программного обеспечения, через которые аппаратно-программному комплексу необходимо осуществлять работу.

Кроме того, отсылка подателя жалобы к заключению Торгово-промышленной палаты Ростовской области № 0489900387 также неуместна, поскольку изначально задачами экспертизы была необходимость установить, что цифровая камера видеонаблюдения сама является материальным носителем программного обеспечения. Более того Торгово-промышленная палата Ростовской области не наделена полномочиями по разъяснению порядка применения постановления Правительства РФ № 1236.

На основании изложенного, заказчик просил признать жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКГ» необоснованной.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно извещению об осуществлении закупки от 18.01.2023 № 0334100000223000006 объектом закупки является поставка систем видеонаблюдения.

К числу наименований товаров, входящих в систему видеонаблюдения, заказчиком были предусмотрены: «Видеокамера уличная IP с вариофокальным объективом», «Видеокамера IP с вариофокальным объективом», «Видеокамера IP антивандальная с вариофокальным объективом».

Заказчиком при описании объекта закупки к названным видеокамерам применялась, в том числе, следующая характеристика: «разрешение: не менее 1920х1080 dpi».

Данная характеристика свидетельствует о том, что видеокамеры, закупаемые заказчиком в комплекте системы видеонаблюдения, имеют HD-формат – Full HD 1080р, что прямо указывает на то, что необходимые к поставке видеокамеры оснащены программным обеспечением.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.1 постановления Правительства РФ № 1236 для целей применения пункта 2 данного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Как следует из пункта 2 постановления Правительства № 1236 запрет устанавливается на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

ГОСТ 15971-90 классифицирует ЭВМ как «Вычислительная машина, основные функциональные устройства которой выполнены на электронных компонентах», в свою очередь вычислительная машина – совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получение результата в необходимой форме. Как правило, в состав ЭВМ входит и системное программное обеспечение.

На основании изложенного, с учетом установленных требований к характеристикам закупаемого заказчиком товара, в частности – видеокамерам, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что такие камеры обладают функциями, позволяющими характеризировать их как – ЭВМ со встроенным программным обеспечением.

Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22.09.2020 № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных» утвержден классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных:

 

Классификатор

Описание класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код (числовое обозначение) раздела или класса программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Код (числовое обозначение)

Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности

Раздел

Класс

 

Встроенные

прикладные

программы

Встроенные программы, которые должны храниться в постоянной памяти и обеспечивать выполнение устройством предопределенных задач

01.03

62

 

При этом в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержится сведения о классификаторе программного обеспечения для устройств автоматической обработки и хранения данных и о программном обеспечении для IP-камер.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в Реестре российского программного обеспечения содержаться сведения о регистрации программного обеспечения для применения на камерах видеонаблюдения, реестровая запись от 30.12.2021 № 12466.

Таким образом, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что встроенное программное обеспечение для видеокамер (IP-камер), закупаемых заказчиком, попадает под действие постановления Правительства РФ № 1236.

Вместе с тем, в извещении об осуществлении закупки заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1236, а также не размещено обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного названным постановлением.

Позиция заказчика о том, что необходимо разделять понятия «Материальный носитель ПО в камере» и «Материальный носитель, на котором поставляется ПО», как свидетельствующая о правомерности действий заказчика при не установлении запрета, предусмотренного постановлением Правительства РФ № 1236, не может быть принята во внимание, так как не подтверждается официальными письмами производителей (поставщиков) видеокамер, судебной практикой, и (или) иной правовой позицией.

Напротив, данная позиция не нашла своего подтверждения решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу № 082/06/106-1155/2022 по жалобе № 2022001А9274001902.

Также, заказчик в подтверждение своей позиции ссылается на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.11.2022 по делу № А45-24243/2022.

Вместе с тем, в настоящее время данное решение было отменено постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу № А45-24243/2022.

На основании изложенного, жалоба ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» признается Комиссией Новосибирского УФАС России обоснованной, действия заказчика нарушают требования части 3 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

В ходе рассмотрения жалобы по существу представителем ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» были заявлены иные доводы по факту нарушений заказчиком требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно – отсутствие указания в извещении об осуществлении закупки обязательного к применению кода позиции КТРУ.

Вместе с тем, данный довод не может быть рассмотрен в порядке рассмотрения жалобы по существу, так как заявлен в нарушение требований статьи 105 Федерального закона № 44-ФЗ.

При этом, при проведении внеплановой проверки извещения об осуществлении закупки от 18.01.2023 № 0334100000223000006 на поставку систем видеонаблюдения (Приоб ВВСТ и ВТИ иных тов, работ и услуг в рам ГОЗ в ЦО ГПВ), ИКЗ 231380801610238080100100000012640000, на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Согласно извещению об осуществлении закупки к поставке подлежит товар – система видеонаблюдения, код ОКПД2: «26.40.33.190».

Пунктом 24 извещения об осуществлении закупки установлены ограничения допуска, согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ № 878), а также условия допуска, согласно приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 126н).

Согласно описания объекта закупки (приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) заказчиком закупаются три вида систем видеонаблюдения:

  1. система видеонаблюдения 24 канальная (цифровая) тип 1;
  2. система видеонаблюдения 24 канальная (цифровая) тип 2;
  3. система видеонаблюдения 12 канальная (цифровая).

В комплекты систем видеонаблюдения входят следующие наименования товара: видеокамера; видеорегистратор; коммутатор РоЕ; ИБП; сетевой фильтр; монитор; кабель UTP.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 названного Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145, КТРУ).

В силу пункта 3 Правил № 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В силу пункта 4 Правил № 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее:

  1. для товара «видеокамера», предусмотрена обязательная к применению с 01.10.2020 позиция КТРУ: 26.40.33.110-00000012 (укрупненная), применяются положения постановления Правительства РФ № 878, Приказа № 126н;
  2. для товара «видеорегистратор», предусмотрена обязательная к применению с 03.11.2022 позиция КТРУ: 26.20.21.120-00000013 (укрупненная), включает в себя в том числе позицию ОКПД2: 26.40.33.190, применяются положения постановления Правительства РФ № 878, Приказа № 126н;
  3. для товара «коммутатор», предусмотрена обязательная к применению с 10.02.2022 позиция КТРУ: 26.30.11.110-00000001 (укрупненная), применяются положения постановления Правительства РФ № 878, Приказа № 126н;
  4. для товара «ИБП», предусмотрена обязательная к применению с 01.10.2022 (версия с 18.01.2023 обновлена) позиция КТРУ: 26.20.40.110-00000013 (укрупненная), применяются положения постановления Правительства РФ № 878, Приказа № 126н;
  5. для товара «монитор», с четом установленных заказчиком характеристик, предусмотрена обязательная к применению с 03.12.2022 позиция КТРУ: 26.20.17.110-00000001 (укрупненная), применяются положения постановления Правительства РФ № 878, Приказа № 126н.

Таким образом, для вышеназванного товара, КТРУ содержит обязательные к применению позиции, при этом, в связи с тем, что такой товар входит в перечень радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства РФ № 878, с учетом пункта 4 Правил № 145, допускается формирование описания объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ. В рассматриваемом случае Комиссией Новосибирского УФАС России не установлено, что необходимый к поставке товар, входящий в комплект системы видеонаблюдения, в полной мере соответствует всем имеющимся характеристикам, предусмотренным исключительно позициями КТРУ.

Однако Комиссией Новосибирского УФАС России также установлено, что для товара «сетевой фильтр», предусмотрена обязательная к применению с 25.09.2021 позиция КТРУ: 27.33.13.190-00000003 (укрупненная).

Установленные заказчиком требования к характеристикам данного товара, соответствуют характеристикам, предусмотренным позицией КТРУ, при этом допускается также указание дополнительной информации в силу пункта 4 Правил № 145, с включением в описание объекта закупки обоснования необходимости использования такой информации. Более того, в рассматриваемых случаях не применяются положения постановления Правительства РФ № 878.

Аналогично Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что товар «кабель UTP» входит в укрупненную группу кода ОКПД2: 27.3.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком сформировано описание объекта закупки в нарушение требований части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ, что указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В силу пункта 35 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:

а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает возможным, в рассматриваемой части, предписание об устранение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику не выдавать, в связи с тем, что в материалах проверки не содержится информации и документов, свидетельствующих о том, что данные действия заказчика привели к ограничению конкуренции, повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика.

На участие в закупке было подано 3 (три) заявки, соответствующие требованиям извещения об осуществлении закупки, по результатам поданных ценовых предложений снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 2,50%. Запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки в рассматриваемой части не поступало.

Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЮГСМАРТПРОЕКТ» на положения извещения об осуществлении закупки (извещение от 18.01.2023 № 0334100000223000006) на поставку систем видеонаблюдения (Приоб ВВСТ и ВТИ иных тов, работ и услуг в рам ГОЗ в ЦО ГПВ), ИКЗ 231380801610238080100100000012640000, заказчик – ФКУ «ВСОУ МТС МВД России», обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 23, части 3 статьи 14, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки. Комиссии по осуществлению закупок отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
  4. Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны