Решение б/н Решение по делу №74/18 в отношении ООО «Лента» от 19 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 74/18

 

«19» декабря 2018 г.                                                                                            г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии:   Ю.В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

                                         В.Ю. Строгин – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

      М.О. Хрипченко – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело №74/18, возбужденное по факту распространения недостоверной рекламы гипермаркетом «Лента», с признаками нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» (далее - Закона «О рекламе»), согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

в отсутствии «…»

УСТАНОВИЛА:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 5093э от 18.09.2018г.) по факту распространения магазином «Лента» информации вводящей в заблуждение, о предоставлении покупателям скидки в размере 40% на покупку стирального порошка.

По указанному факту возбуждено данное дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

14.09.2018г. на электронную почту заявителя от отправителя «Лента» была направлена информация следующего содержания: «Только в магазинах ЛЕНТА! СУББОТА, 15 сентября: скидка 40% на все чистящие, моющие средства и товары для уборки».

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы.

Как указывалось в заявлении, при покупке 15.09.18г. двух пакетов стирального порошка в гипермаркете «Лента», расположенном на ул. Петухова, д.73, в день действия акции, заявителю не была предоставлена обещанная скидка в размере 40%, поскольку, в силу пояснений, данных заявителю администрацией магазина, стиральный порошок не является чистящим и моющим средством, предназначенным для уборки дома, поэтому скидка 40% на него не распространяется. Заявителю вернули чек, отказав в возврате денежных средств.

По мнению заявителя, в рекламе не было чёткого определения, что скидка распространяется на моющие средства, предназначенные только для уборки дома.  Следовательно, по мнению заявителя, на приобретенные им товары: порошок «BIMAX 100 пятен Au», «моющее средство для посуды AOS бальзам», «средство чист GLORIX  Цв.ябл.ла», «порошок чист. ПЕМОЛЮКС Анти», «порошок чист. ПЕМОЛЮКС Яблоко», «тряпка ROZENBLIT для пола R70», в том числе, на два пакета стирального порошка, должна была распространяться скидка 40%. Информация, содержащаяся в электронной рассылке, ввела заявителя в заблуждение и нанесла моральный ущерб.

Под рекламой, вводящей в заблуждение, следует понимать рекламу, которая создает у потребителя искаженное представление об объекте рекламирования. Под заблуждением следует понимать  неадекватное отражение действительности, формирование ложного представления, обусловленные в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов.

В силу положений ч. 7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ответственность за несоблюдение требований ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель (ч.6 ст.38 Федерального закона «О рекламе»). Рекламодатель- это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 2 Федерального закона «О рекламе») .

ООО «Лента» сообщило (вх№ 5732э от 17.10.18г., 8838 от 23.10.18г.), что каких-либо распоряжений, приказов, правил проведения акции: «Только в магазинах ЛЕНТА! СУББОТА, 15 сентября: скидка 40% на все чистящие, моющие средства и товары для уборки», не издавалось. Лицом, утвердившим текст данного рекламного сообщения, является Начальник отдела CRM. Помимо распространения информации по электронной почте о проводимой акции, соответствующая информация направлялась по СМС и Viber, также информация размещалась в торговом зале.

Рекламируемая акция проводилась в отношении товаров, относящихся к категориям «чистящие, моющие средства и товары для уборки», на стиральные средства, включая порошки, данная акция не распространялась.

ООО «Лента» представлены рекламные макеты, распространяемые посредством рассылки по электронной почте (e-mail), по мобильному приложению «Viber», а также размещенные в торговом зале. В данных рекламных макетах присутствует информация, что подробности акции могут быть уточнены в магазинах «Лента» или по телефону Единого информационного центра 8-800-700-41-11.

Антимонопольный орган не принимает доводы ООО «Лента» на основании следующего.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Рассматриваемое сообщение, направленное по электронной почте, является самостоятельной рекламой, донесенной до потребителя, следовательно, должно соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе».

Со стороны обычного потребителя, в категорию моющих и чистящих средств и средств для уборки дома входят следующие товары: средства для мытья посуды, средства для очистки поверхностей, жидкие средства для мытья пола, чистящие средства, дезинфицирующие жидкости порошки, тряпки, губки, бытовые тканевые салфетки, швабры и прочее.

Согласно информации, опубликованной в общедоступных источниках (в т.ч. сети Интернет), стиральный порошок - порошкообразное синтетическое моющее средство, предназначенное для стирки. Стиральный порошок относится к средствам бытовой химии.

Синтетические моющие средства (CMC) являются наиболее широко применяемыми средствами бытовой химии, представляют собой многокомпонентные смеси, главный компонент которых — синтетические моющие вещества - в виде водных растворов снимают с поверхности твердых тел (тканей, изделий) загрязнения различной природы.

Актом фиксации информации антимонопольного органа от 28.12.18г., установлено, что на упаковке порошка «BIMAX 100 пятен» присутствует надпись «средство моющее синтетическое порошкообразное универсальное». Также надпись «средство моющее синтетическое порошкообразное» имеется на упаковках: «ARIEL с ароматом от Lenor» и «Tide АВТОМАТ».

Следовательно, стиральный порошок является «универсальным синтетическим моющим средством». Учитывая информацию, размещенную на упаковках рассматриваемой продукции, трактовки понятия «стиральный порошок» в общедоступных источниках и  мнение заявителя, стиральный порошок полностью подходит под определение «моющее средство».

В полученной заявителем рекламе, присутствовала информация, что данная акция имеет ограничения – в акции не участвуют товары марки «365 дней» и «Отличная цена». Скидки предоставляются по карте лента. Предоставляется большая скидка (если на товар распространяется несколько  скидок), скидки не суммируются. Однако, согласно материалам дела, на товар «BIMAX 100 пятен Au» не распространялись иные скидки, а также, товар не входит в категорию продукции «365 дней».

Таким образом, акция: «Только в магазинах ЛЕНТА! СУББОТА, 15 сентября: скидка 40% на все чистящие, моющие средства и товары для уборки», должна была распространяться на стиральные порошки.

Антимонопольный орган приходит к выводу о том, что отображенное в рассылке сведение о проведении в магазине Акции, без ограничения ряда товаров, на которое скидка не действует, искажает смысл донесенной до потребителя информации. И как следствие, доступная потребителю информация не позволяет ему сформировать правильное представление об объекте рекламирования.

Материалами дела подтверждается факт введения потребителя в заблуждение рекламной информацией, а именно, Клиент магазина «Лента» не имел возможности получить желаемый товар со скидкой в размере 40% (к товару, приобретенному заявителем, данная скидка не была применена). Информация, содержащаяся в тексте  рассматриваемой рассылки, искажает смысл действующей Акции и умалчивает об условиях приобретения товаров в магазине «Лента».

Следовательно, в действиях ООО «Лента» содержится нарушение ч. 7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1.Признать информацию, распространенную 14.09.2018 г. на электронную почту посредством рассылки письма от отправителя «Лента» следующего содержания: «Только в магазинах ЛЕНТА! СУББОТА, 15 сентября: скидка 40% на все чистящие, моющие средства и товары для уборки», ненадлежащей рекламой,

а ООО «Лента» (ОГРН 1037832048605; ИНН/КПП 7814148471/781401001; юридический адрес: ул. Савушкина, д. 112, лит. Б, г. Санкт-Петербург, 197374) нарушившим требования:

ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

2. Выдать ООО «Лента» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «09» января 2018г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Председатель Комиссии                                                 __________________ И.В. Волохина

 

Члены Комиссии                                                             __________________ Ю.В. Виногорова

 

                                                                                           _________________В.Ю. Строгин                                                           

                                                                                          _________________М.О. Хрипченко

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 74/18

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«09» января 2019 г.                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы,

члены комиссии:   Ю.В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

                                 В.Ю. Строгин – главный специалист-эксперт отдела рекламы,

         М.О. Хрипченко – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от «09» января 2019 г. по делу № 74/18 о признании информации, распространенной 14.09.2018 г. по электронную почте от отправителя «Лента» следующего содержания: «Только в магазинах ЛЕНТА! СУББОТА, 15 сентября: скидка 40% на все чистящие, моющие средства и товары для уборки» ненадлежащей,

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Лента» (ОГРН 1037832048605; ИНН/КПП 7814148471/781401001; юридический адрес: ул. Савушкина, д. 112, лит. Б, г. Санкт-Петербург, 197374) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания, прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В том числе, не допускать к распространению указанную выше рекламную информацию.

 2. ООО «Лента» представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «31» января 2019г.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                 __________________ И.В. Волохина

 

Члены Комиссии                                                             __________________ Ю.В. Виногороова

 

                                                                                           __________________В.Ю. Строгин

        

                                                                                           __________________М.О. Хрипченко

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны