Определение б/н Определение о возбуждении дела № 74/18 по признакам нарушени... от 19 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 74/18 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«19» ноября 2018г.                                                                                                      г. Новосибирск

 

Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе И.В. Волохина – заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы, рассмотрев материалы заявления по факту распространения магазином «Лента» недостоверной рекламной информации, с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе»,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 5093э от 18.09.2018г.) по факту не предоставления заявителю, сотрудниками магазина «Лента», скидки 40% на покупку стирального порошка.

Как указывает заявитель, на электронную почту заявителя 14.09.2018 г. была осуществлена рассылка письма от отправителя «Лента» о том, что 15.09.18г. сентября, во всех гипермаркетах «Лента» будет  предоставлена скидка 40% на все моющие и чистящие средства и средства для уборки дома.

Однако, при покупке 15.09.18г. двух пакетов стирального порошка, в гипермаркете «Лента» расположенном на ул. Петухова, д.73, в день действия акции, заявителю не была предоставлена обещанная скидка в размере 40%.

В администрации магазина заявителю разъяснили, что стиральный порошок не является чистящим и моющим средством, предназначенным для уборки дома, поэтому скидка 40% на него не распространяется. Заявителю вернули чек, отказав в возврате денежных средств.

Как указывает заявитель, в рекламе не было чёткого определения, что скидка распространяется на моющие средства, предназначенные только для уборки дома.  Следовательно, по мнению заявителя, на приобретенные им товары: порошок «BIMAX 100 пятен Au», «моющее средство для посуды AOS бальзам», «средство чист GLORIX  Цв.ябл.ла», «порошок чист. ПЕМОЛЮКС Анти», «порошок чист. ПЕМОЛЮКС Яблоко», «тряпка ROZENBLIT для пола R70»  - в том числе на два пакета стирального порошка должна была распространяться скидка 40%.

В полученной заявителем рекламе, присутствовала информация, что данная акция имеет ограничения – в акции не участвуют товары марки «365 дней» и «Отличная цена». Скидки проставляются по карте лента. Предоставляется большая скидка (если на товар распространяется несколько  скидок), скидки не суммируются. Однако, согласно материалам дела, на товар «BIMAX 100 пятен Au» не распространялись иные скидки, а также, товар не входит в категорию продукции «365 дней».

Заявитель считает, что его, как потребителя, информация, содержащаяся в электронной рассылке, ввела в заблуждение и нанесла моральный ущерб.

В адрес ООО «Лента» представлены пояснения (вх№ 5732э от 17.10.18г., 8838 от 23.10.18г.) о том, что каких-либо распоряжений, приказов, правил проведения акции: «Только в магазинах ЛЕНТА! СУББОТА, 15 сентября: скидка 40% на все чистящие, моющие средства и товары для уборки», не издавалось. Лицом, утвердившим текст данного рекламного сообщения, является Начальник отдела CRM. Помимо распространения информации по электронной почте о проводимой акции, соответствующая информация направлялась по СМС и Viber, также информация размещалась в торговом зале.

Рекламируемая акция проводилась в отношении товаров, относящихся к категориям «чистящие, моющие средства и товары для уборки», на стиральные средства, включая порошки, данная акция не распространялась.

ООО «Лента» представлены рекламные макеты, распространяемые посредством рассылки по электронной почте (e-mail), по мобильному приложению «Viber», а также размещенные в торговом зале. В данных рекламных макетах присутствует информация, что подробности акции могут быть уточнены в магазинах «Лента» или по телефону Единого информационного центра 8-800-700-41-11.

По результатам рассмотрения данного обращения, Новосибирским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Рассматриваемое сообщение, направленное по электронной почте, является самостоятельной рекламой, донесенной до потребителя, следовательно, должно соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе».

Со стороны обычно потребителя, в категорию моющих и чистящих средств и средства для уборки дома входят следующие товары: средства для мытья посуды, средства для очистки поверхностей, жидкие средства для мытья пола, чистящие средства, дезинфицирующие жидкости порошки, тряпки, губки, бытовые тканевые салфетки, швабры и прочее.

Согласно информации, опубликованной в общедоступных источниках (в т.ч. сети Интернет), стиральный порошок - порошкообразное синтетическое моющее средство, предназначенное для стирки. Стиральный порошок относится к средствам бытовой химии.

Стиральный порошок является «универсальным синтетическим моющим средством». Данная надпись присутствует на упаковках с порошком. Следовательно, с учетом мнения заявителя, стиральный порошок полностью подходит под определение «моющее средство».

Таким образом, акция: «Только в магазинах ЛЕНТА! СУББОТА, 15 сентября: скидка 40% на все чистящие, моющие средства и товары для уборки», по мнению заявителя, должна была распространяться на стиральные порошки, и поскольку к покупке заявителя данная скидка не была применена, заявитель был введен в заблуждение об условиях приобретения товара.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ответственность за нарушение указанной нормы, в соответствии со ст. 38 Закона «О рекламе» несет рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо). Согласно материалам дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Лента».

Таким образом, действия ООО «Лента» содержат признаки нарушения ч.7 ст.5 Закона «О рекламе».

На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1,ч.2 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.20, п.21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № 74/18 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
  2. Признать лицом, участвующим в деле:

- заявитель: физическое лицо <…>;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:  ООО «Лента» (ОГРН 1037832048605; ИНН/КПП 7814148471/781401001; юридический адрес: ул. Савушкина, д. 112, лит. Б, г. Санкт-Петербург, 197374.

3.           Назначить дело № 74/18 к рассмотрению на «19» декабря 2018г. в 15:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.

4.           ООО «Лента»  до «17» декабря 2018 г. представить в адрес Новосибирского УФАС России отзыв на данное определение.

Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна. В случае неявки, дело будет рассмотрено в отсутствии представителя.

 

В доверенности представителя должна содержаться ссылка на представление интересов в антимонопольном органе (Новосибирском УФАС России) с указанием номера дела, включая право на получение приглашения на составление протокола об административном правонарушении представителя ответчика.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                И.В. Волохина

 

 

В соответствии с ч. 25 главы IV «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них; давать устные и письменные объяснения; представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании; заявлять ходатайства; делать заявления; возражать против заявлений и доводов других лиц; пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны