Решение б/н Решение по делу №75 в отношении мэрии г. Новосибирска от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

«28» сентября 2009 года                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А. - заместитель руководителя управления, председатель

                                  Комиссии;

Даниленко Г. Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных

                               монополий, член Комиссии;

Долженкова Е. В. - главный государственный инспектор отдела контроля

                                  органов власти, член Комиссии

рассмотрев дело № 75 от 07.09.2009г. по признакам нарушения мэрией г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34) п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

мэрии г. Новосибирска: <…>, главного специалиста отдела правового обеспечения Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Новосибирска (доверенность № 01-23-1 от 11.01.2009г.);

ООО «Сириус»: <…>; <…> (доверенность )

УСТАНОВИЛА

В Новосибирское УФАС России поступило заявление ООО «Сириус» с жалобой на препятствование ему мэрией г. Новосибирска и Сибирским отделением Российской академии наук (СО РАН) в строительстве гостиницы.

Из заявления следует, что ООО «Сириус» является собственником земельного участка площадью 3842кв.м., расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Терешковой, 12а (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2008г.). В результате рассмотрения заявления ООО «Сириус» Комиссией мэрии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска 05.02.2009г. принято решение о разрешении ООО «Сириус» строительства гостиницы на принадлежащем ему земельном участке (выписка № 3.9 из протокола № 256); 27.05.2009г. мэрией г. Новосибирска принято распоряжение № 12265-р о разрешении ООО «Сириус» строительства гостиницы.

06.03.2009г. ГУБО мэрии г. Новосибирска выдало ООО «Сириус» технические условия, где, в частности, предписывалось осуществить снос древесно-кустарниковых пород, попадающих в зону строительства (п. 9) и провести озеленение и благоустройство территории (п. 10). В соответствии с утвержденным ГУБО мэрии актом оценки зеленых насаждений № 408 от 25.05.2009г., которым ООО «Сириус» разрешен снос 14 деревьев на земельном участке, заявитель 11.07.2009г. приступил к благоустройству участка.

Однако 11.07.2009г. глава администрации Советского района г. Новосибирска направил письмо ООО «Сириус» о прекращении любых работ на земельном участке до принятия решения на специальном совещании в мэрии. Также заявитель сообщает, что 11.07.2009г. ему было вручено письмо мэрии г. Новосибирска № 1329 от 10.07.2009г. об отмене акта оценки зеленых насаждений № 408 в связи с экологической ценностью вырубаемых деревьев – сосна, кедр, береза, несмотря на то, что, актом оценки зеленых насаждений № 154 от 29.07.2005г. ГУБО мэрии г. Новосибирска разрешало снос сосен на данном участке.

Кроме того, 22.05.2009г. ООО «Сириус» обратилось в мэрию г. Новосибирска с заявлением о выдаче градостроительного плана, ответа на которое не поступило.

Также СО РАН направило в мэрию г. Новосибирска письма о приостановлении действия (письмо от 22.06.2009г.) и отмене (письмо от 15.07.2009г.) распоряжения № 12265-р от 27.05.2009г. о разрешении ООО «Сириус» строительства гостиницы. При этом СО РАН считает незаконными передачу в собственность ООО «Сириус» земельного участка и строительство на нем. В результате комиссией мэрии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска принято решение об отмене данного распоряжения «в связи с нарушением условий использования земельного участка» (протокол комиссии № 267 от 16.07.2009г.). 30.07.2009г. мэрией г. Новосибирска принято распоряжение № 19653-р, которым распоряжение № 12265-р признано утратившим силу.

Заявитель считает, что направление СО РАН, имеющего гостиницу в Советском районе, указанных писем в мэрию обусловлено желанием устранить конкурента и нарушает антимонопольное законодательство.

В связи с рассмотрением заявления ООО «Сириус» Новосибирское УФАС России направило запрос в мэрию г. Новосибирска.

Мэрия г. Новосибирска в своем ответе от 20.08.2009г. сообщила следующее. Отмена распоряжения мэрии № 12265-р от 27.05.2009г. обусловлена нарушением со стороны застройщика условий использования земельного участка. В соответствии с п. 2.3 Правил содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в г. Новосибирске, утвержденных решением городского Совета г. Новосибирска № 268 от 18.06.2003г., на озелененных территориях запрещается вырубать деревья и кустарники без соответствующего разрешения. ООО «Сириус» осуществило самовольный снос зеленых насаждений. По факту самовольного сноса составлен акт оценки зеленых насаждений № 420 от 13.07.2009г. В соответствии с п. 3.3 Правил содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в г. Новосибирске при повреждении или уничтожении зеленых насаждений виновные лица обеспечивают оплату восстановительной стоимости и проведение компенсационного озеленения. Документы, подтверждающие оплату ООО «Сириус» восстановительной стоимости и проведение компенсационного озеленения представлены не были.

При рассмотрении заявления Новосибирским УФАС России установлено.

Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 29.12.2008г. следует, что земельный участок, принадлежащий ООО «Сириус», относится к категории земель населенных пунктов – многоэтажные жилые здания галерейного и коридорного типа, общественные организации. Следовательно, поскольку целевое назначение земельного участка при строительстве гостиницы ООО «Сириус» не нарушается, согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ и ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, оно имеет право осуществить на своем участке строительство гостиницы.

В соответствии с п. 3.3 Правил содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в г. Новосибирске при повреждении или уничтожении зеленых насаждений виновные лица обеспечивают оплату восстановительной стоимости и проведение компенсационного озеленения.

Кроме того, законом Новосибирской области № 99-ОЗ от 14.02.2003г. «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», вырубка деревьев и кустарников без соответствующего разрешения, их повреждение при производстве ремонтных и строительных работ влечет административную ответственность (ст. 8.17).

Таким образом, за самовольный снос деревьев на земельном участке ООО «Сириус» могло быть привлечено к административной ответственности, должно было осуществить компенсационные посадки. Законодательством не предусмотрено запрещение строительства собственником земельного участка по данной причине.

Кроме того, законодательством не предусмотрено согласование хозяйствующими субъектами строительства объектов с СО РАН.

П. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, в отмене распоряжения мэрии г. Новосибирска № 12265-р от 27.05.2009г. усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности ООО «Сириус», что может привести к ограничению конкуренции на рынке гостиничных услуг.

В объяснениях по существу дела (письмо № 1529-7/19 от 21.09.2009г.) мэрия г. Новосибирска сообщила следующее.

В соответствии с распоряжением мэрии г. Новосибирска № 19653-р от 30.07.2009г. распоряжение № 12265-р от 27.05.2009г. было признано утратившим силу. Основанием для этого послужило решение комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол № 267 от 16.07.2009г., подпункт 8.2), в связи с нарушением условий использования земельного участка. Согласно п. 2.3 Правил содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в г. Новосибирске, утвержденных решением городского Совета Новосибирска № 268 от 18.06.2003г., на озелененных территориях запрещается вырубать деревья и кустарники без соответствующего разрешения, повреждать их при производстве ремонтных и строительных работ. ООО «Сириус» осуществило самовольный снос зеленых насаждений по адресу: г. Новосибирск, ул. Терешковой, 12а, о чем составлен акт № 420 от 13.07.2009г., который является подтверждением нарушения ООО «Сириус» Правил содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в г. Новосибирске. В соответствии с п. 3.3 данных Правил при повреждении или уничтожении зеленых насаждений виновные лица обеспечивают оплату восстановительной стоимости и проведение компенсационного озеленения, но на заседание комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска представлены не были, что привело к принятию решения об отмене распоряжения № 12265-р.

Кроме того, размещение здания гостиницы планируется на земельном участке, относящимся к категории земель населенных пунктов – многоэтажные жилые здания коридорного и галерейного типа; общественные организации. В соответствии с п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. В соответствии с п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков…, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны. Вид разрешенного использования земельных участков на территории г. Новосибирска определяется Правилами землепользования и застройки г. Новосибирска, утвержденными решением Совета депутатов г. Новосибирска № 1288 от 24.06.2009г. «О Правилах землепользования и застройки г. Новосибирска». В соответствии с картой градостроительного зонирования (утв. Правилами землепользования и застройки г. Новосибирска), земельный участок ООО «Сириус» относится к зоне застройки средне- и многоэтажными домами (Ж-1). В соответствии с ч. 2 ст. 29 Правил землепользования и застройки г. Новосибирска в указанной зоне гостиница относится к условно разрешенным видам использования. Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях с участием граждан, проживающих в пределах соответствующей территориальной зоны. Вопрос предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования – здание гостиницы по ул. Терешковой, 12а не проходил процедуры публичного слушания.

На заседании комиссии стороны подержали изложенные ранее доводы.

При этом ООО «Сириус» сообщило, что снос деревьев на земельном участке в соответствии с актом оценки зеленых насаждений № 408 от 25.05.2009г. по договору подрядных работ осуществляло ООО «Озон», которое вырубило 37 деревьев вместо разрешенных указанным актом 14 деревьев. В соответствии с письмом прокуратуры г. Новосибирска в адрес СО РАН № 920ш-2009 от 06.08.2009г. по данному факту в отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело.

ООО «Сириус» вместо излишне вырубленных берез и осин произвело высадку 40 крупных деревьев хвойных пород (акт приемки-сдачи от 23.07.2009г.). Также ООО «Сириус» оплатило восстановительную стоимость зеленых насаждений в сумме 88 129,8руб. (платежное поручение № 1 от 30.06.2009г.). При этом ранее ООО «Сириус» уже оплачивало восстановительную стоимость зеленых насаждений (платежное поручение № 15 от 04.08.2005г. на сумму 53 885руб.) по акту оценки зеленых насаждений № 154 от 29.07.2005г.

Представитель мэрии г. Новосибирска также сообщил, что в г. Новосибирске сложилась такая практика, что при обращении хозяйствующего субъекта вначале мэрией г. Новосибирска издается распоряжение о разрешении ему строительства, однако, данное распоряжение ни на что не влияет, поскольку хозяйствующему субъекту все равно в дальнейшем необходимо получить предусмотренное ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство, выдаваемое управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска.

Рассмотрев доводы мэрии г. Новосибирска, Комиссия не принимает их по следующим обстоятельствам.

Довод мэрии г. Новосибирска о том, что издание распоряжения мэрии № 12265-р от 27.05.2009г. о разрешении ООО «Сириус» строительства гостиницы, как и его отмена, не влечет никаких правовых последствий для заявителя, признан необоснованным, поскольку письмом департамента строительства и архитектуры г. Новосибирска № 01-3803 7923-8/16 от 12.08.2009г. ООО «Сириус» отказано в выдаче градостроительного плана на земельный участок для строительства гостиницы по ул. Терешковой, 12а по причине признания распоряжением мэрии г. Новосибирска № 19653-р от 30.07.2009г. распоряжения № 12265-р от 27.05.2009г. утратившим силу.

Поскольку ответственность за самовольный снос зеленых насаждений установлена в виде оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений и компенсационных посадок (п. 3.3 Правил содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в г. Новосибирске), а также административного штрафа (ст. 8.17 закона Новосибирской области № 99-ОЗ от 14.02.2003г. «Об административных правонарушениях в Новосибирской области») и не предполагает отмены распоряжения о разрешении строительства, учитывая, что основанием для отмены распоряжения мэрии № 12265-р от 27.05.2009г. послужил незаконный снос деревьев и то, что ООО «Сириус» осуществило необходимую оплату и озеленение, отмена распоряжения № 12265-р от 27.05.2009г. о разрешении ООО «Сириус» строительства гостиницы необоснованна.

Ссылка мэрии на обязательное проведение публичных слушаний по причине отнесения гостиниц к условно-разрешенным видам деятельности, необоснованна. Правила землепользования и застройки г. Новосибирска, которыми гостиницы отнесены к условно-разрешенным видам деятельности в зоне застройки средне- и много этажными домами (Ж-1), утверждены решением Совета депутатов г. Новосибирска № 1288 от 24.06.2009г., т. е. после обращения ООО «Сириус» в мэрию и издания мэрией г. Новосибирска распоряжения № 12265-р от 27.05.2009г. о разрешении ООО «Сириус» строительства гостиницы. Придание нормативному акту обратной силы недопустимо в силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Кроме того, в соответствии с п. 4.1 Положения о публичных слушаниях в г. Новосибирске, утвержденного решением городского Совета Новосибирска № 562 от 25.04.2007г., инициаторами проведения слушаний могут являться население, Совет, мэр г. Новосибирска, которые не инициировали слушания в данном случае.

Письмо об отмене акта оценки зеленых насаждений № 408 Комиссия не принимает, поскольку оно было вручено ООО «Сириус» в день производства благоустройства (11.07.2009г. в 14-45ч.).

В связи с изложенным, признав распоряжением мэрии г. Новосибирска № 19653-р от 30.07.2009г. (подписано и. о. мэра г. Новосибирска <…>)распоряжение мэрии г. Новосибирска № 12265-р от 27.05.2009г. о разрешении ООО «Сириус» строительства гостиницы утратившим силу, мэрия г. Новосибирска необоснованно препятствует осуществлению деятельности ООО «Сириус», что может привести к ограничению конкуренции на рынке гостиничных услуг и является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА

1. Признать мэрию г. Новосибирска нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности ООО «Сириус», что может привести к ограничению конкуренции на рынке гостиничных услуг, выразившегося в признании распоряжением мэрии г. Новосибирска № 19653-р от 30.07.2009г. распоряжения мэрии г. Новосибирска № 12265-р от 27.05.2009г. о разрешении ООО «Сириус» строительства гостиницы утратившим силу.

2. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи мэрии г. Новосибирска предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

С целью устранения нарушения мэрии г. Новосибирска отменить распоряжение мэрии г. Новосибирска № 19653-р от 30.07.2009г. «О признании утратившим силу распоряжения мэрии г. Новосибирска № 12265-р от 27.05.2009г.».

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                  А. А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                              Г. Н. Даниленко

                                                                                                            Е. В. Долженкова

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ   №   57

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«28» сентября 2009 года                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Ельчанинов А. А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Даниленко Г. Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных

                                монополий, член Комиссии;

Долженкова Е. В. - главный государственный инспектор отдела контроля органов

                                       власти, член Комиссии

руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28.09.2009г. по делу № 75 от 07.09.2009г. о нарушении мэрией г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34) п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. Мэрии г. Новосибирска в срок до 13.10.2009г. устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в признании распоряжением мэрии г. Новосибирска № 19653-р от 30.07.2009г. распоряжения мэрии г. Новосибирска № 12265-р от 27.05.2009г. о разрешении ООО «Сириус» строительства гостиницы утратившим силу, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности ООО «Сириус» и может привести к ограничению конкуренции на рынке гостиничных услуг.

2. С целью исполнения настоящего предписания мэрии г. Новосибирска отменить распоряжение мэрии г. Новосибирска № 19653-р от 30.07.2009г. «О признании утратившим силу распоряжения мэрии г. Новосибирска № 12265-р от 27.05.2009г.».

 

Об исполнении настоящего предписания мэрии г. Новосибирска сообщить в срок до 16.10.2009г. с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                  А. А. Ельчанинов

Члены Комиссии                                                                              Г. Н. Даниленко

                                                                                                            Е. В. Долженкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны