Решение №054/01/18.1-304/2020 жалоба Общества с ограниченно ответственностью «СибАлмаз» (в... от 19 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-304/2020

19 февраля 2020 года                                                                                             г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства в составе:

<…> – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

<...> – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

<…> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу Общества с ограниченно ответственностью «СибАлмаз» (вх. № 2385э от 12.02.2020 года) на действия Администрации города Бердска Новосибирской области при осуществлении в отношении заявителя процедур выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и государственного кадастрового учета объекта недвижимости, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 30.04.2014 года № 403,

в присутствии представителей:

Общества с ограниченно ответственностью «СибАлмаз» – <…> (управляющий),

Администрации города Бердска Новосибирской области – <…> (действует по доверенности № 42/01-21),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «СибАлмаз» (вх. № 2385э от 12.02.2020 года) на действия Администрации города Бердска Новосибирской области при осуществлении в отношении заявителя процедур выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и государственного кадастрового учета объекта недвижимости, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 30.04.2014 года № 403.

Заявитель сообщает следующее (вх. № 2385э от 12.02.2020 года):

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прошу рассмотреть настоящую жалобу на Администрацию города Бердска Новосибирской области, находящийся по адресу НСО, г. Бердск, ул. почтовый адрес тот же, номер телефона 8(38341)31133,факса 8(38341)31133 при осуществлении им в отношении заявителя процедуры выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, включенный в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 30.04.2014 года № 403.

По мнению заявителя нарушен порядок и не произведена постановка на кадастровый учет сданного в эксплуатацию многоквартирного дома 1,2 ЖК Морской.

Порядок осуществления процедуры установлен Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» (утвержден постановлением администрации г. Бердска № 486 от 27.02.2017 года.

Как установлено Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 054/01/18.1-59/2020 от 16.01.2020 года. Нарушен порядок, предусмотренный Процедурой 119, исчерпывающего перечня, в части отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в отношении жилого дома 1,2 по ул. Морская. Все необходимые действия по вводу дома заявитель совершил, документы предоставил.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской" Федерации), в Части: а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включённой" в исчерпывающий" перечень процедур в соответствующей сфере строительства; б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий" перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Процедура 119 Исчерпывающего перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 № 346, предусматривает предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанная процедура относится к процедурам, связанным с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-,

В соответствии с ч. 5 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линсиного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической" эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

В ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Согласно ч. 1 указанной статьи орган государственной власти, местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию).

Заявитель полагает, что таким образом имеет место незаконное бездействие Администрации города Бердска Новосибирской области в части постановки на кадастровый учет жилого дома 1,2 и квартир в нем Расположенных.

Администрация города Бердска Новосибирской области представила следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса.

25.11.2019 администрацией г. Бердска было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако, в связи с проведенной прокурором г. Бердска проверкой, администрации г. Бердска стало известно, что заявителем представлен не полный пакет документов, установленный действующим законодательством, т.к. справка МУЛ «КБУ» о выполнении технических условий была выдана с нарушениями. Таким образом, ООО «СибАлмаз» не представил документ, предусмотренный п.7 ч.З ст.55 ГрК РФ, т.е. подтверждающий действительность выполнения всех технических условий.

Отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем было принято решение, в порядке самоконтроля, об отмене разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от 25.11.2019 года № 54-301000-42-2019.

Отсутствие оснований к выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтверждено вынесенным 23.01.2020 Бердским городским судом решением по делу №2-592/2019. Суд признал постройку напорной канализации 2Д= 160мм, водопровода Д=160 мм незаконной и обязал ООО «СибАлмаз» освободить самовольно занятый земельный участок с кадастровым номером 54:32:010766:472 путем демонтажа проходящей по территории земельного участка канализации. Данное решение в настоящее время не обжаловано.

Таким образом, в настоящее время законно возведенной системы водоотведения к объектам капитального строительства комплекса «Морской» не имеется, а значит, объект не соответствует требованиям к строительству и в соответствии с п. 2 ч.б ст. 55 ГрК РФ оснований к выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеется. 

Относительно довода жалобы о вынесенном Новосибирским УФАС решении от 18.12.2019 №054/01-18.1-2564/2019, поясняю следующее.

Согласно статье 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» антимонопольному органу предоставлено полномочие по выдаче обязательных для исполнения предписаний, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство (подпункт «а» пункта 3 части 1), которое направлено на обеспечение соблюдения предусмотренного частью 1 статьи 15 и адресованного федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрета принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Реализация полномочия по выдаче предписаний об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, осуществляется антимонопольным органом в рамках административных процедур по правилам, предусмотренным главой 9 Федерального закона «О защите конкуренции», и представляет собой форму контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в системе органов исполнительной власти и административный способ защиты публичных интересов, позволяющие оперативно реагировать на акты федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных указанных в законе органов и организаций в целях исключения положений, нарушающих антимонопольное законодательство.

При этом сами по себе предписания антимонопольного органа об отмене или изменении нарушающих антимонопольное законодательство актов силой принудительного исполнения не обладают, а преследуют цель понудить соответствующие органы (организации) и их должностных лиц исполнить содержащиеся в них требования, прежде всего в добровольном порядке, в условиях, когда полномочиями самостоятельно признавать недействительными (недействующими) такие акты антимонопольные органы не наделены (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2000 года №237-0).

Соответственно, акты (их отдельные положения) федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных указанных в законе органов или организаций, в отношении которых антимонопольными органами выданы предписания об отмене (изменении), утрачивают силу только по решению принявшего их органа или по решению суда, принятому по заявлению антимонопольного органа (подпункт «а» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции»). 

Данная позиция основана на определении Конституционного Суда РФ от 03.04.2012 №630-0 «По запросу Администрации Краснодарского края о проверке конституционности подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции».

До настоящего времени постановление администрации города Бердска от 05.12.2019 № 4026 «Об отмене разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от 25.11.2019 года № 54-301000-42-2019» администрацией г. Бердска не отменено, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдано.

Кроме того, решение Новосибирского УФАС от 18.12.2019 №054/01- 18.1-2564/2019 в настоящее время обжаловано в Арбитражный суд Новосибирской области, судебное заседание отложено на 12.03.2020.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Таким образом, обязанность по направлению в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете возникает у органа местного самоуправления после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В случае же принятия органом местного самоуправления решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, такая обязанность отсутствует.

Считаем, что доводы жалобы ООО «Сибалмаз» являются необоснованными, так как администрация г. Бердска не нарушала действующей процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который утвержден постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 №403.                                                                                                            

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Процедура 120 Исчерпывающего перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2017 № 346, предусматривает Государственный кадастровый учет объекта недвижимости - здания, помещения. Указанная процедура относится к процедурам, связанным с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области была рассмотрена жалоба ООО «СибАлмаз» (вх. № 16728э от 30.12.2019 года) на действия Администрации города Бердска Новосибирской области при осуществлении в отношении заявителя процедуры выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, включенной в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 30.04.2014 года № 403, а именно Администрацией города Бердска Новосибирской области нарушен порядок осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства, а именно: принятие уведомления об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 23.12.2019 № 14-2019.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России решением № 054/01/18.1-59/2020 от 16.01.2020 года признала жалобу ООО «СибАлмаз» (вх. № 16728э от 30.12.2019 года) на действия Администрации города Бердска Новосибирской области при осуществлении в отношении заявителя процедуры выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, включенной в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 30.04.2014 года № 403 обоснованной, выдала предписание о совершении действий, направленных устранение нарушений порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 06.02.2020 года принято к производству заявление Администрации города Бердска к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Новосибирской области о признании недействительным решения Новосибирского УФАС России от 16.01.2020 № 054/01/18.1-59/2020 и предписания Новосибирского УФАС России от 16.01.2020 № 054/01/18.1-59/2020 (Дело № А 45-2305/2020).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Указанная обязанность подлежит исполнению не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы подлежат направлению в орган регистрации прав посредством отправления в электронной форме.

Таким образом, в настоящее время обязанность Администрации города Бердска Новосибирской области по направлению в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, отсутствует. В связи с отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Данный вопрос рассмотрен Новосибирский УФАС России ранее, предусмотренные законодательством меры приняты.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение жалобы Общества с ограниченной ответственностью «СибАлмаз» (вх. № 2385э от 12.02.2020 года) на действия Администрации города Бердска Новосибирской области при осуществлении в отношении заявителя процедур выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и государственного кадастрового учета объекта недвижимости, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 30.04.2014 года № 403. 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны