Решение №054/06/104-60/2022 обращение заказчика – ФКУ «СОУМТС МВД России» о включении в ... от 14 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-60/2022

 

«14» сентября 2022 года                                                                                                   г. Новосибирск

                                                                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

в присутствии ….

рассмотрев обращение заказчика – ФКУ «СОУМТС МВД России» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Форматорг» (ИНН 9718046978, КПП 771801001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку вещевого имущества (перчатки) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601219754060100100000061419225,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика – ФКУ «СОУМТС МВД России» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Форматорг» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку вещевого имущества (перчатки) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 221540601219754060100100000061419225.

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

15.02.2022 в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение № 0351100018122000009 на закупку вещевого имущества (перчаток) (в рамках государственного оборонного заказа).

По результатам определения поставщика победителем было признанно ООО «Форматорг».

Так, между ФКУ «СОУМТС МВД России» и ООО «Форматорг» был заключен государственный контракт от 11.03.2022 № 22221881000262005406012197/026 на поставку вещевого имущества (перчаток) на сумму 1 455 795,10 рублей.

Согласно условиям контракта срок поставки: с момента заключения государственного контракта по 01.07.2022 включительно в адрес обособленного подразделения заказчика, ЗСБХР ФКУ «СОУМТС МВД России», расположенного по адресу: 630049, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 218а.

Согласно писем от 29.06.2022 № 2906-1.2 от 25.08.2022 № 2508-1.2 ООО «Форматорг» просило продлить срок поставки товара.

Письмом от 07.07.2022 № Сиб/ОВС-2989 заказчик продлил срок поставки товара по 01.08.2022.

Вместе с тем, к установленному сроку ООО «Форматорг» не обеспечило поставку товара в полном объеме.

На основании вышеизложенного заказчик 24.08.2022 в соответствии с п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товара.

В соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта с момента его размещения в единой информационной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе было размещено 25.08.2022 в единой информационной системе в сфере закупок.

В течение 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщиком были частично удовлетворены недостатки, послужившие поводом для принятия заказчиком решения. В адрес заказчика согласно спецификации поставляемых товаров по контракту были поставлены перчатки на сумму 135 416,00 руб., товар заказчиком принят и оплачен. Так как товар был поставлен не в полном объеме у заказчика не было оснований для отмены решения.

Решение вступило в силу 06.09.2022, контракт считается расторгнутым с 06.09.2022.

ООО «Форматорг» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах неисполнения контракта информации и документов не представило.

Между ФКУ «СОУМТС МВД России» и ООО «Форматорг» по результатам аукциона в электронной форме на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 25.02.2022 № 0351100018122000009, был заключен контракт 11.03.2022 № 2222188100262005406012197/026 на закупку и поставку вещевого имущества.

Согласно п. 1.1 поставщик обязуется поставить и передать заказчику (грузополучателю) вещевое имущество (перчатки) в количестве, качестве, ассортименте в соответствии с ведомостью (спецификацией) поставки, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение № 1), а заказчик оплатить этот товар.

Товар (ТМЦ) приобретается в целях централизованного снабжения подразделений МВД России, для дальнейшего распределения в снабжаемые подразделения. Товар является новым (не бывшем в употреблении, не прошедшим восстановление, не были восстановлены потребительские свойства, не были заменены составные части), свободным от любых прав третьих лиц, укомплектованным и упакованным в соответствии с нормативно технической документации на него.

Однако, 25.08.2022 поставщику стало известно, что заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

ООО «Форматорг» считает решение заказчика необоснованным и незаконным, а включение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков нецелесообразным и противоречащим закону по следующим основаниям.

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся случаев, определенных в данной статье.

В соответствии со ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В рассматриваемой ситуации решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято по инициативе заказчика.

В соответствии со ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Поставщиком в целях исполнения обязательств по контракту были осуществлены действия по подбору субпоставщиков и изготовителей для изготовления и поставки товара для дальнейшей поставки заказчику, был заключен ряд договоров поставки с субподрядчиками.

Однако после заключения контракта у производителей товара возникли трудности с поставками сырья в Российскую Федерацию.

ООО «Форматорг» пояснило, что указанная ситуация напрямую связана с проведением специальной военной операции.

Товар не был поставлен субпоставщиком в адрес поставщика в связи с возникшими непредвиденными обстоятельствами, которые поставщик не мог предусмотреть на момент заключения контракта, а именно, международными санкциями, что привело к задержке поставки товара.

Поставщиком, в соответствии с п. 4 контракта, были направлены письма в адрес заказчика, с уведомлением о наличии непредвиденных обстоятельств (международные санкции) создающих препятствия к поставке товара в срок, установленный заказчиком.

Сторонами по совместному согласованию был продлен срок исполнения по этапу контракта, так, согласно счету-фактуры от 24.08.2022 № 84 поставщиком, поставлена партия товара в количестве 800 штук, заказчик принял указанный поставленный товар, что подтверждается сведениями из единой информационной системы в сфере закупок от 07.09.2022. 

 При этом, согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 В соответствии с п. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Торгово-промышленная палата РФ в Положении о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)  (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14) в п. 1.3 приводит следующие определение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

Согласно ч. 9 контракта, стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему контракту, в случае если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно наводнения, пожара, землетрясения, военных действий, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, которые возникли после заключения настоящего контракта и непосредственно повлияли на исполнение сторонами своих обязательств.

При наступлении таких обстоятельств, срок исполнения обязательств по настоящему контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего контракта в срок.

Согласно ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон существенных условий указанных контрактов, заключенных до 01.01.2023, если при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения.

Более того, 22.03.2022 в Государственную думу РФ был внесен проект Федерального закона № 92282-8, предусматривающий в том числе внесение изменений в Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Проекта, в указанный закон включается ст. 23, согласно п.п. 1 и 2 если в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, исполнение обязательства объективно становится окончательно невозможным полностью или в части, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. При этом лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, не несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. В таком случае для целей применения правил гражданского законодательства о способах обеспечения исполнения обязательства должник не считается нарушившим обязательство, если иное не предусмотрено соглашением сторон обязательства, заключенным после введения в действие настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, ООО «Форматорг» пояснило, что внесение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой. Таким образом, должно быть доказано совершение обществом виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от заключения или исполнения государственного контракта.

Таким образом, действия (бездействия) ООО «Форматорг» должны оцениваться не с позиции гражданско-правовой ответственности, при наступлении которой предполагается вина контрагента, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего свои обязательства, а применительно к административной ответственности, при наступлении которой административный орган должен доказать вину привлекаемого к административной ответственности лица.

Между тем, как считает ООО «Форматорг», в материалах дела не содержится доказательств того, что общество намеренно желало уклониться от заключения контракта или исполнения своих обязательств и предпринимало для этого какие-либо действия либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от общества, привело к уклонению от заключения контракта или нарушению своих обязательств. Данная позиция также подтверждается Девятым Арбитражным Апелляционным судом в Постановлении № 09АП-31771\2015 от 14.08.2015. Эту позицию поддерживает и Верховный суд РФ (Определение от 29.03.2016 №305-ЭС16-1282 по делу №А40-44497\2015).

ООО «Форматорг» пояснило, что является добросовестным поставщиком, о чем также свидетельствует количество исполненных контрактов. ООО «Форматорг» является поставщиком в 40 государственных контрактах на сумму более 140 000 000 рублей.

Дополнительно ООО «Форматорг» просило учесть, что согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила № 1078) если по результатам рассмотрения обращения заказчика будут выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с ч. 14. ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

Вместе с тем, согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, заказчик, в нарушении порядка расторжения контракта, предусмотренного Федеральным законом № 44-ФЗ, 05.09.2022 посчитал контракт расторгнутым, а именно, до истечения десяти дней с даты надлежащего уведомления и до вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу.

Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Так, поставщик был уведомлен о принятом заказчиком решении, согласно Федерального закона № 44-ФЗ, в день его принятия – 25.08.2022.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (в данном случае – 26.08.2022 г.). Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.

Вместе с тем, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день (а в данном случае последний день – 04.09.2022 приходится на выходной день), то в соответствии со ст. 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день – 05.09.2022 г., а контракт в этом случае должен считаться расторгнутым с 06.09.2022.

Однако, в противоречие вышеизложенному, заказчиком 05.09.2022 был расторгнут контракт.

Таким образом, как пояснило ООО «Форматорг» заказчик лишил поставщика возможности устранения нарушений, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ.

Тем самым, по мнению ООО «Форматорг», заказчик не только не исполнил требования ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ и нарушил порядок расторжения контракта, но и нарушил законные права поставщика на устранение обстоятельств, явившихся причиной принятия решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч.1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

В течение предусмотренного ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ срока, а именно в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления, поставщик имел возможность прекратить обязательства, являющиеся предметом заключенного между сторонами контракта, путем исполнения взятых на себя обязательств.

На основании вышеизложенного, ООО «Форматорг» считает, что заказчиком грубо нарушены нормы Федерального закона № 44-ФЗ и законные права поставщика. Включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Федерального закона № 44-ФЗ, а также является явно несоразмерным характеру допущенного нами нарушения.

Таким образом, ООО «Форматорг» пояснило, что комплекс совершенных обществом действий был направлен на исполнение контракта в установленном законом порядке, а не на уклонение от его исполнения.

На основании вышеизложенного, ООО «Форматорг» просило сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не вносить.     

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 г. № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу пп. а) п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пп. б) п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. «а» названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» п. 13 названных Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что 15.02.2022 в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение № 0351100018122000009 на закупку вещевого имущества (перчаток) (в рамках государственного оборонного заказа).

Согласно протокола подведения итогов определения поставщика от 25.02.2022 № ИЭА1 победителем электронного аукциона было признано ООО «Форматорг».

Так, между ФКУ «СОУМТС МВД России» и ООО «Форматорг» был заключен государственный контракт от 11.03.2022 № 22221881000262005406012197/026 на поставку вещевого имущества (перчаток) на сумму 1 455 795,10 рублей.

Согласно п. 1.1 контракта поставщик обязуется поставить и передать заказчику (грузополучателю) вещевое имущество (перчатки) в количестве, качестве, ассортименте в соответствии с ведомостью (спецификацией) поставки, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение № 1), а заказчик оплатить этот товар.

Согласно п. 5.1 контракта поставщик производит поставку товара с момента заключения контракта по 01.07.2022 включительно.

Согласно писем от 29.06.2022 № 2906-1.2 от 25.08.2022 № 2508-1.2 ООО «Форматорг» просило продлить срок поставки товара.

Письмом от 07.07.2022 № Сиб/ОВС-2989 заказчик продлил срок поставки товара по 01.08.2022.

Вместе с тем, ООО «Форматорг» обязательства по поставке товара в полном объеме в установленные сроки не исполнило.

В соответствии с ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

В соответствии с ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

На основании вышеизложенного заказчик в соответствии с п. 2 ст. 523 ГК РФ принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товара.

Таким образом, учитывая существенные нарушения ООО «Форматорг» требований контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что у заказчика имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ФКУ «СОУМТС МВД России» представило в материалы рассматриваемого обращения информацию о том, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было сформировано и размешено с помощью единой информационной системы в сфере закупок 25.08.2022, таким образом, порядок принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта был соблюден.

Согласно пояснениям ООО «Форматорг» общество было уведомлено о принятом заказчиком решении, согласно Федерального закона № 44-ФЗ, в день его принятия – 25.08.2022, таким образом, с учетом требований части 12.1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, датой надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 25.08.2022.

Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, первым днем начала течения срока, предусмотренного ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ считается 26.08.2022.

Согласно требованиям ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ событие, когда решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым должно произойти через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, соответственно по истечении названного срока – 06.09.2022.

Комиссия Новосибирского УФАС России изучив представление в материалы обращения информацию и документы установила, что сведения об исполнении (о расторжении) контракта № 15406012197220000750030 с порядковым номером 1, содержат указание на дату расторжения контракта – 05.06.2022.

На заседании Комиссии, по рассмотрению настоящего обращения, заказчик пояснил, что соответствующая дата (дата расторжения контракта) формируется в единой информационной системе автоматически, и не подлежит корректировке заказчиком вручную.

Также, установлено, что согласно пояснениям, представленным в материалы обращения, датой, когда решение заказчика вступило в силу и контракт был расторгнут является 06.09.2022.

Согласно сведениям об исполнении (о расторжении) контракта № 15406012197220000750030 с порядковым номером 1, информация о расторжении контракта была размещена заказчиком в единой информационной системе 07.09.2022.

Оценивая добросовестность ООО «Форматорг» при исполнении контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий включения в реестр (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.

На основание изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Само по себе обстоятельство указания в единой информационной системе в сфере закупок даты расторжения контракта – 05.09.2022, не повлияло на возможность ООО «Форматорг» в течении десятидневного срока с даты надлежащего уведомления устранить нарушение.

Более того, соответствующие действия заказчика не могли повлиять на возможность ООО «Форматорг» исполнить обязательства по поставке товара надлежащим образом и в сроки, установленные контрактом.

Также, ООО «Форматорг» информации и документов, свидетельствующих, что на невозможность исполнения контракта повлияли обстоятельства непреодолимой силы, не представило, как и иных информации и документов, свидетельствующих о принятии поставщиком мер для надлежащего исполнения контракта.

На заседание Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ООО «Форматорг» доказательств об устранении нарушений условий контракта в установленные сроки, а также доказательств, свидетельствующих о добросовестном поведении при исполнении контракта, также не представил.

Вместе с тем, в материалы рассматриваемого обращения были представлены информация и документы, свидетельствующие о неоднократном нарушении ООО «Форматорг» сроков поставки товара.

При таких обстоятельствах, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения об отказе во включении информации об ООО «Форматорг», а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, поданных заказчиком, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь статьей 15.1 Федерального закона № 275-ФЗ, частью 10 статьи 99, частью 16 статьи 95, частью 2 статьи 104 Федерального закона № 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. № 1078,

РЕШИЛА:

  1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения о ООО «Форматорг» (ИНН 9718046978, КПП 771801001, пер. Колодезный, д. 14, пом. XIII, ком. 41, г. Москва, 107076), а также о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, генеральном директоре ООО «Форматорг» – <...>, в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку вещевого имущества (перчатки) в рамках государственного оборонного заказа (ИКЗ 221540601219754060100100000061419225) сроком на 2 (два) года.
  2. Датой включения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.

 

 

 

 

 

Дата события

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

06.09.2022

08.09.2022

07.09.2022

0

07.09.2022

14.09.2022

14.09.2022

0

19.09.2022

19.09.2022

0

0

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны