Решение №054/06/33-1902/2023 в отношении ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1902/2023

«25» сентября 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителей:

заказчика – ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России – (по доверенности), (по доверенности), (без доверенности),

подателя жалобы – ИП Нисановой С. И. – (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Нисановой С. И. на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100021323000285 на поставку комплектующих для эндопротезирования коленного сустава, начальная (максимальная) цена контракта 20 579 400,00 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилась ИП Нисанова С. И. с жалобой на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100021323000285 на поставку комплектующих для эндопротезирования коленного сустава.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 12.09.2023 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 20.09.2023 г.;

3) на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки;

Суть жалобы ИП Нисановой С.И. заключается в следующем.

1. Совокупности технических характеристик описания объекта закупки соответствуют товары одного производителя:

- по позиции 1 описания объекта закупки - «Компонент бедренный ANTHEM» производства «Смит энд Нефью Инк.», США (регистрационное удостоверение № РЗН 2018/7579 от 09.02.2022 г.);

- по позиции 2 описания объекта закупки - «Вкладыш ANTHEM» производства «Смит энд Нефью Инк.», США (регистрационное удостоверение № РЗН 2018/7579 от 09.02.2022 г.);

- по позиции 3 описания объекта закупки - «Компонент большеберцовый ANTHEM» производства «Смит энд Нефью Инк.», США (регистрационное удостоверение № РЗН 2018/7579 от 09.02.2022 г.).

Кроме того, данные компоненты - это составляющие единого эндопротеза, используемого в одном операционном процессе, следовательно, рассматривать характеристики этих трех медицинских изделий необходимо только в совокупности.

2. По мнению подателя жалобы, заказчиком неправомерно объединены в одну закупку медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.

3. Податель жалобы считает, что заказчиком нарушены положения Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку по позиции 1 описания объекта закупки заказчиком не применены позиции КТРУ 32.50.23.000-00003427 - 32.50.23.000-00003434, по позиции 3 описания объекта закупки не применены позиции КТРУ 32.50.22.110-00001634 - 32.50.22.110-00002245.

ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России в возражениях на жалобу ИП Нисановой С.И. пояснило следующее.

1. Характеристики закупаемых заказчиком эндоптротезов «ANTHEM», производства «Смит энд Нефью Инк.», США, определены в соответствии с антропометрическими и клиническими показателями пациентов, находящихся в листе ожидания заказчика на оказание медицинской помощи. Эндопротезы иных производителей имеют другой ряд особенностей.

2. Компоненты эндопротеза являются единой системой, в связи с чем, не предусмотрена возможность замены компонентов эндопротеза одного производителя на компонент эндопротеза другого производителя.

3. По позициям 1 и 3 в КТРУ отсутствуют необходимые заказчику характеристики медицинских изделий, в связи с чем заказчиком не были применены позиции КТРУ, указанные в жалобе.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пп. «г» п. ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что совокупности технических характеристик, указанных в описании объекта закупки, соответствует товар одного производителя – «Эндопротез коленного сустава «ANTHEM», производства «Смит энд Нефью Инк.», США (регистрационное удостоверение № РЗН 2018/7579 от 14.09.2023 г.). При этом, представители заказчика не смогли представить обоснование необходимости закупки конкретного товара одного производителя.

Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что необходимость формирования описания объекта закупки таким образом, чтобы ему соответствовали не менее двух товаров различных производителей, должно являться ориентиром для заказчика при существовании двух товаров различных производителей, имеющих схожие функциональные и качественные характеристики, удовлетворяющие потребностям заказчика. Вместе с тем, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие на рынке медицинских изделий иных производителей, полностью удовлетворяющих потребностям заказчика. Кроме того, заказчиком не представлены информация и документы, из которых следовало бы, что «Эндопротез коленного сустава «ANTHEM», производства «Смит энд Нефью Инк.», США, обладают уникальными характеристиками, которыми не обладают товары иных производителей, в частности, представитель заказчика затруднился ответить о соответствии потребности ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России медицинского изделия, предложенного представителем ИП Нисановой С.И.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел свое подтверждение.

2. В соответствии с п.2 ч.29 ст.34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 (далее – Постановление Правительства РФ №620).

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ № 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, в случаях, предусмотренных данным Постановлением.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что закупаемые заказчиком медицинские изделия являются компонентами одного эндопротеза, в связи с чем, не предусмотрена возможность замены компонентов эндопротеза одного производителя на компонент эндопротеза другого производителя, что также подтверждается инструкциями по применению, размещенными на официальном сайте Росздравнадзора.

Таким образом Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при формировании лота при осуществлении закупки указанных медицинских изделий. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной систем заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе в ЕИС содержится каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» п.5 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ №145 от 08.02.2017 г. (далее - Правила) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в данном пункте.

Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В соответствии с п.7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.

Из пояснений заказчика следует, что размеры и анатомическая форма компонентов эндопротеза подбирается в каждом конкретном случае на основании антропометрических характеристик пациентов, находящихся в листе ожидания заказчика на оказание медицинской помощи. Таким образом, заказчику необходим полный перечень размеров, указанных в описании объекта закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в указанных подателем жалобы позициях КТРУ отсутствуют необходимые заказчику характеристики, соответствующие потребности ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России.

Таким образом, поскольку заказчику необходимы медицинские изделия, в отношении которых в КТРУ отсутствуют позиции, отвечающие потребностям ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений положений Правил. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Нисановой С. И. на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100021323000285 на поставку комплектующих для эндопротезирования коленного сустава, частично обоснованной (довод жалобы № 1 – обоснован, доводы жалобы №№ 2, 3 – не обоснованы).

2. Признать заказчика нарушившим положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны