Заключение №054/01/10-1297/2019 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственно... от 12 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 054/01/10-1297/2019 от 10.07.2019 г.

 

12 сентября 2019 года                                                                                                    г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Гамидова Э.Н. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

 

рассмотрев дело № 054/01/10-1297/2019 от 10.07.2019 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЭНЕРГОРЕСУРС» (ИНН 5438315772, 633411, Новосибирская область, Тогучинский район, р.п. Горный, ул. Планетная, д.1) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

 

         руководствуясь ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

На рассмотрение в Новосибирское УФАС России поступило заявление АО «БетЭлТранс» Горновского завода спецжелезобетона – филиала АО «БЭТ» (далее – АО «БЭТ») на действия ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС», выразившиеся в отказе от заключения с АО «БЭТ» договора на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод.

Разделом II Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, утвержден порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров транспортировки воды, договоров транспортировки сточных вод (далее – Правила № 644).

Согласно пп. 45, 46 Правил № 644 договор по транспортировке холодной воды, договор по транспортировке сточных вод заключаются между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией после выбора такой организации) в соответствии с типовым договором по транспортировке холодной воды, типовым договором по транспортировке сточных вод.

Заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным (п. 46 Правил № 644).

В соответствии с п. 55 Правил № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующая организация), которая намерена заключить договор по транспортировке холодной воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, направляет в транзитную организацию проект такого договора и заявку на заключение договора, которая содержит следующие сведения:

а) наименование и реквизиты организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации);

б) точки приема и точки подачи холодной воды, точки приема и точки отведения сточных вод;

в) объемы и предполагаемый режим подачи холодной воды и приема сточных вод;

г) акт разграничения балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности сторон;

д) срок начала оказания услуг по передаче холодной воды, сточных вод;

е) проект договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке сточных вод (в 2 экземплярах);

ж) нормативы допустимых сбросов абонентов, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Для ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 06.12.2018 N 674-В установлен тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на территории Тогучинского района Новосибирской области, на период регулирования 2019 - 2023 годов.

Следовательно, ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией).

Как подтвердила администрация р.п. Горный в ответе на запрос антимонопольного органа,  в настоящее время ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» является гарантирующей организацией, осуществляющей на территории р.п. Горный деятельность по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению.

На данный момент действует Постановление администрации рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области от 28.06.2013 N 287/1 «Об определении гарантирующей организации и определении зоны ее деятельности на территории рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области».

Согласно Аналитическому отчету Отдела товарных и финансовых рынков по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области в границах объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС», в том числе, водопроводных и канализационных сетей ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС», за период с января 2018г. по март 2019г., ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» занимало доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области в период с января 2018г. по март 2019г., на основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно Правилам № 644 транзитная организация – это организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.

Для АО "БетЭлТранс" (АО «БЭТ») Приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 22.01.2019 N 20-В "Об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод для Акционерного общества "БетЭлТранс", осуществляющего деятельность по транспортировке питьевой воды и по приему и транспортировке сточных вод на территории рабочего поселка Горный Тогучинского района Новосибирской области в лице филиала Горновский завод спецжелезобетона, на 2019 год" установлен тариф на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод.

Следовательно, АО «БЭТ» является транзитной организацией.

Таким образом, в рассматриваемом случае согласно пп. 46, 55 Правил № 644 гарантирующая организация - ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» должна была направить в адрес организации, оказывающей услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод - АО «БЭТ» - заявку и проект договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод.

Поскольку ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» не выполнило обязанность по направлению заявки и проекта договора в адрес заявителя, АО «БЭТ» самостоятельно направило в адрес ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» заявку о заключении договора по транспортировке питьевой воды и по приему и транспортировке сточных вод  (исх. № 13/257  от 31.01.2019 г.).

Письмом исх. № 21 от 04.02.2019 в ответ на вышеуказанную заявку о заключении договора ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» ответило заявителю отказом.

Таким образом, из представленных в Новосибирское УФАС России документов и сведений следует, что в рассматриваемом случае ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» не выполнило возложенную на него в соответствии с Правилами № 644 обязанность по направлению в адрес заявителя, как транзитной организации, проекта договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод. 

В силу п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О  защите  конкуренции» № 135-ФЗ от 27.06.2006 г. запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в действиях ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС», осуществляющего деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению на территории р.п. Горный Тогучинского района НСО, присутствуют признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в части уклонения и необоснованного отказа от заключения с АО «БЭТ» договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод. 

Согласно ч. 1, 2 ст. ст. 39.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с изложенным, ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» было выдано предупреждение.

Заказным письмом от 15.05.2019 г. исх. № 02-5608 ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» было направлено предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в адрес АО «БЭТ» в срок до 27.06.2019г. договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод.

Письмом вх. № 02-4080э от 05.06.2019 ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» сообщило, что у ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» отсутствует обязанность заключения с АО «БЭТ» договора по транспортировке питьевой воды и по приему и транспортировке сточных вод, так как по отношению к сетям холодного водоснабжения и водоотведения, принадлежащим АО «БЭТ», ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» статусом гарантирующей организации не обладает.

Письмом вх. № 02-4080э от 05.06.2019 ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» сообщило, что направило заявки на заключение договоров по транспортировке холодной (питьевой) воды и по приему и транспортировке сточных вод в адреса абонентов: ТСЖ «Алемар», ТСЖ «Заводское», ИП Протазанова О.В., ЗАО «Полимер».

Таким образом, информация о заключении с АО «БЭТ» договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод от ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» в антимонопольный орган не поступала.

Письмом вх. № 02-6483 от 04.07.2019 АО «БЭТ» сообщило, что по состоянию на 04.07.2019 в адрес АО «БЭТ» от ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» не поступало предложений о заключении договора по транспортировке питьевой воды и по приему и транспортировке сточных вод с заявителем.

Таким образом, ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» не исполнило возложенную пп. 46, 55 Правил № 644 обязанность по направлению в адрес АО «БЭТ» заявки и проекта договора на транспортировку воды и транспортировку сточных вод и не выполнило предупреждение антимонопольного органа, что подтверждается письмами вх. № 02-6483 от 04.07.2019, вх. № 02-4080э от 05.06.2019, вх. № 02-4080э от 05.06.2019.

На основании изложенного, Новосибирским УФАС России издан Приказ от 10.07.2019 г. № 128 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии 12 сентября 2019 ответчик сообщил, что в результате переговоров с заявителем стороны пришли к соглашению о заключении вышеуказанных договоров.

Представленные ответчиком на заседании комиссии договор № 19/08/2019-13 по транспортировке холодной (питьевой) воды и договор № 20/08/2019-13 по транспортировке сточных вод заключены с АО «БЭТ» 27.08.2019, то есть после 27.06.2019 – срока, указанного в предупреждении о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия ООО «ЭНЕРГОРЕСУРС»», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории р.п. Горный Тогучинского района Новосибирской области в период с января 2018г. по март 2019г., выразившиеся в неисполнении обязанности по направлению в адрес АО «БЭТ» заявки и проекта договора по транспортировке питьевой воды и транспортировке сточных вод, предусмотренной п. 55 Правил № 644, и дальнейшем отказе от заключения с АО «БЭТ» договора на транспортировку питьевой воды и транспортировку сточных вод, содержат признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны