Решение (комиссия) №054/01/18.1-1184/2023 жалоба ООО «Строй Плюс» (вх. № 10376-ЭП/23 от 08.06.2023 год... от 20 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1184/2023

20 июня 2023 года                                                                   г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Строй Плюс» (вх. № 10376-ЭП/23 от 08.06.2023 года), перенаправленную из Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, на действия заказчика ООО «Международный аэропорт «Новосибирск» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку поддонов деревянных (извещение № 32312201442, размещенное на сайте https://zakupki.gov.ru/),

в отсутствие представителя ООО «Строй Плюс», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителя ООО «Международный аэропорт «Новосибирск» - <...>

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Строй Плюс» (вх. № 10376-ЭП/23 от 08.06.2023 года), перенаправленная из Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, на действия заказчика ООО «Международный аэропорт «Новосибирск» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку поддонов деревянных (извещение № 32312201442, размещенное на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

17.03.2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Международный Аэропорт Новосибирск» (далее — Уполномоченное учреждение) разместило в Единой информационной системе (далее – ЕИС) извещение о закупке (приглашение) № 32312201442.

Объект закупки: Поставка поддонов деревянных;

Способ закупки: Запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Общество с ограниченной ответственностью «Строй Плюс» (ИНН: 7455004019) (далее - ООО «Строй Плюс», Общество, Участник) приняло решение об участии в запросе предложений в электронной форме.

05.04.2023      г. – размещен протокол № 32312201442-01 «Протокол рассмотрения первых частей заявок»;

10.04.2023      г. – размещен протокол № 32312201442-02 «Протокол рассмотрения вторых частей заявок»;

10.04.2023      г. – размещен протокол № 32312201442-03 «Итоговый протокол»;

04.05.2023      г. – размещен протокол № 32312201442-04 «Протокол признания участника уклонившимся от заключения договора».

По данному обстоятельству сообщаем следующее:

Согласно п. 27 Закупочной документации, Договор по результатам закупки, заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки.

Ни Закупочная документации, ни в Информационная карта, ни Положение о закупке Заказчика не регламентируют сроки подписания проекта государственного Контракта Победителем закупки.

В соответствии с положениями Закупочной документации, в случае если Победитель закупки в установленный настоящим пунктом Закупочной документации срок, не представил подписанный со своей стороны договор, либо не представил подписанный с его стороны протокол разногласий в части несоответствия предлагаемого к заключению договора условиям, и (или) обеспечение исполнения договора, если предоставление обеспечения было установлено в п. 31 Информационной карты, он считается уклонившимся от заключения договора. 

Согласно протоколу признания участника уклонившимся, Участник признан уклонившимся от заключения контракта на основании пункта 27 Закупочной документации. Победитель закупки считается уклонившимся от заключения договора в связи с непредоставлением участником закупки в указанные в извещении и (или) документации сроки подписанного со своей стороны проекта договора или подписанного со своей стороны протокола разногласий.

По данному обстоятельству сообщаем, что Общество действовало добросовестно и умысла на уклонение от заключения Контракта у Общества не было, произошла ситуация, не зависящая от ООО «Строй Плюс».

Кроме того, ООО «Строй Плюс» подтверждает, что готово исполнить обязательства, предусмотренные контрактом в срок и в полном объеме, на установленных контрактом условиях, дополнительно подтверждаем, что Контракт имеет для нас важную экономическую ценность.

На основании изложенного, считаем необходимым предупредить, что умысла уклоняться от подписания контракта мы не имели.

В соответствии с частью 1 статьи 401 ГК РФ - лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

На основании изложенного, ООО «Строй Плюс» просит выдать заказчика ООО «Международный аэропорт «Новосибирск» предписание на заключение договора.

ООО «Международный аэропорт «Новосибирск» представило следующие возражения на доводы жалобы.

Обществом с ограниченной ответственностью «Строй Плюс» (далее Заявитель/Податель жалобы) подана жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на действия Заказчика закупки ООО «Международный аэропорт Новосибирск» (далее Заказчика. ООО «МАН») при проведении ООО «Аэрофинанс» (организатор закупки) закупочной процедуры посредством запроса предложений в электронной форме № 02-6-23, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку поддонов деревянных (извещение № 32312201442) (далее - Закупочная документация).

Заказчик ООО «МАН» возражает относительно поданной жалобы на основании следующего.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «МАП» утвержденным 28.04.2023 (протокол № 3-2023) (далее - Положение о закупке), которое разработано в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с п. 85.1 Положения о закупке Договор по результатам конкурентной закупки и неконкурентной закупки (далее в настоящем разделе - закупки), кроме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки.

Аналогичные положения закреплены п. 27 Закупочной документации: Договор по результатам закупки, заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки. В случае необходимости одобрения органом управления Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора ЭТП договор должен быть заключен не позднее чем через 5 (пять) дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) Заказчика, закупочной комиссии, оператора ЭТП.

Согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Таким образом, Заказчиком установлены четкие сроки заключения договора с победителем закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, следовательно, довод Заявителя о том, что положения закупочной документации не содержат сроков подписания договора, не может быть состоятелен.

Вместе с тем по итогам рассмотрения вторых частей заявок. Заказчиком был размещен в ЕИС 10.04.2023 протокол подведения итогов запроса предложений.

Заказчиком в адрес Участника, посредством ЭТП «Сбербанк-АСТ». 13.04.2023 направлен договор на подписание.

Заказчиком было получено письмо Участника №14 от 14.04.2023 о невозможности исполнения договора поставки в связи с ошибкой в расчетах, допущенной участником при принятии решения об участии в закупочной процедуре, следовательно. Заявитель указал на отсутствие интереса в заключении договора.

Таким образом в соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), с учетом выходных и праздничных дней, датой окончания срока, на представление подписанного Участником со своей стороны договора, является 02.05.2023.

До вышеуказанной даты договор так и не был подписан Заявителем.

Согласно п. 85.6 Положения о закупках и п. 27 Закупочной документации в случае если победитель закупки в установленный настоящим Положением срок, не представил подписанный со своей стороны договор, либо не представил подписанный с его стороны протокол разногласий в части несоответствия предлагаемого к заключению договора условиям документации о закупке, извещению об осуществлении закупки или его заявке, и (или) обеспечение исполнения договора, если предоставление обеспечения было установлено в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, он считается уклонившимся от заключения договора не предоставившим обеспечение исполнения договора. При этом Заказчик удерживает денежные средства, перечисленные уклоняющейся от заключения договора стороной в качестве обеспечение заявки, если обеспечение было предусмотрено в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Закупочной комиссией 03.05.2023 на основании п. 85.6 Положения о закупке, п. 27 Закупочной документации ввиду непредставления Заявителем подписанного со своей стороны договора, непредставления подписанного с его стороны протокола разногласий, принято решение о признании Заявителя уклонившимся от подписания договора, что подтверждается протоколом уклонения от заключения договора по результатам запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №02-6-23/4.

Заказчик с целью надлежащего исполнения требований законодательства РФ. Положения о закупке правомерно принял решение о признании Заявителя лицом, уклонившимся от заключения договора. В противном случае Заказчик допустил бы подписание договора в нарушение требований, установленных закупочной документацией. Положением о закупке и действующее законодательство РФ. а также основные принципы Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом следует отметить, что закупочная документация находится в открытом доступе, размещается на ЭТИ и в ЕИС, из чего следует, что любое лицо, намеревающееся принять участие в закупки вправе ознакомиться с закупочной документацией. Таким образом, Заявитель имел возможность заблаговременно изучить положения закупочной документации, в том числе условия и сроки заключения договора. Следовательно, Заявитель, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, в случае совершения им действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.

Кроме того, положения закупочной документации Заявителем не оспаривались, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель конклюдентно согласился с установленными Заказчиком требованиями, тем самым, возложив на себя определенные риски, в том числе риски связанные с подписанием договора в установленные закупочной документацией сроки.

Таким образом, действия Заказчика по размещению в сети интернет 03.05.2023 протокола уклонения от заключения договора по результатам запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №02-6-23/4. полностью соответствует требованиям законодательства РФ и закупочной документации. При этом заключение договора с Заявителем после установленных сроков, не представляется возможным, поскольку действия Заказчика привели бы к нарушению норм Закона № 223-ФЗ.

2) В соответствии со ст. 3.2. Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указаний участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Следовательно, все имеющиеся вопросы Заявитель был вправе задавать Заказчику на этапе подачи заявки, однако, своим правом не воспользовался и вопросов в отношении сроков подписания договора в этот период от Заявителя не поступало, то есть Заявитель не имел вопросов к содержанию закупочной документации.

На основании изложенного следует вывод, что в действиях заказчика ООО «МАН» отсутствуют нарушения Закона № 223-ФЗ, все действия заказчика ООО «МАН» полностью соответствуют основополагающим принципам законодательства о закупках, не нарушают принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, который закреплен ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Дополнительно обращаем внимание, так как по итогам проведения закупочной процедуры была подана только одна заявка, с учетом уклонения Заявителя от подписания договора, закупка признана несостоявшейся, в связи с чем Заказчиком будет проведена данная закупочная процедура повторно, следовательно, Заявитель не лишен права вновь принять участие с учетом ошибок, допущенных в расчетах.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

17.03.2023 Общество с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт Новосибирск» разместило в ЕИС извещение № 32312201442 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку поддонов деревянных.

Дата начала срока подачи заявок - 17.03.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 03.04.2023.

Дата рассмотрения первых частей заявок - 05.04.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 07.04.2023.

Дата подведения итогов - 07.04.2023.

Начальная (максимальная) цена договора - 2 625 000,00 руб.

28.03.2023 ООО «Строй Плюс» была подана заявка, заявке присвоен номер 6672.

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 07.04.2023 №02-6-23/3, решением закупочной комиссии Заказчика конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка, принято решение о заключении договора с единственным участником закупки ООО «Строй Плюс» (далее - Участник).

Согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В соответствии с п. 85.1 Положения о закупке Договор по результатам конкурентной закупки и неконкурентной закупки (далее в настоящем разделе - закупки), кроме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки.

Аналогичные положения закреплены п. 27 Закупочной документации: Договор по результатам закупки, заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки. В случае необходимости одобрения органом управления Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора ЭТП договор должен быть заключен не позднее чем через 5 (пять) дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) Заказчика, закупочной комиссии, оператора ЭТП.

Таким образом, довод Заявителя о том, что положения закупочной документации не содержат сроков подписания договора, не может быть принят.

Заказчиком в адрес Участника, посредством ЭТП «Сбербанк-АСТ», 13.04.2023 направлен проект договора на поставку поддонов деревянных.

В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), с учетом выходных и праздничных дней, датой окончания срока, на представление подписанного Участником со своей стороны договора, является 02.05.2023.

Заказчиком было получено письмо Участника №14 от 14.04.2023 о невозможности исполнения договора поставки в связи с ошибкой в расчетах, допущенной участником при принятии решения об участии в закупочной процедуре.

До вышеуказанной даты договор ООО Строй Плюс» подписан не был.

Согласно п. 85.6 Положения о закупках и п. 27 Закупочной документации в случае если победитель закупки в установленный настоящим Положением срок, не представил подписанный со своей стороны договор, либо не представил подписанный с его стороны протокол разногласий в части несоответствия предлагаемого к заключению договора условиям документации о закупке, извещению об осуществлении закупки или его заявке, и (или) обеспечение исполнения договора, если предоставление обеспечения было установлено в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, он считается уклонившимся от заключения договора не предоставившим обеспечение исполнения договора. При этом Заказчик удерживает денежные средства, перечисленные уклоняющейся от заключения договора стороной в качестве обеспечение заявки, если обеспечение было предусмотрено в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Закупочной комиссией 03.05.2023 на основании п. 85.6 Положения о закупке, п. 27 Закупочной документации ввиду непредставления Заявителем подписанного со своей стороны договора, непредставления подписанного с его стороны протокола разногласий, принято решение о признании Заявителя уклонившимся от подписания договора, что подтверждается протоколом уклонения от заключения договора по результатам запроса предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 02-6-23/4.

Таким образом, в действиях ООО «Международный аэропорт «Новосибирск» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку поддонов деревянных (извещение № 32312201442, размещенное на сайте https://zakupki.gov.ru/) не установлено нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Строй Плюс» (вх. № 10376-ЭП/23 от 08.06.2023 года), перенаправленную из Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, на действия заказчика ООО «Международный аэропорт «Новосибирск» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку поддонов деревянных (извещение № 32312201442, размещенное на сайте https://zakupki.gov.ru/) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии  <...>

Члены Комиссии          <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны