Решение №054/01/18.1-1386/2021 жалоба ООО «Торговый дом ЗЕВС» на действия АО «РЕМОНТЭНЕРГОМ... от 15 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1386/2021

15 июля  2021 г.                                                                                                     г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Торговый дом ЗЕВС» (вх. №11305э от 28.06.2021) на действия АО «РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку муфт кабельных (№32110321608),

 

в присутствии …

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Торговый дом ЗЕВС» (вх. № 11305э от 28.06.2021) на действия АО «РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку муфт кабельных (№ 32110321608).

Заявитель сообщает следующее.

Заказчиком был объявлен Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на сайте https://zakupki.gov.ru .

Заявка ООО ТД ЗЕВС была отклонена как несоответствующая документации (ПРОТОКОЛ № 144 подведения итогов запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства). Заявка не соответствует требованиям согласно п.4.2,6. 12,6.13, 6.14 извещения об осуществлении конкурентной закупки. 

С действиями заказчика заявитель не согласен по следующим основаниям:

П.4.2 Извещения о закупке - Скан-копия справки из банка об отсутствии расчётных документов, не оплаченных в срок в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счёте (картотека № 2), выданной не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате опубликования извещения на ЕЭТП, - заявителем представлен документ (справка от АО Тинькофф).

П.6.12 Извещения о закупке - Скан копии образцов сертификатов/декларациий соответствия. Если продукция не подлежит сертификации/декларированию предоставить письмо от завода изготовителя, - заявителем представлены сертификаты.

П.6.13 Извещения о закупке - Комплектовочные ведомости на продукцию – у заявителя отсутствуют.

П.6.14 Извещения о закупке - Инструкции по установке/монтажу муфт – у заявителя отсутсвуют.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), одним из принципов закупки товаров, работ, услуг является целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно положений п. 2 ч. 1 ст.3 Закона о закупках, при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Все перечисленные документы не могут гарантировать качество поставки товара. Участник закупки может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

Положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о предоставлении в составе заявки документов, которые предоставляются в момент приобретения товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Предъявление к участнику закупки требований о представлении в составе своей заявки документов сопутствующих комплектации товара,   равно как и отклонение такого участника ввиду непредставления таких документов, напрямую противоречит требованиям Закона о закупках, не соответствует балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и противоречит законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (пункт 5 статьи 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник не может обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие сопроводительные документы, такие как: паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее.

Учитывая изложенное, требование обременяет участника заблаговременно произвести/приобрести продукцию по предмету закупки.

Кроме того, учитывая отсутствие обязанности производителя/дилера отвечать на запросы о предоставлении документов на продукцию, возможность подачи заявки участников закупки зависит от волеизъявления такого производителя/дилера.

На основании изложенного, требования Документации неправомерно ограничивают в подаче заявок на участие в закупке, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

АО «РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС» представило следующие возражения на жалобу ООО «Торговый дом ЗЕВС».

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Торговый дом ЗЕВС» (вх. № 11305э от 28.06.2021 г.) на действия заказчика акционерного общества «Ремонтэнергомонтаж и сервис» (далее - АО «РЭМиС», общество) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку муфт кабельных (извещение № 32110321608).

Доводы жалобы сводятся к следующим:

  1. Справка из банка предоставлена (п. 4.2 извещения о закупке соблюден).
  2. Требования заказчика, изложенные в п.п. 6.12, 6.13, 6.14 извещения о закупке, незаконны, ограничивают конкуренцию.

Заказчик неправомерно отклонил заявку ООО «Торговый дом ЗЕВС», т.к. установил в п.п. 6.12, 6.13, 6.14 извещения о закупке излишние требования, обязывающие иметь в наличии товар в момент подачи заявки.

АО «РЭМиС» не согласно с доводами, изложенными в жалобе ООО «Торговый дом ЗЕВС».

АО «РЭМиС» действовало исключительно в рамках действующего законодательства, Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «РЭМиС» и документации о закупке.

Общество не совершало действий, нарушающих норм п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в действиях общества не содержится события административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Ко АП РФ).

АО «РЭМиС» не согласно с доводами жалобы по следующим основаниям:

  1. В составе заявки подателем жалобы предоставлена скан-копия справки из банка об отсутствии расчётных документов, не оплаченных в срок в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счёте (картотека № 2), выданной не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате опубликования извещения на ЕЭТП, по другому расчетному счету, отличающемуся от указанного в анкете участника закупки.

Данное требование установлено п. 4.2 раздела 4 «Требования к участнику» извещения о закупке, заключающееся в следующем: отсутствие на расчётном счёте, указанном в анкете участника закупки, расчётных документов, не оплаченных в срок в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счёте.

Скан-копия справки из банка АО «Тинькофф Банк» предоставлена по расчетному счету № 40702810910000109741 (подтверждающий документ: файл в составе заявки участника с наименованием «справка(1) об отсутствии ссудной задолженности и картотеки №2 Тинькофф на 26.05.pdf»), при этом в анкете участника указан расчетный счет 40702810510000333111 (содержится в прилагаемой документации о торгах в составе заявки ООО «Торговый дом ЗЕВС»).

Указанные счета определенно различны, имеют разный набор цифр, т.е. предоставленный документ не подтверждает отсутствие расчётных документов, не оплаченных в срок в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счёте (картотека № 2) по расчётному счёту, в связи с этим заявка участника была признана не соответствующей п. 4.2 извещения о закупке.

Таким образом, действия АО «РЭМиС» в этой части законны и обоснованны, подтверждаются документами самого участника закупки.

  1. АО «РЭМиС» формулировало требования к поставляемым товарам по закупке с учетом требований, установленных в п. 1ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Требования по сертификации/декларированию товаров и предоставлению подтверждающей документации, являются обычными предъявляемыми требованиями по такого рода закупкам, подтверждающими: качество предлагаемой к поставке продукции (сертификация), изготовление товаров конкретным изготовителем, соответствие товаров ТУ и/или ГОСТу (п. 6.12 извещения о закупке).

Проведение закупочной процедуры, указанной в жалобе, обусловлено потребностью АО «РЭМиС» в поставке муфт кабельных, как специализированной организации, выполняющей собственными силами строительно-монтажные работы на объектах электроэнергетики (кабельные линии) по договорам подряда для нужд АО «РЭС».

Поэтому для АО «РЭМиС» имеют существенное значение, как организации, выполняющей работы, следующие требования по закупке:

  • наличие комплектовочных ведомостей на продукцию (п. 6.13 извещения о закупке): заводы-производители муфт имеют собственные и отличные от других характеристики товаров, поэтому требования к комплектации необходимы для оценки заказчиком полноты комплектации товаров и возникновению дополнительных затрат;
  • наличие инструкций по установке/монтажу муфт (п. 6.14 извещения о закупке): необходимы     для понимания процесса монтажа и правил работы с товаром.

Все затребуемые документы большей частью находятся в открытом публичном доступе на официальных сайтах изготовителей товаров в сети Интернет, т.е. любой участник закупки может беспрепятственно получить эти документы. В случае отсутствия какого-либо документа на официальном сайте, его можно получить, направив соответствующий запрос изготовителю.

Установление обществом указанных требований не обязывает участника закупки предварительно закупать товары для участия в закупочной процедуре.

Ни одним из доводов жалобы, ее фактическим содержанием, кроме неких общих нормативных ссылок на нарушение закона со стороны АО «РЭМиС», подателем жалобы не доказано наличие нарушений в действиях заказчика, излишность его требований по закупке.

Дополнительно к указанному, в части предоставленного в составе заявки документа по п. 6.12 извещения о закупке поясняем:

Не все сертификаты соответствия (содержится 4 шт. в составе заявки участника) предоставлены с не истекшим сроком действия.

Сертификат соответствия ГОСТ Р (на предложенную продукцию позиция технического предложения № 6 «Муфта КНтп-10 3x150/240 с наконечником бумажная изоляция») от заявленного изготовителя ООО «ИЭК ХОЛДИНГ», марка IEK, срок действия с 05.02.2018 г. по 04.02.2021 г., что расценивается, как непредоставление требуемого документа. Исходя из этого, требование п. 6.12 извещения о закупке участником не соблюдено.

В связи с несоответствием заявки участника требованиям п.п. 4.2, 6.12, 6.13, 6.14 извещения о закупке согласно п. 7.3.4.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «РЭМиС» (в действовавшей на момент проведения закупки редакции) была отклонена.

Таким образом, в действиях АО «РЭМиС» отсутствуют нарушения норм п. п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в действиях общества не содержится события административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно протоколу от 22.06.2021 №144 подведения итогов запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, заявка ООО «ТД Зевс» не допущена к участию в закупке в связи с несоответствием требованиям п. 4.2, 6,12, 6.13, 6.14 извещения об осуществлении конкурентной закупки.

Согласно п. 4.2. Извещения о проведении закупки заказчиком установлено требование к участнику закупки - отсутствие на расчётном счёте, указанном в анкете участника закупки, расчётных документов, не оплаченных в срок в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счёте. Документ, подтверждающий соответствие указанному требованию - Скан-копия справки из банка об отсутствии расчётных документов, не оплаченных в срок в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счёте (картотека № 2), выданной не ранее 30 календарных дней, предшествующих дате опубликования извещения на ЕЭТП).

ООО «ТД ЗЕВС» представило скан-копию справки из банка АО «Тинькофф Банк» по расчетному счету № 40702810910000109741. При этом в анкете участника указан иной расчетный счет 40702810510000333111. Следовательно, по данному основанию заявка ООО «ТД Зевс» не соответствует требованиям п. 4.2 Извещения о проведении закупки.

Согласно п. 6.12 извещения о проведении закупки участник в составе заявки обязан представить скан копии образцов сертификатов/декларациий соответствия. Если продукция не подлежит сертификации/декларированию предоставить письмо от завода изготовителя.

Согласно п. 6.13, 6.14 извещения о проведении закупки участник в составе заявки обязан представить комплектовочные ведомости на продукцию, инструкции по установке/монтажу муфт.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок Заказчику.

При этом поставщик может не являться производителем товара по предмету Запроса предложений, при этом ранее осуществлять поставки соответствующих предмету закупки товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

Согласно части 2 статьи 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать на момент подачи заявки, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы (сертификат/декларацию соответствия, паспорт качества, технические условия, комплектовочные ведомости, инструкции и так далее).

Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки участника документов, указанных в закупочной документации (копии образцов-сертификатов/деклараций соответствия, комплектовочных ведомостей, инструкций по установке/монтажу муфт), обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в Техническом задании Документации продукцию.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении указанных документов, возможность участников закупки подать заявку на участие в Аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера, его официального представителя.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования являются избыточным, поскольку для их исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры произвести/приобрести соответствующий товар для получения вышеуказанных документов, запросить указанные документы у производителей/дилеров соответствующей продукции.  Данное обстоятельство могло привести к сокращению потенциальных участников торгов и ограничению конкуренции.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения в Документации, и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя, по указанным основаниям, ограничивают количество участников закупки, ограничивает конкуренцию и нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что находит отражение в практике ФАС России (Решение ФАС России от 23.12.2019 №223ФЗ-1167/19,  Решение ФАС России от 27.09.2018 № 223ФЗ-726/18, Решение ФАС России  от 21.09.2018 № 223ФЗ-703/18).

Таким образом, заказчиком АО «РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС» допущено нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Торговый дом ЗЕВС» (вх. №11305э от 28.06.2021) на действия АО «РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку муфт кабельных (№32110321608) обоснованной.
  2. Выдать АО «РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны