Решение №054/05/5-54/2020 в отношении ООО «ГБР» от 13 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«13» февраля 2020г.                                                                                               г.Новосибирск

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…> - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: <…> – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело №054/05/5-54/2020, возбужденное по факту распространения в ноябре 2019г. посредством размещения на рекламной конструкции (ориентир: жилой дом с административными помещениями по адресу г.Новосибирск, ул. Челюскинцев, 48/1) информации с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии:

заявителя: физическое лицо <…>, не явилось;

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: Общества с ограниченной ответственностью «Городское бюро рекламы» (ООО «ГБР»), ИНН 5406751141, ОГРН 1135476102222, дата присвоения ОГРН 21.06.2013г., адрес: ул.Каменская, д.№58, г.Новосибирск, 630099)

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№13537 от 13.11.2019г.) по факту распространения в ноябре 2019г. посредством размещения на рекламной конструкции (ориентир: жилой дом с административными помещениями по адресу г.Новосибирск, ул. Челюскинцев, 48/1) информации следующего содержания:

«16 ноябряОбщегородская ипотечная суббота Получи ипотеку без похода в банк: ставки ниже, чем в банках Без первоначального взноса Без подтверждения дохода Проверка кредитной истории бесплатно Во всех офисах Жилфонда 201-00-01».

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело, установлено следующее.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу требований, установленных нормами ФЗ «О рекламе»: п.3 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5:

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (п.3 ч.3 ст.5);

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч.7 ст.5).

Из содержания рассматриваемой информации следует, что объектом рекламирования является услуга по предоставлению услуги по ипотечному кредитованию на определенных условиях:

1) без посещения банка;

2) со ставкой ниже, чем в банках;

3) без первоначального взноса;

4) без подтверждения дохода;

5) проверка кредитной истории бесплатно.

Местом предоставления данной услуги определены все офисы «Жилфонд», датой – 16.11.2019г., наименование мероприятия – «Общегородская ипотечная суббота».

Таким образом, данная информация является рекламой.

При этом текст письма не содержит каких-либо дополнительных условий, либо отсылочных значков, например, в виде *.

Как следует из заявления, при обращении в агентство недвижимости «Жилфонд» посредством телефонного звонка (номер телефона также указан в рекламе), заявитель получил разъяснения о том, что для получения ипотечного кредита необходимо предоставить справки о доходах по форме, утвержденной банком, ставка по кредиту также устанавливается банком.

Кроме того, Новосибирским УФАС России у ООО «Агентство недвижимости «Жилфонд» запрошены следующие (документы) материалы:

- подтверждение информации, указанной в рекламе (условия предоставления ипотечного кредита; параметры, от которых зависит величина ставки по кредиту и т.д.);

- подтверждение предоставления ипотечного(ых) кредита(ов) с соблюдением условий, указанных в рекламе (при наличии).

В ответ на запрос Общество сообщает следующее.

ООО «Агентство недвижимости «ЖИЛФОНД» не осуществляло размещение рекламной информации, указанной в запросе.

15.10.2019г. ООО «АН «Жилфонд» (Заказчик) заключило Договор №5/1 об оказании услуг по организации мероприятия с ООО «Городское бюро рекламы» (ООО «ГБР) (Исполнитель). Предметом договора в соответствии с п. 1.1. являлось обеспечение организации мероприятия ООО «АН «Жилфонд» «Ипотечная суббота», проводимого во всех офисах агентства 16.11.2019 г. с 10:00 до 15:00.

Согласно п. 1.2. Договора №5/1 Исполнитель должен был:

1.2.1.   изготовить именные бейджи сотрудникам Заказчика, участвующим в мероприятии;

1.2.2.   оформить офисы Заказчика воздушными шарами с нанесенным на них текстом: «ЖИЛФОНД 201-00-01»;

1.2.3.   обеспечить каждый офис угощениями для посетителей, одноразовой посудой;

1.2.4.   провести фотоотчет с мероприятия;

1.2.5.   обеспечить проведение промоакции в виде изготовления и распространения информационных листовок о мероприятии Заказчика. Макет листовки согласован сторонами в Приложении №1 к Договору.

1.2.6.   провести иные мероприятия, необходимые для привлечения потенциальных клиентов Заказчика, по письменному согласованию с Заказчиком.

Указанная в запросе информация была разработана и размещена без согласования с ООО «АН «Жилфонд», а также без какого-либо уведомления Заказчика, в связи с чем, о размещении информации ООО «АН «Жилфонд» узнало только после получения уточненного запроса Новосибирского УФАС России. В связи с чем, 19.11.2019г. ООО «АН «Жилфонд» в адрес ООО «ГБР» была направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств.

В соответствии с п. 4.6. Договора №5/1 от 15.10.2019 г. при осуществлении Исполнителем действий (мероприятий), не согласованных с Заказчиком в ходе организации мероприятия, ответственность перед третьими лицами и государственными органами возлагается в полном размере на Исполнителя.

Таким образом, ООО «АН «Жилфонд» не определяло содержание рассматриваемой рекламы.

Из анализа представленных материалов следует, что лицом, определившем содержание рекламы, а также разместившим рассматриваемую рекламу является Общество с ограниченной ответственностью «Городское бюро рекламы» (ООО «ГБР»), ИНН 5406751141, ОГРН 1135476102222, дата присвоения ОГРН 21.06.2013г., адрес: ул.Каменская, д.№58, г.Новосибирск, 630099.

В рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

При этом в рекламе не указана информация о том, что услуга по ипотечному кредитованию оказывается финансовой организацией – банком, при соблюдении ряда условий, установленных также банком, а также указано место получения услуги – офисы «Жилфонд», не соответствующее действительности.

ООО «ГБР» в свою очередь с основаниями возбуждения данного дела не согласно по следующим основаниям.

Между ООО «ГБР» и ООО «АН «Жилфонд» (далее «Агентство»), был заключен договор на предоставление услуги по организации мероприятия «ипотечная суббота».

В рамках подготовки к данному мероприятию, ООО «ГБР» разработало и разместило объявление о мероприятии, а не услугах Агентства.

Так как Агентство не является финансовой организацией, Агентство не осуществляет выдачу кредитных средств, следовательно, не может оказывать услугу ипотечного кредитования. Агентство в рамках данного мероприятия осуществляло только информирование граждан.

Передача Агентством информации людям, обратившимся в рамках мероприятия «ипотечная суббота», носила исключительно информационно-справочный и познавательный характер.

Форма и содержание, а также способ распространения информации не направлены на привлечение внимания потребителей к каким-либо услугам Агентства.

Кроме того, размещенная информация не указывает на виды услуг и их ассортимент.

В связи с чем, Агентство не извлекало прибыль в рамках проводимого мероприятия.

В силу п.2 ст.2 ФЗ «Орекламе», настоящий Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывает понятие предпринимательской деятельности. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажа товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Ключевым словосочетанием в данном контексте является «систематическое извлечение прибыли». То есть объявление физического или юридического лица, направленное на систематическое извлечение прибыли.

На основании вышеизложенного, ООО «ГБР» разместило объявление о мероприятии, проводимом Агентством, которое носило исключительно информационный - справочный и познавательный характер.

Целью ознакомительного, справочного информирования является уведомление потребителя, его ознакомление, тогда как цель рекламы - формирование интереса к определенному виду товара, посредством выделения отличительных его свойств, что побуждает покупателя определиться с выбором и совершить покупку.

Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не относятся к информации рекламного характера.

Так, указанное объявление, не содержит признаков рекламы, поскольку направлено на привлечение внимания строго определенного круга лиц, а в тексте отсутствует сам объект рекламирования. Данная информация не преследует цель сформировать интерес к какому-либо объекту или продвигать его на рынке, поскольку Агентство не является финансовой организацией

ФЗ «О рекламе» содержит четкое определение, что представляет собой объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Следовательно, объявление размещенное на конструкции по адресу г. Новосибирск, ул. Челюскинев, 48/1, не являлось рекламным, поскольку не содержит конкретных сведений ни о товаре (торговая марка, производитель и т.п.), ни об условиях его приобретения или использования (цена, скидки, специальные акции и т.п.), спектр предоставляемых услуг, что свидетельствует о размещении сведений, носивших информационный характер о различных вариантах проведения ипотечных сделок в РФ, которые не могли быть отнесены к рекламе, т.к. не преследовали целей реализации товаров Агентства, следовательно, на данную информацию размещенную на стенде не распространялись требования и запреты, предусмотренные Законом о рекламе по факту нарушения п. 3 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Новосибирской области, так же не представлено доказательств получения Агентством в ходе указанного мероприятия дохода от лиц присутствующих на мероприятии, так же договорных отношений на распространение ООО «ГБР» рекламы Агентства.

Указанные доводы отсутствия предоставления услуг Агентством по ипотечному кредитованию, так же подтверждается самим заявителем, так как при обращении в Агентство по телефону ей было сообщено, что услугу по ипотечному кредитованию оказывает финансовая организация «банки».

Заявление физического лица, на основании которого Управление Федеральной антимонопольной службой по Новосибирской области сделало вывод о рекламировании услуги по ипотечного кредитованию, не подтверждает взаимосвязь консультации оказанной клиенту по телефону и информации представляемой гражданам в ходе мероприятия.

Телефон 201-00-01, является постоянным номером телефона Агентства при работе с клиентами. По данному номеру телефона сотрудники Агентства осуществляют информирование граждан на постоянной основе. Консультирование заявителя было не связанно с проводимым мероприятием. В ходе консультирования, ей была предоставлена информация, что выдачей кредитных средств занимаются финансовые организации и всю информацию необходимо получать в данных организациях, в том числе именно данные организации устанавливают формы справок и иные требования.

На основании вышеизложенного, данный заявитель не может предоставить достоверную информацию в каком формате проводилось мероприятие, и какая информация в ходе него предоставлялась, так как не был участником мероприятия.

Соответственно, в заявлении физического лица отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь п. 36 раздела IV Постановления от 17 августа 2006 г. N 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе», ООО «ГБР» просит прекратить дело №№054/05/5-54/2020.

Новосибирским УФАС России данные доводы рассмотрены и признаны несостоятельными по основаниям, изложенным выше.

Кроме того, определение рекламы, установленное в ст.3 ФЗ «О рекламе», не предусматривает осуществление именно предпринимательской деятельности, предусмотренной ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также стимулом для обращения в компанию «Жилфонд» по телефону 201-00-01, указанному в рекламе, для заявителя стало конкретное содержание рекламы, а именно условия получения ипотеки без похода в банк: со ставкой ниже, чем в банках; без первоначального взноса; без подтверждения дохода; проверка кредитной истории бесплатно.

Из содержания рекламы следует, что объектом рекламирования является как мероприятие «Общегородская ипотечная суббота», так и услуга по предоставлению ипотеки. Местом оказания услуги определены все офисы «Жилфонд».

Исходя из изложенного, Новосибирское УФАС России приходит к выводу о наличии в рассматриваемой рекламной информации нарушения п. 3 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч.ч. 6,7 ст. 38 Закона о рекламе, за нарушение требований ч.3, ч.7 ст.5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель.

Рекламодателем, в силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае, рекламодателем является Общество с ограниченной ответственностью «Городское бюро рекламы» (ООО «ГБР»), ИНН 5406751141, ОГРН 1135476102222, дата присвоения ОГРН 21.06.2013г., адрес: ул.Каменская, д.№58, г.Новосибирск, 630099.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламную информацию, распространенную в ноябре 2019г. посредством размещения на рекламной конструкции (ориентир: жилой дом с административными помещениями по адресу г.Новосибирск, ул. Челюскинцев, 48/1) информации следующего содержания:

«16 ноябряОбщегородская ипотечная суббота Получи ипотеку без похода в банк: ставки ниже, чем в банках Без первоначального взноса Без подтверждения дохода Проверка кредитной истории бесплатно Во всех офисах Жилфонда 201-00-01»,

ненадлежащей,

а Общество с ограниченной ответственностью «Городское бюро рекламы» (ООО «ГБР»), ИНН 5406751141, ОГРН 1135476102222, дата присвоения ОГРН 21.06.2013г., адрес: ул.Каменская, д.№58, г.Новосибирск, 630099) нарушившим п.3 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе»:

- недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (п.3 ч.3 ст.5);

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч.7 ст.5).

2. Выдать ООО «ГБР» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме "21" февраля 2020 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны