Определение №054/01/16-590/2024 в отношении Департамента транспорта и дорожно-благоустроител... от 21 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 054/01/16-590/2024 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

21 марта 2024 года                                                                                           г. Новосибирск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ: 

На момент вынесения настоящего Определения имеются основания полагать, что заключение между Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (ИНН 5406404194; юридический адрес: 630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, 34) и муниципальным  предприятием города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (ИНН 5406010778, юридический адрес: 630112, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Кошурникова, д. 12А) ряда соглашений о предоставлении субсидий (а также их реализация) нарушают положения ст. 16 ФЗ-135 «О защите конкуренции».

  1. По цели субсидирования: «уплата налога» были заключены и реализованы соглашения: № 9/22 от 26.09.2022г.; №12/22 от 08.11.2022г.; № 17/22 от 20.12.2022г.; № 6/22 от 26.05.2022г.; № 1/23 от 16.03.2023г.; № 2/23 от 17.05.2023г.; № 5/23 от 28.08.2023г.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19.05.2014 № 03-05-04-01/23641 установлены нормы, разъясняющее порядок налогообложения имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарных предприятий.

В части государственных (муниципальных) организаций, за которыми объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, то положения статьи 378.2 Кодекса к ним не применяются, поскольку собственником такого имущества признаются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования.

Поэтому в отношении имущества, находящегося на балансе государственных (муниципальных) организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, применяется общеустановленный главой 30 Кодекса порядок определения налоговой базы исходя из балансовой (остаточной) стоимости объекта недвижимого имущества (пункт 1 статьи 375 Кодекса).

В силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество, следовательно, налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается унитарным предприятием в этом случае исходя из налоговой базы, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса.

Внесение изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, определенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса и в рамках соответствующего регионального закона о налоге на имущество организаций, находится в компетенции этого органа.

Таким образом, налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается унитарным предприятием на основании пункта 1 статьи 375 НК РФ, т.е. исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Кроме того, муниципальной программой «Развитие транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска», утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 06.11.2019 N 4030 (на основании которой происходило выделение денежных средств) не предусмотрено финансирование уплаты налога на имущество хозяйствующих субъектов.

Выделение денежных средств для финансирования нужд хозяйствующих субъектов (в нарушение действующего законодательства) ставит данный субъект в более выгодные условие ведения хозяйственной деятельности по отношению к конкурентам, что неизбежно влияет на состояние конкуренции на любом рынке (товарном/оказания услуг/выполнения работ).

2) По цели субсидирования затрат на произведение работ, оказания услуг правовую природу которых можно отнести к государственным (муниципальным) нуждам были заключены и реализованы соглашения: № 8/22 от 01.09.2022г.; № 15/22 от 16.12.2022г.; № 16/22 от 16.12.2022г.; № 18/12 от 29.12.2022г.; № 19/12 от 29.12.2022г.; № 20/22 от 29.12.2022г.; №21/22 от 30.12.2022г.; № 16/21 от 27.10.2021г.; № 14/22 от 02.12.2022г.; № 11/22 от 20.10.2022г.; № 3/23 от 29.06.2023г.; № 4/23 от 18.07.2023г.)

Согласно Положению о Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (утв. Решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 654) к основным задачам Департамента относятся:

- Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска.

- Организация благоустройства территории города Новосибирска в границах полос отвода автомобильных дорог местного значения в соответствии с Правилами благоустройства территории города Новосибирска, участие в соответствии с муниципальными правовыми актами города Новосибирска в осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории города Новосибирска.

Таким образом, имеются основания полагать, что такие типы и виды работ как:

-  создание объектов транспортной и инженерной инфраструктур, содержание и эксплуатацию объектов транспортной и инженерной инфраструктур, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, в целях их бесперебойного функционирования, включая затраты на проведение текущего и капитального ремонта, реконструкции, уплату налога на имущество, в качестве объекта налогообложения по которому признается объект транспортной и (или) инженерной инфраструктур, закрепленный за участником отбора.

-  Перенос, переустройство инженерных коммуникаций, вызванные строительством (реконструкцией) автомобильных дорог в рамках осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности города Новосибирска являются реализацией государственной (муниципальной) нужды.

Таким образом, предметы описанных выше соглашений попадают под юридическую природу термина «государственная (муниципальная) нужда.

В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением отдельных видов товаров, определенных названной статьей БК РФ), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

При этом согласно части 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Под государственными и муниципальными нуждами, по смыслу Закона о контрактной системе, понимаются, в частности, обеспечиваемые за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования потребности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Таким образом, финансирование затрат на услуги для государственных и муниципальных нужд осуществляется за счет средств бюджета на основании контракта, заключенного в соответствии с требованиями, установленными Законом о контрактной системе. В связи с изложенным, в действиях органов власти (органов местного самоуправления), выразившихся в принятии решений о выделении бюджетных средств на выполнение работ (оказание услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд без осуществления закупки товаров, работ, услуг в порядке, регламентированном Законом о контрактной системе, могут содержаться признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из указанной позиции на озвученные цели денежные средства должны быть выделены с соблюдением условий ФЗ-44 (т.е. по результатам торгов), а не путем выделения субсидий (даже с формальным соблюдением ряда требования БК РФ).

Реализация схемы субсидирования на реализацию государственной (муниципальной) нужды противоречит антимонопольному законодательству, а именно ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании изложенного издан Приказ от 21.03.2024 г. № 15/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (ИНН 5406404194) и муниципальным предприятием города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (ИНН 5406010778) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 054/01/16-590/2024 к рассмотрению на 13.05.2024 в 11-00 часов по адресу: Кирова 3, кабинет 1014. Регистрация ответчика в кабинете 1114.

Уведомляем о возможности участия в рассмотрении дела путём использования систем видеоконференцсвязи (далее - ВКС) с использованием системы TrueConf.

Для участия в рассмотрении жалобы Новосибирским УФАС России посредством ВКС следует пройти по ссылке: <...> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.

Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № № 054/01/16-590/2024 в качестве ответчиков

- департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (ИНН 5406404194; юридический адрес: 630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, 34);

-муниципальное предприятие города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (ИНН 5406010778, юридический адрес: 630112, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Кошурникова, д. 12А).

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя прокуратуру Новосибирской области.

4. Ответчикам в срок до 06.05.2024 года представить объяснения по существу дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны