Решение №054/06/33-1771/2021 жалоба ЗАО «Модус» на действия заказчика - ФГБУ «НМИЦ им. ак... от 22 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1771/2021

 

22 сентября 2021 года                                                                                                       г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

в присутствии представителей:

от заказчика – ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России: … (по доверенности);

от подателя жалобы – ЗАО «Модус»: … (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ЗАО «Модус» на действия заказчика - ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100002921001165 на поставку медицинских изделий (аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, начальная (максимальная) цена контракта 49 094 062 руб. 00 коп.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ЗАО «Модус» с жалобой на действия заказчика - ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100002921001165 на поставку медицинских изделий (аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Суть жалобы ЗАО «Модус» заключается в следующем.

1. В описании объекта закупки установлены следующие требования к аппарату искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальному:

 

Диаметр штуцеров инспираторного модуля и клапана выдоха, не более

мм

11

Габаритные размеры без интерфейса, мм, не более

Ш*В*Г, мм

361 x 320 x 420

 

Податель жалобы полагает, что установление конкретных требований к техническим параметрам оборудования исключает возможность поставки аналогичного оборудования, что является ограничением количества участников закупки и нарушением положений ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

2. В соответствии с п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 (далее – Правила использования КТРУ), в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Вместе с тем, в описании объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации отсутствует.

3. По мнению подателя жалобы, совокупности установленных требований, в частности, к габаритам оборудования и диаметру штуцера, может соответствовать товар единственного производителя.

ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России в возражениях на жалобу ЗАО «Модус» сообщило следующее.

1. В ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России оказывают сложную медицинскую помощь гражданам из всех регионов Российской Федерации, в том числе, высокотехнологичную медицинскую помощь. Процесс оказания высокотехнологичной медицинской помощи пациенту является сложным и многокомпонентным.

Требования, установленные в аукционной документации в отношении требуемого к поставке товара, определены на основании потребностей заказчика.

При составлении описания объекта закупки заказчиком был проведен маркетинговый анализ рынка сбыта товара с требуемыми техническими характеристиками и выявлен широкий круг хозяйствующих субъектов рынка, способных поставить данный товар.

Требования к габаритам оборудования установлены исходя из параметров помещения.

Диаметр штуцеров определяет совместимость аппарата с дыхательными контурами и должен обеспечить подсоединение стандартных дыхательных контуров для новорожденных с максимальной герметичностью и минимальным риском неконтролируемых утечек или рассоединения. Размеры и стандарты соединительных патрубков описаны в полном соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. Патрубки дыхательных контуров для неонатологии выпускаются в двух размерных вариациях: ID 10-11 мм и ID/OD 15/22 мм, указание иных размеров приведет к несовместимости с уже сформированной инфраструктурой клиники оборудования и решений по обороту сменных и расходных компонентов для респираторного оборудования.

2. В случае, если описание товара, работы, услуги в соответствии с п. 13 Правил использования КТРУ не сформировано, то описание товара, работы, услуги Минфином России в позицию каталога не включается, соответственно, в разделе «Описание товара, работы, услуги» позиции каталога в единой информационной системе не отражается.

В таком случае заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога, при этом, самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

В разделе «Описание товара» по позиции 32.50.21.122-00000023 «Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный» сведения отсутствуют, заказчиком осуществлено описание объекта закупки в полном соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе на основании своих потребностей.

3. Указанным в описании объекта закупки характеристикам соответствуют медицинские изделия как минимум двух различных производителей:

- аппарат ИВЛ Servo Ventilator, Маке Критикал Кэа АБ;

- система ИВЛ «Babylog VN500», Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно описанию объекта закупки к поставке необходим аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный, в том числе, со следующими характеристиками:

 

Диаметр штуцеров инспираторного модуля и клапана выдоха, не более

мм

11

Габаритные размеры без интерфейса, мм, не более

Ш*В*Г, мм

361 x 320 x 420

 

Учитывая специфику работы заказчика и обоснование установления таких требований, представленное ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России в возражениях на жалобу, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что описание объекта закупки составлено исходя из потребностей заказчика и включает в себя значимые для ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России характеристики оборудования. Довод жалобы подтверждения не нашел.

2. Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Из п. 7 Правил использования КТРУ следует, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

В каталоге товаров, работ, услуг, размещенном в единой информационной системе, по позиции 32.50.21.122-00000023 «Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный» описание товара отсутствует.

Таким образом, в данном случае в описании объекта закупки заказчик не обязан включать обоснование установленных к товару требований. Довод жалобы подтверждения не нашел.

3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно описанию объекта закупки к поставке необходим аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный, габариты которого без интерфейса (Ш*В*Г, мм) должны составлять – не более 361 x 320 x 420.

По мнению заказчика, описанию объекта закупки соответствуют аппараты двух различных производителей: аппарат ИВЛ Servo Ventilator, Маке Критикал Кэа АБ; система ИВЛ «Babylog VN500», Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА.

Изучив техническую спецификацию к аппарату ИВЛ Servo Ventilator, Маке Критикал Кэа АБ, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ширина оборудования без интерфейса составляет 368 мм.

Таким образом, аппарат ИВЛ Servo Ventilator, Маке Критикал Кэа АБ не соответствует совокупности требований, установленных в описании объекта закупки.

Информации об иных производителях аппаратов искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальных, соответствующих описанию объекта закупки, заказчиком представлено не было.

Следовательно, требованиям описания объекта закупки соответствует только система ИВЛ «Babylog VN500», Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА.

Таким образом, заказчиком нарушены положения ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение частично.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

1. В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанной нормы извещение о проведении электронного аукционе по форме ЕИС и документация об электронном аукционе содержат различную информацию о дате окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников и дате проведения аукциона в электронной форме.

Так, в извещении о проведении электронного аукционе по форме ЕИС указано, что дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 21.09.2021, дата проведения аукциона в электронной форме – 22.09.2021. Однако согласно документации об электронном аукционе дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 20.09.2021, дата проведения аукциона в электронной форме – 21.09.2021.

2. Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий (аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия частично обоснованной.

В силу п. 17 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство и техническое обслуживание медицинской техники является лицензируемым видом деятельности

Вместе с тем, в предмет контракта включена также поставка медицинского изделия, что не является лицензируемым видом деятельности.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Из данной нормы следует, что при осуществлении закупки на поставку медицинских изделий заказчики не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.

При этом, в 3.1.6 проекта контракта установлено, что поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого оборудования и оказываемых услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, проект контракта предусматривает, что оказываемые услуги должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, которые, в свою очередь, предполагают возможность оказания услуг по техническому обслуживанию медицинской техники только при наличии у исполнителя соответствующей лицензии.

Кроме того, согласно п. 7.1 проекта контракта услуги выполняются поставщиком лично, либо с привлечением соисполнителей.

Следовательно, в случае отсутствия у поставщика лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, поставщик имеет право привлечь соисполнителей с указанной лицензией.

При этом, в пп. 10 п. 15, пп. 5.1 п. 19 документации об электронном аукционе установлено, что участниками электронного аукциона могут быть только лица, имеющие лицензию на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (требование установлено п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), а вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать копию действующей лицензии на деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (с указанием в составе выполняемых работ: монтаж и наладка медицинской техники или техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения) или выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа и составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».

Вышеуказанные требования к поставщикам медицинского оборудования приводят к необоснованному ограничению количества участников закупки. Заказчиком нарушены положения ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «Модус» на действия заказчика - ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100002921001165 на поставку медицинских изделий (аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия частично обоснованной (частично обоснован 3 довод).

2. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

                       

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны