Решение №054/06/23-2468/2021 жалоба ООО «УК «Шимко Групп» на действия заказчика – ФГБУ «Н... от 22 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/23-2468/2021

 

22 декабря 2021 года                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «УК «Шимко Групп» на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100002321000317 на поставку анестезиологической рабочей станции (аппарат ингаляционной анестезии, передвижной), начальная (максимальная) цена контракта 3 318 713,35 руб.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «УК «Шимко Групп» с жалобой на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении электронного аукциона № 0351100002321000317 на поставку анестезиологической рабочей станции (аппарат ингаляционной анестезии, передвижной).

Суть жалобы ООО «УК «Шимко Групп» заключается в следующем.

1. В п.6 описания объекта закупки заказчиком установлено по позиции «Смеситель медицинских газов механического типа» следующее требование: механического или электронного типа. По мнению подателя жалобы, заказчиком указаны два разных типа смесителя и электронный тип не может относиться к параметру «механический тип».

2. Аналогичным образом описаны требования по позиции № 10.6 «Ротаметр общего потока газов»: ротаметр общего потока газов или электронный ротаметр.

Таким образом, заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе.

3. В п.30 аукционной документации заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, где описываются правила чтения некоторых знаков и слов. Вместе с тем, инструкция не содержит информации относительно обозначения знаков «–», «[ ]». Также в инструкции не указано как необходимо толковать одновременное применение знака «–» и словосочетания «не уже».

В соответствии с позицией, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что, в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с позицией, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Между тем, заказчик в описании объекта закупки по позициям № 18.10, № 18.11, № 24, № 26 установил требования, которые можно определить исключительно после испытаний, а также требования к эксплуатации и проверке работоспособности аппарата.

5. По позициям 14.1-14.3 описания объекта закупки установлено требование об обязательном указании в заявке марки и модели испарителя, а также типа заполнения испарителя. Таким образом, податель жалобы считает, что заказчик исключил возможность поставки испарителя, не имеющего, например, зарегистрированных в установленном порядке марки или модели. Также заказчиком были нарушены требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

6. В п.7.8 описания объекта закупки заказчиком установлено следующее требование: количество элементов дыхательной системы, которые необходимо разобрать для обработки – не более 37 шт. Указанный пункт содержит обоснование установленной характеристики: клинически важный признак оптимизации процесса стерилизации дыхательной системы с целью профилактики возникновения и распространения внутрибольничных инфекций. Податель жалобы считает, что данное требование является излишним и ограничивает количество участников закупки, поскольку не может влиять на функционирование аппарата.

7. В соответствии с положениями п.4 аукционной документации заказчиком применен код позиции КТРУ 32.50.21.121-00000117. При этом, в п.32 аукционной документации установлено ограничение допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 878).

Согласно пп. «а» п.5 «Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Кроме того, позиция КТРУ 32.50.21.121-00000117 содержит характеристики товара. Следовательно, в описании объекта закупки необходимо использовать исключительно те характеристики оборудования, которые установлены в КТРУ.

Между тем, заказчик в нарушение указанных требований действующего законодательства указал в описании объекта закупки дополнительные, не предусмотренные позицией КТРУ 32.50.21.121-00000117 характеристики закупаемых товаров.

ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России в возражениях на жалобу ООО «УК «Шимко Групп» сообщило следующее.

1, 2. В п.6 описания объекта закупки участнику закупки предоставляется возможность предложить аппарат с любым типом смесителя медицинских газов: с электронным или механическим типом. Аналогичные выводы заказчик представил по п.10.6 описания объекта закупки.

3. В разделе 30 документации об электронном аукционе указано, что заявка должна соответствовать требованиям Постановления Правительства от 05.11.2019 г. № 1401 «О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменений в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок». Кроме того, в указанных диапазонах знак «-» между значениями верхнего и нижнего значения диапазона следует читать как указатель допустимого значения характеристик. К примеру, если в описании указано требование не уже 2,7-6,5 бар – это означает, что заказчику требуется товар, нижнее значение характеристики которого не более 2,7, а верхнее значение – не менее 6,5.

4. Требования, установленные в пунктах 24, 26 описания объекта закупки не противоречат положениям действующего законодательства и установлены в полном соответствии с ГОСТ Р 55953-2018 «Изделия медицинские. Аппараты наркозно-дыхательные. Технические требования для государственных закупок».

Заказчик считает, что характеристики, установленные в пунктах 18.10, 18.11 описания объекта закупки, являются частью технической документации на наркозно-дыхательное оборудование и указываются производителем в технической и эксплуатационной документации к оборудованию. Производитель оборудования перед производством и регистрацией медицинского изделия проводит необходимые испытания товара и после этого получает регистрационное удостоверение на оборудование. Кроме того, указанные в жалобе претензии к содержанию пунктов 18.10 и 18.11 указывают на требования к измерению сопротивления и эластичности дыхательной системы пациента, то есть являются встроенными в аппарат системами измерения, которые подлежат техническому описанию со стороны производителя.

5. При заполнении заявки участник закупки должен предлагать к эксплуатации медицинские изделия, прошедшие регистрацию на территории Российской Федерации. При соблюдении этого требования испаритель не может не иметь зарегистрированных в установленном порядке марки или модели.

Кроме того, в пунктах 14.1-14.3 не содержится требований к товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, патентам, полезным моделям, промышленным образцам, наименованию страны происхождения товара, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Поставщик может предложить испаритель любого производителя с указанием типа его заполнения, модели и марки.

6. Формулировка «не более» включена в п.7.8 с целью исключения ограничения конкуренции, в связи с тем, что на рынке имеются товары, обладающие меньшим значением. Увеличение количества элементов дыхательной системы ведет к снижению потребительских свойств товара, увеличению риска потери одной из составляющих системы при стерилизации и, таким образом, поломки медицинского изделия.

7. Описание объекта закупки не содержит уникальные формулировки и не ограничивает количество участников электронного аукциона. Признаки и свойства искомого устройства сформулированы экспертами заказчика на основании клинической практики и комплекса используемых медицинских технологий учреждения. Таким образом, по мнению заказчика, любые исправления будут значительно изменять потребительские свойства закупаемого устройства.

При формировании описания объекта закупки заказчик руководствовался положениями ст.33 Закона о контрактной системе.

При этом, в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе заказчик вправе устанавливать развернутое, детализированное описание предмета закупки, приводить конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей требуемого к поставке товара.

В соответствии с официальными разъяснениями по вопросам применения Постановления Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432, положения Постановления Правительства РФ № 878 не применяются, если:

- в едином реестре российской радиоэлектронной продукции и евразийском реестре промышленных товаров отсутствует продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке;

- и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемой радиоэлектронной продукции.

При этом, в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ № 878 отсутствие аналогичной продукции подтверждается разрешением на закупку иностранного товара, выданным в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Данные нормы применяются только в том случае, если ограничения на допуск, предусмотренные п.3 Постановления Правительства РФ № 878, не устанавливаются.

Учитывая, что до настоящего времени порядок выдачи разрешения на закупку иностранного товара не утвержден, и в целях реализации Постановления Правительства РФ № 878 заказчикам необходимо проводить закупку с применением требований по национальному режиму, то в вышеупомянутом случае получать разрешение Минпромторга России не требуется: оценка и рассмотрение заявок осуществляется с учетом требований Закона о контрактной системе, установленных к способам проведения закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1, 2. В п.6 описания объекта закупки заказчиком установлено по позиции «Смеситель медицинских газов механического типа» следующее требование: механического или электронного типа.

В п.10.6 описания объекта закупки заказчиком установлено по позиции «Ротаметр общего потока газов» следующее требование: ротаметр общего потока газов или электронный ротаметр.

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, требования, содержащиеся заказчиком в п.6, п.10.6 описания объекта закупки, установлены ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России ненадлежащим образом. Так, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что изложенные таким образом требования к характеристикам товара могут ввести участников закупки в заблуждение. Заказчиком нарушены положения ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы нашли подтверждение.

3. Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что инструкция по заполнения первых частей заявок не противоречит требованиям действующего законодательства, а также позиции ФАС России, изложенной в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16. Довод жалобы не подтверждён.

4. Изучив требования к показателям товара, установленным в п. 18.10, п.18.11, п.24, п.26 описания объекта закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данные показатели не относятся к показателям, значения которых становятся известными только по результатам испытаний. По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, установленные характеристики содержатся в технической документации оборудования и заявляются производителем при регистрации медицинского изделия. Довод жалобы не нашел подтверждения.

5. По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, требование, установленное в п.14.1-14.3 описания объекта закупки (относительно указания в заявке марки, модели испарителя, а также типа заполнения испарителя), не противоречит положениям ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы не подтверждён.

6. Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических, функциональных и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, а также иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что требование к количеству элементов дыхательной системы (не более 37 шт), не противоречит положениям действующего законодательства и установлено в соответствии с потребностями заказчика.

Кроме того, подателем жалобы не было представлено документов, подтверждающих факт ограничения данным требованием количества участников закупки. Довод жалобы не подтверждён.

7. Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе, товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изучив аукционную документацию, а также электронную форму извещения о проведении электронного аукциона, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878.

В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке необходима анестезиологическая рабочая станция (аппарат ингаляционной анестезии, передвижной) с кодом позиции КТРУ – 32.50.21.121-00000117 «Аппарат ингаляционной анестезии, передвижной (является медицинским изделием)».

Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «в» п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пп. «а» п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Изучив извещение о проведении электронного аукциона, а также аукционную документацию, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что при формировании описания объекта закупки заказчиком не была применена соответствующая позиция КТРУ– 32.50.21.121-00000117. Таким образом, заказчиком были нарушены положения ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, поскольку в описание объекта закупки не были включены характеристики товара, предусмотренные соответствующей позицией КТРУ. Довод жалобы подтвержден.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «УК «Шимко Групп» на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТ» Минздрава России при проведении электронного аукциона №0351100002321000317 на поставку анестезиологической рабочей станции (аппарат ингаляционной анестезии, передвижной) частично обоснованной (обоснованы доводы № 1, № 2, № 7).

2. Признать заказчика нарушившим положения ч.3 ст.7, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ № 145, Постановления Правительства РФ № 878.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны