Определение №054/05/28-765/2024 в отношении от 5 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 054/05/28-765/2024 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ
«05» апреля 2024г. г.Новосибирск
Председатель Комиссии Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, рассмотрев материалы по заявлению Сибирского ГУ Банка России (вх. № 1871-М/24 от 05.02.24) в отношении ООО «Бумеранг», по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛ:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление Сибирского ГУ Банка России (вх. № 1871-М/24 от 05.02.24) в отношении ООО «Бумеранг».
Из текста заявления следует, что ООО «Бумеранг» осуществляет деятельность по выдаче займов по адресу: г. Искитим, ул. Комсомольская, д. 37, сопровождая таковую деятельность рекламой, следующего содержания: «Б/У меранг Комиссионный магазин ЛОМБАРД Нужны деньги? Мы дадим! Покупаем дорого! СКУПАЕМ ВСЁ! продажа/обмен/залог тел. <...>».
Как указано в заявлении, Общество в силу закона не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (финансовую услугу), соответственно, согласно требованиям ч. 13 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ, Обществу запрещено размещать рекламу услуг по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
По результатам рассмотрения заявления, Новосибирское УФАС России отмечает следующее.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон № 353-ф3) профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов является деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Соответственно, действующим законодательством Российской Федерации определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.
Регулирование деятельности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (далее - профессиональные кредиторы) по предоставлению потребительских займов осуществляется Банком России, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и государственные реестры микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, а также ломбардов, и обеспечивает соответствие сведений о профессиональных кредиторах в указанных реестрах сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц.
Государственные реестры микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов и ломбардов, размещенные в свободном доступе на официальном сайте Банка России www.cbr.ru, по состоянию на 20.04.2023, а также Книга государственной регистрации кредитных организаций не содержат сведений о действующем профессиональном кредиторе ООО «Бумеранг».
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. (далее – Закон «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар, согласно п.3 ст.3 Закона «О рекламе», - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы. Объектом рекламирования выступают услуги комиссионного магазина, а также ломбарда.
В силу п.20 ч.3 ст. 5 Закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
Согласно ч. 13 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом № 353-ФЗ, не допускается.
В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ООО «Бумеранг» представлены пояснения и документы, согласно которым размещение рассматриваемого рекламного баннера осуществлялась по устной договоренности с собственником здания. Сразу после получения запроса рекламу (баннер) устранили. По указанным на баннере услугам выдачи займа и ломбарда деятельность фактически не велась и не ведется. Осуществляется только деятельность комиссионного магазина по основному ОКВЭДу 47.79 Торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах.
При этом, в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными познаниями.
Рассматриваемая информация «Б/У меранг Комиссионный магазин ЛОМБАРД Нужны деньги? Мы дадим! Покупаем дорого! СКУПАЕМ ВСЁ! продажа/обмен/залог тел. <...>» содержит слово «ЛОМБАРД», что подразумевает под собой определённый вид деятельности данного заведения. Исходя из изложенного, с позиции обычного потребителя, данная реклама способна создать впечатление, что деятельность по данному адресу оказывает ломбард. Данная информация является ненадлежащей и способная ввести потребителей в заблуждение.
ООО «Бумеранг» не является лицом, осуществляющим деятельность ломбардов. Следовательно, данная реклама является содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара, что является нарушением п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона «О рекламе».
Кроме того, слово «ломбард» подразумевает собой определенную деятельность финансового характера, выраженную в оказании услуг населению по выдаче краткосрочных займов под залог движимых вещей (п. 1 ст. 358 ГК РФ).
При этом, ООО «Бумеранг» не является лицом, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Следовательно, данная реклама имеет также признаки нарушения ч. 13 ст. 28 Закона «О рекламе».
Ответственность за нарушение п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 13 ст. 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель. Из материалов заявления следует, что рекламодателем является ООО «Бумеранг» (ОГРН 1235400033241).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании п.2 ч.1 ст.33, ч.1, 2 ст.36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020г. №1922,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 054/05/28-765/2024 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Бумеранг» (юридический адрес: 633209, Новосибирская область, г.о. город Искитим, ул. Комсомольская, д. 37; ОГРН: 1235400033241, дата присвоения ОГРН: 10.08.2023, ИНН: 5473011181, КПП: 547301001).
3. Назначить дело 054/05/28-765/2024 к рассмотрению на «03» мая 2024г. в 14:00 часов по адресу г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, к. 1007.
4. ООО «Бумеранг» до «30» апреля 2024г. представить в адрес Новосибирского УФАС России: отзыв на данное определение.
5. В соответствии с п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, от 24.11.2020 №1922, антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, а также по собственной инициативе вправе принять решение о рассмотрении дела путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
На основании изложенного стороны уведомляются о проведении заседания по делу о нарушении законодательства РФ о рекламе путём использования систем видеоконференцсвязи (далее – ВКС) с использованием системы TrueConf.
Для участия в работе комиссии Новосибирского УФАС России посредством ВКС сторонам следует пройти по ссылке: <...> и ожидать сеанса связи. Наличие включенных видеокамеры и микрофона обязательно.
О возможности обеспечения связи сторонам сообщить заранее (не позднее, чем за два рабочих дня) по электронной почте to54@fas.gov.ru.
Обращаем внимание, что участие в рассмотрении дела в дистанционном формате возможно исключительно при заблаговременном (за 24 часа до планируемого заседания Комиссии) направлении на электронную почту to54@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы участника по делу, его контактных данных (номер телефона, электронный почтовый адрес), а также при предъявлении во время подключения к видеоконференцсвязи документов, удостоверяющих личность.
Явка представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.
В случае неявки лиц, участвующих в деле или их представителей, дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Документы представляются в копиях, заверенных юридическим лицом, за подписью уполномоченного должностного лица, с сопроводительным письмом (с указанием перечня прилагаемых документов, количества листов и экземпляров в документе). В случае отсутствия какого-либо из перечисленных документов необходимы письменные пояснения.