Заключение №054/10/5-1744/2023 в отношении ООО «АВТОКОМ» от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

№054/10/5-1744/2023

 

05.09.2023                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>

рассмотрев посредством ВКС обращение ГАУ НСО «Новосибирская авиабаза» (вх. №15588-эп/23 от 28.08.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «АВТОКОМ», уклонившимся от заключения контракта на поставку запасных частей по результатам закупки (№1051500004723000003),

в личном присутствии представителя ГАУ НСО «Новосибирская <...>  в присутствии представителя ООО «АВТОКОМ» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) поступило обращение ГАУ НСО «Новосибирская авиабаза» (вх. №15588-эп/23 от 28.08.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «АВТОКОМ», уклонившимся от заключения контракта на поставку запасных частей по результатам закупки (№1051500004723000003).

Сведения о лице, в отношении которого принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

1. Наименование юридического лица, которое уклонилось от исполнения договора Общество с ограниченной ответственностью «АВТОКОМ».

2. Сведения о месте нахождения юридического лица: страна – Россия; почтовый индекс – 123112

наименование единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта, улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса – Российская Федерация, г. Москва, ул. Набережная Пресненская, 12, ком.10, офис.77, почтовый адрес: 140415, Российская Федерация, Московская область, г. Коломна, ул. Ветеринарная, д. 4, оф. 307.

Идентификационный номер налогоплательщика: 7706767058.

7. Дата подведения итогов запроса котировок 10.07.2023.

8. Предмет аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства – поставка запасных частей.

9. Дата признания победителя уклонившимся от заключения договора: 13.07.2023.

10. Сведения о договоре:

наименование товаров Ключи специальные  25.73.30.175; инструмент слесарно-монтажный прочий, не включенный в другие группировки 25.73.30.299; Устройства механические для разбрызгивания, рассеивания или распыления прочие, кроме сельскохозяйственных        28.29.22.190; Приборы освещения и световой сигнализации электрические для транспортных средств и мотоциклов            29.31.23.110; Стеклоочистители, антиобледенители и антизапотеватели для транспортных средств и мотоциклов         29.31.23.120; Колеса, ступицы и их детали         29.32.30.220; Колеса, ступицы и их детали           29.32.30.220; Части и принадлежности для автотранспортных средств прочие, не включенные в другие группировки  29.32.30.390.

валюта договора – Российский рубль.

цена договора 4922379 руб.

срок исполнения договора: 31.12.2023.

код валюты договора – 643 Российский рубль.

Заявитель сообщает следующее.

ГАУ НСО «Новосибирская авиабаза» (далее - Заказчик) является Заказчиком по Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

В 2023 году Заказчик осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ.

29 июня 2023 года разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку запасных частей (извещение № 1051500004723 000003).

Дата подведения итогов закупки: 10.07.2023.

В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 10.07.2023 № 1051500004723000003 решением единой комиссии по закупкам Заказчика победителем признано общество с ограниченной ответственностью «АВТОКОМ» (далее - Участник) ИНН 7706767058, юридический адрес: 123112, Российская Федерация, г. Москва, ул. Набережная Пресненская, д. 12, эт. 45, ком. 10, офис 77, почтовый адрес: 140415, Российская Федерация, Московская область, г. Коломна, ул. Ветеринарная, д. 4, оф. 307.

10 июля 2023 года Заказчиком в адрес Участника направлен проект контракта на поставку запасных частей. Участник направил протокол разногласий к Контракту.

  1. июля 2023 года Заказчиком размещен доработанный проект контракта, который не был подписан своевременно Участником. 13.07.2023 00:01 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 11.07.2023

ООО «АВТОКОМ» представило следующие пояснения.

Общество с ограниченной ответственностью «АВТОКОМ» по результатам электронного аукциона для закупки № 1051500004723000003 на поставку запасных частей для Г АУ НСО «Новосибирская авиабаза» признано победителем, что подтверждается размещенным на официальном сайте ЕИС Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе» в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В соответствии частью 6 статьи 51 Закона 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 статьи 51 Закона 44-ФЗ: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.

  1. г. размещен «Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.07.2023 №ППУ20_1» для закупки №1051500004723000003.

ООО «АВТОКОМ» не имело умысла на уклонение от подписания Государственного контракта.

Данная ситуация произошла ввиду следующих обстоятельств.

На произведение всех действий, направленных на участие в электронном аукционе и подписание Государственного контракта был уполномочен ответственный сотрудник Общества.

  1. г. размещен документ «Проект контракта».
  1. г. от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Протокол разногласий» от 10.07.2023.
  1. г. размещен документ «Доработанный проект контракта» от 11.07.2023.

Согласно нормам Федерального закона №44-ФЗ, на подписание проекта Контракта после публикации доработанного проекта отводится один рабочий день.

Указанный выше сотрудник Общества, ввиду своей невнимательности, неверно трактовал нормы Федерального закона №44-ФЗ, ввиду чего ошибочно посчитал, что после публикации доработанного проекта Контракта сроки, отведенные для его подписания, обнуляются и на подписание у него вновь есть пять рабочих дней.

По факту произошедшего Обществом было принято решение провести внутреннюю проверку, по результатам которой к провинившемуся работнику было применено дисциплинарное взыскание.

По факту произошедшего Общество направило Заказчику пояснительное письмо.

ООО «АВТОКОМ» готово исполнить Г осударственный контракт в полном объеме и в установленные сроки.

ООО «АВТОКОМ» обладает всеми необходимыми ресурсами для исполнения Государственного контракта. Также дополнительно на расчетный счет Заказчика были переведены денежные средства в качестве обеспечения исполнения Контракта.

В качестве подтверждения факта своей добросовестности и отсутствия систематического нарушения действующего законодательства ООО «АВТОКОМ» сообщает, что ведет свою деятельность с 2011 г. Общее количество государственных контрактов по Федеральному закону №44-ФЗ - 350; на исполнении в данный момент - 14.

Вместе с тем, проанализировав действующее законодательство Российской Федерации, изучив практику, применяемую Антимонопольными органами, а также судебную практику, касающуюся проведения государственных закупок и вопроса о включении организаций в реестр недобросовестных поставщиков, общество обращает внимание комиссии на следующее:

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 №13 -П и от 21.11.2002 №15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Правовая позиция, выраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской федерации от 18.07.2008 №10-П, не исключает, что федеральный законодатель, учитывая социальные, экономические и иные факторы, а также исходя из неоднородного характера соответствующих правоотношений, вправе прибегать к их регулированию с использованием правовых средств не только в рамках одной отраслевой модели. Однако такое правовое регулирование, во всяком случае, не может не учитывать конституционные принципы справедливости, юридического равенства, пропорциональности и соразмерности, вводимых мер конституционно значимым целям и их согласованности с системой действующего правового регулирования.

В силу статей 17 (часть 3), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В связи с этим, любое негативное последствие, установленное законодателем за нарушение желаемой модели поведения, требует установления контролирующим органом вины, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности.

При принятии решения о включении либо не включении сведений о лицах в реестр недобросовестных поставщиков Антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В каждом подобном случае Антимонопольным органом должна проводиться проверка факта уклонения участника закупки от исполнения контракта, проведение которой является обязательным в случае непредставления заказчиком документов, однозначно подтверждающих отказ от исполнения контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в конкурсах по размещению государственного и муниципального заказов.

Включение сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру осуществленных действий.

Тем самым антимонопольный орган не должен ограничиваться формальной констатацией нарушения формальных сроков и нарушений, установленных законом. При принятии решения о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков подлежат установлению обстоятельства его недобросовестного поведения, такие как умысел к уклонению от исполнения контракта и злоупотребление.

Изложенная выше правовая позиция подтверждается многочисленной судебной практикой.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что включением сведений в РНП Обществу причиняется значительный материальный ущерб, в связи с тем, что он будет лишен возможности участвовать в торгах для обеспечения государственных и муниципальных нужд сроком на 2 (два) года.

 

Рассмотрев представленные документы и доводы лиц, участвующих в рассмотрении обращения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

ГАУ НСО «Новосибирская авиабаза» (далее - Заказчик) является Заказчиком по Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

В 2023 году Заказчик осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ.

29 июня 2023 года разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку запасных частей (извещение № 1051500004723 000003).

Дата подведения итогов закупки: 10.07.2023.

В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 10.07.2023 № 1051500004723000003 решением единой комиссии по закупкам Заказчика победителем признано общество с ограниченной ответственностью «АВТОКОМ».

10 июля 2023 года Заказчиком в адрес Участника направлен проект контракта на поставку запасных частей. Участник направил протокол разногласий к Контракту.

10 июля 2023 года Заказчиком размещен доработанный проект контракта, который не был подписан своевременно Участником.

Письмом от 19.07.2023 ООО «АВТОКОМ» сообщило ГАУ НСО «Новосибирская Авиабаза», что не имело умысла на уклонение от подписания контракта. Данная ситуация произошла ввиду ошибки сотрудника

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения или исполнения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.

Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.

По смыслу действующего законодательства ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечивать защиту заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении договоров (контрактов). В то же время включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае возможно применение по аналогии правовой позиции, сформулированной в Определениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12, от 12.07.2013 № ВАС-8371/13, согласно которой включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителях) является санкцией за недобросовестное поведение участника, выражающееся в намеренном и умышленном неисполнении своих договорных обязательств.

Нарушение участником закупки своих обязательств по подписанию Контракта, при отсутствии у него умышленного, виновного и недобросовестного намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно сведениям из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об ООО «АВТОКОМ» ранее не включались Федеральной антимонопольной службой в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с изложенным, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в действиях ООО «АВТОКОМ» отсутствует умышленное уклонение от заключения договора и выполнения принятых по нему обязательств.

При таких обстоятельствах, оценивая все имеющиеся факты, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что на основании вышеизложенного, невозможно сделать вывод о недобросовестности ООО «АВТОКОМ» при заключении договора в рамках данной закупки.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 5.3.4. Положения о ФАС России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 331 от 30.06.2004 года, пунктом 7.10.  Положения о территориальном органе ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России № 649/15 от 23.07.2015 года, Постановлением Правительства Российской Федерации № 1211 от 22.11.2012 года «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

ЗАКЛЮЧИЛА:

Признать имеющиеся материалы недостаточными для включения информации об ООО «АВТОКОМ» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Заключение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны