Решение №054/01/18.1-372/2022 жалоба ИП Баруткиной на действия организатора торгов Департа... от 14 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-372/2022

14 марта 2021 года                                                                                                 г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Баруткиной <...> (вх. № 1640-ЭП/22 от 03.03.2022 г.) на действия организатора торгов Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров аренды имущества, включенного в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), за исключением земельных участков - нежилое помещение общей площадью 140,60 кв. м., расположенное на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, Калининский район, ул. Народная, 17 (номер извещения и процедуры на сайте https://torgi.gov.ru/ 21000008240000000002, Процедура 21000008240000000002, опубликованная на электронной торговой площадке «РТС–тендер» на сайте https://www.rts-tender.ru/, Лот № 3),

в отсутствие представителя ИП Баруткиной О.А., надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу

в отсутствие представителя Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя Баруткиной <...> (вх. № 1640-ЭП/22 от 03.03.2022 г.) на действия организатора торгов Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров аренды имущества, включенного в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), за исключением земельных участков - нежилое помещение общей площадью 140,60 кв. м., расположенное на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, Калининский район, ул. Народная, 17 (номер извещения и процедуры на сайте https://torgi.gov.ru/ 21000008240000000002, Процедура 21000008240000000002, опубликованная на электронной торговой площадке «РТС–тендер» на сайте https://www.rts-tender.ru/, Лот № 3).

Заявитель сообщает следующее.

Организатором торгов нарушены правила размещения извещения об аукционе, а также вынесено неправомерное решение об отказе в допуске к участию в аукционе в отношении лота №3 ИП Баруткиной <...>.

Довод 1: Согласно требованиям к содержанию заявки п/п 3.1.1. п .3 Аукционной документации «Подача и отзыв заявок на участие в аукционе» выставлено следующее требование: «заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

Форма заявления организатором не предоставлена.

В своей заявке ИП Баруткина <...> в составе документа «Декларация» декларировала (заявила) следующее: «непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно протоколу № 1/1498, по рассмотрению заявок на участие в аукционе по аренде в электронной форме, организатор вынес решение отказать ИП Баруткиной <...> в участии на следующем основании: «Непредставление документов, определенных пунктом № 121 Правил аукциона аренды, либо наличия в таких документах недостоверных сведений (п. 24 Правил по Приказу ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»)».

В Уведомлении об отказе в допуске Заявителя № 143063 Организатор уточняет причину отказа: «В заявке отсутствует заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя – юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя банкротом и об отсутствии конкурса производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

В своей заявке в составе документа «Декларация» ИП Баруткина <...> предоставила подтверждение требованиям Организатора.

При этом Заявитель просит учесть, что организатор, не указал, в какой форме участник должен заявить о соответствии данным требованиям, и ИП Баруткина <...>включила их в свою декларацию.

Также Заявитель просит учесть, что данная информация, подтверждение которой просит организатор, находится в свободном доступе на государственных порталах (например, на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/), из чего можно легко понять является ли участник банкротом, а по выписке ЕГРЮЛ приложенной к Заявке понять, что участник не ликвидирован.

Действия организатора ведут к искусственному ограничению участников, чем напрямую нарушают Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Также Заявитель просит учесть, что в результате необоснованного отказа в участии ИП Баруткиной <...>, а также отказа участнику ООО «ПАРАД», к закупке был допущен только один претендент ООО «АЛЬТО СЕРВИС». В результате чего аукцион не состоялся, лот ушел по минимальной цене.

Своими действиями организатор нарушил принципы проведения конкурентной закупки, в результате чего пострадали права участников, а муниципальный бюджет не дополучил денежные средства.

Довод 2: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» – определяет адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» – www.torgi.gov.ru.

Согласно аукционной документации, последним днем приема заявок является 01.03.2022 г. до 05 час. 00 мин. (по московскому времени)».

 

Согласно информации опубликованной на сайте: https://torgi.gov.ru/new/public/ lots/lot/21000008240000000002_3/(lotInfo:info): Окончание подачи заявок 25.01.2022 05:00 (МСК+4).

Согласно регламенту площадки ЭП РТС-тендер:

 

Из указанного выше следует, что организатор нарушил порядок размещения информации о процедуре и предоставил противоречивую информацию о времени окончания подачи Заявок. В Документе указал время 05:00 по Московскому времени, а на площадках по времени Организатора.

Также Заявителем был установлен еще один факт нарушения размещения информации на площадке. До окончания подачи заявки на сайте https://i.rts-tender.ru/ было указано, что блокировка задатка не предусмотрена. Уже после окончания подачи Заявок Организатор внес изменения в условия подачи заявок на сайте РТС Тендер. Факт того, что Организатор внес изменения после окончания подачи заявок, говорит тот факт, что денежные средства были заблокированы не на момент подачи заявок. В 9:36 по Московскому времени денежные средства были еще свободны.

 

Несмотря на то, что данные противоречия не воспрепятствовали подаче заявки вовремя, Заявитель считает, что подобные нарушения в размещении информации о закупке приводят к путанице, мешают корректно подать заявку, а также могли привести к тому, что потенциальные участники не смогли подать заявку вовремя, что нарушает п/п 1 п. 1 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», а также Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска предоставил следующие возражения на доводы жалобы.

При проведении аукционов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества города Новосибирска департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - департамент) руководствуется Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ ФАС № 67).

24.01.2022 департаментом на сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение № 21000008240000000002 о проведении 03.03.2022 аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды муниципального имущества, включенного в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), за исключением земельных участков (далее - Извещение), и документация об аукционе (далее - Документация об аукционе).

В соответствии с Извещением, аукцион объявлен в отношении 10 лотов, в том числе лот № 3 - Нежилое помещение общей площадью 140,60 кв. м, расположенное на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, Калининский район, ул. Народная, д. 17 (далее - Лот № 3).

На Лот № 3 были поданы заявки: ООО «Альто Сервис», ИП Баруткина О.А., ООО «ПАРАД».

Заявителю ООО «Парад» было отказано в допуске к участию в аукционе по Лоту № 3 на основании пункта 5.1.4 документации об аукционе, так как ранее в отношении данного заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства комиссией было принято решение об оказании аналогичной поддержки.

ИП Баруткина О.А. в составе заявки по Лоту № 3 на участие в аукционе, предоставила декларацию о соответствии участника процедуры закупки установленным единым требованиям (далее - Декларация). Декларация содержит информацию об ИП Баруткиной О. А. как участника закупки, а также информацию о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Декларация содержит ссылки на Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Вместе с тем, порядок проведения аукционов на право заключения договоров аренды утвержден Приказом ФАС № 67.

Перечень сведений и документов, которые должна содержать заявка на участие в аукционе, определен пунктом 121 Приказа ФАС №67 и пунктом 3.1 Документации об аукционе.

Примерная форма документов, установленных пунктом 121 Приказа ФАС № 67, не определена. Однако, перечень необходимых для участия в аукционе документов является закрытым (исчерпывающим) и обязательным для предоставления субъектами гражданского оборота.

Декларация субъекта малого предпринимательства о соответствии процедуры закупки не предусмотрена требованиями к документам, входящим в состав заявки на участие в аукционе, установленными пунктом 3.1 Документации об аукционе.

Декларация субъекта малого предпринимательства о соответствии процедуры закупки не соответствует требованиям, установленным пунктом 121 Приказа ФАС № 67.

В соответствии с пунктом 24 Приказа ФАС № 67 и пунктом 5.2 Документации об аукционе, в случае непредоставления документов, определенных пунктом 121 Приказа ФАС № 67 и пунктом 3.1 Документации об аукционе, заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в связи с чем комиссией было принято решение об отказе ИП Баруткиной О.А. в допуске к участию в аукционе по Лоту № 3 на основании пункта 5.2 Документации об аукционе.

Следует отметить, что данная правовая позиция департамента соответствует сложившейся антимонопольной практике, а именно: решению Самарского УФАС России от 22.06.2020 № 063/10/18.1-274/2020.

Заявка ООО «Альто Сервис» на участие в аукционе по Лоту № 3 содержала все необходимые сведения и документы, установленные Приказом ФАС № 67, в связи с чем комиссией по Лоту № 3 было принято решение о признании аукциона несостоявшимся и признании единственным участником аукциона ООО «Альто Сервис».

Таким образом, не усматривается нарушений антимонопольного законодательства при проведении департаментом 03.03.2022 аукциона на право заключения договора по Лоту № 3.

В настоящее время договор аренды в отношении Лота № 3 с ООО «Альто Сервис» не заключен.

В соответствии с Приказом Федерального казначейства от 02.12.2021 № 38Н с 01.01.2022, проведение торгов на право заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества осуществляется в электронной форме, при этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа ФАС № 67 организатор торгов для проведения аукциона вправе привлечь специализированную организацию.

Так, департаментом для проведения аукционов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества города Новосибирска в электронном виде привлечена специализированная организация — ООО РТС-Тендер (далее - оператор аукциона).

Оператором аукциона размещается информация о датах и времени аукциона по московскому времени, при этом следует отметить, что при опубликовании извещения о проведении аукциона в информационной системе на сайте www.torgi.gov.ru интеграция информации с оператором аукциона происходит автоматически, в том числе и время проведения аукциона.

Датой окончания подачи заявок на сайте www.torgi.gov.ru считается 01.03.2022, что отражено в            разделе «Условия проведения процедуры» (https://torgi.gov.ru/new/private /notice/view/61ee2c974aac4423dl343087).

В Извещении и в документации об аукционе предусмотрено требование о внесении задатка, который вносится на расчетный счет оператора аукциона по реквизитам, указанным в личном кабинете заявителя после его регистрации электронной площадке. Следует также     отметить, что блокировка задатков осуществляется непосредственно оператором аукциона, у департамента отсутствует техническая возможность осуществлять данные действия на электронной площадке.

Департамент не вносил изменений в Извещение и Документацию об аукционе.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

24 января 2021 года на официальном интернет-сайте https://torgi.gov.ru/ организатором торгов - Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска было опубликовано извещение и документация о проведении торгов в форме аукциона в электронной форме на право заключения договоров аренды имущества, включенного в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), за исключением земельных участков в составе 10 лотов, в том числе лот № 3 - Нежилое помещение общей площадью 140,60 кв. м, расположенное на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, Калининский район, ул. Народная, д. 17 (извещение на официальном интернет-сайте https://torgi.gov.ru/ 21000008240000000002).

Дата начала подачи заявок 25 января 2022 в 00:00 (МСК+4). Дата окончания подачи заявок            01.03.2022 в 05:00 (МСК+4). Дата начала проведения торгов 03.03.2022 в 06:00 (МСК+4).

Согласно Протоколу по рассмотрению заявок на участие в аукционе по аренде в электронной форме № 1/1498 от 01.03.2022, на участие в аукционе по лоту № 3 было подано 3 заявки: ООО «Альто Сервис», ИП Баруткина О.А., ООО «ПАРАД». При этом заявка ИП Баруткиной О.А. была признана не соответствующей требованиям и отклонена. В отношении лота № 3 аукцион был признан несостоявшимся, принято решение заключить договор аренды с заявителем, признанным единственным участником аукциона – ООО «Альто Сервис». Заявка ИП Баруткиной О.А. была отклонена по причине «непредставления документов, определенных пунктом № 121 Правил аукциона аренды, либо наличия в таких документах недостоверных сведений (п.24 Приказа ФАС № 67)».

Относительно довода Заявителя о том, что форма заявления организатором не предоставлена и в своей заявке ИП Баруткина<...> в составе документа «Декларация» декларировала непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, также неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, Новосибирским УФАС России  установлено следующее.

При проведении обжалуемых торгов Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска руководствовался Приказом ФАС № 67, п. 121 которого установлен перечень сведений и документов в составе заявки. Указанная норма не предусматривает включение в состав заявки на участие в торгах декларации о соответствии участника процедуры закупки установленным единым требованиям. Аукционная документация Заказчика также не предусматривает включение в состав заявки на участие в торгах декларации о соответствии участника процедуры закупки установленным единым требованиям. Также, декларация Заявителя содержит ссылки на Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которые не имеют отношения к проведению вышеуказанных торгов.

Таким образом, декларация ИП Баруткиной О.А. о соответствии участника процедуры закупки установленным единым требованиям не соответствует требованиям Приказа ФАС № 67 и Аукционной документации Заказчика. Вследствие этого, Организатор торгов правомерно отклонил заявку ИП Баруткиной О.А.

Относительно довода Заявителя о том, что организатор нарушил порядок размещения информации о процедуре и предоставил противоречивую информацию о времени окончания подачи заявок, Новосибирским УФАС России установлено следующее.

Согласно Извещению о проведении аукциона, Документации об аукционе и информации на сайте www.torgi.gov.ru, датой окончания подачи заявок считается 01.03.2022 в 05:00 по московскому времени. На сайте https://i.rts-tender.ru дата окончания подачи заявок не указана.

В соответствии с пунктом 5 Приказа ФАС № 67 организатор торгов для проведения аукциона в электронной форме на право заключения договоров аренды имущества, включенного в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), за исключением земельных участков - нежилое помещение общей площадью 140,60 кв. м., расположенное на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, Калининский район, ул. Народная, 17 привлек специализированную организацию — ООО РТС-Тендер, являющуюся оператором данного аукциона.

Именно оператором аукциона размещается информация на этой электронной площадке, при этом, при опубликовании извещения о проведении аукциона в информационной системе на сайте www.torgi.gov.ru интеграция информации с оператором аукциона происходит автоматически, в том числе и время проведения аукциона.

При этом, согласно письму ФАС № ИА/79982/19 от 12.09.2019 г., жалобы на действия, в частности, электронной торговой площадкой «РТС–тендер», рассматриваются Центральным аппаратом ФАС России, а не её территориальными органами. Таким образом, Новосибирское УФАС России оставляет данный довод заявителя без рассмотрения.

Относительно довода Заявителя о том, что до окончания подачи заявки на сайте https://i.rts-tender.ru/ было указано, что блокировка задатка не предусмотрена, а после окончания подачи заявок, Организатор внес изменения в условия подачи заявок на сайте РТС Тендер, Новосибирским УФАС России установлено следующее.

Заявителем не представлены доказательства того, что организатор торгов внес в извещение о торгах на сайте РТС Тендер изменения в раздел об условиях подачи заявок.          

Согласно информации на сайте https://i.rts-tender.ru, датой и временем блокирования задатка считается 01.03.2022 в 01:00 по московскому времени.

За размещение данной информации на сайте https://i.rts-tender.ru, также как и за блокирование задатка отвечает оператор данной электронной торговой площадки. Организатор торгов не имеет технической возможности осуществлять данные действия на электронной торговой площадке.

Следовательно, в действиях организатора торгов Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска не усматривается нарушений порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Баруткиной <...>(вх. № 1640-ЭП/22 от 03.03.2022 г.) на действия организатора торгов Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров аренды имущества, включенного в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), за исключением земельных участков - нежилое помещение общей площадью 140,60 кв. м., расположенное на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Новосибирск, Калининский район, ул. Народная, 17 (номер извещения и процедуры на сайте https://torgi.gov.ru/ 21000008240000000002, Процедура 21000008240000000002, опубликованная на электронной торговой площадке «РТС–тендер» на сайте https://www.rts-tender.ru/, Лот № 3) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны