Предупреждение №054/01/15-733/2020 в отношении Администрации Кыштовского района Новосибирской о... от 21 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 054/01/15-733/2020

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

21 апреля 2020 г.                                                                                                  г. Новосибирск

 

В действиях (бездействии) Администрации Кыштовского района Новосибирской области установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создания дискриминационных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - № 220-ФЗ).

Статьей 3 Закона № 220-ФЗ предусмотрено два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Под регулярными перевозкам по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (далее - регулируемые маршруты). Под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (далее - нерегулируемые маршруты).

Согласно Реестру муниципальных (внутрирайонных) автобусных маршрутов регулярных перевозок на территории Новосибирской области, утвержденного Постановлением Администрации Кыштовского района Новосибирской области от 03.09.2018 года № 312, регулярные перевозки осуществляются по регулируемым тарифам.

На основании п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик во всех случаях, за исключением предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93, проводит открытый конкурс, который в наибольшей степени отвечает целям организации перевозок пассажиров, поскольку основанием для заключения по его итогам контракта является предложение участником наилучших условий исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 8 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

При этом, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р.

В указанный перечень включены услуги по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автобусным транспортом (ОКПД 2: 49.31.21.110), в связи с чем, закупка вышеуказанных услуг должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.

В соответствии с Договором № 1 об организации регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярного сообщения между поселениями в границах территории Кыштовского района от 14.12.2018 года, договор действует до 31.12.2023 года, при этом его цена не определена. Из содержания договора № 1 от 14.12.2018 года не усматривается, что указанный договор заключен в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Данный вывод соответствует позиции судов, изложенных в правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 и Верховного Суда РФ, изложенной в Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 по делу № 307-КГ15-1408.

На основании изложенного, с учетом приведенных обстоятельств следует, что выбор способа определения перевозчика путем осуществления закупки у единственного поставщика в данном случае является неправомерным ввиду того, что препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для определенного хозяйствующего субъекта (МУП «Кыштовское АТП») преимущественные условия в заключении контракта на выполнение указанных услуг, при наличии на данном рынке иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия администрации Кыштовского района Новосибирской области, в результате которых доступ на рынок перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования вне процедуры конкурентного отбора, получило МУП «Кыштовское АТП», препятствуют развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок, поскольку лишают иных потенциальных участников закупки, занимающихся аналогичным видом деятельности, возможности на заключение муниципального контракта и возможности воспользоваться своим законным правом, предусмотренным ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В связи с изложенным, в действиях Администрации Кыштовского района Новосибирской области, выразившихся в необеспечении выполнения возложенных на него полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством, в том числе Законом № 220-ФЗ, непринятия мер по организации транспортного обслуживания в соответствии с законодательством о контрактной системе (по регулируемым тарифам), что приводит к созданию МУП «Кыштовское АТП» преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно п. 27 ст. 3 Закона № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок – нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, а в отношении регулярных перевозок, осуществляемых государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, - десять лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Указанные ограничения сроков не применяются в отношении регулярных перевозок, осуществляемых на основании договоров, которые заключены до дня вступления в силу статьи 14 настоящего Федерального закона и срок действия которых истекает позднее пяти лет со дня опубликования настоящего Федерального закона.

Администрация Кыштовского района Новосибирской области предоставила документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Кыштовском районе Новосибирской области на 2020 – 2023 годы, в соответствии с которым срок заключения контрактов на осуществление перевозок по регулируемым тарифам строго не регламентирован. Иных документов планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Кыштовском районе, в том числе за период 2016-2020 годы, Администрация не предоставила.

Новосибирское УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем осуществления действий, направленных на расторжение договора № 1 об организации регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярного сообщения между поселениями в границах территории Кыштовского района от 14.12.2018 года в срок до 01.07.2020 г.

О выполнении предупреждения сообщить в Новосибирское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны