Решение №054/06/32-2709/2023 в отношении ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России ... от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-2709/2023

«15» декабря 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

.........................

в отсутствие представителей заказчика - ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России и подателя жалобы – ИП Тожибаева З.П., уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0351100021323000441 на оказание услуг по охранной деятельности, начальная (максимальная) цена контракта 33 579 844,78 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Тожибаев З.П. с жалобой на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0351100021323000441 на оказание услуг по охранной деятельности.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в ЕИС 20.11.2023 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке 11.12.2023 г.;

3) на участие в закупке подана 1 заявка;

4) в результате рассмотрения заявки единственного участника закупки она была признана соответствующей требованиям извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) открытый конкурс в электронной форме был признан несостоявшимся;

5) победителем закупки признано ООО ЧОП «Агентство безопасности "Дельта» с предложением ценны контракта - 23 000 000,00 руб.

Суть жалобы ИП Тожибаева З.П. заключается в следующем.

По мнению подателя жалобы, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме в нарушение положений п. 30 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение).

В частности, заказчиком установлены требования к подтверждающим документам по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», пакетом документов на каждого сотрудника, подтверждающим количество охранников, состоящих в штате участника, помимо прочего, является личная медицинская книжка.

Податель жалобы считает указанное требование не имеет отношения к подтверждению квалификации и является излишним.

ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России в возражениях на жалобу ИП Тожибаева З.П. сообщило следующее.

В соответствии с пунктом 2.2 Устава ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России заказчик в числе основных видов деятельности осуществляет  медицинскую деятельность в части оказания населению специализированной, в том числе высокотехнологичной  медицинской помощи, а также образовательную деятельность по реализации программ высшего образования  (программы подготовки научно-педагогических кадров  в аспирантуре, программы ординатуры). В рамках осуществления указанных видов деятельности заказчик имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО41-00110-54/00585656 от 04.06.2020 и лицензию на осуществление образовательной деятельности № 0789 от 15.07.2013, что подтверждается прилагаемыми к возражениям выпиской из реестра лицензий и копиями лицензий.

Таким образом, услуги, являющиеся объектом закупки, будут осуществляться победителем закупки на объектах, являющихся одновременно медицинской и образовательной организацией.

Деятельность частных охранных организаций на территории Российской Федерации регулируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1).

Согласно пункту 4 статьи 11.1 Закона № 2487-1 лица, не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника.

Из статьи 11.1 Закона № 2487-1 следует, что перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов утвержден приказом Минздрава России от 26.11.2020 № 1252н (далее – Порядок).

Согласно положениям, предусмотренным в пунктах 1, 2, 3 Порядка, данный Порядок регулирует вопросы проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника. При этом медицинское освидетельствование проводится в целях установления у лиц, претендующих на приобретение правового статуса частного охранника, а также у частного охранника наличия (отсутствия) заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.050.2007 № 300. Медицинское освидетельствование проводится ежегодно.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено прохождение частными охранниками ежегодного медицинского освидетельствования для подтверждения  их права на осуществление частной охранной деятельности.

Кроме того, согласно п. 27 раздела VI «Выполняемые работы» приложения к порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденному приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н, все лица, проводящие работы медицинских организациях обязаны проходить ежегодные медицинские осмотры.

Сотрудники охраны, в рамках исполнения обязательств по оказанию услуг, являющихся объектом закупки, осуществляют свои функциональные обязанности на рабочем месте, расположенном на объектах заказчика, являющегося медицинской организацией, следовательно, действия вышеуказанного приказа распространяется и на него. Сотрудники охраны первыми взаимодействуют с посетителями лечебного учреждения (на входе в главный корпус, в приемном покое, на парковке и так далее) и заказчику важно исключить возможность заражения пациентов и посетителей лицами, не прошедшими соответствующего медицинского обследования.

Кроме того, приказом Минтруда России от 11.12.2015 г. № 1010н утвержден профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», где одним из условий допуска охранника к работе прописано наличие медицинского заключения по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.

Заказчик, наряду с медицинской деятельностью, осуществляет также образовательную деятельность  и исходя из положений пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является образовательной организацией, а, следовательно, требования приказа Минтруда России от 11.12.2015 №1010н также являются обязательными к применению при оказании услуг охраны.

С учетом изложенного, требование извещения о проведении закупки о наличии у охранников, допускаемых к оказанию услуг, медицинской книжки основано на положениях действующего законодательства и не может быть признано не правомерным, необоснованно влекущим ограничение количества участников закупки.

Наличие у сотрудника медицинской книжки никаким образом не ограничивает круг потенциальных участников закупки. При проведении закупочной процедуры оценивается необходимое количество сотрудников охранной организации, находящихся в штате на момент ее проведения для выполнения предусмотренных контрактом обязанностей. С учетом установленных требований, необходимо 40 человек. Пунктом 5.4. описания объекта закупки установлено - «сотрудники организации исполнителя должны иметь личные медицинские книжки работников, оформленные в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.01.2021 №29Н, и имеющие действительные отметки врачей».

Изучив представленные материалы и доводы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1)           цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2)           расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3)           качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4)           квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом, количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Согласно пп. «д» п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено данным Положением, показатель оценки «специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В соответствии с 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 данного Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к указанному Положению, устанавливается в том числе, перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в п. 3 раздела 3 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен показатель оценки - наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации признак № 1 (Количество сотрудников, состоящих в штате участника конкурса и имеющих удостоверение охранника).

Пакетом документов на каждого сотрудника, подтверждающим количество охранников, состоящих в штате участника, является:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- личная медицинская книжка с отметками о прохождении врачей согласно п.27 Приложения VI Приложения Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;

- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников (удостоверения частных охранников в соответствии с частью первой статьи 11.1 Закона 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», с актуальной, на день подачи заявки, отметкой о прохождении периодической проверки или акт о прохождении периодической проверки, подтверждающий его правовой статус и квалификацию на основании ч.3 ст.16 Закона 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», личных карточек, в соответствии с частью седьмой статьи 12 Закона 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», удостоверения/сертификаты/дипломы о прохождении обучения/переобучения по программе «Доступная среда).

В соответствии с п. 3.1 Профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2015 г. N 1010н, к особым условиям допуска к работе охранника 4-го разряда является наличие медицинского заключения по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

В п. 5.4 описания объекта закупки (приложение № 2 к проекту контракта) установлено, что сотрудники организации исполнителя должны иметь личные медицинские книжки работников, оформленные в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.01.2021 №29Н, и имеющие действительные отметки врачей.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требование порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе о представлении личной медицинской книжки является избыточным, а также не может являться подтверждением квалификации участника закупки, поскольку в отсутствие указанного документа сотрудник исполнителя не имеет права оказывать услуги охраны, что также следует из пояснений заказчика.

Кроме того, наличие медицинской книжки является самостоятельным условием контракта, её отсутствие будет являться нарушением условий контракта, следовательно, данное требование не может быть критерием оценки заявки на участие в закупке.

На основании изложенного, в действиях заказчика усматриваются нарушения положений п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и Положения об оценке заявок на участие в закупке.

Таким образом, довод жалобы нашёл своё подтверждение.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что по результатам проведения закупки достигнута существенная экономия бюджетных средств, а именно, 10 579 844,78 руб., в связи с чем Комиссия Новосибирского УФАС России полагает возможным не выдавать заказчику предписание об отмене результатов закупки.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика – ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0351100021323000441 на оказание услуг по охранной деятельности обоснованной.

2) Признать заказчика нарушившим положения п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, Положения об оценке заявок на участие в закупке.

3) Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны