Решение №054/06/33-476/2020 жалобы ООО «Принтматик» и ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» на действия ... от 16 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-476/2020

 

 

 

 

г. Новосибирск

«16» марта 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского У ФАС России) в составе:

в отсутствие представителей Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - БЮИ МВД России) (уведомлено надлежащим образом),

в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» (далее - ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО») (представили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей заявителя),

 

 

в присутствии ….

рассмотрев жалобы ООО «Принтматик» и ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» на действия БЮИ МВД России при проведении электронного аукциона №0317100015220000002 на поставку оборудования переплетного для минитипографии (закупка в рамках ГОЗ), начальная (максимальная) цена 1 828 205,00 рублей.

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступили жалобы ООО «Принтматик» (вх. №202720 от 05.03.2020) и ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» (исх. 133/20 от 05.03.2020) перенаправленные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на действия БЮИ МВД России при проведении электронного аукциона № 0317100015220000002 на поставку оборудования переплетного для минитипографии (закупка в рамках ГОЗ).

Из обращения ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» с жалобой на действие (бездействие) БЮИ МВД России следует, что заказчиком в разделе 12 (Техническое задание) документации о закупке установлены требования, совокупность которых ограничивает возможность участия широкого круга потенциальных участников. Проведя опрос ведущих экспертов рынка и профильных специалистов, податель жалобы пришел к выводу, что технические требования являются избыточными и позволяют принять участие в настоящем аукционе поставщику, представляющем исключительно одного производителя выпускающего оборудование под торговой маркой НоЬпег.

В настоящее время рынок проволокошвейных машин, для интенсивного использования в полиграфическом производстве, с высотой скрепления от 25 мм и выше, а также скоростью от 200 циклов представлен исключительно тремя производителями:

  • Hohner (Германия);
  • Miruna (Бразилия);
  • Bostitch / Deluxe Stitcher (США).

Изучив технические характеристики машин, поставщик выяснил, что данные машины имеют ограничения по техническим параметрам, которые установил заказчик:

  1. Параметр: «вес - не более 300 кг», ограничивает участие проволокошвейной машины Bostitch /DeLuxe Stitcher вес которой 318 кг.;
  2. Установка параметра «Максимальная высота скрепления (толщина блока) - Не менее 40 мм двумя стандартными скобами без загиба концов». Не позволяет поставить проволокошвейную машину - Miruna (Бразилия), так как данная машина работает в рамках параметра Максимальная высота скрепления (толщина блока) 25 мм. Скрепление блока двумя стандартными скобами без загиба концов, толщиной не менее 40 мм- технически не возможно для проволокошвейной машины MIRUNA MODEL3 , т.к. не возможно положить в машину блок толщиной 40 мм. Как поставщики оборудования Miruna на территории РФ (см. приложение «Декларация соответствия») утверждаем, что максимальное расстояние между столом и ограничителем составляет 38 мм.

ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» считает, что заказчик, установив совокупность требований: максимальная скорость, циклов/минуту - не менее 200, высота скрепления одной скобой (толщина блока) - не менее 25 мм одной стандартной скобой с загибом концов навстречу друг другу, максимальна высота скрепления (толщинаблока) - не менее 40 мм двумя стандартными скобами без загиба концов, вес - не более 300 кг, исключил возможность участия в настоящей закупке потенциальных участников с предложениями продукции других торговых марок с аналогичными или улучшенными техническими, функциональными и эксплуатационными характеристиками. В соответствии с ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ №44-ФЗ), считает описание данного оборудования необъективным и не отвечающим нормам действующего российского законодательства.

Более того, доводы жалобы были изложены ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» в запросе на разъяснение положений документации об электронном аукционе и направлены заказчику. В разъяснение положений документации об электронном аукционе, заказчик сослался на п.1 ч.1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ, что при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пояснив, что закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам оборудования, и не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.

Из обращения ООО «Принтматик» с жалобой на действие (бездействие) БЮИ МВД России следует, что согласно техническому заданию на поставку оборудования, размещенному в документации об электронном аукционе, к поставке требуется два наименования оборудования:

  • проволокошвейная машина;
  • бумагосверлильная машина.

При этом среди технических характеристик проволокошвейной машины указана характеристика в виде наличия цельнолитого корпуса станины.

По мнению заявителя жалобы, данная характеристика не обусловлена действительными потребностями заказчика и продиктовано целью ограничения конкуренции.

Заявителем жалобы в целях получения от заказчика разъяснений относительно действительной необходимости в указанной характеристике оборудования был направлен запрос. При этом поставщиком в запросе заказчику было сообщено, что параметр оборудования в виде цельнолитого корпуса станины проволокошвейной машины не является функциональным и никак не влияет на скорость, стабильность, на возможность прошивки толстых блоков, на срок службы оборудования, его надежность, никак не влияет на качество конечной продукции. Такое требование свидетельствует лишь об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки.

Заказчиком на запрос был представлен ответ, согласно которому определение характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями. Закон о контрактной системе не запрещает устанавливать требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара.

Требования к товару, установленные документацией о закупке, сформированы в соответствии со ст. 33 ФЗ №44-ФЗ. Описание объекта закупки не включает требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, так как под характеристике, указанные в техническом задании, подходит оборудование нескольких производителей. Наличие цельнолитого корпуса машины является качественной характеристикой товара, поскольку свидетельствует о его надежности и гарантии длительной эксплуатации. Основания для внесения изменений в техническое задание, по мнению заказчика, отсутствуют.

Между тем, указание данной характеристики существенно сужает количество моделей оборудования, которые возможно предложить к поставке. Ссылка заказчика на то, что цельнолитой корпус свидетельствует о надежности оборудования и гарантии длительной эксплуатации не соответствует действительности, так как нет никаких объективных данных, указывающих на то, что корпус проволокошвейной машины в ином исполнении снижает надежность оборудования либо срок эксплуатации.

В ответ на жалобы ООО «Принтматик» и ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» БЮИ МВД России возразило следующее.

При подготовке технического задания к документации об электроном аукционе и определении начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были направлены запросы в адрес нескольких потенциальных поставщиков (исх.№ 6/4336 от 22.11.2019), в которых указывались необходимые технические характеристики предполагаемого к поставке оборудования. В ответ получено три коммерческих предложения, легших в основу обоснования НМЦК закупки. В них предложены проволокошвейные машины двух производителей: DeLuxe Stitcher М30 и Hohner Economy 25/40.

Сравнительный анализ данных технического задания и характеристик проволокошвейных машин вышеуказанных производителей сделан на основании следующих прилагаемых документов:

для DeLuxe Stitcher М30 - Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию, информация сайта поставщика проволокошвейных машин ООО «Принтматик» (податель жалобы);

для Hohner Economy 25/40 - Инструкция по эксплуатации и перечню частей, информация сайта поставщика проволокошвейных машин Группа фирм «Офисная полиграфия» и приведен в прилагаемой таблице.

Он позволяет сделать вывод, что оба вида машин разных производителей в полной мере удовлетворяют требованиям заказчика, в том числе по оспариваемым параметрам — вес, максимальная высота скрепления одной скобой с загибом концов, максимальная высота скрепления одной скобой без загиба концов, максимальная скорость, цельнолитой корпус станины, и могли быть предложены к поставке.

Если какие-либо показатели не предусмотрены в базовой модели машины, то имеются дополнительные опции, позволяющие соответствовать заявленным требованиям. Например, максимальная скорость прошивки у DeLuxe Stitcher М30 повышается до 200 циклов/мин. за счет специальной приставки.

Весовую категорию оборудования следует определять по непосредственному весу самой машины, которая в технической документации обозначена как вес нетто, а не с учетом упаковки, как это сделал податель жалобы ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО».

Таким образом, характеристики проволокошвейной машины, указанные в техническом задании, не ограничивают конкуренцию и не нарушают Федеральный закон № 44-ФЗ.

Кроме того, как указывалось заказчиком в разъяснениях на запросы, установление именно таких параметров обусловлено потребностями заказчика. В частности предъявление требований к весу, размеру и наличию цельнолитой станины связано с габаритами и состоянием помещения, в котором будет располагаться оборудование.

Так, здание типографии построено в 1905 году и входит в состав объекта культурного наследия (памятника архитектуры) народов Российской Федерации «Комплекс: Казармы Барнаульского стрелкового полка» (постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 декабря 1994 г. № 169). Поэтому учтена необходимость уменьшения нагрузки и вибрационного воздействия на деревянный пол и кирпичную кладку стен, находящуюся в ограниченно работоспособном состоянии.

Это позволяет сделать наличие цельнолитой станины. Соответствующие данные приведены в учебных пособиях и научных изданиях по конструированию станков и технологии машиностроения. Например, А.С. Проников в книге «Расчет и конструирование металлорежущих станков» пишет: «Литые станины при прочих равных условиях более виброустойчивы, так как чугун имеет большой коэффициент внутреннего трения и обладает способностью гасить возникающие колебания.» (2-е изд. М.: Высшая школа, 1962, 422с.).

Наличие цельнолитой станины влияет и на качество работы оборудования. В учебном пособии Карпова А. А. «Технологическое оборудование машиностроительного производства» (изд-во Гомельский государственный технологический университет им. П.О. Сухого, 2014) говорится, что литая станина является более жесткой по сравнению со сборной, в результате чего она не подвержена деформации, которая приводит к погрешностям в работе оборудования. Кроме того, сборные конструкции требуют дополнительного ухода, например, периодической протяжки винтов. Такие же мнения существуют и у других авторов.

На основании изложенного БЮИ МВД России считает жалобы ООО «Принтматик» и ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» необоснованными.

В результате рассмотрения жалоб и на основании представленных БЮИ МВД России информации и документов, Комиссия Новосибирского УФАС установила следующее.

27.02.2020 БЮИ МВД России размещён электронный аукцион №0317100015220000002 на поставку оборудования переплетного для минитипографии (закупка в рамках ГОЗ), начальная (максимальная) цена 1 828 205,00 рублей.

По результатам проведения электронного аукциона заказчиком размещен протокол № 2/0317100015220000002 рассмотрения единственной заявки. На основании ч.16 ст. 66 ФЗ №44-ФЗ электронный аукцион признан несостоявшимся, следовательно, Единой комиссией было принято решение заключить контракт с единственным участником подавшим заявку на участие в электронном аукционе - ООО «ГалэксКом», предложившее проволокошвейную машину Hohner Economy.

Так Новосибирским УФАС России была запрошена информация о не менее чем двух моделях товаров различных производителей, соответствующих в полном объеме установленным требованиям, с приложением подтверждающих документов (паспорта, техническая документация и т.п.).

БЮИ МВД России не представили официальные ответы от не менее чем двух различных производителей, с заверенными паспортами, технической документации и т.п., вместо этого заказчик направил руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию проволокошвейной машины DeLuxe Stitcher М30 / Bostitch (в формате .doc), а также скриншот технических характеристик указанной машины. Данные документы не заверены надлежащим образом производителем данного товара.

Представленное заказчиком обоснование НМЦК, предусмотренное ст. 22 ФЗ №44- ФЗ не является документом подтверждающим информацию о не менее чем двух моделях товаров различных производителей, соответствующих в полном объеме установленных требованиям технического задания, размещенного заказчиком.

Так, согласно ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) используется информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам.

Из коммерческих предложений представленных заказчиком следует, что ООО «НТЦ Галэкс» и ООО «Информтехника» направили предложение о поставки проволокошвейной машины Hohner Economy 25/40. Поставщик с третьим предложением, согласился поставить проволокошвейную машину DeLuxe Stitcher М30, характеристика которой, противоречат одному из пунктов технического задания, а именно «цельный корпус статины».

На основании жалобы и представленных на заседании комиссии при рассмотрении жалобы по существу ООО «Принтматик» документов (ответ на официальный запрос производителю проволокошвейной машины DeLuxe Stitcher М30) следует, что: «современная статина машин выполнена из толстой (6.4 мм) высокопрочной высокоуглеродистой стали, скрепляемой путем точной сварки на роботизированном сварочном центре».

С учетом изложенного, и в том числе, с учетом того, что на участие в электронном аукционе была подана всего одна заявка, следует, что проволокошвейная машина DeLuxe Stitcher МЗО не соответствует указанным в описании объекта закупки характеристикам. Установленные заказчиком требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара, полностью соответствуют проволокошвейной машине Hohner Economy.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ в отношении описания объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, заказчик при осуществлении электронного аукциона № 0317100015220000002 допустил нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ, так как сформировал описание объекта закупки под единственного производителя.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Новосибирского УФАС,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобы ООО «Принтматик» и ООО «ТЕРРА ПРИНТ ПРО» на действия БЮИ МВД России при проведении электронного аукциона №0317100015220000002 на поставку оборудования переплетного для минитипографии (закупка в рамках ГОЗ), обоснованными.
  2. Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ №44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и единой комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.
  4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны