Решение №054/06/64-585/2019 по жалобе ООО «Социальное партнерство» на действия заказчика... от 3 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/64-585/2019

 03 апреля 2019 года                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<>

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

<>

-  специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<>

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей:

от заказчика – ГБУЗ НСО «Карасукская центральная районная больница» (заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителей);

в присутствии представителей:

от подателя жалобы – ООО «Социальное партнерство»: <…>  (по доверенности);

рассмотрев жалобу ООО «Социальное партнерство» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Карасукская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона № 0351200000619000180 на поставку расходного материала, начальная (максимальная) цена контракта 171 780 руб. 00 коп.,  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Социальное партнерство»  с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Карасукская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона № 0351200000619000180 на поставку расходного материала.

Суть жалобы ООО «Социальное партнерство» заключается в следующем.

Согласно описанию объекта закупки конструкция подгузника должна включать в себя распределительный слой, состоящий из закрученной целлюлозы, с нейтральным pH для предотвращения раздражения кожи. При этом, в описании объекта закупки также указывается, что товар должен соответствовать ГОСТ Р 55082-2012 Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых. Общие технические условия (далее - ГОСТ Р 55082-2012).

В соответствии с п. 5.7 ГОСТ Р 55082-2012 установлено, что для изготовления подгузников применяют следующие материалы, в том числе, для распределительного слоя: нетканый материал или бумага бытового и санитарно-гигиенического назначения массой бумаги (материала) площадью 1 м2 не более 25,0 г из целлюлозы и древесной массы.

Таким образом, в ГОСТ Р 55082-2012 не указано условие об использовании в распределительном слое подгузника закрученной целлюлозы, с нейтральным pH для предотвращения  раздражения кожи.

По мнению подателя жалобы, установленные заказчиком в аукционной документации требования к техническим характеристикам товара отличаются от требований ГОСТ Р 55082-2012 в части установления требований к конструкции подгузников и материалов изготовления подгузников.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Вместе с тем, заказчиком не указано в документации об электронном аукционе обоснование использования показателей, не предусмотренных ГОСТ Р 55082-2012, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.

Указывая в техническом описании условие об использовании в подгузниках (в распределительном слое) закрученной целлюлозы, заказчик ограничивает конкуренцию, поскольку эквивалентом закрученной целлюлозы, применяемой в подгузниках, может служить распушенная целлюлоза, которая обладает аналогичными впитывающими свойствами.

Кроме того, податель жалобы считает, что параметры, обозначенные заказчиком в техническом описании к распределительному слою подгузников, могут применяться только для подгузников производства «PAUL HARTMAN».

ГБУЗ НСО «Карасукская центральная районная больница» в возражения на жалобу ООО «Социальное партнерство» сообщило следующее.

При подготовке технического задания заказчик исходил из максимально полезных качеств существующего товара на рынке медицинских изделий в целях надлежащего выполнения возложенных функций и задач, повышения качества медицинской помощи по лечебным показаниям.

Техническое описание подгузников для взрослых предусматривает наличие у них распределительного слоя из закрученной целлюлозы с нейтральным рH для предотвращения раздражения кожи, появления контактного дерматита, которые являются распространенными воспалительными заболеваниями кожи среди лежачих пациентов, для которых предназначается данный вид товара.

Закрученная целлюлоза способствует образованию мостиков для поддержания спиралевидной структуры волокна. Такая целлюлоза является мягкой на ощупь и хорошо сочетает в себе способность впитывания жидкости и ее распределения, что снижает повторное увлажнение кожи.

Закрученная целлюлоза впитывает воду, вес которой превышает ее собственный вес (в сухом виде) в 80-100 раз, и солесодержащую жидкость (мочу), вес которой больше ее собственного в 20-50 раз. Таким образом, заказчику важно получить подгузники для взрослых, соответствующие техническому описанию, поскольку они предназначаются для лежачих больных.

Кроме того, на участие в электронном аукционе подано шесть заявок, предлагающих к поставке подгузники с закрученной целлюлозой в распределительном слое различных производителей, что подтверждает возможность их поставки.

Из поступивших шести заявок на участие в электронном аукционе только одна предлагает к поставке подгузники производства Пауль Хартман (Германия). Остальные участники электронного аукциона предлагают к поставке как подгузники производства России, без указания торговой марки, так и подгузники Супер Сени (Россия), iD Еxpert (Россия), а также подгузники, страной производства которых является  Китай.

На основании вышеизложенного, ГБУЗ НСО «Карасукская центральная районная больница» считает, что при составлении описания объекта закупки положения ст. 33 Закона о контрактной системе нарушены не были.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно описанию объекта закупки к поставке необходимы подгузники, распределительный слой которых должен быть выполнен из закрученной целлюлозы, а также с нейтральным pH (для предотвращения раздражения кожи).

Также в описании объекта закупки указано, что подгузники необходимы для контроля средней и тяжелой степеней недержания у малоподвижных или лежачих больных. Следовательно, такой показатель как материал, из которого будут выполнены подгузники, является важным для заказчика, поскольку необходимо предотвратить раздражение кожи.

Кроме того, изучив первые части заявок, представленные заказчиком, Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что на участие в данном электронном аукционе было подано 6 заявок, в составе которых были заявлены различные производители. Так, участниками к поставке были предложены подгузники без товарного знака, с товарными знаками Супер Сени (Россия), iD Еxpert, а также Пауль Хартманн (Германия), что свидетельствует о наличии более двух производителей товара, соответствующего описанию объекта закупки.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что заказчиком при формировании описания объекта закупки не были нарушены положения законодательства о контрактной системе.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

1. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 28.03.2019, дата проведения аукциона в электронной форме – 01.04.2019. Между тем, согласно документации об электронном аукционе дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 26.03.2019, дата проведения аукциона в электронной форме – 29.03.2019. Таким образом, извещение и документация об электронном аукционе содержат разночтения в части сроков рассмотрения первых частей заявок и даты проведения электронного аукциона, что является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

2. Согласно объекту закупки подгузники для взрослых соответствуют коду ОКПД2 17.22.12.120. При этом, к коду ОКПД2 17.22.12.120 относятся подгузники и пеленки детские из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты, полотна из целлюлозных волокон. Таким образом, заказчиком установлена недостоверная информация о коде ОКПД2, что является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

3. Вместе с тем, подгузники для взрослых относятся к коду ОКПД2  17.22.12.130  (изделия санитарно-гигиенического назначения прочие из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон). Данный код ОКПД2 включен в перечень № 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление Правительства РФ № 102). Следовательно, заказчиком в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе должны быть установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ограничения и условия допуска на основании Постановления Правительства РФ № 102).

При этом, согласно документации об электронном аукционе указанные условия и ограничения не установлены, что является нарушением ч. 4 ст. 14  Закона о контрактной системе.

4. Согласно п. 6.3 проекта контракта на момент поставки остаточный срок годности товара должен быть, в случае:

  • общего срока годности от 4-х до  5-ти лет – остаточный срок годности, не менее 24 месяцев;
  • общего срока годности от 3-х до  4-х лет – остаточный срок годности, не менее 18  месяцев;
  • общего срока годности от 1-го до  3-х лет – остаточный срок годности, не менее 12 месяцев;
  • общего срока годности до  1-го года – остаточный срок годности, не менее 9 месяцев;
  • общего срока годности до  1 месяца – остаточный срок годности, не менее 24 дней.

В соответствии с письмом ФАС России от 18 октября 2017 г. № ИА/71717/17 «О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов» в целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого товары сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой товары должны сохранять свою пригодность для использования по назначению.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанный подход необходимо применять также при закупке изделий медицинского назначения. Вместе с тем, требования заказчика к остаточному сроку годности, установленные в п. 6.3 проекта контракта, не отвечают указанным критериям обоснованности и объективности, поскольку предусматривают различный остаточный срок годности в зависимости от общего срока годности изделия медицинского назначения, что не связано с фактическими потребностями заказчика, а также значительно превышает планируемый период потребления. Установив данные требования к остаточному сроку годности поставляемого товара, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

5. В документации об электронном аукционе не установлено ограничение участия в электронном аукционе  в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.

При этом, в соответствии с п. 7.6 проекта контракта ответственность предусмотрена за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) только в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, ответственность за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, для иных лиц проектом контракта не предусмотрена. Таким образом, заказчиком была нарушена ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.

6. Согласно ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 18 ст. 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с ч. 29 настоящей статьи, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные ст. 45 Закона о контрактной системе.

Между тем, согласно п. 6 документации об электронном аукционе участник электронного аукциона вносит денежные средства на лицевой счет участника закупки, открытый для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе на счете оператора электронной площадки. Следовательно, заказчиком нарушена ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе.

7. Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

 Вместе с тем, в п. 6 документации об электронном аукционе и в п. 7 документации об электронном аукционе установлено, что принимаются банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Таким образом, заказчик нарушил ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе.

8. Согласно пп. б) п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе  первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Между тем, в соответствии с пп. 14.1 документации об электронном аукционе первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Таким образом, заказчиком был нарушен п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.

9. В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.

Закупаемое в рамках данного электронного аукциона медицинское изделие подлежит государственной регистрации, следовательно, должно быть установлено требование о представлении в составе второй части заявки копий документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 «Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий». При этом, документация об электронном аукционе не содержит требования, предусмотренного п. 3 ч. 5 ст. 66.  Таким образом, заказчиком нарушен п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

10. В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов. Согласно документации об электронном аукционе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества. Вместе с тем, документация об электронном аукционе не содержит указанного требования, что является нарушением п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

11. В документации об электронном аукционе не установлено ограничение участия в электронном аукционе  в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.

 При этом, в нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в п. 15.2.4 установлено требование о представлении во второй части заявки декларации о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99  Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Социальное партнерство» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «Карасукская центральная районная больница» при проведении электронного аукциона № 0351200000619000180 на поставку расходного материала необоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 14, ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 34, ч. 10 ст. 44, ч. 1 ст. 45, ч. 3 ст. 66, п.п. 3, 5 ч. 5 ст. 66, ч. 6 ст. 66  Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны