Решение №054/06/33-1325/2022 жалобы ООО «Безопасность-Инвест», ООО «Система» на действия ... от 1 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1325/2022

«01» августа 2022 года                                                                                                        г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии ….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобы ООО «Безопасность-Инвест», ООО «Система» на действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис», заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» при проведении электронного аукциона (извещение №0851200000622004396) на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Безопасность-Инвест», ООО «Система» с жалобами на действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис», заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» при проведении электронного аукциона (извещение №0851200000622004396) на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Суть жалобы ООО «Безопасность-Инвест» заключается в следующем.

Содержание извещения о проведении закупки противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а, именно, техническое задание составлено в целях ограничения конкуренции и с нарушениями Закона о контрактной системе.

В техническом задании заказчик установил следующие требования к комплексам фото-видеофиксации (далее – КФВФ):

Комплект поставки КФВФ включает в себя: - (ИМ) измерительные модули (оборудование фото-видеофиксации, измерительное оборудование и аппаратно-программное обеспечение, блок импульсной инфракрасной подсветки, вычислительный блок, размещенные внутри единого пылевлагонепроницаемого корпуса- моноблока)

наличие

По принципу измерения параметров транспортных средств, согласно классификации (п. 4.4 ГОСТ Р 57144-2016)

радиолокационный

Минимальное расстояние контролируемого участка дороги, м*

не более 80

Пределы допускаемой абсолютной погрешности при измерении мгновенной скорости на диапазоне измерения скорости 20-250, км/ч

не более ±1

Потребляемая мощность, ВА, не более: ИМ*

Внешний модуль ВС*

60

150

Характеристики со знаком «*» должны подтверждаться описанием типа средства измерений предлагаемого КФВФ потенциальным поставщиком.

Учитывая совокупность этих характеристик и условия подтверждения, а также с помощью анализа существующих на рынке КФВФ («Азимут 4», «Вокорд Трафик», «Лобачевский», «Кордон.Про М», «Ураган-Юг», «Стрелка-Плюс»), которые имеют функционал для работы на перекрестках, установлен вывод о наличии факта ограничения конкуренции со стороны заказчика.

Из анализа установлено, что под данную закупку подходит только товар производителя ЗАО «Вокорд Телеком» с комплексом «Вокорд Трафик».

Также установлено, что «Азимут 4» по известным характеристикам не подходит: не соответствует допускаемая абсолютная погрешность измерения скорости.

Указав такие характеристики как минимальное расстояние контролируемого участка, допускаемая абсолютная погрешность измерения скорости, потребляемая мощность в конкурентном виде, можно сохранить здоровую конкуренцию.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Вышеуказанное нарушение приводит к созданию необоснованных препятствий для потенциальных участников, сокращению их количества, что является признаком ограничения конкуренции и нарушением ст. 8, ст. 33 Закона о контрактной системе.

Суть жалобы ООО «Система» заключается в следующем.

Положения извещения об электронном аукционе не соответствуют Закону о контрактной системе.

1) В отношении п. 4.7 - 4.11 описания объекта закупки, согласно которому поставщик должен выполнить определенный вид работ.

Ведомость объемов подлежащих выполнению работ в составе описания объекта закупки отсутствует.

В составе описания объекта закупки не указана информация о наличии опор на перекрестке, на которых возможно размещение оборудования ФВФ, а также о возможности их использования для размещения оборудования. Так как данная информация необходима для определения состава и объема работ по монтажу КФВФ.

Отсутствует информация об удаленности точек подключения электрической энергии и ВОЛС.

Не указан требуемый способ монтажа кабельных линий: подвес или прокладка. Работы по подземной прокладке кабельных линий существенно дороже работ по подвесу.

Без данной информации не представляется возможным спланировать объем строительно-монтажных работ, необходимых для установки оборудования.

2) В отношении п. 3 описания объекта закупки об указании заказчиком требований к показателям одного КФВФ.

В составе описания объекта закупки отсутствуют актуальные схемы перекрестков с указанием количества направлений и ширины проезжей части, для определения стоимости и количества оборудования, необходимого для поставки.

Без указанной информации определить состав и стоимость оборудования не представляется возможным.

3) В отношении п. 3 описания объекта закупки об указании заказчиком требований к показателям одного КФВФ.

Установленное в описании объекта закупки требование к компановке измерительного модуля противоречит требованиям ГОСТ Р 57144-2016.

Согласно п. 6.1.1 ГОСТ Р 57144-2016 технические средства автоматической фотовидеофиксации должны включать в себя:

- оборудование фотовидеофиксации;

- измерительное оборудование (Примечание - данное оборудование конструктивно может являться оборудованием ФВФ; его комплектация зависит от числа измеряемых параметров);

- аппаратно-программное обеспечение, в том числе вычислительный модуль, модуль для синхронизации с национальной шкалой координированного времени Российской Федерации UTC (SU) (Примечание - аппаратно-программное обеспечение мобильных, передвижных и носимых технических средств ФВФ также включает в себя модуль для автоматического определения собственных пространственных координат);

- устройства обеспечения работоспособности: устройства подсветки и диагностики.

Какие-либо примечания в отношении устройств подсветки в ГОСТ отсутствуют. Соответственно в КФВФ, соответствующем требованиям ГОСТ, устройства подсветки являются отдельным элементом.

Кроме того, дополнительно установлено требование: устройство подсветки на основе инфракрасного прожектора - наличие.

Так как данное требование отсутствует в ГОСТ Р 57144-2016, то данное требование является необоснованным и сокращает количество участников закупки.

4) В отношении п. 3 описания объекта закупки о показателе «Автоматическая и ручная регулировка яркости устройства инфракрасного прожектора»:

Данный показатель соотносится с содержащимся в ГОСТ показателем «вероятность полного распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств (движущихся или неподвижных), % не менее 90». Данный показатель также присутствует в описании объекта закупки.

Согласно п. 6.1.2 ГОСТ Р 57144-2016 яркость устройств подсветки зоны контроля должна регулироваться автоматически путем пошагового изменения интенсивности излучения в зависимости от внешней освещенности. При этом излучение устройств подсветки не должно вызывать ослепления участников дорожного движения.

Соответственно, требование к ручному способу управления прожектором является необоснованным, противоречит ГОСТ и не влияет на формирование доказательной базы, если ГРЗ распознаются в соответствии с требованиями ГОСТ.

5) В описании объекта закупки в требованиях к показателям одного КФВФ заказчиком указано, что для уменьшения затрат на эксплуатацию комплекса необходимо оборудование объектива узлом моторизации для удаленного управления фокусом распознающей камеры.

Из требований к составу поставки следует, что распознающие камеры в состав поставки не входят.

Соответственно, заказчиком установлено необоснованное требование, не понятно, о каких распознающих камерах идет речь в данном пункте описания объекта закупки.

6) В отношении пп. 4.1 п. 4 описания объекта закупки о предоставлении поставщиком заказчику образца КФВФ.

В описании объекта закупки не поясняется, что следует понимать под образцами КФВФ и в каком объеме они должны быть предоставлены.

При этом как признает сам заказчик в описании объекта закупки, на момент проведения закупки количественный состав оборудования, подлежащего поставке, им не определен.

Соответственно, данное требование ограничивает количество участников закупки, так как создает возможность для злоупотреблений со стороны заказчика.

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Безопасность-Инвест» сообщило следующее:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При описании объекта закупки заказчику надлежит таким образом установить требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работы, услуги) именно с такими характеристиками, которые ему объективно необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В описании объекта закупки содержится обоснование всех установленных показателей соответствия, в том числе спорных:

Наименование показателя

Требуемые значения показателя (заполняется участником закупки)*

Обоснование заказчика

Расстояние контролируемого участка дороги, м* Минимальное

не более 80

Для повышения эффективности использования Комплекса, в том числе при использовании на участках автомобильных дорог со сложной схемой организации дорожного движения и при передислокации Комплекса на протяжении срока эксплуатации

* Данный показатель должен быть подтвержден Описанием типа средства измерения предлагаемого КФВФ. В случае отсутствия данного показателя в Описании типа средства измерения предлагаемого КФВФ, возможно подтверждение паспортом изделия.

Пределы допускаемой абсолютной погрешности при измерении мгновенной скорости на диапазоне измерения скорости 20-250, км/ч

не более ±1

Данный показатель прямым образом влияет на показатели фиксации нарушений, для обеспечения повышенной точности измерений в корректном скоростном диапазоне

Потребляемая мощность, ВА, не более:

ИМ*

Внешний модуль ВС*

 

 

60

150

Для минимизации затрат на электроэнергию.

* Данный показатель должен быть подтвержден Описанием типа средства измерения предлагаемого КФВФ. В случае отсутствия данного показателя в Описании типа средства измерения предлагаемого КФВФ, возможно подтверждение паспортом изделия.

Минимальное расстояние контролируемого участка дороги, м*

не более 80

Для повышения эффективности использования Комплекса, в том числе при использовании на участках автомобильных дорог со сложной схемой организации дорожного движения и при передислокации Комплекса на протяжении срока эксплуатации

* Данный показатель должен быть подтвержден Описанием типа средства измерения предлагаемого КФВФ. В случае отсутствия данного показателя в Описании типа средства измерения предлагаемого КФВФ, возможно подтверждение паспортом изделия.

По принципу измерения параметров транспортных средств, согласно классификации (п. 4.4 ГОСТ Р 57144-2016)

радиолокационный

В целях обеспечения возможности определения скорости ТС с минимальным уровнем брака, а также снижения затрат на эксплуатацию и поверку 

Таким образом, установление вышеуказанных показателей обусловлено необходимостью достижения заданных результатов в целях обеспечения государственных нужд.

Включение в описание объекта закупки конкретных технических параметров, с учетом специфики деятельности заказчика, даже если такие характеристики соответствуют только одному производителю товара, не является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку ни одной нормой данного Закона и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не предусмотрена обязанность заказчика осуществлять мониторинг имеющейся на рынке продукции и составлять описание объекта закупки таким образом, чтобы показатели закупаемого товара соответствовали как минимум товарам разных производителей.      

В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить требуемые к поставке товар по разной цене в зависимости от условий их договорных отношений со своими контрагентами, в том числе производителем. В связи с чем, круг потенциальных участников аукциона не ограничен.

По рассматриваемому электронному аукциону приняло участие три участника. В связи с чем как минимум три поставщика готовы были поставить заказчику товар на условиях, указанных в описании объекта закупки.

Кроме того, довод подателя жалобы о том, что требованиям описания объекта закупки подходит товар только одного производителя ЗАО «Вокорд Телеком» противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку участниками рассматриваемой закупки предложены в заявках товары двух разных производителей:  1) ООО «Технологии безопасности дорожного движения» (комплекс измерительный программно-технический марки «Азимут» предложен в заявке №121);    2) ЗАО «Вокорд Телеком» (комплекс аппаратно-программный «Вокорд-Трафик Р» предложен в заявке №251 и в заявке №147).

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Система» сообщило следующее:

Оспариваемые условия описания объекта закупки соответствуют требованиям ГОСТ Р 57144-2016 и не противоречат действующему законодательству о контрактной системе.

В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Таким образом, если подателю жалобы были непонятны какие-то положения описания объекта закупки, он вправе был направить с использованием электронной площадки заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения, которое содержит в своем составе описание объекта закупки.

Отсутствие такого запроса означает, что все положения описания объекта закупки были понятны подателю жалобы.

С учетом изложенного, в действиях заказчика отсутствует нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку все показатели, установленные в описании объекта закупки подробно обоснованы заказчиком и включены в описание с целью надлежащего обеспечения государственных нужд и необходимости достижения заданных результатов.

ГКУ НСО «ЦОДД» в возражениях на жалобу ООО «Безопасность-Инвест» сообщило следующее:

При подготовке к закупке и составлению описания объекта закупки заказчик исследовал места установки КФВФ с дальнейшей перспективной передислокацией на другие адреса г. Новосибирска и определил качественные, технические и функциональные характеристики товара (КФВФ), которые будут соответствовать потребностям заказчика и установил варианты моделей, соответствующих значениям эквивалентности, установленным в извещении и качественные, технические и функциональные характеристики, которые в наибольшей степени отвечают потребностям заказчика. Данные технические характеристики были использованы при описании объекта закупки.

Таким образом, описание объекта закупки составлено в соответствии с частями 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики, максимальные и (или) минимальные значения показателей. В описании отсутствуют указания на товарные знаки и на определенные модели.

Действующее законодательство не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности учреждения. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в извещение электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в извещении о закупке обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Заказчиком произведен запрос ценовой информации у крупных специализирующихся в данной сфере организаций. Требуемый КФВФ может быть предложен к поставке неограниченным количеством поставщиков. Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки. При обосновании Н(М)ЦК заказчиком использованы коммерческие предложения поставщиков, полученные ответы на запросы с приложением описания объекта закупки и отвечающие потребностям заказчика, говорят о том, что несколько участников имеют возможность поучаствовать в данном аукционе.

По доводу о наличии только одного производителя ЗАО «Вокорд Телеком» с комплексом «Вокорд Трафик».

По информации, полученной из Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, в сведениях об утвержденных типах средств измерений (ФГИС «Аршин») по техническим характеристикам, указанных в описании объекта закупки также подходят следующие комплексы: 1) Комплекс аппаратно-программный «Фактор»; 2) Система видео-фиксаций нарушений правил дорожного движения «Автопатруль Универсал»; 3) Комплекс измерительный программно-технический «Азимут 4».

При проведении электронного аукциона было подано 3 заявки от участников. Состоялось понижение Н(М)ЦК, что говорит о состоявшейся конкурентной закупке.

ГКУ НСО «ЦОДД» в возражениях на жалобу ООО «Система» сообщило следующее:

По доводу № 1.

В письме ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)» даны разъяснения: заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если: 1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; 2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; 3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу). Поставляемое в рамках данной закупки оборудование подлежит передаче заказчику по акту передачи и будет принят учреждением к бухгалтерскому учету. Также поставляемый товар не является строительным материалом.

На момент проведения аукциона заказчик не мог знать, какой именно КФВФ будет ему поставлен по итогам заключения государственного контракта, следовательно, не мог указать точные данные, характерные для конкретного КФВФ.

Поставщик вправе использовать любые технические решения, которые сочтет оптимальными при выполнении работ по поставке требуемых КФВФ.

Данное обстоятельство значительно расширяет круг участников и дает возможность самостоятельно определить участникам способы и методы реализации проекта (контракта) в соответствии с их техническими возможностями и квалификацией.

По доводу № 2.

На момент проведения аукциона заказчик не мог знать, какие именно КФВФ будут ему поставлены по итогам заключения государственного контракта. И, следовательно, не мог указать точные данные, характерные для конкретного КФВФ.

Поставщик вправе использовать любые технические решения, которые сочтет оптимальными при выполнении работ по поставке требуемых КФВФ.

Данное обстоятельство значительно расширяет круг участников и дает возможность самостоятельно определить участникам способы и методы реализации проекта в соответствии с их техническими возможностями и квалификацией.

Актуальные схемы перекрестков с указанием количества направлений и ширины проезжей части могли быть получены участником в период подготовки заявки на электронный аукцион путем непосредственного выезда на адрес установки комплексов и проведения инженерных изысканий для установки КФВФ.

По доводу № 3.

В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Такое обоснование заказчиком представлено и наряду с необходимостью соблюдения требований Закона о контрактной системе в части объективного описания объекта закупки, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих нуждам заказчикам и целям, для достижения которых осуществляется закупка.

Закон предусматривает право заказчика определить в извещении о закупке такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Более того, участники закупки не имеют полномочий по самостоятельному определению характеристик спорного товара, определенных заказчиком исходя из своей потребности.

Устройство подсветки на основе инфракрасного прожектора является неотъемлемой частью любого КФВФ и предназначено для фиксации правонарушений правил дорожного движения в ночное время суток. Без устройства подсветки на основе инфракрасного прожектора комплекс не распознает государственные номера транспортных средств в вечернее и ночное время суток, что является недопустимо. Также, при отсутствии искусственного освещения в ночное время устройство подсветки на основе инфракрасного прожектора воспроизводит изображение и форму транспортного средства.

По доводу № 4.

Требование ручной регулировке яркости присутствует для обеспечения диагностических целей, а также обеспечения возможности получения изображений достаточного качества в условиях освещения, в которых алгоритмы автоматического управления освещением не позволяют получить доказательную базу необходимого качества.

По доводу № 5.

Распознающие камеры являются частью измерительного модуля (оборудование ФВФ согласно таблицы 3 требования к техническим характеристикам описания объекта закупки).

По доводу № 6.

Из смысла изложения данного пункта в описании объекта закупки очевидно, что заказчик перед установкой должен проверить на соответствие описанию объекта закупки по заключенному государственному контракту КФВФ.

Предоставление образцов КФВФ означает, какие комплексы будут установлены поставщиком. Очевидно, что образец комплекса – это полностью в совокупности комплект, поставляемого оборудования. Данное требование не противоречит нормам законодательства в сфере закупок. Заказчик максимально заинтересован, чтобы обязательства поставщика были выполнены надлежащим образом и в срок, указанный в контракте.

Исходя из смысла норм частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим и главным фактором при установлении им соответствующих требований. Законом не предусмотрены ограничения по включению в извещение о закупке требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

Наряду с необходимостью соблюдения требований Закона о контрактной системе в части объективного описания объекта закупки, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих нуждам заказчикам и целям, для достижения которых осуществляется закупка.

Закон о контрактной системе предусматривает право заказчика определить в извещении о закупке такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Более того, участники закупки не имеют полномочий по самостоятельному определению характеристик спорного товара, определенных заказчиком исходя из своей потребности.

Из толкования вышеназванных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по нормам положений Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего возможностью исполнить условия, соответствующие потребности заказчика, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом действующее законодательство в сфере закупок не накладывает на заказчика при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющиеся объектом закупки. Даже отсутствие на момент закупки у отдельных хозяйствующих субъектов возможности исполнить условия описания объекта закупки и условий контракта такой закупки, не может являться нарушением прав и законных интересов таких лиц, а также не является ограничением конкуренции.

Из установленных требований к товару не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия. Заявителем доказательств включения в извещение об электронном аукционе характеристик товаров, повлекших или тех, которые могут повлечь ограничение количества участников закупки, не представлено. Указанные требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников конкурентной закупки.

Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики, которые соответствуют требованиям заказчика при проведении конкурентной закупки не ограничен.

Изучив представленные материалы по жалобе ООО «Безопасность-Инвест», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

К извещению о проведении электронного аукциона приложено описание объекта закупки с указанием наименования товара – «комплекс фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения», с указанием количества товара – 4 комплекса. В описании объекта закупки отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов.

Установлено требование к показателям одного комплекса: информация о КФВФ содержится в ФГИС «Аршин».

При проверке информации, поступившей от АО «Сбербанк-АСТ», установлено, что на участие в электронном аукционе подано 3 заявки (идентификационные номера 121, 147, 251). Все заявки признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, в одной заявке участником закупки предложен комплекс измерительный программно-технический «Азимут 4», изготовитель ООО «ТБДД» (121), в двух заявках – комплекс аппаратно-программный «Вокорд-Трафик Р», изготовитель ЗАО «Вокорд Телеком» (147, 251).

Победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 121, сделавший наименьшее предложение о цене контракта и заявка, которого соответствовала извещению об осуществлении закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о соблюдении аукционной комиссии Закона о контрактной системе и принципа обеспечения конкуренции, в связи с тем, что на участие в аукционе поданы заявки, содержащие предложения о поставке товаров разных производителей. Установленные требования в описании объекта закупки не влекут ограничения количества участников закупки, что не приводит к созданию необоснованных препятствий для участников аукциона.

Таким образом, довод ООО «Безопасность-Инвест» не нашел своего подтверждения.

Изучив представленные материалы по жалобе ООО «Система», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Из описания объекта закупки установлено, что заказчиком использован ГОСТ Р 57144-2016. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования.

По пункту 1 жалобы.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона. В Законе о контрактной системе отсутствуют требования о наличии в составе описания объекта закупки ведомости объемов подлежащих выполнению работ.

На момент проведения аукциона заказчику не известен конкретный КФВФ, который будет ему поставлен, следовательно, заказчик не имеет возможности для указания точных данных, характерных для конкретного КФВФ.

Согласно п. 4.3 описания объекта закупки поставщик должен провести обследование мест установки новых опор и устройств, согласовать выбранные технические решения с заказчиком.

В силу п. 4.4 описания объекта закупки поставщик должен установить при необходимости дополнительные металлические опоры, предназначенные для размещения оборудования ФВФ и подвеса кабельных линий на выбранных при обследовании местах. Поставщик обязан разместить опоры таким образом, чтобы основание установки обеспечивало устойчивость к колебаниям под воздействием внешних факторов и погодных условий.

В соответствии с п. 4.11 описания объекта закупки поставщик должен обеспечить подключение КФВФ к сети электроснабжения на основании технических условий для присоединения к электрическим сетям.

Потенциальный поставщик вправе использовать любое техническое решение, которое считает оптимальным при выполнении работ по поставке требуемых КФВФ.

По пункту 2 жалобы.

Заказчиком в возражениях справедливо указано, что актуальные схемы перекрестков с указанием количества направлений и ширины проезжей части могли быть получены участником закупки в период подготовки заявки на электронный аукцион путем непосредственного выезда на адрес установки комплексов и проведения инженерных изысканий для установки КФВФ.

В описании объекта закупки указаны места поставки и установки работ в городе Новосибирске: 1) пересечение улиц Кирова и Сакко и Ванцетти; 2) ул. Гоголя, д. 51; 3) пересечение Красного проспекта и улицы Державина; 4) ул. Петухова, д. 73.

Согласно сведениям ЕИС победителем электронного аукциона признано ООО «СтройДорИндустрия» ИНН 4252014873, имеющее адрес государственной регистрации: 654235, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий р-н, п. Чистогорский, д. 6а, офис 4 (идентификационный номер заявки 121). Конкурентные преимущества, дающие какие-либо привилегия для поставщиков г. Новосибирска и Новосибирской области, при проведении электронного аукциона не установлены.

По пункту 3 жалобы.

Обоснование, соответствующее нормам п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчиком представлено в описании объекта закупки. Объективное описание объекта закупки, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, не соответствующего нуждам заказчика и целям, для достижения которых осуществляется закупка.

Заказчиком в возражениях справедливо указано, что устройство подсветки на основе инфракрасного прожектора является неотъемлемой частью любого КФВФ и предназначено для фиксации правонарушений ПДД в ночное время суток. Без данного устройства комплекс не распознает государственные номера транспортных средств в вечернее и ночное время суток. Также при отсутствии искусственного освещения в ночное время вышеуказанное устройство воспроизводит изображение и форму транспортного средства.

Требования к показателям одного комплекса КФВФ с обоснованием, соответствующие Закону о контрактной системе, указаны в описании объекта закупки.

По пункту 4 жалобы.

Заказчиком в возражениях справедливо указано, что требование ручной регулировки присутствует для обеспечения диагностических целей, а также обеспечения возможности получения изображений достаточного качества в условиях освещения, в которых алгоритмы автоматического управления освещения не позволяют получить доказательную базу.

Требования к показателю «Автоматическая и ручная регулировка яркости устройства инфракрасного прожектора» с обоснованием, соответствующие Закону о контрактной системе, указаны в описании объекта закупки.

По пункту 5 жалобы.

Заказчиком в возражениях справедливо отмечено, что распознающие камеры являются частью измерительного модуля.

Требования к показателю разрешения распознающей камеры (не менее 2048x1536) с обоснованием (для обеспечения высокого качества материала доказательной базы), соответствующие Закону о контрактной системе, указаны в описании объекта закупки.

По пункту 6 жалобы.

Заказчиком в возражениях справедливо отмечено, что у заказчика перед установкой имеется необходимость проверки на соответствие описанию объекта закупки КФВФ. Образец КФВФ – это полностью в совокупности комплект поставляемого оборудования.

Установленное заказчиком требование о предоставлении поставщиком образцов КФВФ не противоречит Закону о контрактной системе.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о соответствии описания объекта закупки требованиям Закона о контрактной системе и соблюдении уполномоченным учреждением и заказчиком при проведении электронного аукциона требований данного Федерального закона.

Таким образом, доводы ООО «Система» не нашли своего подтверждения.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «Безопасность-Инвест» на действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис», заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» при проведении электронного аукциона (извещение №0851200000622004396) на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения необоснованной.

2) Признать жалобу ООО «Система» на действия уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис», заказчика – ГКУ НСО «ЦОДД» при проведении электронного аукциона (извещение №0851200000622004396) на поставку комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны