Решение №054/06/42-1287/2022 жалоба ООО «Контракт» на действия заказчика – Межмуниципальн... от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/42-1287/2022

«26» июля 2022 г.                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

 

в отсутствие

в присутствии

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской федерации «Татарский» (МО МВД России «Татарский») при проведении электронного аукциона № 0151100007322000015 (объект закупки – выполнение работ по капитальному ремонту кровли в административном здании МО МВД России «Татарский» по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Закриевского,47), ИКЗ 221541410097954530100100280144391243,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Контракт» на действия заказчика – МО МВД России «Татарский» при проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ № 0151100007322000015 (объект закупки – выполнение работ по капитальному ремонту кровли в административном здании МО МВД  России «Татарский» по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Закриевского,47), ИКЗ 221541410097954530100100280144391243.

 

Суть жалобы заключается в следующем.

  1. Согласно пункта 3.1 извещения о проведении электронного аукциона заказчиком были установлены требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»: «наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Податель жалобы указывает на неправомерное установление заказчиком требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

  1. Согласно пункта 4 извещения о проведении электронного аукциона заказчиком были установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ: «членство в саморегулируемой организации, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии). Подтверждением членства в СРО является действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии) с использованием конкурентных способов, выданная по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 № 86; срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (ч. 2, 2.1 ст. 52, ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ) (предоставление выписки не требуется в случаях, предусмотренных ч. 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ)».

Податель жалобы указывает на неправомерное установление заказчиком требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ в частности требования к обязательной принадлежности участников закупки к саморегулируемой организации.

  1. Согласно пункта 3 приложения № 4 к извещению о проведении электронного аукциона заказчиком были установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, в частности требование о наличии в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта (п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 44-ФЗ).

Податель жалобы считает, что заказчик установил данное требование незаконно, что нарушает часть 1 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ и может привести к отклонению заявки участника закупки.

ООО «Контракт» просило приостановить процедуру подписания контракта, аннулировать результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), привлечь должностных лиц заказчика к административной ответственности, провести внеплановую проверку действий единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МО МВД России «Татарский».

На жалобу ООО «Контракт» от заказчика поступили пояснения следующего содержания.

МО МВД России «Татарский» изучив жалобу ООО «Контракт» по электронному аукциону № 0151100007322000015 возражений на доводы, изложенные в жалобе не имело.

МО МВД России «Татарский» признает наличие допущенных нарушений должностным лицом в части установления не законных требований к участникам закупки.

Также МО МВД России «Татарский» пояснило, что при изучении процедуры электронного аукциона № 0151100007322000015 с момента размещения извещения на официальном сайте zakupki.gov.ru 12.07.2022 до даты завершения проведения электронного аукциона 20.07.2022 информации о том, что содержащиеся в извещении требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются не преодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников установлено не было, так как за период подачи заявок от потенциальных участников закупки не поступило не одного запроса на разъяснение.

От ООО «Контракт» заявки на участие в электронном аукционе не поступали.

Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Комиссия Новосибирского УФАС России исследовав доводы подателя жалобы, пояснения заказчика, а также информацию и документы, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона № 0151100007322000015 (объект закупки – выполнение работ по капитальному ремонту кровли в административном здании МО МВД России «Татарский» по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Закриевского,47), ИКЗ 221541410097954530100100280144391243, приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.

  1. В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Дополнительные требования к участникам закупки установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с позицией 10 приложения к постановлению Правительства от 29.12.2021 № 2571 заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки в случае, если объектом закупки являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Такие требования должны устанавливаться заказчиком в следующем виде:

«наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

В соответствии с абзацем 3 подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства от 29.12.2021 № 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 296 816,80 рублей.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что у заказчика отсутствовала обязанность устанавливать в извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с положениями постановления Правительства от 29.12.2021 № 2571.

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, жалоба ООО «Контракт» признается Комиссией Новосибирского УФАС России в рассматриваемой части обоснованной, действия заказчика нарушают требования части 6 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Федеральным законом от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен минимальный размер обязательств по договору строительного подряда для выполнения по такому договору строительных работ без членства в саморегулируемых организациях с 3 до 10 миллионов рублей. Указанный закон вступил в силу 01.05.2022.

Согласно информации размещенной в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона размещено 12.07.2022.

Таким образом, для выполнения работ при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если размер обязательств не превышает десяти миллионов рублей, участник закупки может не быть членом саморегулируемой организации в сфере строительства.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 296 816,80 рублей.

Вместе с тем, установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлены требования о наличии членства саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, жалоба ООО «Контракт» признается Комиссией Новосибирского УФАС России в рассматриваемой части обоснованной, действия заказчика нарушают требования части 6 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

  1. Требования к содержанию извещения о проведении электронного аукциона установлены статьей 42 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика установлены статьей 43 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из совокупности положений статей 43, 49 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта является незаконным и нарушающим положения части 1 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ.

На основании изложенного, жалоба ООО «Контракт» признается Комиссией Новосибирского УФАС России в рассматриваемой части обоснованной, действия заказчика нарушают требования части 1 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ.

При проведении внеплановой проверки электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ № 0151100007322000015 на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявила.

Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ, Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской федерации «Татарский» (МО МВД России «Татарский») при проведении электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ № 0151100007322000015 (объект закупки – выполнение работ по капитальному ремонту кровли в административном здании МО МВД  России «Татарский» по адресу: Новосибирская область, г. Татарск, ул. Закриевского,47), ИКЗ 221541410097954530100100280144391243 обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31, части 1 статьи 49 Федерального закона № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона. Комиссии по осуществлению закупок отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
  4. Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны