Решение №054/06/83.2-1072/2021 жалоба ООО «Результат» на действия заказчика – войсковой час... от 3 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 054/06/83.2-1072/2021

 

03 июня 2021 года                                                                                                             г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от заказчика - войсковой части 3733: <…> (по доверенности);

от подателя жалобы - ООО «Результат»: <…> (по доверенности);

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Результат» на действия заказчика – войсковой части 3733 при проведении электронного аукциона № 0351100002221000010 на установку пожарной сигнализации, начальная (максимальная) цена контракта 1 011 549,00 руб.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Результат» с жалобой на действия заказчика – войсковой части 3733 при проведении электронного аукциона № 0351100002221000010 на установку пожарной сигнализации.

Суть жалобы ООО «Результат» заключается в следующем.

В соответствии с п.1.2 проекта контракта работы, предусмотренные п.1.1 настоящего контракта, будут выполняться в соответствии с утвержденной и согласованной сторонами сметной документацией (пункты 1, 2 объектного сметного расчета № ОС-02-01), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта.

В единой информационной системе размещен объектный сметный расчет (смета) № ОС-02-01, который содержит перечень локальных смет (расчетов) со следующими номерами:

1) 02-01-01;

2) 02-02-03;

3) 02-01-02.

Подателем жалобы был направлен заказчику запрос о даче разъяснений положений документации о закупке с просьбой уточнить следующее: поставщику необходимо произвести установку пожарной сигнализации в соответствии со сметами 02-01-01 и 02-01-02 или в соответствии с тремя указанными в объектном сметном расчете сметами.

Заказчик в своем ответе на указанный запрос сообщил, что работы в рамках контракта будут выполняться в соответствии со сметами № 02-01-01 и № 02-01-02.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.05.2021 ООО «Результат» было признано победителем.

18.05.2021 заказчик разместил проект контракта на подписание ООО «Результат».

24.05.2021 ООО «Результат» разместило в ЕИС протокол разногласий с просьбой изложить п.1.2 проекта контракта в соответствии с ответом на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, размещенном заказчиком в ЕИС 26.04.2021.

26.05.2021 заказчиком размещен доработанный проект контракта, однако проект контракта в указанной части заказчик оставил без изменений.

В соответствии с ч.5 ст.83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с ч.4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчику надлежало разместить документ, содержащий в себе мотивировку отказа в принятии предлагаемых изменений. Вместе с тем, заказчик пренебрег данной обязанностью.

На жалобу ООО «Результат» от войсковой части 3733 поступили следующие пояснения.

В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно положениям документации о проведении электронного аукциона работы по контракту будут выполняться в соответствии с утвержденной и согласованной сторонами сметной документацией (пункты 1, 2 объектного сметного расчета (сметы) № ОС-02-01), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта).

Согласно пп. «а» п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Так, по мнению заказчика, изменения, предлагаемые ООО «Результат», не подлежали внесению в п.1.2 проекта контракта, поскольку указанные изменения касались существенных условий контракта.

Кроме того, войсковая часть 3733 считает, что проект контракта содержит указания на виды и объемы работ, которые необходимо выполнить (п.1, п.2 объектного сметного расчета № ОС-02-01).

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно положениям аукционной документации, а также проекта контракта по результатам данной закупки необходимо выполнить работы, предусмотренные локальными сметами № 02-01-01, № 02-01-03.

При этом, согласно ответу заказчика на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации от 26.04.2021 работы в рамках контракта будут выполняться в соответствии со сметами № 02-01-01 и № 02-01-02.

В соответствии с ч.5 ст.83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с ч.4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком не были внесены изменения в проект контракта, направленный победителем закупки для доработки, кроме того, заказчиком не был размещен документ, содержащий обоснование отказа внесения изменений, предлагаемых ООО «Результат».

На заседании Комиссии представитель войсковой части 3733 пояснил, что в ответе на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации заказчиком была допущена техническая ошибка, поскольку в действительности в соответствии с потребностями заказчика и требованиями, установленными в аукционной документации, заказчику необходима установка пожарной сигнализации в соответствии с локальными сметами № 02-01-01, № 02-01-03.

На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком не были нарушены положения ч.5 ст.83.2 Закона о контрактной системе, поскольку аукционной документацией прямо предусмотрено, что работы по контракту будут выполняться в соответствии с локальными сметами № 02-01-01, № 02-01-03. Вместе с тем, принимая во внимание ответ заказчика на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указание в ответе на локальные сметы № 02-01-01, № 02-01-02 могло ввести участника закупки в заблуждение и является нарушением ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе. Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что доводы жалобы нашли подтверждение частично.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

1. В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Предметом данной закупки является установка пожарной сигнализации.

В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, аукционная документация должна содержать требование о представлении в составе вторых частей заявок участников документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, копии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вместе с тем, аукционная документация не содержит вышеуказанное требование. Таким образом, заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом, срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе, в случае его изменения в соответствии со ст.95 настоящего Федерального закона.

Между тем, в разделе 15 «Обеспечение исполнения контракта» аукционной документации установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Заказчиком нарушена ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.

3. Частями 4, 8 ст.34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Порядок определения размера штрафа установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила).

Документацией об электронном аукционе установлено ограничение в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно п.4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, штраф устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.

Вместе с тем, раздел 8 (ответственность сторон) проекта контракта не содержит вышеуказанное положение Правил.

Проект контракта также не содержит положения п.6 Правил, устанавливающего размер ответственности за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

Кроме того, раздел 8 проекта контракта разработан заказчиком не в соответствии с актуальной редакцией Правил.

Таким образом, ответственность сторон, определенная разделом 8 проекта контракта, не содержит порядка установления размеров штрафов для сторон в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042, что является нарушением ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1042.

4. В соответствии с ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Документацией об электронном аукционе установлено ограничение в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем, аукционная документация не содержит указание на случаи, при которых обеспечение исполнения контракта не предоставляется участниками закупки в соответствии с ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе, которая определяет указанные случаи для участника закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в частности: в случае представления участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом, сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Таким образом, заказчиком нарушена ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Результат» на действия заказчика – войсковой части 3733 при проведении электронного аукциона № 0351100002221000010 на установку пожарной сигнализации частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.31, ч.8 ст.34, п.2 ч.5 ст.66, ч.3, ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

                                                                           

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны