Решение №054/01/18.1-524/2020 жалоба ООО «КамПром-сервис» на действия заказчика торгов Акц... от 23 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-524/2020

23 марта 2020 года                                                                                                 г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<.....>

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «КамПром-сервис» (далее – ООО «КамПром-сервис») на действия заказчика торгов Акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее - АО «РЭС») при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку комплекса мульчерного (извещение № 32008927793 на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «КамПром-сервис» на действия заказчика торгов АО «РЭС» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку комплекса мульчерного (извещение № 32008927793 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

27.02.2019 года на сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещена документация по закупке.

Как следует из содержания «Приложение № 1 (перечень позиций)» и «Приложение № 9 (техническое задание)» предметом закупки является Трактор БЕЛАРУС-1221.В2 и мульчер Seppi-M Midiforst 200 в количестве 2 единиц. Аналоги не рассматриваются.

При этом, мульчер не является составной частью трактора БЕЛАРУС-1221.В2, а представляет собой навесное оборудование, которое агрегатируется с трактором. Существует достаточно большое количество производителей мульчеров, изготавливающих целый перечень наименований и моделей мульчеров, агрегатируемых с трактором БЕЛАРУС-1221.В2.

28.02.2020 года ООО «КамПром-сервис», являясь представителем отечественного производителя мульчеров ООО «Полюс-Инвест» разместило на сайте www.roseltorg.ru вопрос следующего содержания:

«Здравствуйте! Прошу сообщить, допускается ли к поставке мульчер отечественного производства, с характеристиками аналогичными, либо лучшими чем характеристики мульчера Seppi-M Midiforst 200, указанного в техническом задании».

04.03.2020 года Заказчик на сайте www.roseltorg.ru разместил разъяснения:

«Согласно закупочной документации, аналоги продукции не рассматриваются».

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в частности, в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Заявитель считает действия Заказчика нарушением его законных интересов и противоречащими основным положениям Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», как нарушающими принципы добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции.

1. Поскольку мульчерное оборудование не является составной частью трактора БЕЛАРУС-1221.В2, а представляет собой навесное оборудование, которое агрегатируется с трактором и существует достаточно большое количество производителей мульчеров, изготавливающих целый перечень наименований и моделей мульчеров, агрегатируемых с трактором БЕЛАРУС -1221.В2, положение документации, согласно которому аналоги мульчера Seppi-M Midiforst 200 не рассматриваются, является прямым нарушением Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» как нарушающими принципы добросовестной конкуренции, и препятствует участию в закупочной процедуре Участников, предлагающих мульчерное оборудование иных марок и производителей, имеющих заведомо меньшую стоимость и лучшие характеристики, а главное, наиболее подходящие по своим функциональным характеристиками потребительским свойствам трактору БЕЛАРУС -1221.В2

2. В соответствии с Приложением к извещению № 6 «Приложение № 6 (о порядке предоставления российского приоритета)»:

«1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925 устанавливается приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Мульчерное оборудование Seppi-M является импортным и производится в Италии. Отсутствие у участников конкурса возможности предложения аналогов приводит к противоречию с указанным пунктом закупочной документации.

В пункте 6 Приложения № 6 о порядке предоставления российского приоритета Заказчиком определено:

«Указанный приоритет предоставляется согласно нормам «Генерального соглашения по тарифам и торговле» 1994 г. и «Договора о Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 г. товарам, происходящим      из государств            - членов Евразийского экономического союза - Приложение № 6.1 (список стран ЕАЭС), стран - участниц Всемирной торговой организации - Приложение № 6.2 (список стран ВТО), работам, услугам, выполняемым, оказываемым указанными лицами, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российским лицам».

Таким образом, Заказчик предоставляет приоритет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 года № 925, товарам, не имеющим российское происхождение, а товарам, в том числе, происходящим из стран ВТО, что противоречит смыслу и сути Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 года № 925. В тоже время, указанием того факта, что аналоги не рассматриваются, кроме Мульчерного оборудования Seppi-M, Заказчик ограничивает конкуренцию, препятствуя предложению мульчерного оборудования Российского производства.

Жалоба ООО «КамПром-сервис» подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.

 

АО «РЭС»  представило следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса.

В антимонопольный орган ООО «КамПром-сервис» подана жалоба на действия организатора торгов при проведении закупки.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-Ф3 "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Заявитель жалобы не вправе обращаться в антимонопольный орган с заявлением об оспаривании результатов торгов, поскольку Общество не являлось участником закупки.

Из многочисленной практики, в том числе на уровне Верховного суда (Определение Верховного Суда РФ от 11.09.2019 N 307-ЭС19-14643 по делу N А56-58776/2018), следует, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению жалобы общества, если заявитель жалобы участником закупки не являлся.

Таким образом, ООО «КамПром-сервис» не является лицом, права и интересы которого затронуты закупочной документацией, так как Общество не подало заявку, и, следовательно, не может обжаловать закупочную документацию АО «РЭС».

При осуществлении закупки требования Закона о закупках АО «РЭС» соблюдены, нарушения порядка осуществления закупки отсутствуют. Установление в документации требований на поставку мульчера конкретной марки не свидетельствует о нарушении действующего законодательства, ограничении конкуренции.

Как следует из закупочной документации по запросу котировок на поставку трактора Беларусь с мульчером, требования, предусмотренные п. 9-10 ст. 4 Закона о закупках, заказчиком соблюдены, в том числе определён предмет договора, установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, его функциональным характеристикам.

Предметом закупки явился «Трактор БЕЛАРУС-1221.В2 с мульчером Seppi-M Midiforst 200 в количестве 2 единиц. Аналоги не рассматриваются».

Указание заказчиком на марку мульчера не является нарушением законодательства о защите конкуренции, поскольку указание марки исключительно направлено для осуществления заказчиком своей деятельности в области энергетики.

В соответствии со ст. 104, 105 ЗК РФ, в целях безопасной эксплуатации объектов энергетики, защиты жизни и здоровья граждан предусмотрено установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства с особыми условиями использования земельных участков в границах таких зон.

В отношении линий электропередач устанавливается охранная зона (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160).

Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а)   прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б)   вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Именно для расчистки от поросли сетевой организацией приобретаются мульчеры.

Проводя закупку на мульчерный комплекс основное внимание направлено на выбор надежного известного производителя.

В парке Общества на данный момент имеется 10 ед. мульчерной техники из них 8 ед. агрегатированы с мульчерным навесным оборудованием ведущим производителем итальянской марки Seppi-M Midiforst. За все время эксплуатации мульчеров данной марки нареканий к надежности и качеству выявлено не было.

Выбирая мульчеры одной марки АО «РЭС» имеет возможность использовать «расходные материалы» запасные части, а именно резцы, ремни, карданные валы и прочее по всему парку мульчерной техники.

Расчет мощности трактора и мульчера подбирался из условий: мощность трактора минус мощность затрачиваемая на передвижение в процессе мульчирования.

Данный мульчер предполагается использовать в заболоченной местности. Так же одним из факторов выбора трактора с запасом мощности - это возможность увеличить ресурс вала отбора мощности (ВОМ).

Для эффективной, безопасной для ВОМ, а так же высокой производительности в труднодоступных условиях необходимо агрегатировать мульчерную навеску с трактором с запасом мощности до 30 % из расчета 180 л.с. мощность трактора, 50 л.с. на передвижение в труднодоступной местности получаем 180-50=130 л.с.

Таким образом, указанные в документации открытого запроса котировок требования к товару, в том числе с указанием конкретной марки производителя, не нарушают запретов, предусмотренных федеральным законом «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц», поскольку направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика.

Действия АО «РЭС», установившего в техническом задании определённые требования к товару для нужд Общества, не противоречат требованиям федерального закона «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц», из положений которого следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Требование заказчика к мульчеру Seppi-M Midiforst 200 не может быть признано неправомерным.

Поставка мульчера с иными характеристиками повлечёт за собой необходимость обновления технического оснащения автомобильного парка Общества, переобучение сотрудников Общества правилам эксплуатации нового оборудования, что потребует значительных материальных затрат.

Помимо изложенного отмечаем, что указание заказчиком на конкретную марку мульчера - мульчер Seppi-M Midiforst 200 не может ограничить конкуренцию, поскольку поставить этот товар может любое лицо, официально занимающееся куплей-продажей такого товара.

Запрета на указание заказчиком конкретной марки требуемого к поставке товара федеральный закон «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит.

Общество с ограниченной ответственностью ООО «КамПром-сервис», обратившееся с жалобой в антимонопольный орган, не принимало участие в запросе котировок.

Отсутствие у лица заинтересованности в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этого лица, а также об ограничении заказчиком числа участников запроса котировок.

Включение в документацию о закупке условий о предоставлении приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Согласно сложившейся судебной практике предоставляется равный приоритет российской продукции и продукции, произведенной в иностранных государствах, являющихся участниками международных соглашений - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018 № 09АП-14317/2018 по делу № А40-224387/2017, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 № 17АП- 17224/2017-ГК по делу № А60-28619/2017, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.04.2018 N Ф09-1219/18 по делу № А60-28619/2017.

Таким образом, при осуществлении закупки требования Закона о закупках АО «РЭС» соблюдены, нарушения порядка осуществления закупки отсутствуют.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

27.02.2020 года заказчиком торгов АО «РЭС» опубликовано извещение № 32008927793 на сайте www.zakupki.gov.ru о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку комплекса мульчерного.

Запрос котировок проводится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

АО «РЭС» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для  нужд АО «РЭС» и его дочерних и зависимых обществ Утвержденное Советом директоров АО «РЭС» протоколом №31 от 27.06.2018г.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона является, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с Приложением № 1 (перечень позиций) к Извещению об осуществлении конкурентной закупки являются Трактор БЕЛАРУС-1221.В2 и мульчер Seppi-M Midiforst 200 в количестве 2 единиц.

Согласно пункту 2.8 Извещения об осуществлении конкурентной закупки замена закупаемого оборудования не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1. статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе,  следующим правилом -  в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

АО «РЭС» представило документы, подтверждающие, что у АО «РЭС» на данный момент имеется 10 единиц мульчерной техники, из них 8 единиц агрегатированы с мульчерным навесным оборудованием ведущего производителя итальянской марки Seppi-M Midiforst. Соответственно использование АО «РЭС» мульчеров одной марки позволяет обеспечивать взаимодействие этой техники в части возможности использования запасных частей, кроме того, не влечет необходимость переобучения сотрудников АО «РЭС» правилам эксплуатации.

Таким образом, требования заказчика к поставляемому товару правомерны.

 

Довод Заказчика о том, что жалоба ООО «КамПром-сервис» не подлежит рассмотрению, не принимается.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

ООО «КамПром-сервис» может быть потенциальным участником данной закупки, соответственно, его права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС РоссииРЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «КамПром-сервис» на действия заказчика торгов Акционерного общества «Региональные электрические сети» (далее - АО «РЭС») при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку комплекса мульчерного (извещение № 32008927793 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны