Решение б/н ООО «Савир» (ИНН 7452151128) с жалобой на заказчика – ГБУЗ Н... от 29 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1446/2022

«29» августа 2022 года                                                                                                 г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

<...>

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей уполномоченного учрежденияГКУ НСО «УКСис»: ____________________________ (по доверенности), ________________________ (по доверенности),

в присутствии представителей заказчика – ГБУЗ НСО «ДГКБ №6»: ______________ (по доверенности), _____________________________ (по доверенности),

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Савир»: уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Савир» (ИНН 7452151128) на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение №0851200000622005245) на поставку дезинфицирующих средств, начальная (максимальная) цена контракта 504 854,60 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Савир» (ИНН 7452151128) с жалобой на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение №0851200000622005245) на поставку дезинфицирующих средств.

Суть жалобы ООО «Савир» заключается в следующем.

В описании объекта закупки заказчиком необоснованно установлены показатели характеристик товара, препятствующие ООО «Савир» принять участие в аукционе, в связи с невозможностью организовать поставку товара, произведенного на территории Российской Федерации.

Заказчиком нарушено требование к описанию объекта закупки.

Частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила использования КТРУ), установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением №145.

Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В силу п. 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе  при составлении описания объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, удовлетворяющих его потребности. Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Заказчик в нарушение законодательства о контрактной системе не применил к дезинфицирующим средствам код КТРУ с соответствии с Правилами использования КТРУ.

Закупаемые заказчиком дезинфицирующие средства включены в позиции КТРУ, обязательные к применению.

Согласно требованиям Правил использования KTPУ заказчик обязан раскрыть необходимость использования дополнительных требований к потребительским свойствам товара с точки зрения целей приобретения данного товара в рамках законодательства о контрактной системе.

Заказчиком не обоснован установленный процентный состав к наличию действующих веществ в дезинфицирующем средстве, что является ненадлежащим и не раскрывает безусловную потребность в установленных дополнительных характеристик. Обоснование не содержит ссылки на пункты санитарных правил, методических рекомендаций и других действующих нормативных документах, следовательно, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком нарушены Правила использования КТРУ, что, в свою очередь, нарушает ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.

Указанные в описании объекта закупки параметры дезинфицирующих средств по всему техническому заданию противоречат действующему законодательству и ограничивают конкуренцию.

Техническое задание в извещении об осуществлении закупки не содержит обоснования в установлении указанных характеристик и безусловной потребности заказчика в данном товаре.

Заказчик нарушил порядок описания объекта закупки, определенный требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, не обосновал безусловную потребность в дополнительных характеристиках в поставке объекта закупки, установил необоснованно ограниченные диапазоны содержания действующих веществ и необоснованно исключил из состава альдегиды, амины, кислоты, глиоксаль, щелочи, ферменты, производные фенола и гуанидина, тем самым ограничил количество участников в аукционе.

ГКУ НСО «УКСис» в возражениях на жалобу ООО «Савир» сообщило следующее.

Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки устанавливает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчик наделен правом самостоятельно устанавливать в описании объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики, с учетом своих потребностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Заказчик обязан использовать описание из КТРУ при закупке товара.

В соответствии с п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных в п. 5 Правил.

Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

По закупке №0851200000622005245 были выбраны коды позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000009, 20.20.14.000-00000002 на средства дезинфицирующие, предусматривающие разные формы выпуска: жидкость, таблетка, гель соответственно. При этом, заказчиком в описании объекта закупки были обоснованы дополнительные характеристики товара.

Описание объекта закупки сформировано заказчиком в соответствии с Правилами использования КТРУ и Законом о контрактной системе.

ГБУЗ НСО «ДГКБ №6» в возражениях на жалобу ООО «Савир» сообщило следующее.

В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утвержден порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования каталога.

Согласно п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Каждая позиция лота содержит обоснование включения дополнительных характеристик. 

Под требования описания объекта закупки по всем позициям подходит продукция как минимум двух производителей.

Установленные требования к техническим параметрам не ассоциируются с одним производителем товаров данной группы, не ограничивают круг потенциальных участников.

Изучив представленные материалы по жалобе ООО «Савир», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Как установлено из п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информации (при наличии), предусмотренной правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом, в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с указанными Правилами.

В соответствии с подпунктами «а» и б пункта 2 Правил использования КТРУ, каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах в извещении об осуществлении закупки, описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных подпунктами «а» и б пункта 5 указанных Правил.

Как следует из пункта 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указана информация об объекте закупки. Объект закупки, в свою очередь, содержит информацию о наименовании закупаемого товара: «средство дезинфицирующее» с указанием кодов позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 (6 позиций товара), 20.20.14.000-00000009 (1 позиция), 20.20.14.000-00000002 (2 позиция). Всего 9 позиций товара.

Заказчиком к извещению приложено описание объекта закупки. При проверке условий описания объекта закупки установлено наличие обоснования включения дополнительной информации.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к единому мнению, что извещение об осуществлении закупки содержит информацию о коде позиций КТРУ в соответствии с Правилами использования КТРУ, а описание объекта закупки содержит обоснование включения дополнительной информации в соответствии с вышеуказанными Правилами.

При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что в жалобе заявителя достоверно не приведены обстоятельства и факты, указывающие о не раскрытии заказчиком в описании объекта закупки потребности в установлении дополнительных характеристик к закупаемому товару.

На основании изложенного, довод подателя жалобы о нарушении заказчиком Правил использования КТРУ, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе не нашел подтверждения.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Савир» (ИНН 7452151128) на положения извещения о проведении электронного аукциона (извещение № 0851200000622005245) на поставку дезинфицирующих средств, необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны