Решение №054/01/18.1-1521/2022 жалоба ООО «Селектел» на действия ФГАОУ ВО «НГУ» от 16 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-1521/2022

 

16 сентября 2022 года                                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответсвенностью «Селектел» (далее – ООО «Селектел») (вх. № 13712-ЭП/22 от 07.09.2022 г.) на действия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (далее – ФГАОУ ВО «НГУ») при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по предоставлению вычислительных ядер высокопроизводительного кластера для проведения облачных вычислительных расчётов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211642534 от 24.08.2022 г., Процедура 32211642534 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1),

в присутствии …

 

УСТАНОВИЛА:

                  

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Селектел» (вх. № 13712-ЭП/22 от 07.09.2022 г.) на действия ФГАОУ ВО «НГУ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по предоставлению вычислительных ядер высокопроизводительного кластера для проведения облачных вычислительных расчётов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211642534 от 24.08.2022 г., Процедура 32211642534 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1).

Заявитель сообщает следующее.

1. О несоблюдении требования допуска аналогов (эквивалентов) при указании товарных знаков.

В соответствии с Приложением № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме (Раздел 3. Задание) в пункте 1 приведены конкретные товарные знаки, а именно:

• процессор Intel Xeon Gold 6140;

однопортовый адаптер Infiniband Mellanox Technologies MT27800 ConnectX-5;

Двухпортовая сетевая плата Ethernet - Intel Corporation Ethernet Controller X710 for 10GbE SFP+.

При этом указанный процессор Intel Xeon Gold 6140 согласно официальному сайту производителя https://ark.intel.com/content/www/ru/ru/ark/products/120485/intel-xeon-gold-6140-processor-24-75m-cache-2-30-ghz.html является устаревшей линейкой процессоров (от 2017 года выпуска, состояние - «Discontinued») снятой в настоящее время с производства.

Однопортовый адаптер и сетевая карта являются элементами, обеспечивающими сетевую связность оборудования, технологическая реализация которой зависит только от существующей инфраструктуры Исполнителя, полностью обслуживается Исполнителем по данному контракту, имеет аналоги (эквиваленты) в части составных элементов и может быть выражена в однозначных функциональных характеристиках (потребительских свойствах), к примеру, в виде скорости передачи данных, требуемой Заказчику.

Таким образом, указание Заказчика на конкретный товарный знак не являются обоснованными для выполнения целей контракта, являются излишними, способствуют необоснованным ограничениям конкуренции по отношению к участникам закупки по следующим причинам: указание на конкретный товарный знак не выполняет требований статьи 3 части 6.1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», процессор Intel Xeon Gold 6140 в настоящий момент снят с производства и невозможен к покупке участниками закупок, которые не имеют указанного оборудования, технические характеристики процессора Intel Xeon Gold 6140 позволяют прописать их, не указывая на товарный знак, технические характеристики процессора Intel Xeon Gold 6140 не являются индивидуальными, существует оборудование, имеющее такие же или лучшие технические характеристики.

Заявитель обращает внимание на то, что при запросе разъяснений о необходимости указания товарного знака в документации об аукционе, в опубликованных от 31.08.2022 г. разъяснениях положений документации, Заказчик указывает на необходимость применения только указанных товарных знаков и ссылается на некие «разрабатываемые алгоритмы», которые должны быть оптимизированы для работы именно с приведёнными товарными знаками, в то же время допуская применение аналогов (эквивалента) по графическим картам типа Nvidia Tesla V100. В опубликованной документации отсутствует информация о прикладной задаче на разработку каких-либо алгоритмов, а к закупке предполагаются только услуги предоставления вычислительного кластера для облачных вычислений, которые при обычном использовании не требуют разработки каких-либо алгоритмов.

Таким образом, Заказчик, в нарушение статей 2,3 части 6.1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при описании предмета закупки:

• взамен указания функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик, привел указание на конкретные товарные знаки;

• указание на товарные знаки не сопроводил словами «(или эквивалент)», чем ограничил количество потенциальных участников процедуры закупки.

2. Об отсутствии параметров эквивалентности.

В соответствии с пунктом 6 Приложения № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме (Раздел 3. Задание) допускается частичное применение Исполнителем аналогов (эквивалента) при оказании услуг, а именно предложение аналога по графическим картам типа Nvidia Tesla V100.

В то же время Заказчиком в документации не указаны параметры эквивалентности, по которым будут оцениваться предложения потенциальных Исполнителей.

Таким образом, настоящая документация не позволяет однозначно определить потенциальному Исполнителю предлагаемое для оказания услуг техническое решение и как следствие сформировать свое ценовое предложение для участия в процедуре закупки, что существенно ограничивает количество потенциальных участников процедуры закупки.

Также возможность предложения аналога по графическим картам типа Nvidia Tesla V100, при отсутствии параметров эквивалентности, являются неизмеряемыми требованиями к участникам закупки, т.к. не позволяют участникам закупки сформировать своё предложения, точно подтверждающее соответствие требованиям.

3. О неопределенности объема услуг.

В соответствии с пунктами 4 и 6 Приложения № 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме (Раздел 3. Задание) Исполнитель обязан обеспечить техническую возможность расширения главной ноды кластера с 256 GB оперативной памяти до 1 Tb по запросу Заказчика, а также обязан предусмотреть возможность расширения кластера дополнительными нодами до суммарных объемов в 1400 вычислительных ядер, то есть именно техническую возможность, а не предоставление услуг по расширению или модернизации технических ресурсов кластера до предельных объемов. Текст документации об открытом аукционе не даёт четкие формулировки для понимания необходимости потенциальному Исполнителю иметь только техническую возможность для расширения, или необходимо в рамках ценового предложения по требованию Заказчика осуществить техническое расширения во время оказания услуг по контракту.

Для уточнения указанных выше формулировок Заказчику был отправлен запрос на разъяснения в следующей формулировке: «Обязан ли Исполнитель, в случае поступления соответствующих запросов Заказчика, увеличить ресурсы, оставаясь в рамках цены и взаимоотношения сторон по Государственному контракту, заключаемому по факту проведения данного электронного аукциона?».

В опубликованных от 31.08.2022 г. разъяснениях положений документации Заказчик сообщает, что «Исполнитель должен иметь возможность провести соответствующую модернизацию, цена договора при этом изменяться не будет». Данный ответ не может быть расценен как четкий точный ответ, позволяющий уточнить и конкретизировать требования, указанные в документации об аукционе.

Таким образом Заказчик в документации не определил четкий объем услуг, что не позволяет потенциальному Исполнителю оценить собственные затраты на реализацию технического задания и, как следствие, сформировать свое ценовое предложение для участия в процедуре закупки.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены часть 1 статьи 3 и часть 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», указывающие, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки; в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент».

Заявитель просит признать в действиях Заказчика нарушение требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений - обязать заказчика привести документацию в соответствие с положением законодательства Российской Федерации, в том числе о внесении изменений в документацию в части: сопровождения всех указанных товарных знаков словами «или эквивалент»; указания функциональных характеристик и размеров эквивалентности; указания четких объемов услуг.

ФГАОУ ВО «НГУ» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными по следующим причинам.

1. В рамках данной закупки Заказчиком оборудование не приобретается. В рамках выполнения п. 3.2.4 Этапа 2 Заказа № НТЦ-00063-22Р от 07 апреля 2022 г. к Договору № НТЦ-21/29000/00921/Р (файл «Заказ-рам НТЦ-00063-22Р_07.04.21-30.12.22_Прил1_ТЗ___ Раздел4_вычислительные_мощности.pdf») ФГАОУ ВО «НГУ» должен оптимизировать ранее созданные алгоритмы для кластера, имеющегося у заказчика – ООО «Газпромнефть-НТЦ». На листе 5 приведены характеристики оборудования, под которое должны быть оптимизированы данные алгоритмы. Данные характеристики полностью совпадают с характеристиками, приведенными в техническом задании аукциона. Если провести оптимизацию алгоритмов на другом оборудовании (например, на более мощном оборудовании, имеющемся на балансе ФГАОУ ВО «НГУ»), то они могут плохо работать на кластере Заказчика. Учитывая все вышесказанное, а также пп. г п. 3 ч. 6.1. ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Заказчик считает правомерным указание характеристик вычислительного кластера ровно таких, какие необходимы для выполнения договора.

2. В отсутствие параметров эквивалентности Заказчика устроила бы любая графическая карта в составе заявки (в заказе, в рамках которого заключается данный договор, минимальные характеристики карты отсутствуют). В допущенных к аукциону заявках участников есть не только Nvidia Tesla V100, но и Nvidia Tesla A100.

3. Поскольку трудозатраты по оптимизации алгоритмов (так же как количество и длительность их отладки) являются сложно прогнозируемыми, то невозможно предсказать, сколько именно часов она потребует (как это указано в ответе на запрос разъяснений).

Исходя из вышеизложенного, ФГАОУ ВО «НГУ» просит признать жалобу ООО «Селектел» необоснованной.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

24 августа 2022 года на официальном интернет сайте http://zakupki.gov.ru организатором торгов – ФГАОУ ВО «НГУ» было опубликовано извещение и закупочная документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по предоставлению вычислительных ядер высокопроизводительного кластера для проведения облачных вычислительных расчётов в составе 1 лота (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 32211642534). Начальная (максимальная) цена Договора 3 825 984 (три миллиона сто восемьсот двадцать пять тысяч девятьсот восемьдесят четыре) рублей 00 копеек.

Дата начала срока подачи заявок 24 августа 2022 в 00:00 (МСК+4). Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 09 сентября 2022 в 04:30 (МСК+4). Дата проведения открытого аукциона в электронной форме 12 сентября 2022 г. в 13:00 (МСК+4). Дата подведения итогов 12 сентября 2022 (МСК+4).

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок АЭ20-223/2022 на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по предоставлению вычислительных ядер высокопроизводительного кластера для проведения облачных вычислительных расчётов для нужд ФГАОУ ВО «НГУ» от 09.09.2022, до окончания указанного в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 09 сентября 2022 года 04 часов 30 минут (местного времени) было подано 2 (Две) заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме: Заявка № 1 от 07.09.2022 и Заявка № 2 от 08.09.2022. Комиссия рассмотрела заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке, и приняла решение признать обе заявки соответствующим требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в документации об открытом аукционе в электронной форме и допустить к участию в закупке.

Относительно довода Заявителя о том, что взамен указания функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик, Заказчик привел указание на конкретные товарные знаки и не сопроводил указание на товарные знаки словами «(или эквивалент)», чем ограничил количество потенциальных участников процедуры закупки, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в рамках данной закупки Заказчик не приобретает оборудование.

Согласно п.п. г п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона……в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением, в том числе, случаев осуществления закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В данном случае закупка проводилась в рамках выполнения п. 3.2.4 Этапа 2 Заказа № НТЦ-00063-22Р от 07 апреля 2022 г. к Договору № НТЦ-21/29000/00921/Р, в рамках которой ФГАОУ ВО «НГУ» должен оптимизировать ранее созданные алгоритмы для кластера, имеющегося у заказчика – ООО «Газпромнефть-НТЦ». Характеристики оборудования, под которое должны быть оптимизированы данные алгоритмы, полностью совпадают с характеристиками, приведенными в техническом задании аукциона. Исходя из этого, Заказчик указал именно те характеристики вычислительного кластера, которые необходимы для выполнения договора.

Таким образом, возможность указания конкретных товарных знаков в описании объекта закупки без сопровождения словами «(или эквивалент)» прямо предусмотрена ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем действия ФГАОУ ВО «НГУ» в данной части соответствуют требованиям законодательства.

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком в документации не указаны параметры эквивалентности, по которым будут оцениваться предложения потенциальных Исполнителей, что не позволяет однозначно определить потенциальному Исполнителю предлагаемое для оказания услуг техническое решение и как следствие сформировать свое ценовое предложение для участия в процедуре закупки, что существенно ограничивает количество потенциальных участников процедуры закупки, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в рамках данной закупки отсутствуют минимальные характеристики графической карты, исходя из чего, любая графическая карта соответствует требованиям описания объекта закупки, что подтверждается наличием в предложениях других участников закупки не только графической карты Nvidia Tesla V100, но и графической карты Nvidia Tesla A100.

В свою очередь, запросов на разъяснения параметров эквивалентности от участников в адрес заказчика не поступало, что свидетельствует о том, что им были понятны соответствующие параметры.

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик в документации не определил четкий объем услуг, что не позволяет потенциальному Исполнителю оценить собственные затраты на реализацию технического задания и, как следствие, сформировать свое ценовое предложение для участия в процедуре закупки, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что трудозатраты на реализацию технического задания по оптимизации алгоритмов (так же как количество и длительность их отладки) невозможно точно спрогнозировать. Исходя из этого, исполнитель должен иметь возможность провести соответствующую модернизацию в случае поступления соответствующих запросов Заказчика, оставаясь при этом в рамках цены и взаимоотношениях сторон по договору, заключенному по итогам проведения аукциона, даже не смотря на увеличение объемов используемых ресурсов.

Таким образом, в действиях ФГАОУ ВО «НГУ» не установлено нарушений порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Селектел» (вх. № 13712-ЭП/22 от 07.09.2022 г.) на действия ФГАОУ ВО «НГУ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по предоставлению вычислительных ядер высокопроизводительного кластера для проведения облачных вычислительных расчётов (извещение на сайте https://zakupki.gov.ru/ 32211642534 от 24.08.2022 г., Процедура 32211642534 на сайте http://www.rts-tender.ru, Лот № 1) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны