Решение №054/06/31-584/2019 по жалобе ООО «МЦЭН» на действия заказчика – ФГКУ Комбинат «... от 3 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-584/2019

03 апреля 2019 года                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Новосельцева А.В.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от заказчика – ФГКУ Комбинат «МАРС» Росрезерва: <…> (по доверенности);

в отсутствие представителей:

от подателя жалобы – ООО «Межрегиональный центр Энергоэффективности и нормирования»: не явились (уведомлено надлежащим образом);

рассмотрев жалобу ООО «МЦЭН» на действия заказчика – ФГКУ Комбинат «МАРС» Росрезерва при проведении электронного аукциона № 0351100000619000020 на оказание услуг в области технических испытаний, исследований, анализа и сертификации, начальная (максимальная) цена контракта 168 023 руб. 20 коп.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «МЦЭН» с жалобой на действия заказчика – ФГКУ Комбинат «МАРС» Росрезерва при проведении электронного аукциона № 0351100000619000020 на оказание услуг в области технических испытаний, исследований, анализа и сертификации.

Суть жалобы ООО «МЦЭН» заключается в следующем.

1. Согласно пп.1 п.13 документации об электронном аукционе установлено следующее требование к участникам электронного аукциона: наличие лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (основание: п.4.2.12 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Федерального агентства по государственным резервам, утвержденного приказом Росрезерва от 29.12.2018).

Вместе с тем, п.3.1.2 проекта контракта предусмотрено дополнительное требование к участнику: в течение двух рабочих дней со дня заключения контракта представить государственному заказчику копию аттестата аккредитации испытательного центра (лаборатории) с приложением области аккредитации, соответствующей предмету закупки, что не предусмотрено п.13 аукционной документации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки. В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

Таким образом, заказчиком нарушен пп.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе, а именно, не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона.

2. По мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно в документации об электронном аукционе установил требование к наличию лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

ООО «МЦЭН» считает, что данное требование является избыточным и необоснованным, а также ограничивает конкуренцию, что является нарушением ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе на основании следующего.

2.1. При оказании услуг не требуются, не используются и не формируются сведения, составляющие государственную тайну.

Заказчиком в открытом доступе указано, что ему требуется оказание услуг по проведению испытаний проб нефтепродукта на соответствие ГОСТ Р 52368-2005 из резервуаров № 34, № 45.

Следовательно, утверждение, что наименование вида продукции в акте отбора проб носит гриф секретности имеет спорный характер, так как ГОСТ Р 52368-2005 является общедоступным документом и содержит сведения и информацию общего пользования, в том числе, наименование продукции.

2.2. Согласно разъяснениям заказчика установление в аукционной документации требования о наличии у участника закупки копии лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации, обусловлено тем, что в процессе оказания услуг участнику будет передан акт отбора проб, содержащий информацию о факте отбора проб. В соответствии с Перечнем Росрезерва, утвержденным приказом Росрезерва от 29.12.2018 года и вступившим в силу 10.01.2019 года, в акте отбора проб в графе наименование будут содержаться сведения, подпадающие под п.4.2.12 Перечня и, соответственно, акт отбора проб будет носить гриф секретности.

Данная ссылка заказчика не является корректной, так как самим заказчиком в закупочной документации указаны все возможные сведения (наименования) для оказания услуг по испытанию нефтепродукта.

В аукционной документации, техническом задании и проекте контракта отсутствуют указания на то, каким образом исполнитель по контракту будет взаимодействовать со сведениями, составляющими государственную тайну, что является нарушением требований ст.31, ст.63 Закона о контрактной системе.

2.3. В аукционной документации отсутствует форма акта отбора проб, что является нарушением требований ст.33 Закона о контрактной системе.

2.4. Аналогичная закупка, проведенная заказчиком в 2018 году (№ 0351100000618000024), не содержала требования к участнику о наличии у участника закупки лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

2.5. Согласно разъяснениям заказчика сведения, содержащие государственную тайну, будут представляться заказчиком на этапе передачи проб исполнителю, что является нарушением требований ст.42 Закона о контрактной системе.

2.6. Ссылка заказчика на оформление акта отбора проб как на документ, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, противоречит требованиям пп.2 п.2 ст.84 Закона о контрактной системе, который предусматривает, что закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, должна быть закрытой.

ФГКУ Комбинат «МАРС» Росрезерва в возражениях на жалобу ООО «МЦЭН» сообщило следующее.

Заказчиком правомерно установлено в извещении и документации об электронном аукционе требование к участникам о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и исчерпывающий перечень документов: действующая лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Указом Президента РФ от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, который содержит указание на то, какие сведения относятся к гостайне, а также какие государственные органы и организации наделены полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне той или иной области применения.

В соответствии с п.36 Перечня сведения о номенклатуре, нормах накопления, поставке, закладке, фактических запасах, размещении, дислокации относятся к сведениям, содержащим государственную тайну. Полномочиями по распоряжению сведениями, содержащимися в п.36 перечня, наделён, в том числе, Росрезерв. Приказом от 29.12.2018 был утвержден Перечень Росрезерва, в соответствии с п.4.2.12 которого сведения, содержащиеся в акте отбора проб, будут носить гриф секретности. В связи с прямым нормативным указанием требования к участникам в части наличия лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установленные заказчиком в аукционной документации, законны.

В аукционной документации о закупке заказчиком не устанавливались дополнительные требования к участникам, так как их установление не предусмотрено частями 2 и 2.1. ст.31 Закона о контрактной системе.

В п.3.1.2 проекта контракта речь идет не о дополнительном требовании к участникам, а о порядке исполнения контракта. Исполнитель по контракту вправе самостоятельно провести испытания проб по всем показателям, указанным в техническом задании, при наличии технической возможности, и, соответственно, области своей аккредитации, указанной в аттестате аккредитации.

Информация, касающаяся формы акта отбора проб, не требуется участникам закупки, так как отбор проб производит заказчик, оформляет акт заказчик и передает исполнителю по акту приема-передачи отобранные пробы вместе с указанным актом отбора проб. Информации для участника, влияющей на цену или иные показатели, формирующие волю участников для участия в закупке, данный акт не несёт. Кроме того, вся информация, необходимая участнику для проведения испытания проб нефтепродуктов, определена в техническом задании.

Ссылка подателя жалобы на аналогичные закупки, проведенные заказчиком в 2018 году (извещение №0351100000618000024), не состоятельна, так как приказ Росрезерва, на основании которого было установлено данное требование, вступил в силу 29.12.2018, вместе с тем, указанная закупка была проведена в начале 2018 года.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Изучив аукционную документацию, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что п.16 документации об электронном аукционе содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, первый довод жалобы не нашел подтверждения, так как указанный перечень содержится в п.16, кроме того, п.3.1.2 проекта контракта, на который сослался податель жалобы, предусмотрен порядок исполнения контракта, а не дополнительное требование к участникам закупки.

2. Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, который содержит указания на то, какие сведения относятся к государственной тайне, а также какие государственные органы и организации наделены полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне той или иной области применения.

В соответствии с п.36 Перечня сведения о номенклатуре, нормах накопления, поставке, закладке, фактических запасах (размерах), размещении, дислокации, об освежении, о выпуске или об использовании материальных ценностей государственного материального резерва относятся к сведениям, содержащим государственную тайну. Полномочиями по распоряжению сведениями, содержащимися в п.36 Перечня, наделены: МЧС России, Минобороны России, Минпромторг России, Минкомсвязь России, Минфин России, Минэнерго России, Росрезерв, Госкорпорация «Росатом», Аппарат Правительства Российской Федерации.

Приказом Росрезерва от 29.12.2018 был утвержден Перечень Росрезерва, в соответствии с п.4.2.12 которого сведения, содержащиеся в акте отбора проб, будут носить гриф секретности.

В соответствии с п.2 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 333 от 15.04.1995 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности услуг, связанных с предметом данного контракта, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Таким образом, в связи с приведенным прямым нормативным указанием Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требование, установленное в аукционной документации, о наличии лицензии, выданной ФСБ России, на оказание услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также о представлении такой лицензии (копии) участниками в составе заявки, являются правомерными и необходимыми для данного вида услуг. Следовательно, доводы, приведенные в п.2 жалобы, не состоятельны.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «МЦЭН» на действия заказчика – ФГКУ Комбинат «МАРС» Росрезерва при проведении электронного аукциона № 0351100000619000020 на оказание услуг в области технических испытаний, исследований, анализа и сертификации необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны