Постановление №054/04/14.3-344/2020 в отношении физического лица от 13 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 054/04/14.3-344/2020

о назначении административного наказания

«13» апреля 2020 г.                                                                                            г. Новосибирск

И.о. заместителя руководителя управления – начальника отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <….>, рассмотрев протокол № 054/04/14.3-344/2020 от «27» февраля 2020 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении <....> (<….>) по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

в отсутствие: <....> (не явился), надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела письмом исх. № 06-3301 от 13.03.2020,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 2918э от 23.04.2019г.) о нарушении Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения в автобусе по маршруту № 14 (гос.номер <...> рекламы о предоставлении кредита, следующего содержания: «Нужен кредит!? С нами легко! Ставка от 16,9 до 18,9%  т. 255-48-08 Консультация бесплатно. Акция», с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Как указывается в заявлении, в рассматриваемой рекламе объектом рекламирования являются финансовые услуги. Лицо, оказывающее финансовую услугу, не указано. Также указана только процентная ставка при выдаче кредита, а остальные условия не указаны.

Рассмотрев представленные материалы, Новосибирское УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар, согласно п.3 ст.3 Закона «О рекламе», - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы.

Кредит - денежные средства, предоставленные банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору заемщику на условиях возвратности и, как правило, платности (в виде процентов за пользование).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Таким образом, предоставление кредита относится к категории финансовых услуг.

Таким образом, объектом рекламирования является финансовая услуга - кредит.

В соответствии с ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о лице, осуществляющем предоставление рекламируемого кредита, что является нарушением ч.1 ст. 28 Закона «О рекламе».

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Рассматриваемая реклама содержит условия процентной ставки по кредиту («…от 16,9 до 18,9%»), однако иные условия, влияющие на полную стоимость кредита, в рассматриваемой рекламе отсутствуют. Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе».

В соответствии со ст. 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель. Ответственность за нарушение ч. 3 ст. 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно ст.3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с информацией, представленной заявителем, осуществлением пассажирских перевозок автобусом по маршруту № 14 (гос.номер <...> занимается ООО «Регион-Автоцентр» (ИНН 5410137223).

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России ООО «Регион-Автоцентр» представило пояснения (вх. № 5212 от 31.05.19), согласно которым Обществом не заключались договоры на размещение в салонах автобусов рекламных носителей с какой либо рекламной компанией. Размещение рассматриваемого рекламного объявления Общество объясняет действием посторонних лиц.

В соответствии с информацией, представленной ПАО «Вымпелком» (вх. № 5208 от 31.05.19), владельцем номера телефона  +7-962-835-48-08 (в коде АВС: (383) 255-48-08) является физическое лицо – Маркер Роман Викторович <…>.

Поскольку лицо – владелец номера телефона, указанного в рекламе, заинтересовано в распространении рекламы, а также учитывая, что иных контактных данных в рассматриваемой рекламе не указано, следовательно, связь с лицом, оказывающим рекламируемые услуги, может быть осуществлена только посредством указанного номера телефона. Следовательно, в настоящее время есть основания считать <....> рекламодателем рассматриваемой рекламы, как владельца указанного номера телефона.

На рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России 24.07.2019г. представителем ООО «Регион-Автоцентр» озвучена и представлена в письменном виде позиция, согласно которой Общество не заключало договоров на размещение рекламы внутри салона автобуса. При этом, Общество отмечает, что часть автопарка принадлежит иным лицам на праве собственности, и используется ООО «Регион-Автоцентр» на основании договоров аренды. Так обществом представлен договор аренды автотранспортного средства № 119 от 31.08.2018г., заключенный с ....., согласно которому рассматриваемый автобус (марки НЕФАЗ – ....) передается Арендатору (ООО «Регион-Автоцентр») во временное владение и пользование в целях использования в системе коммерческих пассажирских перевозок.

Также ООО «Регион-Автоцентр» представлен договор на размещение рекламы, заключенный между <….> и <....> от 21.03.2019г. В соответствии с данным договором, Автовладелец (<....>) за вознаграждение предоставляет Рекламодателю (<....>) право размещать рекламную продукцию в салоне транспортного средства (марки НЕФАЗ – ....4), принадлежащего ему на праве собственности.

Кроме того представителем ООО «Регион-Автоцентр» озвучена позиция, согласно которой рассматриваемая реклама не была своевременно убрана сотрудниками ООО «Регион-Автоцентр», поскольку проверка салонов автобусов проводится один раз в квартал.

Исходя из изложенного, ООО «Регион-Автоцентр» считает, что Общество не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы. Следовательно, в действиях ООО «Регион-Автоцентр» нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.

Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает позицию ООО «Регион-Автоцентр» на основании следующего.

В соответствии со ст.3 Закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, Закон «О рекламе» не устанавливает обязательное наличие договорных отношений между рекламодателем и рекламораспространителем на распространение рекламы.

Рассматриваемая реклама размещалась в салоне автобуса по маршруту № 14 (гос.номер <...> Деятельность на данном маршруте по осуществлению пассажирских перевозок осуществляет ООО «Регион-Автоцентр».

Довод ООО «Регион-Автоцентр» о том, что Общество не знало о размещении рассматриваемой рекламы, поскольку состояние салонов автобусов проверяется ежеквартально, также не принимается Комиссией, поскольку в соответствии с п 2.1 договора аренды автотранспортного средства № 119 от 31.08.2018г., заключенного с ...., Арендатор (ООО «Регион-Автоцентр») в течение всего срока действия договора аренды, обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства. Следовательно, ООО «Регион-Автоцентр» имело постоянный доступ к данному автотранспортному средству, возможность обнаружения факта размещения в салоне автобуса рекламной информации, с последующим реагированием. Таким образом, Общество не предприняло всех зависящих от него мер для недопущения нарушения законодательства о рекламе. Исходя из изложенного, именно действия ООО «Регион-Автоцентр» привели к распространению рассматриваемой рекламы.

Следовательно ООО «Регион-Автоцентр» является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы. <....> является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Решением по делу № 054/05/28-1204/2019 от 02.08.2019г. <….> признан нарушившим ч. 1,3 ст. 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения административного правонарушения –  23.04.2019г.

Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

Нарушение ч.1,3 ст.28 Закона «О рекламе» <….>, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тыс. рублей.

Срок давности привлечения <....> к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Рассмотрев материалы дела, учитывая характер правонарушения, финансовое  положение лица, отсутствие смягчающих, отягчающих обстоятельств, установленных ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, руководствуясь статьями 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать <....> (<….>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Применить к <….> меру административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40101810900000010001 в Сибирском ГУ банка России, г. Новосибирск, БИК 045004001, ОКАТО 50401000000, ОКТМО 50701000, получатель: УФК РФ по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК 16111601141010003140, УИН: 16100500000000494307; назначение платежа: административный штраф за нарушение законодательства о рекламе.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, в соответствии со ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны