Решение №054/01/18.1-963/2024 Жалоба ООО «СПС» на действия заказчика ОАО «РЖД» от 17 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-963/2024

17 апреля 2024 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

«…»;

рассмотрев посредством ВКС жалобу Общество с ограниченной ответственностью «СПС» (далее – ООО «СПС») (вх. № 6439-ЭП/24 от 08.04.2024 г.) на действия заказчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») при проведении торгов в форме открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 725/ОАЭ-ТЭ/24 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение линии 10 кВ ст. Юрга - рзд. 14 км» Западно-Сибирской железной дороги (код объекта: 001.2018.10010693),

в присутствии представителей ОАО «РЖД» - «…», ООО «СПС» «…».

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «СПС» (вх. № 6439-ЭП/24 от 08.04.2024 г.) на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении торгов в форме открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 725/ОАЭ-ТЭ/24 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение линии 10 кВ ст. Юрга - рзд. 14 км» Западно-Сибирской железной дороги (код объекта: 001.2018.10010693).

Заявитель сообщает следующее.

Заказчиком ОАО «РЖД» 26.03.2024 г. на сайте www.rzd.ru (Раздел «Тендеры»), а также на сайте www.rts-tender.ru (далее — ЭТЗП) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №725/ОАЭ-ТЭ/24 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение линии 10 кВ ст. Юрга - рзд. 14 км» Западно-Сибирской железной дороги (код объекта: 001.2018.10010693).

В соответствии с п. 9 Извещения начальная (максимальная) цена договора составляет 17 804 402,36 (Семнадцать миллионов восемьсот четыре тысячи четыреста два) руб. 36 коп. c учетом НДС. Дата окончания срока подачи заявок - «09» апреля 2024 г. в 06:00 ч. московского времени.

В составе опубликованной Заказчиком аукционной документации имеется Перечень поставляемого оборудования и его технические и функциональные характеристики (Приложение № 1.1.14 к аукционной документации, в котором указаны КОНКРЕТНЫЕ маркировки, так, например, ВВ/TEL-10 для Комплекта для замены выключателя BB/TEL-10 (Позиция 9 Перечня), производителем которого является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ООО «Таврида Электрик».

Податель жалобы считает, что Заказчиком неправомерно указана маркировка вышеуказанного оборудования, так как данная аббревиатура обозначает конкретного производителя и трактуется как привязывание к производителю на этапе торгов и выдвигание незаконных требований о закупке оборудования у конкретного производителя.

В соответствии с п. 6.1. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон о закупках).

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Позиция ООО «СПС» подкреплена ранее вынесенными решениями ФАС России по аналогичным доводам: №223ФЗ-148/22 от 01.04.2022, №223ФЗ-157/22 от 20.04.2022.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», податель жалобы просит:

1. Признать обоснованной жалобу ООО «СПС» (ИНН: 1901128350, ОГРН: 1151901005695) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) на стадии подачи заявок при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 725/ОАЭ-ТЭ/24 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение линии 10 кВ ст. Юрга - рзд. 14 км» Западно-Сибирской железной дороги (код объекта: 001.2018.10010693)

2. Выдать ОАО «РЖД» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, а именно:

- неправомерное указание маркировок/аббревиатур оборудования в опросных листах. Податель жалобы считает, что Заказчик должен внести изменения в конкурсную документацию и не указывать маркировки оборудования, принадлежащие конкретным производителям

- несоответствия маркировок, указанных в перечне поставляемого оборудования и опросных листов и технических характеристик оборудования.

ОАО «РЖД»  представило следующие возражения на жалобу.

ОАО «РЖД» несогласно с доводами жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В пункте 32 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.11.2021 указано, что «Законом № 223-Ф3 заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков с необходимыми показателями цены, качества и надежности. При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции».

Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Кроме того, действующее законодательство не ограничивает возможность включения в состав закупки или лота разноименной (разнородной) продукции, в том числе относящейся к разным классам (группам) по применяемым классификаторам.

Указание в документации маркировки оборудования и его производителей (наиболее предпочтительных для Заказчика) не лишает Участника права указать иные наименования, марки, модели, или оборудование иных производителей относительно указанных в аукционной документации при условии, что произведенные замены равноценны (эквиваленты) или превосходят по функционально-техническим характеристикам данное оборудование.

Заявитель ссылается на указание маркировки ВВ/TEL-10 для Комплекта для замены выключателя BB/TEL-10 (Позиция 9 Перечня), производителем которого является ООО «Таврида Электрик».

Вопреки доводам Заявителя, форма технического предложения участника предусматривает возможность указать иные наименования, марки, модели, или оборудование иных производителей относительно указанных в аукционной документации - в случае если оборудование является эквивалентным указать слово «эквивалент».

Также согласно техническому заданию (приложение 1.1 к аукционной документации) пункту 2. «Требования к товарам, работам» раздела «Сведения о возможности предоставить эквивалентные товары. Параметры эквивалентности» участник может предложить иное оборудование (эквивалент).

В случае замены на эквивалент предоставляются:

подробные сведения об эквивалентном оборудовании (замена должна происходить путем добавления в исходный товарно-номенклатурный перечень новой товарно-номенклатурной позиции со ссылкой на номер заменяющей позиции);

при наличии нескольких альтернативных предложений по замене, удовлетворяющих требованиям заказчика, все из них перечисляются в техническом предложении участника (Приложение № 1.3 к аукционной документации «Форма технического предложения участника») с указанием отличий.

Участник в техническом предложении (по форме приложения № 1.3 к аукционной документации) должен указать точные (конкретные) характеристики предлагаемого к поставке оборудования.

Все необходимые функционально-технические характеристики для определения эквивалентного оборудования определены в Приложениях № 1.1.12­1.1.15 к аукционной документации.

Произведенные замены должны быть эквивалентны по функционально-­техническим характеристикам оборудования, указанным в артикулах, типах, марках и кодах по всем параметрам. Заявителем не приведены характеристики, вызвавшие у него затруднения при заполнении заявки, а также не представлено доказательств невозможности получения каких-либо характеристик из открытых источников.

Необходимость в закупке товара с приведенными в аукционной документации характеристиками обоснована соблюдением требований проектной документации, а также требованиями Заказчика по функциональным и эксплуатационным качествам оборудования.

Устанавливая требование об указании маркировки и наименования производителя предлагаемого к поставке оборудования, Заказчик исходил из следующих обстоятельств.

Во-первых, требования к закупаемому оборудованию/работам/услугам устанавливаются с учетом специфики деятельности Заказчика, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о железнодорожном транспорте функционирование железнодорожного транспорта должно осуществляться исходя из принципов устойчивости, безопасности и качества оказываемых услуг.

Во-вторых, оспариваемое требование установлено Заказчиком с целью соблюдения условий проектной документации объектов строительства, для ремонта и ввода в эксплуатацию которых планируется поставка оборудования по итогам аукциона.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-­технические решения для обеспечения капитального ремонта (ч. 2 ст. 48, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Проектная документация должна содержать наименование (адрес) изготовителя или поставщика оборудования (для импортного оборудования - страну, фирму), которое требуется для реализации строительства данного объекта и которое соответствует утвержденным техническим условиям (п. 4.7 ГОСТ 21.110-2013. Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Спецификация оборудования, изделий и материалов, введен в действие приказом Росстандарта от 17.12.2013 № 2310-ст).

Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (в данном случае это Заказчик, выступающий в роли застройщика), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Произведенные замены должны быть эквивалентны по функционально-­техническим характеристикам оборудования, указанным в артикулах, типах, марках и кодах по всем параметрам.

Таким образом, требование Заказчика в извещении об указании наименования производителей в техническом предложении установлено также с целью оценки оборудования на соответствие требованиям утвержденной проектной документации, что предусмотрено нормами Градостроительного кодекса РФ.

В-третьих, наличие требования об указании производителя оборудования позволяет Заказчику провести анализ на предмет его совместимости и оценить риски возникновения отказов при сопряжении с существующим оборудованием.

Отсутствие наименования производителя у представленного к поставке оборудования с формально соответствующими проектной документации характеристиками может привести к ситуации, когда такое оборудование не будет известно специалистам ОАО «РЖД» и на стадии подачи заявки будет невозможно спрогнозировать возможность его сопряжения (совместимости) с уже действующими механизмами и оборудованием.

Кроме того, Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, а также требования к Заказчику документально обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

На основании изложенного, в связи с отсутствием состава нарушений требований действующего законодательства со стороны ОАО «РЖД», прошу признать жалобу ООО «СПС» необоснованной.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

26.03.2024 ОАО «РЖД» на сайте www.rzd.ru (Раздел «Тендеры»), а также на сайте www.rts-tender.ru (далее — ЭТЗП) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №725/ОАЭ-ТЭ/24 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение линии 10 кВ т. Юрга- рзд. 14 км» Западно-Сибирской железной дороги (код объекта: 001.2018.10010693).

Да    Дата подачи заявок 26.03.2024

Да    Дата и время окончания подачи заявок 09.04.2024

Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках,  при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно приложению 1.1.14 к аукционной документации в перечень поставляемого оборудования и его технических и функциональных характеристик, входит ВВ/TEL-10 для Вакуумного выключателя, производителем которого является  ООО «Таврида Электрик». При этом согласно техническому заданию (приложение 1.1 к аукционной документации) пункту 2. «Требования к товарам, работам» раздела «Сведения о возможности предоставить эквивалентные товары. Параметры эквивалентности» участник может предложить иное оборудование (эквивалент). Таким образом, требования п.3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках соблюдены.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «СПС» (далее – ООО «СПС») (вх. № 6439-ЭП/24 от 08.04.2024 г.) на действия заказчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» при проведении торгов в форме открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 725/ОАЭ-ТЭ/24 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования, по объекту «Техническое перевооружение линии 10 кВ ст. Юрга - рзд. 14 км» Западно-Сибирской железной дороги (код объекта: 001.2018.10010693) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

«….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны