Решение №054/06/33-1497/2023 жалоба ООО «Чистая компания» на действия заказчика – Федерал... от 1 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1497/2023

«01» августа 2023 года                                                                                                  г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии …..

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Чистая компания» на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» при проведении электронного аукциона № 0351100005023000005 на оказание комплекса услуг по уборке и гардеробному обслуживанию помещений НГТУ, начальная (максимальная) цена контракта 115 927 496,85 руб.,

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Чистая компания» с жалобой на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» при проведении электронного аукциона № 0351100005023000005 на оказание комплекса услуг по уборке и гардеробному обслуживанию помещений НГТУ.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 18.07.2023 г.;

2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 26.07.2023 г.;

3) на участие в электронном аукционе подано 5 заявок;

4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 28.07.2023 г.;

5) в результате рассмотрения заявок, заявки 5 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;

6) победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером № 12 с предложением о цене контракта в размере 86 945 622,41 руб.

Суть жалобы ООО «Чистая компания» заключается в следующем.

1. Заказчиком в описании объекта закупки не указана высота штор и ламбрекенов. При этом, в ответ на запрос разъяснений положений извещения о проведении закупки заказчиком было указано, что в целях оценки экономической целесообразности участия в закупке и возможности надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных условиями закупки, а также формирования объективного ценового предложения заказчиком предоставлена возможность осмотра участниками закупки объектов, подлежащих обслуживанию. При осмотре объектов исполнитель может оценить все свои предпринимательские риски, исходя из высоты штор и ламбрекенов. По мнению подателя жалобы, информация о высоте штор и ламбрекенов необходима для формирования адекватного ценового предложения в случае необходимости привлечения персонала с подтвержденной квалификацией и допуском, приобретения техники.

2. В п. 3.3 описания объекта закупки в колонке «Перечень работ по поддерживающей уборке помещений учебного корпуса № 1-№ 8, корпуса библиотека, гаража, корпус по ул. Блюхера, 32, корпуса «Техноцентр», спортзалов «Богатырь» и «Горский», столярной мастерской, 8 общежития и пристроек к ним» таблицы № 7 в графе «Раздевалки» установлено, что исполнитель должен осуществлять влажную протирку скамеек, стульев, вешалок. При этом, заказчиком не указано количество скамеек, стульев, вешалок.

3. По мнению подателя жалобы, заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически и функционально не связанные между собой услуги, а именно, услуги по уборке и услуги по гардеробному обслуживанию.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» в возражениях на жалобу ООО «Чистая компания» пояснило следующее.

1. Заказчик считает, что участникам закупки, обладающим опытом оказания услуг по уборке и являющимся добросовестным работодателем, должно быть очевидно, что шторы и ламбрекены расположены либо под потолком, либо под окнами, то есть на достаточной высоте. Таким образом, от исполнителя требуется соблюдение требований по охране труда, в том числе, возможное привлечение специалистов, имеющих допуски к оказанию услуг на высоте.

Кроме того, все шторы и ламбрекены можно снять с помощью специального механизма.

2. Предметы мебели могут перемещаться заказчиком внутри своих объектов, и количество стульев, скамеек, вешалок в течение срока оказания услуг определить невозможно.

3. Заказчик считает, что услуги по уборке и гардеробному обслуживанию дополняют друг друга и относятся к одной сфере обслуживания населения. Оказание комплекса услуг одним исполнителем позволяет добиться централизованного контроля за их оказанием со стороны исполнителя, а функциональная связь указанных услуг может выражаться в наличии возможности оказания услуг по уборке и гардеробному обслуживанию одними и теми же работниками исполнителя, поскольку эти задачи не требуют от персонала исполнителя никаких специальных знаний, навыков и квалификации. Кроме того, включение в закупке таких услуг, связанных с обслуживанием помещений, позволяет исполнителю более эффективно использовать трудовые ресурсы, дает возможность оперативно осуществить замену отсутствующих работников.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «Чистая компания», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

1. В соответствии с п.7 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н (далее – Правила), работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ (далее - наряд-допуск).

При этом, согласно п.8 Правил работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности работника обеспечен допустимый минимальный риск его падения, в том числе, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 6, а также периодически повторяющиеся работы на высоте, указанные в пункте 7, и которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СУОТ можно проводить без оформления наряда-допуска.

Меры безопасности при проведении указанных работ должны быть изложены в технологических картах, инструкциях по охране труда или производственных инструкциях с учетом требований данных Правил.

Согласно п.6 Правил при невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе, путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей:

а) применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах;

б) применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов;

в) использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

Пунктом 3.3 описания объекта закупки установлен перечень работ по основной уборке помещений учебного корпуса № 1-№ 8, корпуса библиотеки, гаража, корпус по ул. Блюхера, 32, корпуса «Техноцентр», спортзалов «Богатырь» и «Горский», столярной мастерской, 8 общежития и пристроек к ним, который содержит, в том числе, влажную уборку моющим пылесосом штор и ламбрекенов на сцене, окнах и т.д. При этом, заказчиком не указана высота штор и ламбрекенов. В ответ на запрос разъяснений положений извещения о проведении закупки заказчиком такая информация также не была представлена.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает необходимым включить в описание объекта закупки сведения о высоте, на которой необходимо проводить влажную уборку штор и ламбрекенов, на этапе подачи заявок на участие в закупке, поскольку данная информация является значимой для потенциального исполнителя при оказании услуг по контракту. Довод жалобы нашел свое подтверждение.

2. Согласно п.3.3 описания объекта закупки в перечень работ по основной уборке помещений НГТУ входит влажная протирка скамеек, стульев, вешалок. При этом, заказчиком не указано количество подлежащих протирке предметов мебели. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России пояснили представитель заказчика, указанные предметы мебели могут перемещаться сотрудниками заказчика в пределах установленных описанием объекта закупки помещений.

Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, определить количество предметов мебели, подлежащих влажной уборке, в конкретном помещении в определенный промежуток времени не представляется возможным. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 данной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Объектом закупки являются услуги по уборке и гардеробному обслуживанию помещений НГТУ.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги по уборке и гардеробному обслуживанию, поскольку данные услуги не имеют функциональной и технологической зависимости друг от друга.

Кроме того, заказчиком не было представлено доказательств, а также правовой позиции, обосновывающих необходимость включения в описание объекта закупки двух не связанных между собой услуг.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что услуги по уборке и услуги по гардеробному обслуживанию не идентичны между собой. Деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по уборке, и лиц, оказывающих гардеробные услуги, реализованы на различных рынках, результаты услуг не тождественны и не сопоставимы.

Таким образом, в данном случае, объединив в состав одного объекта закупки (одного лота) оказание услуг технологически и функционально не взаимосвязанные между собой и объектом закупки, заказчик ограничил количество участников закупки. Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел свое подтверждение.

Согласно ч.4.1 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, является административным правонарушением.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Чистая компания» на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный технический университет» при проведении электронного аукциона № 0351100005023000005 на оказание комплекса услуг по уборке и гардеробному обслуживанию помещений НГТУ частично обоснованной (доводы №1, №3 – обоснованы, довод № 2 – не обоснован).

2. Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны