Решение №054/06/32-579/2019 по жалобе ООО «АКГ «Аудиторские Стандарты» на действия муниц... от 2 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/32-579/2019

«02» апреля 2019 года                                                                                                    г. Новосибирск              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя  Комиссии;

Новосельцева А.В.

-  специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителя подателя жалобы – ООО «АКГ «Аудиторские Стандарты»: […],

в присутствии представителей муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (далее – заказчик, МУП «УЗСПТС»): […],

рассмотрев жалобу ООО «АКГ «Аудиторские Стандарты» на действия муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (извещение № 0551300016819000001), начальная (максимальная) цена контракта 318 333,33 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «АКГ «Аудиторские Стандарты» с жалобой на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (извещение № 0551300016819000001).

Суть жалобы заключается в следующем.

ООО «АКГ «Аудиторские Стандарты» считает, что показатели нестоимостных критериев оценки заявок, установленные заказчиком в документации, не соответствуют Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…» (далее – ФЗ № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе»).

В частности, податель жалобы считает субъективными и ограничивающими конкуренцию по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» такие показатели, как наличие опыта аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий за период с 2013г. по 2017г., наличие штатных аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные Минфином РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», наличие у аудиторской компании копии выписки из реестра МАНИ, которая сообщает о своем соответствии требованиям по ФЗ № 44-ФЗ и ФЗ № 223-ФЗ, согласно выполняемым работам. По мнению подателя жалобы, наличие в штате участника закупки аудиторов, опыт аудиторских проверок МУПов и наличие выписки из реестра МАНИ прямо не указывают на лучшие условия исполнения контракта.

Кроме того, податель жалобы считает непрофессиональным и ограничивающим конкуренцию установление по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» таких показателей, как методика осуществления аудиторской проверки в соответствии с международными стандартами аудита, соответствующая специфике деятельности предприятия (общий подход к осуществлению аудиторской проверки, включающей подробное описание порядка и методов оказания услуг, планирования оказания услуг, программу аудиторской проверки, механизмы контроля качества проверки, сведения о результатах аудиторской проверки, механизм взаимодействия с заказчиком, расчет уровня существенности и другие сведения).

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых изложено следующее.

Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы.

По мнению заказчика, в документации установлены критерии оценки заявок и их показатели в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ.

Установлены такие критерии, как цена контракта, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.

При этом, показатели указанных нестоимостных критериев установлены в соответствии с потребностями заказчика. Отсутствие в заявках по показателям критериев документов не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном конкурсе. Заказчик считает, что указанные в документации показатели нестоимостных критериев оценки позволят определить наиболее профессионального исполнителя услуг.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно ч.1 ст.32 ФЗ № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу норм ч.8 ст.32 ФЗ № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 ст.32  Закона о контрактной системе.

Согласно п.25 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила), показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

Согласно п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В силу требований п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В конкурсной документации данной закупки установлены три критерия оценки заявок: цена контракта, а также критерии, предусмотренные пунктами 25 и 27 Правил.

По критерию, предусмотренному п.25 Правил, в документации установлены следующие показатели.

Методика осуществления аудиторской проверки в соответствии с международными стандартами аудита, соответствующая специфике деятельности предприятия (общий подход к осуществлению аудиторской проверки, включающей подробное описание порядка и методов оказания услуг, планирования оказания услуг, программу аудиторской проверки, механизмы контроля качества проверки, сведения о результатах аудиторской проверки, механизм взаимодействия с заказчиком, расчет уровня существенности и другие сведения).

Для оценки заявок по указанному критерию каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Максимальное значение в баллах для указанного критерия равно 100 баллам.

Рейтинг, присуждаемый заявке по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию и далее умножается на коэффициент значимости критерия.

По критерию, предусмотренному п.27 Правил, в документации установлены следующие показатели.

Количество лет работы на рынке по предоставлению аудиторских услуг (подтверждается копиями документов, подтверждающих количество лет работы на рынке по предоставлению аудиторских услуг компанией (копии регистрационных документов и выписки ЕГРЮЛ не позднее 6 месяцев до даты размещения извещения об открытом конкурсе). Наличие опыта аудиторских проверок муниципальных унитарных предприятий за период с 2013 по 2017г. включительно (подтверждается каждый год аудиторской проверки, копией договора об оказании таких услуг и  копией акта выполненных услуг на период (год) проверки к этому договору). Наличие штатных аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные Минфином РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (подтверждается копиями квалификационных аттестатов аудиторов с приложением копий трудовых книжек и сертификатов по ежегодному прохождению переподготовки). Наличие у аудиторской компании копии выписки из реестра МАНИ, которая сообщает о своем соответствии требованиям по ФЗ № 44-ФЗ и ФЗ № 223-ФЗ, согласно выполняемым работам (выписка запрашивается в электронном виде с http://gost-reestr.ru и подтверждается копией сертификата, что аудиторская компания включена в «реестр добросовестных исполнителей».

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные показатели установлены исходя из объективной потребности заказчика. В свою очередь, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в Правилах не установлены. В связи с этим, заказчик вправе определить данные показатели самостоятельно. Указанные показатели установлены для рассмотрения и оценки заявок, в связи с чем не могут привести к ограничению количества участников закупки.

В данном случае Комиссия Новосибирского УФАС России согласна с позицией заказчика.

Минэкономразвития РФ указала в письме от 10.03.2016 N Д28и-653, что указанные в Правилах показатели являются примерами показателей нестоимостного критерия оценки и не единственно возможными показателями данного критерия.

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, установленные заказчиком показатели напрямую направлены на выявление более качественного оказания услуг.

Такие характеристики непосредственно могут свидетельствовать о положительных качествах исполнителей услуг.

Довод подателя жалобы не подтвержден.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной  системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий конкурсной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям

Согласно пп.и) п.1 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать декларацию о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данная закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом, в пп.1.10 п.24 информационной карты конкурсной документации заказчик указал, что данную декларацию участник закупки не обязан представлять, что нарушает ч.3 ст.30 и п.1 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ. Кроме того, в данной части информационной карты заказчик указал на представление декларации о принадлежности к субъектам среднего предпринимательства, что не предусмотрено Законом о контрактной системе.

Кроме изложенного, установлено, что заказчик не установил требований о предоставлении обеспечения заявки на участие в данном конкурсе. При этом, в пп.1.9 п.24 информационной карты заказчик установил требование о представлении в заявке документов, подтверждающих внесение денежных средств или копии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки. Тем самым заказчик нарушил ч.5 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ, согласно которой требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Более того, в силу требований ч.52 ст.112 ФЗ № 44-ФЗ по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «АКГ «Аудиторские Стандарты» на действия муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (извещение № 0551300016819000001) необоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим ч.3 ст.30 и п.1 ч.2 ст.51, ч.5 ст.51, ч.52 ст.112 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны