Решение б/н Решение по делу №84 в отношении Администрации Киикского сель... от 12 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 28 января 2015г.                                                г. Новосибирск

Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2015г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,

Трубникова А.И. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член комиссии,

рассмотрев дело № 84, возбужденное 23.12.2014 года по признакам нарушения Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (Школьный пер., 2, с. Киик, Тогучинский район, Новосибирская область, 633421) статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  а также по признакам нарушения Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (Школьный пер., 2, с. Киик, Тогучинский район, Новосибирская область, 633421) и Муниципальным унитарным предприятием «Киикское» (633421, Новосибирская область, Тогучинский район, с. Киик) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии «…»

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Новосибирской области поступили материалы (вх. № 752 от 29.01.2014г.), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Заречного сельсовета Тогучинского района Новосибирской области при представлении субсидий хозяйствующим субъектам.

Согласно представленным сведениям администрацией муниципального образования предоставлялись субсидии хозяйствующему субъекту, которые имеют признаки муниципальных преференций. Заявление о согласии на предоставление муниципальных преференций в антимонопольный орган не направлялось. При этом, как было установлено Контрольно-счетной палатой Новосибирской области при проведении внешних проверок, субсидии предоставлялись не в соответствии с нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год (в текстовых статьях решения о бюджете не указаны либо указаны не все получатели субсидий, размер субсидии не указан либо не соответствует утвержденной сумме бюджетных ассигнований).

По запросу Новосибирского УФАС России администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области представлены запрашиваемые документы (вх. № 2781э от 02.06.2014г.), а именно копии соглашений: Соглашение № 1 от 10.01.2012г. о финансировании, дополнительное соглашение № 1 к соглашению № 1 от 10.01.2012г. о внесении изменений в финансирование от 21.06.2012г., дополнительное соглашение № 5 к соглашению № 1 от 10.01.2012г. о внесении изменений в финансирование от 09.07.2012г., Распоряжения администрации о выделении субсидий МУП «Киикское», Решение № 56 от22.12.2011г. О бюджете Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области на 2012г. плановый 2013-2014гг., Постановление № 2 от 12.01.2012г. Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (кроме государственных учреждений), физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Новосибирским УФАС России в отношении Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, Муниципального унитарного предприятия  «Киикское» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 84 (Приказ № 395 от 23.12.2014г.).

Администрация Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области представило следующие объяснения по существу рассматриваемого дела.

В 2012 году оказывалась финансовая поддержка из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области в виде субсидий. Субсидии предоставлялись Муниципальному унитарному предприятию «Киикское» в соответствии с Порядком предоставлении субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (кроме государственных учреждений), физическим лицам производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным постановлением администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 12.01.2012 № 2. Между администрацией Киикского сельсовета и МУП «Киикское» было заключено соглашение о финансировании № 1 от 10.01.2012 и дополнительные соглашения к нему № 1 от 21.06.2012, 24 от 14.03.2012г., № 5 от 09.07.2012 с нарушениями процедуры предоставления субсидий.

Муниципальное унитарное предприятие «Киикское» представило следующие объяснения по существу рассматриваемого дела.

В 2012 году для получения финансовой поддержки от администрации Киикского сельсовета, которая является учредителем МУПa, руководствуясь «Порядком предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (кроме государственных учреждений), физическим лицам - ­производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства», утвержденным постановлением администрации Киикского сельсовета от 12.01.2012г. № 22, между администрацией Киикского сельсовета и МУП «Киикское» были заключены Соглашения № 1 от 10.01.2012г, и дополнительные соглашения к нему (№1 от 21.06.2012г, дополнительное соглашение №4 от 14.0З.2012г, дополнительное соглашение № 1 от 09.07.2012г.) с нарушениями процедуры предоставления субсидий.

МУП «Киикское» признает нарушение процедуры предоставления субсидий.

С 01.01.2014г. субсидии не предоставляются. Администрацией Киикского сельсовета и МУП «Киикское» были заключены договора на техническое обслуживание сетей уличного освещения и содержание дорог.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

  1. Постановлением Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области № 2 от 12.01.2012г. утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – Порядок).

Порядок принят в целях сохранения отрасли жилищно-коммунального хозяйства на основании положений ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Данный порядок не распространяется на предоставление субсидий государственным и муниципальным учреждениям, так как обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений регламентировано ст. 70 Кодекса, а порядок предоставления субсидий автономным учреждениям установлен в ст. 78.1 Кодекса.

Исходя из содержания Порядка, субсидии представляются следующим субъектам: юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам. Следовательно, такой субъект отношений как индивидуальные предприниматели исключены администрацией из получателей субсидий. Также администрацией Киикского сельсовета в Порядке установлено только единственное исключение, согласно которому субсидии не предоставляются государственным учреждениям. Тогда как ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидий предоставляются юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных учреждений.

П. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что субсидии, предоставляемые производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, анализ Порядка свидетельствует о том, что данная норма устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из бюджета – юридические лица, кроме государственных учреждений, физические лица.  Действующее законодательство не предусматривает, что субъектный состав участников товарного рынка жилищно-коммунального хозяйства ограничивается только данными субъектами, к видам деятельности которых относится жилищно-коммунальное обслуживание населения. Следовательно,  таким видом деятельности вправе заниматься любой хозяйствующий субъект, в том числе индивидуальный предприниматель.

Таким образом, Порядок Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области противоречит требованиям антимонопольного законодательства, поскольку ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Согласно п. 3.1 «ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 № 158-ст, под жилищно-коммунальными услугами понимаются действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

 П. 1 Главы 2 Порядка установлено, что предоставление субсидий осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, возникающих при выполнении следующих видов работ, услуг:

- капитальный ремонт, включая места общего пользования, жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005года;

- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

- уборка внутриподъездных и придомовых площадей;

- санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовых территорий;

- содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий;

- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов водоснабжения и канализации;

- строительство и (или) содержание, в том числе ремонт, объектов теплоснабжения;

- работы по озеленению и декоративному цветоводству;

- санитарно-гигиеническая очистка территории.

- создание запасов топлива на отопительный сезон.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления относятся вопросы, в том числе:

организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, предусмотренные Порядком виды работ и услуг, при которых возмещаются из бюджета сельсовета затраты лиц, совпадают с вопросами, осуществляемыми органами местного самоуправления.

Тогда как, согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).

 Предусмотренное Порядком выделение денежных средств из местного бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области не может рассматриваться как предоставление субсидии производителям товаров, работ, услуг в смысле, заложенном ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, Порядок Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с ч. 1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014 г. – законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий.

Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области жилищно-коммунального хозяйства и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к означенному муниципальному ресурсу.

Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение по указанным в Порядке работам в случае проведения торгов согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что может привести к ограничению конкуренции между ними.

Исходя из вышеизложенного, следует, что Порядок содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой запрещается органам местного самоуправления принимать акты, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  1. На рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области был представлен Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» - производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением № 56 от 01.09.2014г.

Согласно данному порядку предоставление субсидий осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в осенне-зимних условиях (приобретение топлива, погашения кредиторской задолженности организациям жилищно-коммунального хозяйства перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления относятся вопросы, организация в границах поселения снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из содержания ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (до 01.01.2014 г. – законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» - производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением № 56 от 01.09.2014г., предполагает решение вопросов местного значения не в соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014 г. – законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), а путем выделения денежных средств – субсидий.

Следовательно, выделение денежных средств вне соблюдения требований законодательства о размещении заказов приводит к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ в области жилищно-коммунального хозяйства и тем самым ограничивается доступ иных хозяйствующих субъектов к означенному муниципальному ресурсу.

Таким образом, получившее субсидии лицо окажется в преимущественных условиях по отношению к иным лицам, которые могли претендовать на выполнение работ по приобретению топлива в случае проведения торгов согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что может привести к ограничению конкуренции между ними.

Исходя из вышеизложенного, Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» - производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением № 56 от 01.09.2014г.,  нарушает ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещается органам местного самоуправления принимать акты, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В том числе, Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» - производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением № 56 от 01.09.2014г.,  определяет единственного получателя субсидий – МУП «Киикское», что нарушает ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. При этом муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и/или критерии отбора производителей, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» - производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением № 56 от 01.09.2014г., свидетельствует о том, что администрацией установлены не категории, а конкретный получатель субсидий из бюджета – МУП «Киикское».

Действующее законодательство не предусматривает, что субъектный состав участников товарного рынка жилищно-коммунального хозяйства каким-либо образом ограничен. Таким образом, данным видом деятельности вправе заниматься любой хозяйствующий субъект.  

  1. На основании Порядка между Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области и Муниципальным унитарным предприятием «Киикское» (далее – МУП «Киикское») заключено Соглашение № 1 о финансировании от 10.01.2012г., в соответствии с которыми, за счет средств бюджета Администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области предприятию выделяются денежные средства, предназначенные для поддержки коммунального хозяйства.

В последующем были заключены дополнительные соглашения к Соглашению № 1 от 10.01.2012г. о внесении изменений в финансирование:

  1. Дополнительное соглашение № 1 от 21.06.2012г.
  2. Дополнительное соглашение № 4 от 14.03.2012г.
  3. Дополнительное соглашение № 5 от 09.07.2012г, в соответствии с которыми вносились изменения в п. 2 Формы и порядок финансирования Соглашения № 1 от 10.12.2012г.

Согласно Распоряжению № 1 от 10.01.2012г. Администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» выделена субсидия на установку счетчиков в многоквартирном жилье в сумме 10 300, 00 рублей, на поддержку коммунального хозяйства для приобретения угля в сумме 99 300,00 рублей, на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях в сумме 1 500 000,00 рублей, на благоустройство, подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства в сумме 177 900,00 рублей, на уличное освещение в сумме 50 800, 00 рублей, на содержание мест захоронения в сумме 3000,00 рублей.

Распоряжением № 3 от 12.03.2012г. внесены изменения по вынесенной субсидии МУП «Киикское»: на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения) в сумме 9500,00 рублей.

Распоряжением № 11 от 19.06.2012г. по выделенной субсидии внесены следующие изменения: отменено предоставление субсидии на установку счетчиков в многоквартирном жилье в сумме 10 300, 00 рублей, на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения) в сумме 9500,00 рублей. А также выделено из бюджета Киикского сельсовета на расходы, возникающие при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в части снабжения населения топливом 39 500,00 рублей, на поддержку коммунального хозяйства для приобретения угля 442 500,00 рублей, на благоустройство, подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства 291 580,00 рублей, на поддержку дорожного хозяйства 68 000,00 рублей, на уличное освещение  128 500, 00 рублей.

Распоряжением № 12 от 03.07.2012г. отменено предоставление субсидий на расходы возникающие при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в части снабжения населения топливом 39 500,00 рублей.

Таким образом, Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области выделялись субсидии МУП «Киикское» на поддержку коммунального хозяйства для приобретения угля в общей сумме 541 800,00 рублей, на благоустройство, подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства общей сумме в сумме 469 480,00 рублей, на уличное освещение в общей сумме 179 300,00рублей, на содержание мест захоронения в сумме 3000,00 рублей, на поддержку дорожного хозяйства 68 000,00 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относятся:

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения,

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другое.

В момент заключения и исполнения данных соглашений ч. 4 и ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», исключающие данное полномочие из ведения поселений, отсутствовали. Данные положения введены Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ. Следовательно, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность на момент заключения соглашений между Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области и МУП «Киикское» относилась к вопросам поселения.

Ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Таким образом, осуществление мероприятий по благоустройству, устройству уличного освещения, приобретению угля, жилищно-коммунальному хозяйству, в том числе по затратам по закупке угля, поддержке дорожного хозяйства, содержание мест захоронения за счет бюджетных средств являются муниципальными нуждами.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, то есть с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действующим на момент заключения соглашений.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с 01.01.2014г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, в период заключения соглашений с МУП «Киикское» администрации Киикского сельсовета необходимо было руководствоваться Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В нарушение ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ и ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» администрация Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области произвела размещение заказов для муниципальных нужд без проведения торгов, путем заключения Соглашения № 1 от 10.01.2012г. и дополнительных соглашений к нему: дополнительное соглашение № 1 от 21.06.2012г., дополнительное соглашение № 4 от 14.03.2012г., дополнительное соглашение № 5 от 09.07.2012г.

Размещение заказа для муниципальных нужд без проведения торгов приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке ремонта и строительства объектов теплоснабжения, так как иные хозяйствующие субъекты, которые выполняют подобные работы на рынке, не смогли принять участие в размещении муниципального заказа.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет, что органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Следовательно, администрация Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области является органом местного самоуправления.

МУП «Киикское» в свою очередь является хозяйствующим субъектом, так как в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, действия администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области и МУП «Киикское» по заключению Соглашения № 1 от 10.01.2012г. и дополнительных соглашений к нему: дополнительное соглашение № 1 от 21.06.2012г., дополнительное соглашение № 4 от 14.03.2012г., дополнительное соглашение № 5 от 09.07.2012г., которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынках по благоустройству, по выполнению дорожных работ, по поставке угля, оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства нарушают ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области  нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении Постановлением № 2 от 12.01.2012г. Порядка предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства,  а также в утверждении Постановлением № 56 от 01.09.2014г. Порядка предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» - производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которыми ограничен круг получателей субсидии, также определены цели субсидирования, не соответствующие положениям законодательства о размещении заказов, что приводит к возможности осуществления  закупки для муниципальных нужд без проведения процедуры торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. Признать Администрацию Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области и Муниципальное унитарное предприятие «Киикское» нарушившей статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении Соглашения № 1 от 10.01.2012г. и дополнительных соглашений к нему: дополнительное соглашение № 1 от 21.06.2012г., дополнительное соглашение № 4 от 14.03.2012г., дополнительное соглашение № 5 от 09.07.2012г., в соответствии с которыми администрация оказывала финансирование муниципальных нужд без соблюдения требований федерального законодательства о размещении заказов для выполнения работ для муниципальных нужд, а предприятие получало финансовую поддержку без соблюдения процедуры торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению.
  3. Признать имеющиеся материалы дела достаточными для выдачи Администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области  предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    1.  С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства Администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области  необходимо изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно в срок до 13.03.2015г. внести изменения в Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, исключив возможность предоставления субсидий муниципальным учреждениям, предусмотрев возможность предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям; а также исключив возможность предоставления субсидий в целях решения вопросов местного значения без соблюдения законодательства о размещении заказов (о контрактной системе).
    2.  С целью прекращения нарушения антимонопольного законодательства Администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области  необходимо в срок до 13.03.2015г. отменить Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» - производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный Постановлением № 56 от 01.09.2014г., нарушающий антимонопольное законодательство.
  4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению, устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии                                                                                    Н.П. Камнева

Члены Комиссии                                                                                                Е.В. Долженкова

                                                                                                                        А.И. Трубникова

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 9

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

10 февраля 2015г.                                                                                             г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 10.02.2015г. по делу № 84, возбужденному 23.12.2015г., о нарушении нарушения Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (Школьный пер., 2, с. Киик, Тогучинский район, Новосибирская область, 633421) статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  а также по признакам нарушения Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (Школьный пер., 2, с. Киик, Тогучинский район, Новосибирская область, 633421) и Муниципальным унитарным предприятием «Киикское» (633421, Новосибирская область, Тогучинский район, с. Киик) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в утверждении Постановлением № 2 от 12.01.2012г. Порядка предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства,  которым ограничен круг получателей субсидии, также определены цели субсидирования, не соответствующие положениям законодательства о размещении заказов, что приводит к возможности осуществления  закупки для муниципальных нужд без проведения процедуры торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. С целью исполнения настоящего предписания администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области необходимо изменить Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в срок до 13.03.2015г., приведя его в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно исключить возможность предоставления субсидий муниципальным учреждениям, предусмотрев возможность предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям; а также исключив возможность предоставления субсидий в целях решения вопросов местного значения без соблюдения законодательства о размещении заказов (о контрактной системе).

2. Об исполнении настоящего предписания администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 20.03.2015г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                                              Н. П. Камнева

Члены Комиссии                                                                                          Е. В. Долженкова

                                                                                                                    А.И. Трубникова

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 12

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

10 февраля 2015г.                                                                                            г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Трубникова А.И. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 10.02.2015г. по делу № 84, возбужденному 23.12.2015г., о нарушении нарушения Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (Школьный пер., 2, с. Киик, Тогучинский район, Новосибирская область, 633421) статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  а также по признакам нарушения Администрацией Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области (Школьный пер., 2, с. Киик, Тогучинский район, Новосибирская область, 633421) и Муниципальным унитарным предприятием «Киикское» (633421, Новосибирская область, Тогучинский район, с. Киик) статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в утверждении Постановлением № 56 от 01.09.2014г. Порядка предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» - производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которыми ограничен круг получателей субсидии, также определены цели субсидирования, не соответствующие положениям законодательства о размещении заказов, что приводит к возможности осуществления  закупки для муниципальных нужд без проведения процедуры торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  2. С целью исполнения настоящего предписания администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области необходимо в срок до 13.03.2015г. отменить Порядок предоставления субсидий из бюджета Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области МУП «Киикское» - производителю товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которыми ограничен круг получателей субсидии, утвержденный Постановлением № 56 от 01.09.2014г.
  3. Об исполнении настоящего предписания администрации Киикского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 20.03.2015г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии                                                                              Н. П. Камнева

Члены Комиссии                                                                                          Е. В. Долженкова

                                                                                                                       А.И. Трубникова

Связанные организации

Связанные организации не указаны