Решение №054/06/104-64/2023 в отношении ООО «Я-ТОРГ» от 6 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/104-64/2023

«06» декабря 2023 года                                                                                              г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

в отсутствие представителей ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю (уведомлено надлежащим образом),

в присутствии представителей ООО «Я-ТОРГ» – <...> <...> (по доверенностям),

рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика – ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю (ИНН: 2464036032, КПП: 246401001) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Я-ТОРГ» (ИНН: 2465130454, КПП: 246501001) в связи с принятием заказчика решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 2323320100034200000000002/34 от 17.02.2023 на поставку яйца куриного пищевого (в рамках государственного оборонного заказа), ИКЗ 231246403603224640100100000010147223,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика – ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Я-ТОРГ» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта № 2323320100034200000000002/34 от 17.02.2023 на поставку яйца куриного пищевого (в рамках государственного оборонного заказа), ИКЗ 231246403603224640100100000010147223.

Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

По результатам электронного аукциона, на основании протокола подведения итогов от 06.02.2023 № 0319100006723000003 между ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее – заказчик) и ООО «Я-ТОРГ» (далее – поставщик) был заключен государственный контракт № 2323320100034200000000002/34 от 17.02.2023 (далее – контракт) на поставку яйца куриного пищевого в рамках государственного оборонного заказа на сумму 316 800 рублей.

Во исполнение п. 1.1 контракта поставщик обязуется поставить яйцо куриное пищевое в рамках государственного оборонного заказа, количество и стоимость определены в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта, а государственный заказчик обязуется принять и обеспечить оплату поставленного товара.

Согласно п. 3.3 контракта поставка товара осуществляется партиями, по заявкам государственного заказчика, в течении 3 дней с момента получения заявки. Общий срок поставки товара до 18.12.2023.

27.09.2023 со стороны поставщика в адрес заказчика поступило уведомление об увеличении стоимости товара, влекущей невозможность исполнения контракта.

12.10.2023 заказчиком в адрес поставщика направлена заявка № 24/ТО/55/21-280ж на поставку 17.10.2023 товара в количестве 2 520 штук (7 коробок).

Товар заказчику не поставлен.

12.10.2023 от поставщика в адрес заказчика поступило обращение об изменении существенных условий государственного контракта с предложением о внесении изменений в существенные условия контракта или его расторжении ввиду увеличения стоимости предмета контракта, в чем государственным заказчиком было отказано ввиду отсутствия правовых оснований.

17.10.2023 заказчиком в адрес поставщика направлена заявка № 24/ТО/55/21-282ж на поставку 20.10.2023 товара в количестве 2 520 штук (7 коробок).

Товар заказчику не поставлен.

30.10.2023 от поставщика в адрес заказчика поступило обращение об изменении существенных условий по контракту на поставку яйца куриного пищевого в рамках государственного оборонного заказа ввиду увеличения стоимости предмета контракта, в чем государственным заказчиком было отказано ввиду отсутствия правовых оснований.

В адрес поставщика направлена претензия № исх-24/ТО55/13-8ж от 31.10.2023 о надлежащем исполнении государственного контракта и предложением поставки товара в полном объеме.

На основании п. 8.5 контракта и ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), заказчик принял решение от 17.11.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 28.11.2023, контракт расторгнут.

ООО «Я-ТОРГ» на запрос Новосибирского УФАС России о причинах неисполнения контракта сообщило следующее.

На момент заключения контракта цена на товар была изменялась незначительно, но впоследствии в связи с повышением цены на 75 % по всей стране, поставщик неоднократно просил изменить существенные условия контракта или расторгнуть контракт по обоюдному согласию.

ООО «Я-ТОРГ» сообщило, что неоднократно предпринимало все возможные меры для осуществления поставок в адрес заказчика. В целях подтверждения независящих от общества обстоятельств, ООО «Я-ТОРГ» обратилось в Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Красноярского края (далее – союз «ЦС ТПП»). Союзом «ЦС ТПП» было выдано заключение о невозможности исполнения поставщиком условий контракта в связи увеличением средней рыночной стоимости яйца куриного. Данные причины не могли быть предусмотрены сторонами при заключении контракта.

Исходя из вышеизложенного, ООО «Я-ТОРГ» просило не включать сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 № 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Правила № 1078).

В силу пп. а) п. 13 Правил № 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пп. б) п. 13 Правил № 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. «а» названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с п. 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. «а» п. 13 указанных Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Из смысла ст. 104 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Комиссией Новосибирского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения заказчиком контракта установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта.

По факту ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.

Изучив представленные материалы, проведя оценку действий ООО «Я-ТОРГ», Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о совершении обществом действий, направленных на исполнение обязательств по контракту. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что резкое повышение цен на рынке товара – яйца куриного пищевого, обусловлено дефицитом данного товара на рынке и действительно повлекло за собой сложности для поставщика. Установлено, что ООО «Я-ТОРГ» не отказывалось от исполнения контракта, что подтверждается намерениями общества поставить товар в адрес заказчика.

Следует отметить, что ООО «Я-ТОРГ» исполнило обязательства по контракту на сумму 188 697, 60 рублей, что составляется 59,65% от цены контракта.

С учетом изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает недобросовестности в действиях ООО «Я-ТОРГ».

Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ, ч. 10 ст. 99, ст. 51, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

РЕШИЛА:

В удовлетворении обращения ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Я-ТОРГ» (ИНН: 2465130454, КПП: 246501001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта № 2323320100034200000000002/34 от 17.02.2023 на поставку яйца куриного пищевого) (в рамках государственного оборонного заказа), ИКЗ 231246403603224640100100000010147223 отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны