Решение №054/05/5-1639/2022 в отношении ИП Михайленко А.В. от 10 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«10» января 2023г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
…
рассмотрев дело №054/05/5-1639/2022, возбужденное по факту распространения в августе 2022г. (с 01.08.2022г. по 31.08.2022г.) в г.Новосибирске информации следующего содержания: «Мопеды.РФ У нас дешевле… ИП Михаленко <...> с изображением мототехники и указанием стоимости с нарушением Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие ИП Михайленко А.В. <...> либо его законного представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№12037-ИП/22 от 10.08.2022г.) по факту размещения на специализированной конструкции (щит), расположенной по адресу: г.Новосибирск, ул.Кошурникова, 33, (1429), рекламы следующего содержания:
«Мопеды.РФ У нас дешевле ул.Сибиряков-Гвардейцев, 54 б <...> ИП Михаленко <...>
По мнению заявителя, данная рекламная информация содержит признаки нарушения ст.5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. (далее – ФЗ «О рекламе»), в части неуказания критериев сравнения. Заявитель указывает, что отсутствие в рекламе критериев сравнения формирует у потребителей негативную оценку аналогичных товаров других продавцов.
По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело, при изучении обстоятельств которого установлено следующее.
В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, т.к. отвечает всем юридически значимым условиям определения рекламы. Объектом рекламирования является товар – детский квадроцикл ATV H4 mini и мопед Regulmoto Alpha (RM-1), предлагающийся к продаже по указанной на баннере цене.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В соответствии с пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Преимущество рекламируемого товара должно быть выражено в рекламе в форме сравнения. Конкретный критерий, по которому указывается сравнение при использовании в рекламе сравнительных характеристик объекта рекламирования с иными товарами, должен быть указан в рекламе.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, в данном случае путем употребления сравнения «У нас дешевле!», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара над товарами иных продавцов, должны быть указаны те конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, то есть в рекламе обязательно должно содержаться обоснование данного утверждения. Использованные в рекламе конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, должны быть достоверными.
ИП Михайленко А.В. по существу обстоятельств данного дела сообщает следующее.
Утверждение, размещенное на баннере: «У НАС ДЕШЕВЛЕ!», относится к поставщику ООО «Мопеды.РФ». В частности, в материалы дела представлено информационное письмо от поставщика мототехники ООО «МОПЕДЫ.РФ», в котором указано, что товар реализуемый ИП Михайленко А.В. в части Детского квадроцикла ATV H4 mini и Мопеда Regulmoto Alpha (RM- 1) действительно дешевле, чем реализуемый ООО «Мопеды.РФ».
Что касается утверждения в части того, что стоимость ATV H4 mini на сайтах toy-boy24.ru и stels-piter.ru указана дешевле (35900 руб.), а Мопед Regulmoto Alpha (RM-1) на сайтах x-m.su mototeka.su - 64000 руб., то данная информация не сопоставима с информацией, размещенной на баннере, т.к. различен период, что не позволяет сравнить стоимость товара.
Надпись «МОПЕДЫ.РФ» является отсылкой к ООО «Мопеды.рф». Также данное наименование является доменным именем сайта, перейдя по ссылке на который, потребитель имеет возможность сравнить стоимость товара, указанную на баннере (продавец – ИП Михайленко А.В.) и стоимость товара, указанного на сайте мопеды.рф (продавец – ООО «Мопеды.рф»).
Следовательно, объектом для сравнения является организация – ООО «Мопеды.рф» (ОГРН 1207700456182), и данный критерий, по мнению ИП Михайленко А.В., указан на баннере.
Рассмотрев доводы сторон Комиссия принимает довод в части указания цены относительно периода экспонирования, при этом приходит к следующим выводам.
Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Довод ИП Михайленко А.В. об указании стоимости ниже, чем в ООО «Мопеды.РФ» не состоятелен в силу следующих обстоятельств.
В данном случае в рекламе присутствует прямое утверждение: «У нас дешевле!».
«.рф» - является национальным доменом верхнего уровня для России. Первый в Интернете домен на кириллице.
Надпись «Мопеды.РФ» не указывает на продавца аналогичного товара – ООО «Мопеды.РФ», а является адресом действующего сайта в сети Интернет, на котором предлагается к реализации различная мототехника.
Следовательно, надпись «мопеды.рф» воспринимается потребителем как адрес сайта продавца, указанного в рекламе – ИП Михайленко А.В., а не как указание на организацию – ООО «Мопеды.рф».
Указание информации: «мопеды.рф У НАС ДЕШЕВЛЕ!», более крупным шрифтом относительно иной информации, однозначно воспринимается как отсылка на адрес сайта, где размещена информация о товаре ATV H4 mini и Мопеда Regulmoto Alpha (RM- 1) со стоимостью от 69000р. и от 36000руб, что не соответствует действительности.
Фактически сайт мопеды.рф является сайтом организации ООО «Мопеды.рф», и стоимость указанного товара отличается от стоимости, размещенной в рекламе в большую сторону.
Кроме того, в совокупности весь объем информации на баннере, способ ее исполнения (цвет, размер шрифта) и компоновки сообщает потребителю о том, что по адресу: ул.Сибиряков-Гвардейцев, 54б, Индивидуальный предприниматель Михайленко <...> осуществляет реализацию товара: детский квадроцикл ATV H4 mini стоимостью от 36 000 рублей и мопед Regulmoto Alpha (RM-1) стоимостью от 69 000рублей, сайт продавца находится по адресу мопеды.рф.
Информация о том, что данный сайт не является сайтом продавца – ИП Михайленко А.В., а является сайтом организации – ООО «Мопеды.рф», равно как и указание на данную организацию, как критерий сравнения, в рекламе отсутствует. Следовательно, потребитель может проводить сравнение с любым продавцом данного товара. Из содержания рекламы не следует, что указание «У нас дешевле!» является сравнением с товарами, реализуемыми ООО «Мопеды.рф».
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушения п.1 ч.3, ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии со ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушения п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае рекламодателем является Индивидуальный предприниматель Михайленко <...>
Именно в действиях ИП Михайленко А.В., содержатся нарушения п.1 ч.3, ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24.11.2020г. №1922
РЕШИЛА:
- Признать рекламную информацию, распространенную в период 01.08.2022-31.08.2022г. посредством размещения на рекламных конструкциях типа билборд, арка по адресам: г.Новосибирск, ул.Кошурникова, д.33, ул.Ватутина (50 м от ул.Проектная), Советское шоссе (арка, ближе к п. Краснообск), следующего содержания:
«Мопеды.РФ У нас дешевле ул.Сибиряков-Гвардейцев, 54 б <...> ИП Михаленко <...> », ненадлежащей,
а Индивидуального предпринимателя Михайленко <...> нарушившим
п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе»: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе»: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
- Выдать ИП Михайленко А.В. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме «24» января 2023 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном
статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.