Решение №054/05/5-1639/2022 в отношении ИП Михайленко А.В. от 10 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«10» января 2023г.                                                                                                 г.Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

рассмотрев дело №054/05/5-1639/2022, возбужденное по факту распространения в августе 2022г. (с 01.08.2022г. по 31.08.2022г.) в г.Новосибирске информации следующего содержания: «Мопеды.РФ У нас дешевле… ИП Михаленко <...> с изображением мототехники и указанием стоимости с нарушением Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие ИП Михайленко А.В. <...> либо его законного представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступило заявление физического лица (вх.№12037-ИП/22 от 10.08.2022г.) по факту размещения на специализированной конструкции (щит), расположенной по адресу: г.Новосибирск, ул.Кошурникова, 33, (1429), рекламы следующего содержания:

«Мопеды.РФ У нас дешевле ул.Сибиряков-Гвардейцев, 54 б <...> ИП Михаленко <...>

По мнению заявителя, данная рекламная информация содержит признаки нарушения ст.5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. (далее – ФЗ «О рекламе»), в части неуказания критериев сравнения. Заявитель указывает, что отсутствие в рекламе критериев сравнения формирует у потребителей негативную оценку аналогичных товаров других продавцов.

По результатам рассмотрения заявления Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело, при изучении обстоятельств которого установлено следующее.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, т.к. отвечает всем юридически значимым условиям определения рекламы. Объектом рекламирования является товар – детский квадроцикл ATV H4 mini и мопед Regulmoto Alpha (RM-1), предлагающийся к продаже по указанной на баннере цене.

Согласно п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

В соответствии с пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Преимущество рекламируемого товара должно быть выражено в рекламе в форме сравнения. Конкретный критерий, по которому указывается сравнение при использовании в рекламе сравнительных характеристик объекта рекламирования с иными товарами, должен быть указан в рекламе.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, в данном случае путем употребления сравнения «У нас дешевле!», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Таким образом, при использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара над товарами иных продавцов, должны быть указаны те конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, то есть в рекламе обязательно должно содержаться обоснование данного утверждения. Использованные в рекламе конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение, должны быть достоверными.

ИП Михайленко А.В. по существу обстоятельств данного дела сообщает следующее.

Утверждение, размещенное на баннере: «У НАС ДЕШЕВЛЕ!», относится к поставщику ООО «Мопеды.РФ». В частности, в материалы дела представлено информационное письмо от поставщика мототехники ООО «МОПЕДЫ.РФ», в котором указано, что товар реализуемый ИП Михайленко А.В. в части Детского квадроцикла ATV H4 mini и Мопеда Regulmoto Alpha (RM- 1) действительно дешевле, чем реализуемый ООО «Мопеды.РФ».

Что касается утверждения в части того, что стоимость ATV H4 mini на сайтах toy-boy24.ru и stels-piter.ru указана дешевле (35900 руб.), а Мопед Regulmoto Alpha (RM-1) на сайтах x-m.su mototeka.su - 64000 руб., то данная информация не сопоставима с информацией, размещенной на баннере, т.к. различен период, что не позволяет сравнить стоимость товара.

Надпись «МОПЕДЫ.РФ» является отсылкой к ООО «Мопеды.рф». Также данное наименование является доменным именем сайта, перейдя по ссылке на который, потребитель имеет возможность сравнить стоимость товара, указанную на баннере (продавец – ИП Михайленко А.В.) и стоимость товара, указанного на сайте мопеды.рф (продавец – ООО «Мопеды.рф»).

Следовательно, объектом для сравнения является организация – ООО «Мопеды.рф» (ОГРН 1207700456182), и данный критерий, по мнению ИП Михайленко А.В., указан на баннере.

Рассмотрев доводы сторон Комиссия принимает довод в части указания цены относительно периода экспонирования, при этом приходит к следующим выводам.

Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Довод ИП Михайленко А.В. об указании стоимости ниже, чем в ООО «Мопеды.РФ» не состоятелен в силу следующих обстоятельств.

В данном случае в рекламе присутствует прямое утверждение: «У нас дешевле!».

«.рф» - является национальным доменом верхнего уровня для России. Первый в Интернете домен на кириллице.

Надпись «Мопеды.РФ» не указывает на продавца аналогичного товара – ООО «Мопеды.РФ», а является адресом действующего сайта в сети Интернет, на котором предлагается к реализации различная мототехника.

Следовательно, надпись «мопеды.рф» воспринимается потребителем как адрес сайта продавца, указанного в рекламе – ИП Михайленко А.В., а не как указание на организацию – ООО «Мопеды.рф».

Указание информации: «мопеды.рф У НАС ДЕШЕВЛЕ!», более крупным шрифтом относительно иной информации, однозначно воспринимается как отсылка на адрес сайта, где размещена информация о товаре ATV H4 mini и Мопеда Regulmoto Alpha (RM- 1) со стоимостью от 69000р. и от 36000руб, что не соответствует действительности.

Фактически сайт мопеды.рф является сайтом организации ООО «Мопеды.рф», и стоимость указанного товара отличается от стоимости, размещенной в рекламе в большую сторону.

Кроме того, в совокупности весь объем информации на баннере, способ ее исполнения (цвет, размер шрифта) и компоновки сообщает потребителю о том, что по адресу: ул.Сибиряков-Гвардейцев, 54б, Индивидуальный предприниматель Михайленко <...> осуществляет реализацию товара: детский квадроцикл ATV H4 mini стоимостью от 36 000 рублей и мопед Regulmoto Alpha (RM-1) стоимостью от 69 000рублей, сайт продавца находится по адресу мопеды.рф.

Информация о том, что данный сайт не является сайтом продавца – ИП Михайленко А.В., а является сайтом организации – ООО «Мопеды.рф», равно как и указание на данную организацию, как критерий сравнения, в рекламе отсутствует. Следовательно, потребитель может проводить сравнение с любым продавцом данного товара. Из содержания рекламы не следует, что указание «У нас дешевле!» является сравнением с товарами, реализуемыми ООО «Мопеды.рф».

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушения п.1 ч.3, ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со ст.38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушения п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем является Индивидуальный предприниматель Михайленко <...>

Именно в действиях ИП Михайленко А.В., содержатся нарушения п.1 ч.3, ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24.11.2020г. №1922

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламную информацию, распространенную в период 01.08.2022-31.08.2022г. посредством размещения на рекламных конструкциях типа билборд, арка по адресам: г.Новосибирск, ул.Кошурникова, д.33, ул.Ватутина (50 м от ул.Проектная), Советское шоссе (арка, ближе к п. Краснообск), следующего содержания:

«Мопеды.РФ У нас дешевле ул.Сибиряков-Гвардейцев, 54 б <...> ИП Михаленко <...> », ненадлежащей,

а Индивидуального предпринимателя Михайленко <...> нарушившим

п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе»: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе»: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

  1. Выдать ИП Михайленко А.В. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «24» января 2023 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном

статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны