Решение №054/01/17-2107/2021 в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и э... от 2 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/17-2107/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.02.2022                                                        г. Новосибирск

В полном объёме решение изготовлено 09.02.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело № 054/01/17-2107/2021, возбужденное 27.10.2021  по признакам нарушения Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5, ОГРН: 1145476133351, Дата присвоения ОГРН: 23.10.2014, ИНН: 5406793110, КПП: 540601001), государственным казенным учреждением Новосибирской области «Управление контрактной системы» (630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 88, ОГРН: 1125476138193, Дата присвоения ОГРН: 11.09.2012, ИНН: 5406722503, КПП: 540601001) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей:

….

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ООО «ПроектБалтэнерго» (вх. № 13380э от 27.07.2021), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее – Министерство ЖКХиЭ), уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательской работы «Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области» в рамках ведомственной целевой программы «Корректировка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области (№ 0851200000621003586).

Заявитель сообщил, что установленный заказчиком критерий оценки заявок «Квалификация участников» по показателю опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема приводит к ограничению конкуренции.

Начальная (максимальная) цена контракта 8 000 000 (восемь миллионов) рублей 00 копеек. Заказчик и уполномоченное учреждение установили в конкурсной документации, что участник закупки может подтвердить свой опыт, представив контракт (контракты), договор (договоры), каждый из которых по цене должен быть равен или дороже 4 000 000 рублей при начальной максимальной цене контракта 8 000 000, и только в данном случае участник закупки получает баллы по критерию «опыт участника закупки».

Для получения максимального количества баллов участнику необходимо было представить 5 контрактов на общую сумму не менее 20 000 000 рублей. Таким образом, требование Заказчика о предоставлении опыта на начальной шкале оценки и далее, не может быть признано сопоставимым по объему с предметом контракта с начальной максимальной ценой 8 000 000 рублей.

По результатам рассмотрения заявления, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области № 223 от 27.10.2021 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения заказчиком Министерством ЖКХиЭ, уполномоченного учреждения
ГКУ НСО «УКСиС» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №
 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ).

Определением от 10.11.2021г. рассмотрение дела назначено на 08.12.2021. К участию в рассмотрении дела привлечены Министерство ЖКХиЭ, ГКУ НСО «УКСиС» в качестве ответчиков, ООО «ПроектБалтЭнерго» в качестве заявителя.

Определением от 08.12.2021г. рассмотрение дела отложено в связи с удовлетворением ходатайства ООО «Институт проектирования энергетических систем» (далее – ООО «ИНПЭС») о привлечении его в качестве заинтересованного лица. Рассмотрение дела назначено на 13.01.2022.

Определением от 13.01.2022г. рассмотрение дела отложено в связи с получением дополнительных доказательств на 08.02.2022г.

08.02.2022г. настоящее дело рассмотрено.

На момент рассмотрения дела представителями ответчиков даны пояснения по существу дела, представителям ответчиков заданы вопросы.

Нарушения процессуальных норм при рассмотрении дела не установлены.

Принимая настоящее решение по делу Комиссия антимонопольного органа исходит из всей полноты материалов дела, устных и письменных пояснений лиц.

 

 

ГКУ НСО «УКСиС» представило следующие пояснения (вх. № 21262э от 03.12.2021) по делу.

Пояснения лица сводятся к несогласию с наличием вменяемого нарушения.

Помимо прочего лицо заявляет, что установленный порядок оценки заявок соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Порядку оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила № 1085)

Заказчик вправе указать перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою квалификацию.

Данная позиция подтверждается судебной практикой Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делам № А45-12677/2017 (решение УФАС НСО от 13.04.2017 № 08-01-95) и А45-29895/2017 (решение УФАС НСО от 24.07.2017 № 08­01-299), решением УФАС НСО от 08.06.2021 № 054/06/54.3-1088/2021.

Кроме того, отсутствие в заявке участника документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, не является основанием для признания заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации.

Участником закупки ООО «ПроектБалтЭнерго» для подтверждения квалификации было представлено 25 контрактов/договоров с ценами контрактов менее 4 000 000,00.

Как видно из документов, представленных в составе конкурсной заявки, ООО «ПроектБалтЭнерго» не представлено ни одного контракта стоимостью 4 000 000,00 рублей или выше этой суммы, что не соответствует требованиям конкурсной документации.

Указанные копии контрактов правомерно не были засчитаны конкурсной комиссией ГКУ НСО «УКСис» в качестве документов, подтверждающих опыт данного участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Более того, данные доводы были предметом рассмотрения по жалобе в Новосибирском УФАС России, жалоба была признана необоснованной, в результате проведения внеплановой проверки данной закупки нарушений выявлено не было (решение Новосибирского УФАС России №054/06/54.5-1468/2021 от 03.08.2021), что подтверждает правомерность установления критерия оценки по нестоимостному показателю.

Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (величина значимости показателя 50%) являлся не единственным критерием оценки нестоимостного показателя, наряду с ним в документации о закупке были еще установлены квалификация трудовых ресурсов (величина значимости показателя 10%) и обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ (величина значимости показателя 40%), по которым ООО «ПроектБалтЭнерго» набрал максимальное количество баллов.

В силу части 7 статьи 53 Закона № 44-ФЗ на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

При этом, победитель определяется по результатам суммированиях всех баллов (стоимостных и нестоимостных), если у участника закупки отсутствуют документы, подтверждающие какие-либо нестоимостные показатели, это не лишает права участника закупки подать заявку на участие в конкурсе, и не будет являться основанием для признания заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации.

В случае отсутствия опыта по выполнения работ сопоставимого характера и объема участник закупки имеет возможность снизится по цене.

Министерство ЖКХиЭ (вх. № 21361 от 07.12.2021, вх. №1847э от 07.02.2022) представило следующие пояснения по делу.

Пояснения лица сводятся к несогласию с наличием нарушения.

Помимо прочего, лицо заявляет, что требование по успешному выполнению работ на сумму не менее 4 000 000,0 рублей было установлено по следующим причинам:

  • начальная максимальная цена контракта (исходя из стоимости разработки на один год) составляет 4 000 000,0 рублей, и установленная требуемая стоимость аналогичных работ его не превышает.
  • в п 2.18 технического задания (далее - ТЗ), представленного в Описании объекта закупки на выполнение научно-исследовательской работы «Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области» в рамках ведомственной целевой программы «Корректировка схемы и программы перспективного развития электроэнергетикиНовосибирской области», дополнительно к техническому заданию  на подобные работы (схемы и программы развития электроэнергетики регионов) присутствует требование выполнения Прогнозного топливно-энергетического баланса с учетом межтопливной конкуренции, необходимость качественного и своевременного выполнения которого обусловлена перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, в соответствии с которым, руководителям всех субъектов Российской Федерации необходимо разработать и утвердить целевые топливно- энергетические балансы субъектов Российской Федерации до 01.04.2022 года, необходимые для последующего внедрения новой модели развития газификации регионов.

Начальная максимальная цена контракта только этих работ, без учета непосредственно разработки схемы и программы развития электроэнергетики региона, колеблется в районе 5-10 млн. рублей.

При этом в представленных ООО «ПроектБалтЭнерго» договорах (опыт работ), данные работы отсутствуют, что существенно снижает стоимость выполненных работ.

Данные работы очень сложные, не стандартные, не шаблонные, поскольку являются научно-исследовательской работой. Кроме того, в настоящее время методика разработки прогнозного топливно-энергетического баланса является новой и только направлена в регионы для руководства, что повышает сложность данных работ, увеличивает трудовые и временные затраты на ее выполнение и требует высокой квалификации подрядчика.

Исходя из важности задач, решаемых работой-предметом закупки и был установлен критерий наличия опыта выполнения работ с сопоставимой с начальной максимальной ценой контракта.

При этом следует учитывать именно сумму одного контракта, а не суммировать общую сумму всех контрактов, которые могут быть представлены участником для получения максимального количества баллов по данному показателю, так как участник исполнивший несколько контрактов на сумму 4 000 000 рублей и более будет иметь преимущества в части наличия опыта перед участником, исполнившими 1 контракт на сумму 4 000 000,0 рублей и более. Такому участнику правомерно будет присвоено большее количество баллов, поскольку он предлагает заказчику лучшие условия исполнения контракта.

Кроме того, анализ технических заданий на выполнение работ якобы сопоставимого характера, с низкой стоимостью (из общедоступных источников) показал отсутствие в них требований рассмотрения вопроса прогнозных Топливно-энергетических балансов.

Рассмотрев контракты, заключенные ООО «ПроектБалтЭнерго» на разработку Схем и программ перспективного развития электроэнергетики в других регионах, министерство подтверждает ранее представленные доводы о том, что техническое задание 2021 года на разработку Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области содержит требование (п 2.18) к специфичной сложной работе по перспективному топливно-энергетическому балансу до 2030 года в соответствии с поручение Президента РФ. В технических заданиях, например, Архангельской области  и Республики Карелия, данных требований нет. Данный фактор существенно снижает стоимость указанных выше выполненных работ.

ООО «ИНПЭС» представило следующие пояснения (вх. №235э от 11.01.2022, вх. №1800 от 04.02.2022) по делу.

Пояснения лица сводятся к несогласию с наличием вменяемого нарушения.

Помимо прочего ООО «ИНПЭС» сообщает, что заявителем пропущен срок на обжалование конкурсной документации. Законом не запрещено устанавливать требования к стоимости договоров/контрактов, подлежащих оценке в качестве нестоимостного критерия, если это удовлетворяет потребностям заказчика.

Положения документации не нарушают прямых запретов, установленных законом о контрактной системе, а направлены на удовлетворение потребностей заказчика.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 4 Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018, согласно которой, использование заказчиком оценочных критериев при выборе контрагента не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

ООО «ИНПЭС» приводит следующую судебную практику кассационных инстанций в подтверждение правомерности установления требований к стоимости оцениваемых контрактов (договоров): Постановление арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 октября 2021 г. по делу N А17-10342/2020; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.05.2021 N Ф02- 2092/2021 по делу N А33-21481/2020; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.10.2021 N Ф03- 5804/2021 по делу N А16-3591/2020; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.10.2021 N Ф03- 5516/2021 по делу N А16-3592/2020; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.08.2021 N Ф04- 3142/2021 по делу N А70-17652/2020; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.08.2019 N Ф05-10113/2019 по делу N А40-102856/2018; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2017 N Ф07- 8137/2017 по делу N А56-72348/2016.

 Закупочная документация не содержит требований о том, что к рассмотрению принимаются только контракты, сведения о которых содержатся в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), следовательно, к оценке допускались любые гражданско-правовые договоры, в том числе, исполненные на условиях субподряда. При таких обстоятельствах, проведенный заявителем и представленный на стр. 10 жалобы «количественный анализ выполненных работ» не может быть принят во внимание.

К оценке допускались субподрядные договоры, следовательно ответчики не могли предвидеть и оценить через общедоступные сведения в ЕИС, какое количество договоров будет представлено к оценке участниками закупки. Также ответчики не могли знать, какое программное обеспечение и кадровые ресурсы имеются у потенциальных участников закупки, поскольку данные сведения также отсутствуют в общедоступных источниках.

Следовательно, довод заявителя о создании заказчиком гарантированных условий для победы ООО «ИНПЭС», не находит своего подтверждения.

Рассматриваемые положения конкурсной документации не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Значения показателей нестоимостного критерия не препятствуют участию в рассматриваемом конкурсе, не создают преимущества конкретному участнику закупки, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком в конкурсной документации. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании положений документации и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.

Предметом спорной закупки является выполнение научно-исследовательской работы.

Работа по разработке СиПР Новосибирской области характеризуется большим объемом и сложностью по сравнению с аналогичными работами, выполняемыми в других регионах России, на которые указал заявитель в своей жалобе.

 В соответствии с п. 2.8 и 2.10 технического задания на выполнение СиПР НСО на основании результатов расчетов должен быть сформирован перечень мероприятий по новому строительству и реконструкции электросетевых объектов, реализация которых позволит обеспечить надежную работу энергосистемы и, как следствие, обеспечить надежное электроснабжение всех существующих и перспективных потребителей (в том числе и спортивных объектов) с учетом всех нормативных требований.

Заявителем не представлен опыт, который бы свидетельствовал о рассмотрении вопросов надежности электроснабжения объектов при проведении схожих мероприятий.

Таким образом, из сравнения Новосибирской области с другими регионами, в отношении которых у заявителя имеется опыт разработки СиПР, видно, что Новосибирская область обладает всем перечнем вышеперечисленных усложняющих факторов, что увеличивает объем и усложняет саму суть работы по разработке СиПР НСО.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

21.06.2021 на сайте https://zakupki.gov.ru/ размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы «Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области» в рамках ведомственной целевой программы «Корректировка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области».

Заказчик Министерство ЖКХиЭ,

Уполномоченное учреждение ГКУ НСО «УКСиС».

Начальная (максимальная) цена контракта: 8 000 000 (Восемь миллионов) рублей 00 копеек.

Пунктом 23 Конкурсной документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0851200000621003586 установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и величины значимости этих критериев[1]:

1) цена контракта – значимость 20%;

2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Показателями опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема являются:

- количество исполненных контрактов (договоров) по успешному выполнению работ по разработке схем и программ развития электроэнергетики регионов, стоимость которых составляет не менее 4 000 000,00 рублей за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;

- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ: наличие в штате у участника закупки специалистов, имеющих научные степени (доктора/кандидата технических наук, доктора/кандидата экономических наук);

- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ: наличие у участника закупки неисключительных прав на специализированное программное обеспечение, необходимое для выполнения работ: RastrWin, AutoCAD.

 Относительно оспариваемого заявителем показателя - опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема количество исполненных контрактов (договоров) по успешному выполнению работ по разработке схем и программ развития электроэнергетики регионов, стоимость которых составляет не менее 4 000 000,00 рублей за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в п/п. 2.1.1 п. 23 Конкурсной документации указано следующее.

Указанный опыт подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) с актами приемки выполненных работ по таким контрактам (договорам), подтверждающими их исполнение в полном объеме.

Максимальное количество баллов по данному показателю - 100 баллов.

- при отсутствии копий подтверждающих документов - 0 баллов;

- от 1 до 2 (включительно) контрактов (договоров) с актами приемки оказанных услуг - 30 баллов;

- от 3 до 4 (включительно) контрактов (договоров) с актами приемки оказанных услуг - 70 баллов,

- 5 и более контрактов (договоров) с актами приемки оказанных услуг – 100 баллов.

Величина значимости показателя = 50%.

Коэффициент значимости показателя = 0,5.

На участие в закупке поступили 3 заявки: ООО «Современные коммуникации Парус», ООО «ИНПЭС», ООО «ПроектБалтЭнерго».

ООО «ИНПЭС» набрал наибольшее количество баллов и признан победителем. Заявке ООО «ПроектБалтЭнерго» присвоен второй номер.

ООО «ПроектБалтЭнерго» представило в составе своей заявки на участие в закупке контракты на выполнение работ по разработке СиПР электроэнергетики Архангельской области, Калининградской области, Вологодской области, республики Карелия, республики Калмыкия, Нижегородской области, республики Дагестан.

В приложенных к договорам технических заданиях отсутствуют требования к выполнению прогнозного топливно-энергетического баланса до 2030 года. Цена контрактов составила менее 4 000 000 руб. По показателю количества исполненных контрактов (договоров) по успешному выполнению работ по разработке схем и программ развития электроэнергетики регионов, стоимость которых составляет не менее 4 000 000, 00 рублей за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе заявителю присвоено 0 баллов.

Новосибирским УФАС России проведен анализ размещенной в ЕИС информации об исполненных контрактах на выполнение научно-исследовательских работ на разработку СиПР в регионах России с ценой контракта более 4 000 000 руб. В результате установлено, что в ЕИС размещена информация о 35 исполненных контрактах, отвечающим названным условиям[2].

Помимо победителя рассматриваемой закупки ООО «ИНПЭС» работы по разработке СиПР выполнены также иными организациями - ООО «ЭТС-Проект», АО «Научно-технический центр единой энергетической системы», ООО «БЭК Инжиниринг».

Комиссией Новосибирского УФАС России рассмотрена жалоба ООО «ПроектБалтЭнерго» в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ. Вынесено решение от 03.08.2021 № 054/06/54.5-1468/2021.

При проведении проверки закупки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках открытого конкурса в электронной форме, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что  положения конкурсной документации, устанавливающие порядок оценки заявок участников закупки по показателю «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки.

 

В результате анализа и сопоставления документов Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Исходя из конкурсной документации опыт участника по выполнению работ по разработке СиПР сопоставимого характера и объема влияет на оценку той или иной заявки, а не на допуск участника до торгов.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона № 44-ФЗ порядок оценки окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 Правил № 1085 предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 11 Правил № 1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил № 1085 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Исходя из анализа приведенных положений Закона № 44-ФЗ и Правил N 1085, заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели), в том числе квалификация участника, «опыт», «квалификация трудовых ресурсов», «обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами» и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки.

 В соответствии со ст. 6 Закона №44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии со ст. 8 Закона №44-ФЗ, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, законодатель установил равенство принципов защиты конкуренции и удовлетворения нужд заказчика (в том числе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд).

Превалирование одного из принципов над другим не допускается.

В соответствии со ст. 4 Закон №135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Оспариваемый критерий, как установлено ранее, является оценочным критерием, а не допуска к торгам.

Любой хозяйствующий субъект, подходящий под требования закупочной документации вправе принять участие в оспариваемых торгах, невзирая на установленный критерий оценки, что подтверждается материалами дела. Сама правовая природа конкуренции подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, в том числе по стоимостным и не стоимостным критериям.

Так ООО «ПроектБалтэнерго» было допущено до участия в закупке и вступило в конкурентную борьбу зав право заключения договора.

Принцип состязательности, конкуренции в данных торгах ООО «ПроектБалтэнерго» мог быть реализован путем включения в состав заявки предложений по иным критериям оценки (на условиях, более выгодных по сравнению с иными участниками): цена контракта, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Действующие нормы федерального права не устанавливают точный запрет на установление того или иного соотношения не стоимостных критериев в сумме контракта.

Условия аукционной документации, установленные в отношении критерия оценки заявок «Квалификация участников» по показателю опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону № 44-ФЗ либо антимонопольному законодательству, если у Комиссии отсутствуют доказательства того, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.

Доказательств, свидетельствующих о намеренном установлении ответчиками таких условий в целях победы конкретного лица, в материалы дела не представлено.

Действия Министерства ЖКХиЭ и ГКУ НСО «УКСис» не обусловлены исключительно необходимостью обеспечения победы в конкурсе конкретного хозяйствующего субъекта, а также согласуются с целями и задачами законодательства о закупках, направленными на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования денежных средств, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При указанных обстоятельствах Комиссии Новосибирского УФАС России приходит в выводу об обоснованности установления критерия оценки заявок «успешное  выполнение работ по разработке схем и программ развития электроэнергетики регионов, стоимость которых составляет не менее 4 000 000,00 рублей за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе» (что составляет 50% от НМЦК торгов).

Таким образом, в действиях заказчика Министерства ЖКХиЭ, уполномоченного учреждения ГКУ НСО «УКСиС» при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательской работы «Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области» в рамках ведомственной целевой программы «Корректировка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области (№ 0851200000621003586) отсутствует нарушение части 1 статьи 17 Закона №135-ФЗ.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь п. 4 ч. 9. ст. 44 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 054/01/17-2107/2021 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 


[1] стр. 146-147 тома I материалов дела

[2] стр. 134-145 тома I материалов дела

Связанные организации

Связанные организации не указаны