Решение №054/06/33-1934/2021 жалобы ООО «ТД Беллакт», ООО «Стимул» на действия заказчика ... от 4 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/33-1934/2021

 

04 октября 2021 года                                                                                                         г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в присутствии представителей:

от уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис»: … (по доверенности), … (по ….

рассмотрев в дистанционном режиме жалобы ООО «ТД Беллакт», ООО «Стимул» на действия заказчика – ГКУ НСО «Новосибоблфарм» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000621005846 на поставку начальной молочной смеси для детского питания, начальная (максимальная) цена контракта 24 779 328 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «ТД Беллакт», ООО «Стимул» с жалобами на действия заказчика – ГКУ НСО «Новосибоблфарм» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000621005846 на поставку начальной молочной смеси для детского питания.

Суть жалобы ООО «ТД Беллакт» заключается в следующем.

1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Так, в описании объекта закупки установлено следующее:

 

Сухая молочная адаптированная смесь для детей от 0 до 12 месяцев*

Белок, г - не менее 1,20 – не более 1,30***

Белки молочной сыворотки: % от общего количества белка – не менее 63***

 

«*» - с имеющейся потребностью в Новосибирской области, в соответствии с письмом министерства здравоохранения Новосибирской области № 955–01/24 от 29.01.2021 «О закупе детского питания»;

«***» - в соответствии с рекомендациями главного педиатра Министерства Здравоохранения Новосибирской области.

Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145 (далее – Правила использования КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» - «и» п. 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию. В случае представления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Заказчиком применен код позиции КТРУ 10.86.10.133-00000002 «Начальная молочная смесь для детского питания».

Техническим регламентом ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (далее - ТР ТС 033/2013) в отношении адаптированных молочных смесей (сухие, жидкие, пресные, кисломолочные) и продуктов на основе частично гидролизованных белков для питания детей от 0 до 12 месяцев установлены показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта): белок (г) - 1,2 - 2,1; белки молочной сыворотки (% от общего количества белка, не менее) – 50 «*».

«*» за исключением адаптированных казеиндоминирующих смесей (молочных смесей с содержанием казеина более 50% от общего количества белка).

Таким образом, заказчиком по указанным показателям значения установлены не в соответствии с ТР ТС № 033/2013.

Однако в описании объекта закупки отсутствует надлежащее обоснование установления таких требований, а также отсутствуют сведения о том каким образом заказчик определил свою потребность в закупаемом товаре.

Размещенное в описании объекта закупки обоснование, по мнению подателя жалобы, является ненадлежащим, поскольку общество ставит под сомнение выводы, указанные в данном обосновании.

2. В описании объекта закупки содержатся ссылки на письмо министерства здравоохранения Новосибирской области № 955–01/24 от 29.01.2021 «О закупе детского питания» и рекомендации главного педиатра министерства здравоохранения Новосибирской области. При этом, данные документы не находятся в открытом доступе.

Поскольку рекомендации главного педиатра Министерства здравоохранения Новосибирской области и письмо министерства здравоохранения Новосибирской области № 955–01/24 от 29.01.2021 не являются общедоступными, документация об электронном аукционе составлена с нарушением ст. 7 Закона о контрактной системе.

3. Податель жалобы полагает, что с учетом требований, установленных в описании объекта закупки, в пределах начальной (максимальной) цены контракта к поставке может быть предложен единственный товар - смесь Nutrilak 0-12 (иные соответствующие смеси являются товарами премиум сегмента).

Суть жалобы ООО «Стимул» заключается в следующем.

1. Довод жалобы аналогичный 1 доводу жалобы ООО «ТД Беллакт».

2. ООО «Стимул» считает, что совокупности требований, установленных в описании объекта закупки, соответствует только смесь Nutrilak (ЗАО «Инфаприм», Россия).

Смеси иных производителей не соответствуют на основании следующего:

- «Nestogen Комфорт Plus», Нестле, Франция (данная смесь не соответствует в части возрастного диапазона - от 0 до 6 месяцев);

- «Малютка», Нутриция, Россия (данная смесь не соответствует требованиям в части содержания белков молочной сыворотки – 60%);

- «Mamelle», Фармалакт, Россия (данная смесь не соответствует требованиям в части содержания белка – 1,4 г, белков молочной сыворотки – 50%);

- «NAN Тройной комфорт», Нестле, Германия (данная смесь является специализированным пищевым продуктом детского питания (белковый компонент представлен частично гидролизованным белком молочной сыворотки), что не соответствует позиции КТРУ);

- «Bellakt 0-12», Беллакт, Республика Беларусь (данная смесь не соответствует требованиям в части содержания белка – 1,4 г, белков молочной сыворотки – 60%);

- «Nestogen 1», Нестле, Россия (данная смесь не соответствует требованиям в части содержания белка – 1,34 г, белков молочной сыворотки – 60%);

- «NAN Supreme», Нестле, Германия (данная смесь является специализированным пищевым продуктом детского питания (белковый компонент представлен частично гидролизованным белком молочной сыворотки), что не соответствует позиции КТРУ).

 

ГКУ НСО «Новосибоблфарм» в возражениях на жалобы ООО «ТД Беллакт», ООО «Стимул» сообщило следующее.

1. Определяющим фактором при установлении соответствующих требований к объекту закупки являются потребности заказчика.

Закупка детского питания осуществляется в соответствии с государственной программой Новосибирской области «Развитие здравоохранения Новосибирской области» (мероприятие 4.2.4.1 «Обеспечение дополнительным питанием детей первого-третьего года жизни, относящихся к установленным категориям»).

Поскольку состав продукта влияет на его качественные параметры и определяет применение, требования к составу являются обязательными при описании объекта закупки.

В соответствии с Правилами использования КТРУ заказчик вправе указать дополнительные потребительские свойства товара, не противоречащие положениям ст. 33 Закона о контрактной системе.

Требование о содержании белков и белков молочной сыворотки в начальной молочной смеси содержится в приложении № 12 «Физико-химические показатели идентификации продукции детского питания на молочной основе, адаптированных или частично адаптированных начальных или последующих молочных смесей (в том числе, сухих), сухих кисломолочных смесей, молочных напитков (в том числе, сухих) для питания детей раннего возраста, молочных каш, готовых к употреблению, и молочных каш сухих (восстанавливаемых до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста» ТР ТС 033/2013, где указано, что показатель пищевой ценности белка на 100 мл готового к употреблению продукта составляет  - 1,2-2,1 г; содержание белков молочной сыворотки - не менее 50% от общего количества белков.

При этом, из примечания к приложению № 12 ТР ТС 033/2013 следует, что состав белков адаптированной молочной смеси должен быть максимально приближен к составу белков женского молока. В зрелом грудном молоке содержание белков молочной сыворотки - не менее 63%. Соответственно, с целью того, чтобы максимально приблизить состав сухой молочной смеси к составу грудного молока заказчиком установлен минимальный предел сывороточного белка - не менее 63% от общего количества белка.

Требование о содержании в начальных молочных смесях сниженного количества белка (с 2,1 г до 1,3 г) установлено в соответствии с рекомендациями главного внештатного специалиста-педиатра Новосибирской области. Высокая скорость роста детей на протяжении первых 6 месяцев жизни, независимо от характера вскармливания, существенно повышает риск развития ожирения. Ключевое влияние на динамику массо-ростовых показателей детей грудного возраста оказывает количество потребления белка. Его избыточное поступление активирует сигнальные белковые молекулы, контролирующие пролиферацию клеток и гомеостаз, что приводит к гипертрофическому росту адипоцитов и ожирению.

Требования, установленные в отношении содержания белка и белков молочной сыворотки, соответствуют максимальным и минимальным допустимым значениям, предусмотренным ТР ТС 033/2013.

Описанию объекта закупки соответствуют товары не менее трех производителей начальной молочной смеси для детского питания (Mamelle, Nutrilak, NAN Optipro 1).

2. Положения Закона о контрактной системе и Правил использования КТРУ не устанавливают требования к содержанию обоснования включения дополнительной информации в описание объекта закупки или к форме такого обоснования.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно описанию объекта закупки к поставке необходима начальная молочная смесь для детского питания.

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что требование о содержании белков и белков молочной сыворотки в начальной молочной смеси, в том числе, их количественное значение, включено в описание объекта закупки на основании рекомендаций главного внештатного специалиста-педиатра Министерства здравоохранения Новосибирской области (данные рекомендации в полном объеме размещены в ЕИС в составе описания объекта закупи).

В соответствии с п. 6 Правил использования КТРУ в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Вместе с тем, требования к форме данного обоснования не установлены ни Законом о контрактной системе, ни Правилами использования КТРУ. Следовательно, такое обоснование заказчик формирует самостоятельно.

Так, Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в описании объекта закупки в качестве обоснования установления требования о содержании белков и белков молочной сыворотки в начальной молочной смеси содержатся рекомендации главного внештатного специалиста-педиатра Министерства здравоохранения Новосибирской области.

Учитывая специфику товара, необходимого к поставке, и обоснование установления требования о содержании белков и белков молочной сыворотки в начальной молочной смеси, представленное ГКУ НСО «Новосибоблфарм», Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что описание объекта закупки составлено исходя из потребностей заказчика и включает в себя значимые для ГКУ НСО «Новосибоблфарм» характеристики товара.

Кроме того, на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки (к поставке были предложены смеси производства ООО «Нестле» (NAN Optipro 1), ЗАО «Инфаприм» (Nutrilak 0-12), ООО «Фармалакт» (Mamelle).

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что вышеуказанные смеси соответствуют требованиям, установленным в описании объекта закупки. Довод ООО «Стимул» в отношении того, что смесь «Mamelle» не соответствует требованиям заказчика не находит своего подтверждения на основании следующего.

Заказчиком были представлены фотографии потребительской упаковки смеси «Mamelle +1», ООО «Фармалакт», Россия, из которых следует, что в указанной смеси содержание белка – 1,3 г, белков молочной сыворотки – 65%.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобы ООО «ТД Беллакт», ООО «Стимул» на действия заказчика – ГКУ НСО «Новосибоблфарм» и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» при проведении электронного аукциона № 0851200000621005846 на поставку начальной молочной смеси для детского питания  необоснованными.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны