Решение №054/01/18.1-2015/2019 Признать жалобу ПАО «КМЗ» на действия организатора торгов М... от 17 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 054/01/18.1-2015/2019

17 октября 2019 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Долженкова Е.В. – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Филатьева И. Е. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества «Карачаровский механический завод» (далее – ПАО  «КМЗ») на действия организатора торгов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - Министерство ЖКХиЭ НСО) при проведении предварительного отбора
№ 3.4-2019-ПО по предмету «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений»,

в отсутствие представителей заявителя – ПАО  «КМЗ», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей организатора торгов – Министерства ЖКХиЭ НСО: <.....> (по доверенности от 15.10.2019 года № 39), <...> (по доверенности от 18.09.2019 года № 38),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ПАО  «КМЗ» на действия организатора торгов Министерства ЖКХиЭ НСО при проведении предварительного отбора № 3.4-2019-ПО по предмету «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений».

Заявитель сообщает следующее.

09.08.2019 года на сайте оператора электронной площадки «РТС-тендер» https://www.rts-tender.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Министерством ЖКХиЭ НСО было размещено извещение (РТС154В190016, № в ЕИС: 015120001021900016) о проведении предварительного отбора № 3.4-2019-ПО по предмету «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений».

Согласно извещению, дата и время начала подачи заявок на участие: 09.08.2019 года 20:00 (по мск), дата и время окончания срока подачи заявок: 06.09.2019 года 05:00 (по мск); дата рассмотрения заявок – 20.09.2019 года.

Заявителем 05.09.2019 года в 15:21 (по мск) была подана заявка на участие в предварительном отборе.

Согласно протоколу предварительного отбора № РТС154В190016 от 19.09.2019 года, опубликованного 20.09.2019 года, ПАО «КМЗ» отказано во включении в Реестр на основании пункта 40 Положения.

В соответствии с частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации.

Для привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, орган по ведению Реестра, который является уполномоченным на то исполнительным органом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в квартал должен проводить предварительные отборы подрядных организаций для формирования соответствующего Реестра (абзацы 9-10, 12 пункта 2 Положения).

Уполномоченным органом по ведению Реестра в Новосибирской области является Министерство ЖКХиЭ НСО.

Согласно пункту 36 Положения для участия в предварительном отборе участник подает заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора согласно пункту 52 Положения принимает одно из следующих решений:

а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;

б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 Положения.

Пункт 53 Положения устанавливает закрытый перечень оснований для отказа участнику предварительного отбора во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций:

а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 Положения;

б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 Положения;

в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

В соответствии с пунктом 28 Положения, невключение в реестр квалифицированных подрядных организаций по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 53 Положения, не допускается.

Решение Заявителя, будучи уже включенного в Реестр Новосибирской области по предмету «оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт» (№ реестровой записи 00772102405720180035), обусловлено тем, что трехгодичный срок нахождения подрядной организации в РКПО истекает 14.10.2019 года, а организация следующего предварительного отбора, исходя из пункта 6 Положения, Органом по ведению Реестра может быть организована только через три месяца.

Для реализации целей осуществления предпринимательской деятельности, подрядная организация заинтересована в беспрерывном нахождении в РКПО для того, чтобы всегда иметь возможность принять участие в организуемых аукционах. Однако, исходя из толкования Министерством ЖКХиЭ НСО Положения, если подрядная организация включена в Реестр, право на подачу заявки в новом предварительном отборе у такой организации отсутствует, даже в том случае, если истекает срок нахождения в Реестре, что также может быть квалифицировано, как ограничение конкуренции, согласно статье 17 Закона о защите конкуренции.

Пункт 40 Положения, на который ссылается комиссия, предусматривает, что в рамках одного предмета предварительного отбора участник предварительного отбора вправе подать только одну заявку на участие в предварительном отборе, пока она не рассмотрена в порядке, предусмотренном Положением, и по ней не принято решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

В свою очередь, согласно пункту 54 Положения, в случае установления факта подачи одним участником предварительного отбора 2 и более заявок на участие в предварительном отборе при условии, что поданные ранее заявки на участие в предварительном отборе таким участником не отозваны, все заявки на участие в предварительном отборе такого участника не рассматриваются.

То есть, исходя из толкования данных пунктов, с учетом пунктов 28 и 52-53 Положения, подрядная организация не может подать две заявки по одному и тому же предмету в рамках одного и того же предварительного отбора. Если предмет предварительных аукционов на протяжении длительного времени один, при этом предварительные отборы производятся периодически, это не означает что заявки должны исчисляться с момента первой подачи, равно как и то, что количество заявок не должно быть приравнено к количеству действующих реестровых записей.

Законодательство РФ не содержит ограничений по количеству действующих реестровых записей в РКПО, в рамках различных предварительных отборов по одному и тому же предмету.

Поскольку зачастую неправомерность действий со стороны субъектов правоотношений, регулируемых Положением, также обуславливается техническими ограничениями, обращаю Ваше внимание, официальный сайт единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС), утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации, не устанавливает ограничений по наличию более одной действующей реестровой записи  по одному и тому же предмету. Более того ЕИС технически обозначает необходимость проведения подрядной организацией мониторинга на организацию предварительных отборов, если срок реестровой записи составляет менее трех месяцев.

Таким образом, решение комиссии отклонить заявку ПАО «КМЗ» по предварительному отбору является незаконным и необоснованным, нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, прямо препятствуют осуществлению деятельности, исключая возможность участвовать в электронных аукционах, проводимых на территории Новосибирской области, и ограничивает конкуренцию.

В своих возражениях Министерство ЖКХиЭ НСО сообщило следующее.

Порядок включения организаций в реестр квалифицированных подрядных организаций и исключения из него установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 года № 615).

Данным постановлением предусматривается проведение предварительного отбора подрядных организаций, по итогам которого формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, отвечающих в полной мере требованиям по выполнению работ на территории каждого субъекта Российской Федерации.

Рассмотрение заявок участников отбора на соответствие установленным требованиям осуществляет комиссия по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области, утвержденная приказом министерства от 24.08.2016 года № 166 «О создании комиссии по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области» (далее - комиссия).

В соответствии с пунктом 8 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 года № 615-п (далее - Положение), предварительный отбор подрядных организаций проводится по предметам электронного аукциона, в том числе по предмету «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений».

ПАО «КМЗ» было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений» 14.10.2016 года, реестровая запись 00772102405720180035.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 20 Положения период действия результатов предварительного отбора составляет три года с даты внесения записи об участнике предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Реестр квалифицированных подрядных организаций является частью сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, который ведется в электронном виде на официальном сайте уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 61 Положения).

По истечении срока действия результатов предварительного отбора, в целях защиты информации, включенной в сводный реестр квалифицированных подрядных организаций, обеспечивается автоматическое исключение из данного сводного реестра информации о подрядных организациях с сохранением указанной информации в архиве (подпункт «ж» пункта 75 Положения).

Вместе с тем, пунктом 40 Положения установлено, что в рамках одного предмета предварительного отбора участник предварительного отбора вправе подать только одну заявку на участие в предварительном отборе.

Комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным Положением, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций только по истечении трехлетнего периода, на который подрядная организация была в него включена.

ПАО «КМЗ» была подана заявка на участие в предварительном отборе № 3.4-2019-ПО 05.09.2019 года (заявка зарегистрирована под номером 6).

Дата окончания срока рассмотрения заявок, поступивших в ходе предварительного отбора № 3.4-2019-ПО, установленная в документации о проведении предварительного отбора № 3.4-2019-ПО по предмету предварительного отбора «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт», утвержденной приказом министерства ЖКХиЭ НСО от 09.08.2019 года № 158, в соответствии с пунктом 50 Положения, 20.09.2019 года.

Таким образом, истечение трехлетнего периода, на который ПАО «КМЗ» было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений» произошло после завершения срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе № 3.4-2019-ПО, и министерство не имело правовых оснований для рассмотрения заявки ПАО «КМЗ», поданной 05.09.2019 года и зарегистрированной под номером 6, при проведении данного предварительного отбора.

Необходимо отметить, что в пункте 40 Положения речь идет о предмете предварительного отбора в целом, а в пункте 54 Положения - о предварительном отборе, то есть об одной отдельно взятой закупке.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

09.08.2019 года Министерство ЖКХиЭ НСО опубликовало извещение № 015120001021900016 на сайте http://zakupki.gov.ru о проведении предварительного отбора по предмету «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений».

ПАО  «КМЗ» 05.09.2019 года была подана заявка на участие в предварительном отборе.

В соответствии с Протоколом по проведению предварительного отбора № РТС154В190016 от 19.09.2019 года на участие в предварительном отборе поступило семь заявок, по трем из них, в том числе по заявке ПАО «КМЗ», комиссией принято решение о невключении в реестр квалифицированных подрядных организаций. ПАО «КМЗ» отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций на основании пункта 40 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 года № 615.

Порядок включения организаций в реестр квалифицированных подрядных организаций и исключения из него установлен Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 года № 615 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 52 Положения на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:

а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;

б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 настоящего Положения.

Согласно пункту 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:

а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения;

б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения;

в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

Таким образом, перечень оснований для отказа участнику предварительного отбора во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций является закрытым.

В соответствии с пунктом 28 Положения, невключение в реестр квалифицированных подрядных организаций по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 53 Положения, не допускается.

Пунктом 40 Положения определено, что в рамках одного предмета предварительного отбора участник предварительного отбора вправе подать только одну заявку на участие в предварительном отборе, пока она не рассмотрена в порядке, предусмотренном настоящим Положением, и по ней не принято решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

При этом в соответствии с пунктом 54 Положения в случае установления факта подачи одним участником предварительного отбора 2 и более заявок на участие в предварительном отборе при условии, что поданные ранее заявки на участие в предварительном отборе таким участником не отозваны, все заявки на участие в предварительном отборе такого участника не рассматриваются.

В соответствии с Протоколом по проведению предварительного отбора № РТС154В190016 от 19.09.2019 года заявка ПАО «КМЗ» была рассмотрена комиссией, по итогам рассмотрения комиссией было принято решение о невключении ПАО «КМЗ» в реестр квалифицированных подрядных организаций. При этом действующее законодательство не содержит такого основания для включения организации в реестр квалифицированных подрядных организаций как пункт 40 Положения.

Кроме того, действующее законодательство не содержит ограничений по количеству действующих реестровых записей в реестре квалифицированных подрядных организаций в рамках различных предварительных отборов по одному и тому же предмету.

Таким образом, ПАО «КМЗ» было необоснованно отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций при проведении предварительного отбора
№ 3.4-2019-ПО по предмету «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ПАО  «КМЗ» на действия организатора торгов Министерства ЖКХиЭ НСО при проведении предварительного отбора № 3.4-2019-ПО по предмету «Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений» обоснованной.

2. Выдать организатору торгов Министерства ЖКХиЭ НСО предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 5406793110, ОГРН 1145476133351