Решение №054/01/18.1-1057/2022 жалоба ООО «РЭС» на действия МУП «Электросеть» от 20 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/01/18.1-1057/2022

 

20 июня 2022 года                                                                                                      г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

….

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Районные Электрические Сети» (далее – ООО «РЭС») (вх. № 8420-ЭП/22 от 08.06.2022 г.) на действия заказчика муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Электросеть» (далее – МУП «Электросеть») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения работ по реконструкции электроснабжения жилого дома по ул. Кубовая, д. 99 в г. Новосибирске (сообщение № 32211409045 на сайте https://zakupki.gov.ru/),

в присутствии ...

 

УСТАНОВИЛА:

                  

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «РЭС» (вх. № 8420-ЭП/22 от 08.06.2022 г.) на действия заказчика МУП «Электросеть» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения работ по реконструкции электроснабжения жилого дома по ул. Кубовая, д. 99 в г. Новосибирске (сообщение № 32211409045 на сайте https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель сообщает следующее.

24.05.2022 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32211409045 на выполнение работ по реконструкции электроснабжения жилого дома по ул. Кубовая, д. 99 в г. Новосибирске (далее — закупка, конкурс).

ООО «РЭС» (далее — заявитель, участник) в регламентированный срок подачи заявок направило заявку на участие в данной закупке, составив её в соответствии с требованиями заказчика, указанными в закупочной документации. 

03.06.2022 г. заказчиком в ЕИС размещен протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение в ЕИС №32211409045). Указанный протокол содержит сведения о том, что комиссией в отношении заявки № 4 принято решение отказать в допуске к участию в конкурсе в электронной форме на основании п.18 конкурсной документации, а именно:

2) несоответствие участника закупки и (или) его заявки иным требованиям документации о закупке.

В обосновании решения указано, что в предложении о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг:

- не указаны конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в «Техническом задании» конкурсной документации, в том числе условные обозначения кирпича, труб полиэтиленовых, кабелей силовых, муфт концевых, смеси бетонной, что не соответствует требованиям п. 12 конкурсной документации;

- в отношении щебня указаны фракции 21 … 40 мм и 41 … 80 (70) мм, что является недостоверными сведениями, т.к. в соответствии с ГОСТ 8267-93, п. 4.2 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: … св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм.

По мнению подателя жалобы, требование заказчика о предоставлении в составе заявки участника Закупки конкретных показателей товара на предлагаемую к поставке продукцию обременяет участника закупки заблаговременно произвести/приобрести продукцию по предмету закупки.

Кроме того, участник может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки, выполнять работы и оказывать услуги надлежащим образом в соответствии с требованиями соответствующего договора.

При этом в случае, если участник закупки не является производителем предлагаемого к поставке товара, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика такого товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении в срок до окончания подачи заявок на участие в закупке документов, подтверждающих соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям Документации, а также подтверждающих наличие у участника права поставлять предлагаемый товар, возможность участников закупки подать заявку на участие в Закупке в соответствии с вышеуказанным требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает количество участников закупки.

Также отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки на участие в закупке соответствующих материально-технических ресурсов, а также подтверждающих документов, не является подтверждением невозможности исполнения таким участником закупки обязанностей по договору, заключаемому по результатам проведения закупки, поскольку такие ресурсы могут быть привлечены участником закупки по результатам заключения договора при условии признания его победителем закупки.

Таким образом, вышеуказанные требования заказчика ограничивают количество участников закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и нарушают пункты 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, участник закупки не может фактически прописать условные обозначения с конкретными показателями товара на стадии участия в закупке, так как не закупает материал и впоследствии он может не совпасть.

Таким образом, заказчик отклонил заявку участника закупки ввиду того, что заявка не соответствует требованиям п. 12 конкурсной документации, а именно в предложении о функциональных и качественных характеристиках товаров не указаны конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в «Техническом задании» конкурсной документации, с чем податель жалобы не согласен по следующим основаниям.

Документацией установлены требования к предложению участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки, а именно к описанию функциональных характеристик и качественных характеристик товара, качестве работ, услуг объекта закупки, приведенные в пункте 12 закупочной документации (далее – Требования п. 12).

Для участия в конкурсе ООО «РЭС» произвело заполнение заявки в соответствии с Инструкцией, необходимыми формами и требованиями, приведя свое описание каждого вида работ, материалов в соответствии с техническим заданием и общими требованиями.

Заказчик указывает следующие требования к товарам, поставляемым при выполнении работ:

Трубы напорные полиэтиленовые питьевые или технические. Номинальным наружным диаметром, мм, 160 и номинальной толщиной стенки, мм, 9,5. Отклонение по толщине стенки трубы не должно превышать +1,1 мм. Трубы должны быть из композиции полиэтилена ПЭ 100, серия труб S 8, стандартное размерное отношение SDR 17. Трубы полиэтиленовые должны иметь гладкие наружную и внутреннюю поверхности. Допускаются незначительные продольные полосы и волнистость, не выводящие толщину стенки трубы за пределы допускаемых отклонений. На наружной, внутренней и торцевой поверхностях труб не допускаются пузыри, трещины, раковины, посторонние включения, видимые без увеличительных приборов. Трубы должны быть в прямых отрезках (длиной от 5 до 24 м) или в бухтах. Предельное отклонение длины труб должно быть не более ± 3%.

Песок для строительных работ природный с истинной плотностью зерен 2,0* … 2,8* г/см3 или смесь природного песка и песка из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 при содержании последнего не более 20 % по массе. Группа песка должна быть – средний, с модулем крупности Мк 2,0 … 2,5*, полный остаток на сите № 063, в процентах по массе, 30 … 45*. Класс песка I или II, содержание, в процентах по массе: пылевидных и глинистых частиц не более 3, глины в комках не более 0,5. Значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов, Бк/кг, не более 740.

Кирпич керамический рядовой, полнотелый. Марка по прочности М100, марка по морозостойкости не менее F50, класс средней плотности 1,4* … 2,4* (группа по теплотехническим характеристикам условно-эффективные или обыкновенные). Номинальные размеры, мм: 250 x 120 x 65. Вертикальные грани рядовых изделий гладкие или рельефные. Изделия могут быть естественного цвета или объемно окрашенными. Средняя плотность 1210* … 2400* кг/м3.

Кабель силовой с алюминиевыми токопроводящими жилами, с изоляцией из сшитого полиэтилена, бронированный стальными оцинкованными лентами без подушки, материал защитного шланга – поливинилхлоридный пластикат, без экрана, не распространяющий горение при одиночной прокладке, по форме поперечного сечения – кабель должен быть круглый. Токопроводящая жила – однопроволочная или многопроволочная, сечением 240 мм2, число жил – 4. Кабель должен быть предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 1,0 кВ частоты 50 Гц в районах с умеренным и холодным климатом.

Муфты (заделки) концевые внутренней установки для оконцевания кабелей внутри помещений, с термоусаживаемыми перчатками, на переменное напряжение 1 кВ, частоты 50 Гц. Муфты для кабелей сечением жил 150-240 мм2, число жил 4. Материалы, применяемые в качестве клеящего слоя, должны иметь адгезию не менее 392 кПа (4 кгс/см2). Электрическая прочность электроизоляционных материалов, применяемых для изготовления деталей муфт, должна быть не менее 15 МВ/м. Контактные соединения муфт должны соответствовать требованиям ГОСТ 10434-82.

Бетонная смесь, приготовленная с использованием цемента, заполнителя, добавок и воды. Бетонная смесь мелкозернистого бетона (БСМ), класса по прочности на сжатие B15. В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонная смесь: подвижная, марка по осадке конуса П2-П4. Марки бетона: по морозостойкости не ниже F150 и водонепроницаемости W4.

Готовая к применению, модифицированная, однокомпонентная полиуретановая пена, применяется для заполнения и уплотнения стыков, зазоров и полостей, для обустройства кабельной проходки, не должна содержать фреона. Пена должна быть в баллонах емкостью 700 мл с насадкой под пистолет, выход пены (при свободном расширении) 30–35 л, температура применения (баллонов) от +5 °C до +30 °C, термостабильность от -40 °C до +90 °C.

Щебень из плотных горных пород для строительных работ, фракции: 20 … 40* мм и 40 … 80(70)*мм, марка щебня по дробимости должна быть не ниже 600. Щебень должен быть из осадочных; метаморфических; изверженных пород. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне не должно превышать 35 процентов по массе. Группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы должна быть 1-4. По истираемости щебень должен соответствовать марке И1 или И2, при этом потеря массы щебня при испытании, %, не более тридцати пяти. Содержание зерен слабых пород в щебне не должно быть более, % по массе, 10. Устойчивость структуры щебня против всех видов распада должна соответствовать следующим требованиям: потери массы при распаде, %, не более 5.

Согласно Требованиям п. 12 в Предложении о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг участник закупки должен указать конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в «Техническом задании» конкурсной документации, а также указать товарный знак (при наличии). В том числе к конкретным показателям относятся условные обозначения кирпича, труб полиэтиленовых, кабелей силовых, муфт концевых, смеси бетонной. Условные обозначения кирпича, труб полиэтиленовых, кабелей силовых, муфт концевых, смеси бетонной должны быть указаны в соответствии с ГОСТ, указанными в Техническом задании.  

Также согласно Требованиям п. 12: Символ «многоточие», установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. В данном случае, если при использовании символа «многоточие» требуемое значение параметра сопровождается   знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка).

Такое условие Требований п. 12 соблюдено в заявке участника – представлен диапазон без включения первого значения, не сопровождающегося звездочкой:

Щебень из плотных горных пород для строительных работ, фракции: 21 … 40 мм и 41 … 80(70) мм, марка щебня по дробимости 600. Щебень из осадочных пород. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне 22 процента по массе. Группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы 3. По истираемости щебень соответствует марке И2, при этом потеря массы щебня при испытании, %, тридцать. Содержание зерен слабых пород в щебне, % по массе, 10. Устойчивость структуры щебня против всех видов распада соответствует следующим требованиям: потери массы при распаде, %, 5.

Соответствие ГОСТ: ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия. Страна происхождения Россия 643.

Также предложены сведения в отношении иных используемых товаров, учитывая, что требования Заказчика не содержат требований к условным обозначениям в принципе.

Трубы напорные полиэтиленовые технические. Номинальным наружным диаметром, мм, 160 и номинальной толщиной стенки, мм, 9,5. Отклонение по толщине стенки трубы не превышает +1,1 мм. Трубы выполнены из композиции полиэтилена ПЭ 100, серия труб S 8, стандартное размерное отношение SDR 17. Трубы полиэтиленовые имеют гладкие наружную и внутреннюю поверхности. Есть незначительные продольные полосы и волнистость, не выводящие толщину стенки трубы за пределы допускаемых отклонений. На наружной, внутренней и торцевой поверхностях труб отсутствуют пузыри, трещины, раковины, посторонние включения, видимые без увеличительных приборов. Трубы в бухтах. Предельное отклонение длины труб ±1,5 %.

Соответствие ГОСТ: ГОСТ 18599-2001 Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия. Страна происхождения Россия 643.

Песок для строительных работ природный с истинной плотностью зерен 2,0 … 2,8 г/см3. Группа песка – средний, с модулем крупности Мк 2,1 … 2,5, полный остаток на сите № 063, в процентах по массе, 31 … 45. Класс песка II, содержание, в процентах по массе: пылевидных и глинистых частиц 3, глины в комках 0,5. Значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов, Бк/кг, 740.

Соответствие ГОСТ: ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия. Страна происхождения Россия 643.

Кирпич керамический рядовой, полнотелый. Марка по прочности М100, марка по морозостойкости   F50, класс средней плотности 2,0 … 2,4 (группа по теплотехническим характеристикам обыкновенные). Номинальные размеры, мм: 250 x 120 x 65. Вертикальные грани рядовых изделий рельефные. Изделия естественного цвета.

Средняя плотность 1410 … 2400 кг/м3.

Соответствие ГОСТ: ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия. Страна происхождения Россия 643.

Кабель силовой с алюминиевыми токопроводящими жилами, с изоляцией из сшитого полиэтилена, бронированный стальными оцинкованными лентами без подушки, материал защитного шланга – поливинилхлоридный пластикат, без экрана, не распространяющий горение при одиночной прокладке, по форме поперечного сечения – кабель круглый. Токопроводящая жила – многопроволочная, сечением 240 мм2, число жил – 4. Кабель предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 1,0 кВ частоты 50 Гц в районах с умеренным и холодным климатом.

Соответствие ГОСТ: ГОСТ 16442-80 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия. Страна происхождения Россия 643.

Муфты (заделки) концевые внутренней установки для оконцевания кабелей внутри помещений, с термоусаживаемыми перчатками, на переменное напряжение 1 кВ, частоты 50 Гц. Муфты для кабелей сечением жил 240 мм2, число жил 4. Материалы, применяемые в качестве клеящего слоя, имеют адгезию 392 кПа (4 кгс/см2). Электрическая прочность электроизоляционных материалов, применяемых для изготовления деталей муфт, 15 МВ/м. Контактные соединения муфт соответствуют требованиям ГОСТ 10434-82.

Соответствие ГОСТ: ГОСТ 13781.0-86 Муфты для силовых кабелей на напряжение до 35 кВ включительно. Общие технические условия. Страна происхождения Россия 643.

Бетонная смесь, приготовленная с использованием цемента, заполнителя, добавок и воды. Бетонная смесь мелкозернистого бетона (БСМ), класса по прочности на сжатие B15. В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонная смесь: подвижная, марка по осадке конуса П3. Марки бетона: по морозостойкости F150 и водонепроницаемости W4.

Соответствие ГОСТ: ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия. Страна происхождения Россия 643.

Пунктом 11 документации предусмотрено, что первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать предложение участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки, а именно о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе в электронной форме.

При этом сведения, содержащиеся в заявке Участника, не должны допускать двусмысленных (противоречивых) толкований.

 Таким образом, условия Заказчика, указанные в Требованиях п. 12 соблюдены, предложенные характеристики соответствуют требованиям Заказчика.

Более того, при поставке товара в любом случае предоставляется сертификат и иные документы, подтверждающие представленные характеристики и качество товара.

Требования Заказчика в части заполнения заявки вводят в заблуждение, учитывая, что в принципе не совпадают с требованиями государственного стандарта, то есть не позволяют однозначно трактовать в нарушение ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

По мнению подателя жалобы при формировании требований допущены нарушения Закона о закупках и Закона о защите конкуренции. Комиссией заказчика неправомерно произведено отклонение заявки ООО «РЭС» от участия в закупке, что является ограничением конкуренции и противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

МУП «Электросеть» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

МУП г. Новосибирска «Электросеть»» не согласно с жалобой по следующим основаниям.

1. В отношении положения жалобы о требовании заказчика предоставления в составе заявки конкретных показателей товара на предлагаемую к поставке продукцию, которое обременяет участника закупки заблаговременно произвести/приобрести продукцию по предмету закупки.

Во-первых, в данном случае участник закупки обжалует положения документации об электронном конкурсе, что не было им сделано в то время, когда закупка была опубликована в единой информационной системе.

Тогда же, в период стадии подачи заявки, у участника закупки имелась возможность подать запрос на разъяснения положений документации, что также не было сделано.

Во-вторых, подав заявку на участие в конкурсе, участник закупки тем самым выразил свое согласие с положениями документации закупки, а также согласие участника конкурса в электронной форме на выполнение работы на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса в электронной форме (данное согласие предусмотрено положением конкурсной документации, п. 11.1).

В-третьих, ни одним из положений конкурсной документации не предусмотрено требование заблаговременно произвести/приобрести продукцию по предмету закупки. В Требованиях к предложению участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки, а именно к описанию функциональных характеристик и качественных характеристик товара, качестве работ, услуг объекта закупки (п. 12 документации) установлено, что и формулировки (например «не более», «не менее»), и показатели могут быть использованы при описании показателей в случае, если применение данных формулировок предусмотрено техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

То есть, положениями конкурсной документации, Требованиями к предложению участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки, а именно к описанию функциональных характеристик и качественных характеристик товара, качестве работ, услуг объекта закупки напрямую указано на описание характеристик в соответствии с государственными стандартами, тем более что перечень государственных стандартов, которым необходимо воспользоваться при описании материалов, в том числе используемых для выполнения работ, указан в Техническом задании.

Таким образом, конкурсной документации предусмотрено возможное отсутствие у участника закупки товара (материалов) на период подачи заявки.

Таким образом, отсутствует ограничение количества участников, что доказывает количество поданных заявок на участие в закупке (4), и количество участников, допущенных к участию в закупке (3), чьи первые части заявок признаны соответствующими требованиям конкурсной документации.

2. В отношении положения жалобы, что участник закупки не может фактически прописать условные обозначения с конкретными показателями товара на стадии участия в закупке, т.к. не закупает материал и впоследствии он может не совпасть:

В п. 12 конкурсной документации установлены «Требования к предложению участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки, а именно к описанию функциональных характеристик и качественных характеристик товара, качестве работ, услуг объекта закупки».

В соответствии с п. 12 конкурсной документации: Описание участником закупки выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик производится участником закупки в соответствии с Формой № 1 «Предложение о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг» с учетом всех требований, правил и указаний, установленных настоящей конкурсной документацией к такому описанию, в т.ч. в соответствии со всеми требованиями и указаниями Заказчика, установленными в Предложении о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг.

В Предложении о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг участник закупки должен указать конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в «Техническом задании» конкурсной документации, а также указать товарный знак (при наличии). В том числе к конкретным показателям относятся условные обозначения кирпича, труб полиэтиленовых, кабелей силовых, муфт концевых, смеси бетонной. Условные обозначения кирпича, труб полиэтиленовых, кабелей силовых, муфт концевых, смеси бетонной должны быть указаны в соответствии с ГОСТ, указанными в Техническом задании.

Таким образом, если участник закупки предполагает, что, указав условные обозначения на стадии подачи заявки, он может «не совпасть» с характеристиками товара при выполнении работ, то значит уже заранее участник закупки предполагает, что работы он будет выполнять с применением материалов, не соответствующих государственным стандартам, т.к. впрямую указано в конкурсной документации, что условные обозначения должны быть указаны в соответствии с ГОСТ, указанными в Техническом задании.

Такой показатель товара (материала) как «условное обозначение» предусмотрен государственными стандартами.

Условное обозначение — обозначение условное унифицированное графическое, буквенное, цифровое или смешанное изображение реальных элементов, установленное стандартом или другим документом.

Условное обозначение является точно таким же конкретным показателем в отношении товара, используемого для выполнения работ, как те же длина, ширина и т.п., т.к. условное обозначение дает не просто информацию о технических параметрах товара, а наиболее полную информацию о конкретном товаре. Условное обозначение стандартный показатель и представлено в значительном количестве государственных стандартов. Условное обозначение используется в документах о качестве материалов, при заказе материалов для изготовления, при нанесении соответствующей маркировки на изделие, на ярлыках, бирках и т.п.

Документы о качестве товаров содержат условные обозначения товаров, таким образом осуществлять приемку товара заказчику становится намного легче.

В отношении кабелей силовых:

Для кабелей силовых в соответствии с ГОСТ 16442-80 Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия, п. 1.8 (примеры условных обозначений) условные обозначения указываются при заказе кабелей.

В соответствии с ГОСТ 16442-80, п.6.4:

На щеке барабана или ярлыке, прикрепленном к бухте или барабану, должны быть указаны:

-           товарный знак завода-изготовителя;

-           условное обозначение кабеля;

-           длина кабеля в метрах и число отрезков;

-           масса брутто или нетто при поставке в бухтах в килограммах;

-           дата изготовления (год, месяц);

-           номер барабана или бухты.

В отношении муфт концевых:

Согласно ГОСТ 13781.0-86 Муфты для силовых кабелей на напряжение до 35 кВ включительно. Общие технические условия, п.7.1.:

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение муфт - по ГОСТ 18690 Согласно ГОСТ 18690-2012 КАБЕЛИ, ПРОВОДА, ШНУРЫ И КАБЕЛЬНАЯ АРМАТУРА. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

3.1.6 Маркировка кабельной арматуры проводится непосредственно на изделии или ярлыке.

В соответствии с п.3.3.2:

3.3.2 Маркировка изделий должна содержать следующие основные маркировочные данные:

-           наименование и/или товарный знак предприятия-изготовителя;

-           марка или условное обозначение изделия;

-           обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлено изделие; если изделие изготовлено в соответствии с требованиями стандарта вида общих технических условий (ОТУ), то кроме обозначения технических условий должно быть указано обозначение стандарта ОТУ;

-           основные параметры и характеристики изделия, влияющие на безопасность, если они не входят в условное обозначение;

-           дата изготовления (месяц и год);

-           сделано в (наименование страны изготовителя).

В отношении труб полиэтиленовых:

Согласно ГОСТ 18599-2001 «Трубы напорные из полиэтилена», п.5.3.1 Маркировку наносят на поверхность трубы методом термотиснения, методом термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения, методом цветной печати или другим способом, не ухудшающим качество трубы, с интервалом не более 1 м. Маркировка должна включать последовательно: наименование предприятия-изготовителя и/или товарный знак, условное обозначение трубы без слова «труба», месяц и год изготовления.

Таким образом, использование условных обозначений позволяет заказчику проверять соответствие товаров заявке участника и требованиям государственных стандартов.

Следовательно, участник закупки, не указав условные обозначения, не выполнил требования конкурсной документации, указанные в п.12 конкурсной документации.

3. В отношении фракции щебня:

В Техническом задании указано:

Щебень из плотных горных пород для строительных работ, фракции: 20 ... 40* мм и 40 ... 80(70)* мм...

При этом в Требованиях к предложению участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки, а именно к описанию функциональных характеристик и качественных характеристик товара, качестве работ, услуг объекта закупки указано следующее:

Во-первых, в случае установления соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием символа «многоточие», участник закупки должен указать в своей заявке диапазон значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона), удовлетворяющий соответственно требованиям к минимальному и максимальному значению

Во-вторых, символ «многоточие», установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. В данном случае, если при использовании символа «многоточие» требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка).

В-третьих, при описании предлагаемого для использования товара могут быть использованы только общепринятые обозначения, сокращения, терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Следуя пошагово указаниям п. 12 конкурсной документации, и руководствуясь при этом соответствующим государственным стандартом, указанном в Техническом задании в разделе «Требования к качеству» (ГОСТ 8267-93) в отношении фракции щебня:

Во-первых, отсутствие символа (*) звездочка после первого числа (20), означает, что не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка).

Во-вторых, наличие символа(*) после второго числа (40) означает, что участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.

В-третьих, в соответствии с ГОСТ 8267-93, п.4.2.1, Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: … св. 20 до 40 мм...

Рассматривая в совокупности все вышеуказанные положения, в первой части заявки необходимо было указать: щебень фракции свыше 20 до 40 мм, в том время как участник закупки в заявке указал 21...40 мм.

Указание фракции щебня в виде 21...40 мм также не соответствует требованиям государственных стандартов еще и по следующим основаниям:

В Техническом задании установлено соответствие ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.

В соответствии с ГОСТ 8267-93, п.6.1, испытания щебня производят в соответствии с ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 8269.0-97 Зерновой состав щебня (гравия) определяют путем рассева пробы на стандартном наборе сит.

В соответствии с п. 4.1.6 этого же ГОСТ для определения зернового состава отдельных фракций щебня (гравия) должны применяться сита с круглыми или квадратными отверстиями на круглых или квадратных обечайках с диаметром или стороной не менее 300 мм. Стандартный набор сит для щебня (гравия) КСИ должен включать сито с квадратными отверстиями размером 1,25 мм по ГОСТ 6613 и сита с круглыми отверстиями диаметрами 2,5; 5(3); 7,5; 10; 12,5; 15; 17,5; 20; 22,5; 25; 30; 40; 50; 60; 70(80) мм.

Их этого перечня стандартных сит явно следует, что в наборе стандартных сит для определения зернового состава щебня (фракции) отсутствует сито с диаметром 21 мм, что говорит о том, что фракции щебня с размеров зерен 21 мм среди стандартных размеров зерен, предусмотренных государственными стандартами, определению не подлежит.

Таким образом, участник закупки в заявке указал фракцию щебня с размером зерен 21...40 мм, не соответствующую требованиям государственного стандарта 8267-93, что и послужило одним из оснований для отклонения заявки.

В отношении указания в первой части заявки фракции щебня 41 ... 80 (70) мм заказчик рассуждал аналогичным образом, т.к. в соответствии с ГОСТ ГОСТ 8267-93, п.4.2.1, Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: … св. 40 до 80(70) мм ... и в перечне стандартных сит по п.4.1.6 ГОСТ 8269.0-97 отсутствует диаметр 41 мм.

Таким образом, участник закупки в нарушение требований, установленных в конкурсной документации, не указал такие конкретные показатели, как условные обозначения, и предоставил недостоверные сведения в отношении фракций щебня, не соответствующие государственным стандартам.

В п. 18. конкурсной документации установлены Условия допуска к участию в закупке:

Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, в следующих случаях:

1)         несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 10 настоящей документации;

2)         несоответствие участника закупки и (или) его заявки иным требованиям документации о закупке;

3)         непредставление участником закупки документов, необходимых для участия в процедуре закупки, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

4)         непредставление участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Невыполнение требований, установленных конкурсных документацией, привело к отказу в допуске к участию в закупке в соответствии с подпунктом 2 п. 18 конкурсной документации. 

4.         Положение жалобы, что требования заказчика в части заполнения заявки вводят в заблуждение участников, не подтверждается, как указывалось выше, количеством поданных заявок и количеством допущенных участников.

5.         Положение жалобы, что «... в принципе не совпадают с требованиями государственного стандарта...» не обосновано. Описание всех материалов выполнено в соответствии с государственными стандартами.

6.         Ни закон ФЗ № 223-ФЗ, ни положение о закупке не содержит запрет на установление в документации о закупке в качестве конкретных показателей условных обозначений товара. Это подтверждается и практикой:

-           так в решении УФАС по Новосибирской области № 054/01/18.1-94/2020 от 20 января 2020 г. (стр. 5 решения) установлено, что заявка отклонена правомерно за не предоставление сведений, в том числе и условных обозначений товара.

-           Решение УФАС по Новосибирской области № 08-01-406 от 15 сентября 2017 года «На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что ООО «НПО Акватех» отказано в допуске к участию в аукционах по причине не указания условных обозначений вышеуказанных товаров правомерно».

-           Решение УФАС по Новосибирской области № 054 /01/18.1-1876/2020 от 28 сентября 2020 г.

-           Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27- 22100/2019 от 06 июля 2020 года «Однако, как следует из материалов дела, участником закупки в заявке предоставлены только характеристики брусков, которые не являются условными обозначениями, при этом не указаны условные обозначения в соответствии с ГОСТ»

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

24.05.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) МУП «Электросеть» опубликовало извещение № 32211409045 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения работ по реконструкции электроснабжения жилого дома по ул. Кубовая, д. 99 в г. Новосибирске (сообщение № 2211409045 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Дата начала срока подачи заявок – 24.05.2022.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 01.06.2022.

Дата подведения итогов – 07.06.2022.

31.05.2022 ООО «Районные Электрические Сети» была подана заявка, заявке присвоен порядковый номер 4.

Согласно п. 8 Протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение в ЕИС № 32211409045), заявка № 4 была отклонена на основании пп. 2 п. 18 конкурсной документации, а именно, несоответствия участника закупки и (или) его заявки иным требованиям документации о закупке. Обоснование решения: в предложении о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг:

1. не указаны конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в «Техническом задании» конкурсной доку-ментации, в том числе условные обозначения кирпича, труб полиэтиленовых, кабелей сило-вых, муфт концевых, смеси бетонной, что не соответствует требованиям п. 12 конкурсной документации;

2. в отношении щебня указаны фракции 21 … 40 мм и 41 … 80 (70) мм, что является недостоверными сведениями, т.к. в соответствии с ГОСТ 8267-93, п. 4.2 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: … св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм.

Согласно п. 11.1 Конкурсной документации первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать:

1)  согласие участника конкурса в электронной форме на выполнение работы на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки, а именно о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе в электронной форме.

Пункт 12 Конкурсной документации содержит требования к предложению участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки, а именно, к описанию функциональных характеристик и качественных характеристик товара, качестве  работ, услуг объекта закупки;

Так, в состав предложения участника конкурса в электронной форме в отношении предмета закупки, а именно в описание функциональных характеристик и качественных характеристик товара, качестве  работ, услуг объекта закупки входят: Описание участником закупки товара, используемого для выполнения работ, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, и сведения и информация, предусмотренные порядком оценки по критерию  «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». Описание участником закупки выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик производится участником закупки в соответствии с Формой № 1 «Предложение о функциональных характеристиках  и качественных характеристиках товара, качестве  работ, услуг»  с учетом всех требований, правил и указаний, установленных настоящей конкурсной документацией к такому описанию, в т.ч. в соответствии со всеми требованиями и указаниями Заказчика, установленными в Предложении о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве  работ, услуг.

В Предложении о функциональных характеристиках  и качественных характеристиках товара, качестве  работ, услуг участник закупки должен указать конкретные показатели товара используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в «Техническом задании» конкурсной документации, а также указать товарный знак  (при наличии). В том числе к конкретным показателям относятся   условные обозначения  кирпича, труб полиэтиленовых, кабелей силовых, муфт концевых, смеси бетонной. Условные обозначения кирпича, труб полиэтиленовых, кабелей силовых, муфт концевых, смеси бетонной должны быть указаны в соответствии с ГОСТ, указанными в Техническом задании.   Описание кирпича, труб полиэтиленовых, кабелей силовых, муфт концевых, смеси бетонной является требованием к соответствующему условному обозначению, т.к. в отношении данного материала заданы минимальные и (или) максимальные значения показателей. Конкретные показатели предлагаемого для использования товара - это показатели, которые однозначно идентифицируют используемый товар в рамках заданных значений, являются контрольными при использовании товара, не могут иметь двух и более значений.

При этом, согласно п. 18 Конкурсной документации комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, в следующих случаях:

1) несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 10 настоящей документации;

2) несоответствие участника закупки и (или) его заявки иным требованиям документации о закупке;

3) непредставление участником закупки документов, необходимых для участия в процедуре закупки, либо наличие в них или в заявке недостоверных сведений об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

4) непредставление участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Из совокупности указанных положений Конкурсной документации следует, что участник закупке был вправе не предоставлять в составе заявки предложение в отношении предмета закупки, а именно о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг (описание предстоящей работы) (п. 11.1 Конкурсной документации). Указанное не являлось бы основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе в электронной форме. При этом, в случае предоставления в составе заявки предложения в отношении предмета закупки, а именно о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, качестве работ, услуг, оно должно соответствовать требованиям п. 12 Конкурсной документации.

Довод подателя жалобы о невозможности указания в составе заявки участника конкретных показателей товара на предлагаемую к поставке продукцию, в связи с тем, что таковые станут известны участнику только после производства/приобретения продукции по предмету закупки, не может быть принят, так как исходя из требований п. 12 Конкурсной документации участнику закупки в заявке необходимо было указать только общие показатели, которые однозначно позволят идентифицировать используемый товар в рамках заданных значений, при этом характеристики должны были быть указаны в соответствии с государственными стандартами, перечень которых представлен в Конкурсной документации и которые указаны в Техническом задании, что свидетельствовало бы о том, какой товар участник предполагает использовать в работе. 

При этом указание условных обозначений товара в заявке предусмотрено ГОСТом, не требует указания конкретной марки товара или производителя, и не влечет для участника обязанности заранее производить/приобретать товар.

 Согласно п. 1 Предложения о функциональных характеристиках и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг, поданного ООО «РЭС» в первой части заявки (заявка № 4), ООО «РЭС» настоящим подтвердило согласие на выполнение работ «Работы по реконструкции электроснабжения жилого дома по ул. Кубовая, д. 99 в г. Новосибирске» в соответствии с требованиями документации, в том числе приложениями к документации.

При этом, ООО «РЭС» в первой части заявки указало в описании щебня и гравия следующие характеристики: 21 … 40 мм и 41 … 80 (70) мм, в то время как в соответствии с п. 4.2 ГОСТ 8267-93 щебень выпускают в виде следующих основных фракций: … св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм. Заказчик в Техническом задании указал о необходимости выполнения работ с применением щебня основных фракций: … св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм.

На рассмотрении жалобы Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО «РЭС» подтвердил, что ООО «РЭС» в первой части заявки указаны характеристики щебня, не соответствующие требованиям ГОСТа и Технической документации заказчика (указание в заявке характеристик 21 … 40 мм и 41 … 80 (70) мм)), при этом сообщил, что указанное является технической ошибкой.

Следовательно, участником был предложен в составе заявки товар, не соответствующий требованиям п. 4.2 ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия и Технической документации заказчика.

Таким образом, заявка ООО «РЭС» отклонена правомерно.

Таким образом, в действиях заказчика МУП «Электросеть» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения работ по реконструкции электроснабжения жилого дома по ул. Кубовая, д. 99 в г. Новосибирске (сообщение № 32211409045 на сайте https://zakupki.gov.ru/) не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Районные Электрические Сети» (вх. № 8420-ЭП/22 от 08.06.2022 г.) на действия заказчика муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Электросеть» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право выполнения работ по реконструкции электроснабжения жилого дома по ул. Кубовая, д. 99 в г. Новосибирске (сообщение № 32211409045 на сайте https://zakupki.gov.ru/) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны