Решение №054/10/18.1-2256/2021 жалоба ООО «Гарт» на действия МУП г. Новосибирска «Новосибир... от 6 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

054/10/18.1-2256/2021

06 декабря 2021 года                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарт» (вх. 20177э от 16.11.2021г.) на действия муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Новосибирский метрополитен» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК128+99,0 (Извещение №32110783137 на сайте www.zakupki.gov.ru),

в присутствии ….

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО «Гарт» (вх. 20177э от 16.11.2021г.) на действия муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Новосибирский метрополитен» (далее – МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен») при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК128+99,0 (Извещение №32110783137 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заявитель сообщает следующее.

1. Заказчик в подпункте «с» пункта 15.4 статьи 15 раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме (далее по тексту – Документация) установил случаи невозврата денежных средств в качестве обеспечения заявки участникам закупки, а именно:     

«15.4. Оператор электронной площадки перечисляет денежные средства в размере обеспечения заявки на счет заказчика в случаях, если участник закупки:

a.  признан уклонившимся от заключения договора в соответствии со статьей 23 настоящей документации об аукционе;

b. не предоставил или предоставил с нарушением требований, установленных статьей 24 настоящей документации об аукционе, обеспечение исполнения договора;

c. изменил или отозвал заявку после дня окончания подачи заявок, указанного в пункте 15 Информационной карты.».

Согласно подпункту 1.8.6. пункта 1.8. раздела 1 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП города Новосибирска «Новосибирский метрополитен» (№ 1130013603, утвержденное 11.10.2021 г.) (далее по тексту – Положение о закупке):

«...Обеспечение заявки на участие в закупке не возвращается участнику в следующих случаях:

1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;

2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных документацией о закупке (извещением, проектом договора), до заключения договора Заказчику обеспечения исполнения договора (если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке или проекте договора установлены требования об обеспечении исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).».

В связи с вышесказанным считаем, что Заказчик нарушил пункт 1 часть 10 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон о закупках), часть 26 статьи 3.2. Закона о закупках, установив в Документации условие, которое противоречит Положению о закупке, нарушает Закон о закупках и вводит в заблуждение участников закупки, что может ограничить круг потенциальных участников закупки.

2. В соответствии с пунктом 3.1. статьи 3 раздела II Документации Заказчиком установлены требования к участнику закупки о наличии следующих лицензий:

- лицензия министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- лицензия Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно размещенной информации по Закупке на сайте www.zakupki.gov.ru, Заказчику были направлены запросы на разъяснения документации в части обоснованности установления требований к наличию у участника закупки вышеуказанных лицензий.

Заказчиком был опубликован ответ за запрос, в котором Заказчик указал, что наличие вышеуказанных лицензий к участнику закупки установлено в связи с тем, что «... - огнезащитное покрытие металлоконструкций согласно локального сметного расчета № 02-01-03 КМЗ позиция 12-13 должна выполнять организация, имеющая лицензию МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Также  по существующим эстакадам метромоста, проложены кабели подведомственных служб, в том числе под грифом секретности при производстве работ необходима лицензия ФСБ России, согласно Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а так же с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

Установление требования о наличии у участника закупки лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является необоснованным на основании следующего.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о представлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке копии лицензии МЧС может ограничить количество участников закупки.

С учетом того что участником может быть привлечен субподрядчик для выполнения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений, требование о наличии лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений является избыточным, поскольку отсутствие подтверждения наличия указанной лицензии МЧС России у участника закупки не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Заявитель считает, что действия Заказчика, установившего указанное требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений  в Документации, влекут ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, установление требования о наличии у участника закупки лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну также является необоснованным, в связи со следующим.

На основании Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны», на которое ссылается Заказчик в разъяснении положений Документации, устанавливается порядок лицензирования деятельности предприятий, по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с «Описанием объекта закупки» Документации и приложениями к нему, по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК128+99,0 не предусмотрено и не требуется выполнение работ по договору с проложенными кабелями подведомственных служб и/или информацией об этих кабелях.

Кроме того, в соответствии с рабочей документацией (приложение к «Описание объекта закупки» Документации) указано, что разработку документации по предмету закупку для Заказчика выполняла организация ООО Компания «ПроектСтрой» (ИНН 5406757457, КПП 540601001, ОГРН 1135476135585, юридический адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д.86, этаж 10, генеральный директор <...>). 

Согласно раздела «Лицензии, свидетельства, допуски» официального сайта организации ООО Компания «ПроектСтрой» (http://www.ps-energy.ru/) у организации нет лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну и, следовательно, Заказчик допустил подрядчика к работам по разработке рабочей документации без соответствующей лицензии.

Следовательно, при выполнении работ по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК128+99,0 данная лицензия не требуется, так как для выполнения вышеуказанных работ не требуется использование сведений, составляющих государственную тайну.

Заявитель считает, что действия Заказчика, установившего указанное требование о наличии у участника закупки лицензия Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну в Документации, влекут ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия Заказчика в установлении в Документации условия о невозврате денежных средств в качестве обеспечения заявки в случае изменения или отзыва заявки после дня окончания подачи заявок, установления требования о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений, а также лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну нарушают права и законные интересы участников закупки, ограничивают количество таких участников, а также противоречит действующим нормам Закона о закупках, Положению о закупке и принципам проведения закупок товаров, работ и услуг.

МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» предоставило следующие возражения на доводы жалобы.

Согласно п. 25. ст. 3.2. Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению.

В документации, размещенной в ЕИС на проведение аукциона в электронной форме на Выполнение работ по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК 107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК128+99,0 (извещение №32110783137), в пункте 6 Информационной карты Документации установлен размер обеспечения заявки в размере 5% начальной (максимальной) цены договора, что составляет: 17 707 015 (семнадцать миллионов семьсот семь тысяч пятнадцать) рублей 50 копеек. В п. 15 Документации установлены иные требования к обеспечению заявки, в том числе информация о случае, в котором оператор электронной площадки перечисляет денежные средства в размере обеспечения заявки на счет заказчика, если участник изменил или отозвал заявку после дня окончания подачи заявок, указанного в пункте 15 Информационной карты. Данный случай не нарушает требований законодательства и положения о закупках, так как согласно п. 11 ст. 3.3 Закона о закупках участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

В связи с тем, что данная информация, о невозможности участником электронного аукциона внесения изменений в заявку после окончания подачи заявок в Положении о закупках заказчика отсутствует, МУП «Новосибирский метрополитен» считает, что данное условие не противоречит требованиям Положения о закупках, и не вводит в заблуждение участников закупки, а наоборот предостерегает их от нарушения Закона о закупках, и никаким образом не ограничивает круг потенциальных участников закупки.

На основании п.п. 1, 9, 10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе, стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В п.п. 1) п. 3.1 документации об аукционе установлены требования к участникам о наличии следующих лицензии:

1. Лицензия министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

2. Лицензия Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Данные требования к участникам установлены в связи с тем, что в соответствии с п. 6 «Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации» утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-4 муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска относится к режимным предприятиям.

МУП «Новосибирский метрополитен» входит в перечень критически важных объектов РФ.

Во исполнении положения Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», касающихся сведений об антитеррористической защищенности потенциально опасных и критически важных объектов, включенных в результаты оценки уязвимости и План обеспечения транспортной безопасности подлежат засекречиванию в соответствии с приказом Минтранса России от 22.08.2019 № 06, а в ходе производства работ могут быть получены сведения, раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности критически важных объектов или потенциально опасных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

По существующим эстакадам метромоста проложены коммуникации подведомственных служб (подтверждающие письма приложены), в том числе под грифом секретности.

На основании вышеизложенного, при производстве работ, необходима лицензия ФСБ России, согласно Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

Согласно локальному сметному расчету № 02-01-03 КМЗ (позиция 12-13) предусмотрено выполнении таких работ как «Огнезащитное покрытие металлоконструкций», данные работы должна выполнять организация, имеющая лицензию МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В соответствии Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Документацией о проведении аукциона также предусмотрено в п. 2.1, что участником закупки может быть любое юридическое лицо (физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько выступающих на стороне одного участника закупки юридических лиц (физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с настоящей документацией об аукционе.

МУП «Новосибирский метрополитен» считает, что требование о наличии действующих лицензий на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и лицензии министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не создает преимущественных условий только для участников, обладающих данными лицензиями, т.к. в целях соблюдения норм ч. 5 ст. 3 Закон о закупках в Документации в п 2.1 предусмотрена возможность коллективного участия в закупке. При рассмотрении заявок Заказчик руководствовался бы Обзором судебной практики по вопросам связанным с применением Закона о закупках, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г. согласно которому, если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.

На основании вышеизложенного довод подателя жалобы о нарушении прав и законных интересов участников закупки, ограничения таких участников, и о противоречии документации действующим нормам законодательства и принципам проведения закупок товаров, работ, услуг, является не обоснованным.

Кроме того, податель жалобы ООО «Гарт» находится в реестре недобросовестных поставщиков по Закону о закупках (Реестровая запись Р2008699/27.01.2021), данные взяты из открытых источников, а в п. 6 п. 3.1. документации установлено требование об отсутствии в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом о закупках и Законом № 44-ФЗ. На основании этого не усматривается намерение подателя жалобы участия в данном аукционе в силу отсутствия возможности по независящим от Заказчика обстоятельствам.

ООО «Гарт» предоставило следующие дополнения к своей жалобе.

1. В соответствии с «Описанием объекта закупки» Документации и приложениями к нему, по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК128+99,0 не предусмотрено и не требуется выполнение работ по договору с проложенными кабелями подведомственных служб и/или информацией об этих кабелях.

2. Согласно письму № 24/01-17/08623 от 31.08.2020 г. направленному Мэрией города Новосибирска, Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска управляющему ООО «БИМПРОЕКТ», в котором указано, что в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования о наличии допуска секретности для организаций, выполняющих проектные и изыскательские работы на объектах транспортной инфраструктуры, отсутствуют. Таким образом можно сделать вывод, что если при проведении изыскательских работ на объекте допуск секретности не требуется, то и при производстве строительных работ по разработанной на основании изысканий документации также не требуется допуск секретности.

3. На портале www.zakupki.gov.ru опубликованы следующие закупочные процедуры:

- № 0551300016819000008 «Станция «Спортивная» Ленинской линии метрополитена в городе Новосибирске»;

- № 0551300016820000001 «Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта: «Станция «Спортивная» Ленинской линии метрополитена в городе Новосибирске» в соответствии с Описанием объекта закупки»;

- № 0551300016821000001 «Станция «Спортивная» Ленинской линии метрополитена в городе Новосибирске».

Данные закупки проводились Заказчиком – Муниципальным унитарным предприятием г. Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (далее – МУП «УЗСПТС»).

В рамках данных закупок подразумевается проведение работ в рамках той же Ленинской линии галереи эстакады метромоста. Ни в одной из указанных закупок не присутствует требование к участникам о наличии лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. При этом, в закупках в составе работ присутствуют внутренние инженерные сети, работы по электроснабжению (тяговая сеть) и пр., т.е. непосредственно работа с кабельными сетями в непосредственной близости с «кабелями подведомственных служб».

На основании изложенного Заявитель считает действия Заказчика, установившего указанное требование о наличии у участника закупки лицензия Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну в Документации, влекут ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» предоставило следующие дополнения к своим возражениям на доводы жалобы.

По первому пункту жалобы заявителя, а именно, установленное подпунктом «с» пункта 15.4 статьи 15 раздела II Документации об открытом аукционе в электронной форме требование, согласно которому оператор электронной площадки перечисляет денежные средства в размере обеспечения заявки на счет заказчика в случае, если участник закупки изменил или отозвал заявку после дня окончания подачи заявок, является технической ошибкой, допущенной заказчиком.

Также МУП «Новосибирский метрополитен» считает, что данное условие не противоречит требованиям Положения о закупках, и не вводит в заблуждение участников закупки, и ни каким образом не ограничивает круг потенциальных участников закупки, так как согласно п. 25. ст. 3.2. Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению.

В документации, размещённой в ЕИС на проведение аукциона в электронной форме на Выполнение работ по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК 128+99,0 (извещение №32110783137) в пункте 6 Информационной карты Документации установлен размер обеспечения заявки в размере 5% начальной (максимальной) цены договора, что составляет: 17 707 015 (семнадцать миллионов семьсот семь тысяч пятнадцать) рублей 50 копеек. В п. 15 Документации установлены иные требования к обеспечению заявки, в том числе информация о случае в котором оператор электронной площадки перечисляет денежные средства в размере обеспечения заявки на счет заказчика, если участник изменил или отозвал заявку после дня окончания подачи заявок, указанного в пункте 15 Информационной карты. Данный случай не нарушает требований законодательства и положения о закупках, так как согласно п. 11. ст. 3.3 Закона о закупках участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

По второму вопросу подателя жалобы относительно наличия лицензии ФСБ у ООО Компания «ПроектСтрой» выполнившего разработку документации по проекту закупки, а также по представлению копии письма Департамента транспорта и дорожно­благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска поясняется следующее.

МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» не известно о существовании письма, о котором заявлено на заседании комиссии по рассмотрению жалобы.

По наличию лицензии ФСБ у ООО Компания «ПроектСтрой» МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» сообщило следующее. Договор на Выполнение комплекса работ по проектированию капитального ремонта галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК 107+88,46 - ПК 109+24,68; ПК 118+26,68 - ПК 123+52,3; ПК 124+85,69 - ПК 128+99,05 заключался с единственным поставщиком на основании п.п. 35) п. 7.1.1. Положения о закупках МУП «Новосибирский метрополитен». Согласно п. 7.1.4. Положения о закупках МУП «Новосибирский метрополитен» извещение и документация о закупке у единственного поставщика не разрабатываются и не подлежат размещению в ЕИС, требования к подрядчику о наличии лицензии ФСБ не предъявлялись.

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

30 октября 2021 года на официальном интернет-сайте http://zakupki. gov.ru организатором торгов - Муниципальным унитарным предприятием города Новосибирска «Новосибирский метрополитен» было опубликовано извещение и закупочная документация о проведении торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК128+99,0 в составе 1 лота. (извещение на официальном интернет-сайте http://zakupki.gov.ru № 32110783137).

Прием заявок на участие в аукционе осуществлялся в период с 30 октября 2021 по 17 ноября 2021 г. Дата рассмотрения заявок 19 ноября 2021. Дата проведения аукциона 22 ноября 2021. Дата подведения итогов аукциона 24 ноября 2021.

Относительно первого пункта жалобы Заявителя было установлено, что Заказчик в подпункте «с» пункта 15.4 статьи 15 раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме (далее по тексту – Документация) установил случаи невозврата денежных средств в качестве обеспечения заявки участникам закупки, а именно оператор электронной площадки перечисляет денежные средства в размере обеспечения заявки на счет заказчика в случаях, если участник закупки признан уклонившимся от заключения договора в соответствии со статьей 23 Документации; не предоставил или предоставил с нарушением требований, установленных статьей 24 Документации, обеспечение исполнения договора; изменил или отозвал заявку после дня окончания подачи заявок, указанного в пункте 15 Информационной карты.

Согласно подпункту 1.8.6. пункта 1.8. раздела 1 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП города Новосибирска «Новосибирский метрополитен» (№ 1130013603, утвержденное 11.10.2021 г.) (далее по тексту – Положение о закупке), обеспечение заявки на участие в закупке не возвращается участнику в случаях уклонения или отказа участника закупки от заключения договора и непредоставления или предоставление с нарушением условий, установленных документацией о закупке (извещением, проектом договора), до заключения договора Заказчику обеспечения исполнения договора (если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке или проекте договора установлены требования об обеспечении исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

В ходе рассмотрения жалобы, сторона Заказчика признала, что данное нарушение является технической ошибкой, допущенной специалистом Заказчика при составлении закупочной документации.

Данное условие не вводит в заблуждение участников закупки и ни каким образом не ограничивает круг потенциальных участников закупки, в связи с чем не является существенным нарушением Закона о закупках.

Относительно второго довода жалобы Заявителя было установлено, что в пункте 3.1. статьи 3 раздела II Документации заказчиком установлены требования к участнику закупки о наличии лицензии министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно локальному сметному расчету № 02-01-03 КМЗ (позиция 12-13) предусмотрено выполнение таких работ, как «Огнезащитное покрытие металлоконструкций», данные работы должна выполнять организация, имеющая лицензию МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Требование о наличии вышеуказанной лицензии у участника закупки установлено при выполнении капитального ремонта необходимо осуществлять работы по огнезащите.

Кроме того, в п. 2.1 документации о проведении аукциона также предусмотрено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо (физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько выступающих на стороне одного участника закупки юридических лиц (физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с настоящей документацией об аукционе.

Таким образом, требование закупочной документации о наличии у участника закупки лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не противоречит требованиям законодательства, не ограничивает конкуренцию и не ограничивает возможностей для подачи заявки на участие в аукционе.

Относительно наличия в закупочной документации требования наличия у участников закупки лицензии ФСБ РФ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну было установлено, что, по мнению Заказчика, данное требование обусловлено тем, что по существующим эстакадам метромоста, проложены кабели подведомственных служб, в том числе под грифом секретности, в связи с чем при производстве работ необходима лицензия ФСБ России, согласно Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны». В соответствии с п. 6 «Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 №3-4, муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска относится к режимным предприятиям. МУП «Новосибирский метрополитен» входит в перечень критически важных объектов РФ. Во исполнение положения Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, касающихся сведений об антитеррористической защищенности потенциально опасных и критически важных объектов, включенных в результаты оценки уязвимости и План обеспечения транспортной безопасности» подлежат засекречиванию в соответствии с приказом Минтранса России от 22.08.2019 № 06, а в ходе производства работ могут быть получены сведения, раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности критически важных объектов или потенциально опасных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

УФСБ России по Новосибирской области на запрос Новосибирского УФАС России сообщило, что обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Таким образом, МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен», как заказчик работ, определяет степень секретности сведений, предполагаемых к передаче исполнителю, в соответствии с ведомственным перечнем сведений, подлежащих засекречиванию Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 22 августа 2019 г. № 06. Допуск организаций к проведению секретных работ осуществляется посредством получения ими лицензий ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Привлечение организацией – исполнителем работ, не имеющей лицензии, субподрядчиков, обладающих такой лицензией, законодательством не предусмотрено.

В документации об открытом аукционе в электронной форме и приложениях к ней, включая Проектно-сметную документацию, отсутствует какая-либо информация о выполнении работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, также в перечисленных к выполнению работах отсутствует требование выполнить какие-либо работы по переустройству проложенных кабелей подведомственных служб и/или выполнение работ с информацией об этих кабелях. В соответствии с «Описанием объекта закупки» Документации и приложениями к нему, по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК128+99,0 не предусмотрено и не требуется выполнение работ по договору с проложенными кабелями подведомственных служб и/или информацией об этих кабелях.

На основании п.п. 1, 9,10 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе, стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Следовательно, требования, предъявляемые Заказчиком к участникам закупки, должны быть непосредственно связаны с предметом закупки.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Гарт», представитель Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (организации, в чьем подчинении находится МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен») заявил о том, что установленное в закупочной документации Заказчика требование о наличии у участника закупки лицензии ФСБ РФ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну является необоснованным, равно как и не предусмотрено и не требуется выполнение работ по договору с проложенными кабелями подведомственных служб и/или информацией об этих кабелях, как следствие, требуется приостановить закупочную процедуру, доработать закупочную документацию и провести торги повторно.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ не взаимосвязано с предметом закупки, поскольку в его описании отсутствует указание на наличие объектов с режимом секретности, на которых будут проводиться работы по капитальному ремонту, а также указание на конкретный перечень работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что требует внесения изменений в положения документации либо в части предъявленных требований к участникам закупки, либо в описание предмета закупки. Исходя из этого, в действиях МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» усматривается нарушение процедуры торгов, а именно, введение участников закупки в заблуждение относительно необходимости наличия у них лицензии ФСБ РФ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Гарт» (вх. 20177э от 16.11.2021г.) на действия МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту галереи эстакады метромоста Ленинской линии ПК107+88,46-ПК109+24,68; ПК118+26,68-ПК123+52,3; ПК124+85,69-ПК128+99,0 (Извещение №32110783137 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2. Выдать МУП г. Новосибирска «Новосибирский метрополитен» предписание об устранении нарушений процедуры торгов.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны