Решение №054/06/100-1312/2022 обращение КРО УМВД России по Омской области от 15 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/100-1312/2022

о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства о контрактной

системе в сфере закупок

 

 

 

 

г. Новосибирск

«15» августа 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

в отсутствие…., рассмотрев акт ведомственного контроля, проведенного Контрольно-ревизионным отделом УМВД России по Омской области (вх. от 11.07.2022 № 10382/22), содержащий информацию о результатах выездной, выборочной проверки по соблюдению ФКУ «ЦХиСО МВД России по Омской области» требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в период с

  1. по 01.04.2022,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) поступил акт ведомственного контроля, проведенного Контрольно­ревизионным отделом УМВД России по Омской области (далее - КРО УМВД России по Омской области), содержащий информацию о результатах выездной, выборочной проверки по соблюдению ФКУ «ЦХиСО МВД России по Омской области» требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в период с 01.01.2021 по 01.04.2022.

 

  1. КРО УМВД России по Омской области установлено, что ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)
  1. было размещено извещение № 0852100000221000001 и документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку бензина автомобильного АИ-92, бензина автомобильного АИ-95 и топлива дизельного для нужд ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» (в рамках государственного оборонного заказа) по начальной (максимальной) цене контракта (далее - НМЦК) в сумме 17 578 568,24 рублей.

Согласно п. 8 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) (в ред. от 24.02.2021-31.12.2021) в извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация о размере обеспечения исполнения контракта, о требовании к такому обеспечению, о порядке предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

При этом, в нарушение ч. 1 ст. 37, п. 8 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении о проведении аукциона в электронной форме № 0852100000221000001 помимо предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ (в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта) предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

По данному факту ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» сообщило, что в извещении № 0852100000221000001 помимо обеспечения исполнения контракта заказчиком была предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке (в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения Контракта).

На основании протокола проведения электронного аукциона 0852100000221000001 участниками была предложена цена контракта, которая не ниже начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов, в связи с чем банковская гарантия в целях обеспечения исполнения контракта была предоставлена победителем закупки без нарушений.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» разместило извещение от 25.02.2021 № 0852100000221000001 о проведении аукциона в электронной форме на поставку бензина автомобильного АИ-92, бензина автомобильного АИ-95 и топлива дизельного для нужд ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» (в рамках государственного оборонного заказа), НМЦК - 17 578 568,24 рублей.

Извещением о проведении аукциона в электронной форме, сформированном с помощью ЕИС, а также, размещенном в разделе «вложения» отдельным файлом, заказчиком были установлены требования к обеспечению исполнения контракта, обеспечению гарантийных обязательств, порядок предоставления обеспечения.

Так, заказчиком установлено, что в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к НМЦК, начальной сумме цен единиц товара, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

Согласно раздела 13 информационной карты к документации о проведении электронного аукциона заказчиком установлено, что обеспечение исполнения контракта составляет 10 % от НМЦК, что составляет 1 757 856,82 рублей, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта, в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Также, разделом 13 информационной карты к документации о проведении электронного аукциона установлено, что в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к НМЦК, начальной сумме цен единиц товара, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ, аналогичные условия предусмотрены п. 11.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации о проведении электронного аукциона.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что выявленные КРО УМВД России по Омской области нарушения нашли свое подтверждение.

Учитывая, что требования к предоставлению обеспечения исполнения контракта, установленные в нарушение ч. 1 ст. 37, п. 8 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, предусмотрены заказчиком исключительно в извещении о проведении аукциона в электронной форме, в действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренные ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по выше перечисленным нарушениям истек.

  1. ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» в ЕИС 07.04.2021 было размещено извещение № 0852100000221000008 и документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку картриджей, запасных частей, тонеров и комплектующих к оргтехнике, не входящей в состав ИМТС ИСОД МВД России по Омской области (спецтехники) (в рамках государственного оборонного заказа) по НМЦК 133 500,00 рублей.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 01.04.2021) предусмотрено, что документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Подпунктом 1 технического задания ч. III документации о проведении аукциона в электронной форме определены следующие требования к товару: «Картридж. Тип печати: лазерный. Цвет: черный. Ресурс не менее 3000 страниц при 5%-заполнении. Совместимость: HP LaserJet Pro M404dn/M428fdn».

Качественный показатель товара, как «комплектация картриджа» документацией о проведении аукциона в электронной форме определен не был.

Кроме этого, согласно техническому заданию ч. III документации о проведении аукциона в электронной форме указано, что: Картриджи должны устанавливаться без дополнительных действий и (или) перенастройки лазерных принтеров и МФУ, не предусмотренных производителями лазерных принтеров и МФУ.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

  • согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
  • при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а)         наименование страны происхождения товара;

б)         конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Участник закупки подал заявку № 118 на участие в электронном аукционе и по позиции № 1 предложил товар со следующими характеристиками: «Тип печати: лазерный (без чипа). Цвет: черный. Ресурс 3000 страниц при 5%-заполнении. Совместимость:                                         HP LaserJet Pro

M404dn/M428fdn Артикул: CF259A (без чипа)».

Таким образом, участником закупки был предложен для поставки картридж с характеристиками, отличными от указанных в техническом задании на аукцион значений показателей, которые не могут изменяться, и не отвечающими потребности заказчика (картридж с комплектацией «без чипа» не может устанавливаться без дополнительных действий и (или) перенастройки лазерных принтеров и МФУ, не предусмотренных производителями лазерных принтеров и МФУ).

Следовательно, в нарушение требований ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ и инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе ч. V документации № 0852100000221000008, в первой части заявки на участие в электронном аукционе участником закупки были указаны качественные показатели товара, не соответствующие и непредусмотренные значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

Вместе с тем, согласно протоколу подведения электронного аукциона № 0852100000221000008-3 от 16.04.2021 заявка № 118 признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе и участник закупки - ООО «Битюг» был признан победителем.

Процедура заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентирована ст. 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 01.04.2021).

В соответствии с ч. 1 ст. 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

При этом, согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В нарушении ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ 30.04.2021 ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» заключен государственный контракт № 2121188100072005503235880/10/2021 на условиях, не предусмотренных документацией о закупке, а именно, в пп. 1 приложения к контракту указаны следующие технические характеристики, не предусмотренные документацией № 0852100000221000008: «Тип печати: лазерный (без чипа). Цвет: черный. Ресурс 3000 страниц при 5%-заполнении. Совместимость: HP LaserJet Pro M404dn/M428fdn Артикул: CF259A (без чипа)».

По данному факту ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» сообщило, что качественный показатель товара «комплектация картриджа» в документации о проведении аукциона в электронной форме заказчиком определен не был, так как наличие или отсутствие чипа в комплектации картриджа никак не влияет на работу печатающих устройств, для которых они приобретались.

Картридж с комплектацией «без чипа» - устанавливается заказчиком без дополнительных действий и (или) перенастройки лазерных принтеров и МФУ, не предусмотренных производителями лазерных принтеров и МФУ, что соответствует требованиям контракта.

Кроме того, на момент составления технического задания анализ рынка показал, что все потенциальные поставщики предлагали совместимые картриджи без чипа, с чипом имелись только оригинальные картриджи, которые для приобретения не рассматривались и соответственно при рассмотрении первых частей заявок были допущены все заявки в связи с тем, что средняя цена картриджа в обосновании НМЦК составляет 1 434,75 рублей, то есть является ценой совместимого картриджа не имеющего в комплектации чипа. Цена оригинального картриджа с чипом составляла не менее 8000 рублей. Соответственно указание в заявке комплектации «без чипа» являлось для заказчика лишь несущественным дополнением описания товара, не влияющим на его качественный показатель.

При необходимости наличия в комплекте к картриджу чипа данный показатель товара в обязательном порядке указывался заказчиком, так в техническом задании в позиции № 5 «Картридж. Тип печати: лазерный. Цвет: черный. Ресурс не менее 5000 страниц при 5%- заполнении. Картридж с чипом в комплекте. Совместимость: HP Laser 408». В этом случае качественный показатель товара определен: «картридж с чипом в комплекте». Такой показатель требовался заказчиком.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, считает, что в рассматриваемой части действия заказчика не нарушают требования Федерального закона № 44-ФЗ.

Контракт был заключен в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключался контракт.

Более того, доказательств того, что действия заказчика носят существенный характер и повлияли или могли повлиять на результаты определения поставщика, не установлено.

Запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе участниками закупки не подавалось.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.04.2021 № 0852100000221000008-3 по результатам подведения итогов электронного аукциона предложения о цене контракта подали четыре участника закупки.

  1. ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» в ЕИС 07.04.2021 было размещено извещение № 0852100000221000007 и документация о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по ремонту оборудования, входящего в состав ИМТС ИСОД для нужд УМВД России по Омской области (в рамках государственного оборонного заказа) по НМЦК 316 500,00 рублей.

В соответствии с ч. 2.2 ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 24.02.2021) заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

В извещении о проведении закупки № 0852100000221000007 в нарушении ч. 2.2 ст. 96 Федерального закона №           44-ФЗ содержится противоречивая информация о требовании

гарантийных обязательств, а именно: «Размер обеспечения гарантийных обязательств:                      10

процентов от НМЦК, что составляет 31 650,00 рублей»; «Размер обеспечения гарантийных обязательств: не установлено».

Также, в соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 24.02.2021) в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Федерального закона № 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ требования обеспечения гарантийных обязательств.

Согласно п. 5.13 проекта контракта приемка оказанных услуг, осуществляется после предоставления исполнителем гарантийного обеспечения в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 31 650,00 рублей (10%) от НМЦК.

Согласно ч. 7.1. ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 24.02.2021) в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с данным Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

В нарушение п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ проект контракта не содержит положений о порядке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств.

Аналогичные нарушения, в части ненадлежащего установления порядка предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в проекте контракте содержатся:

  • в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 24.03.2021                              №

0852100000221000003 по НМЦК 1 071 600,00 рублей;

  • в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 07.04.2021                              №

0852100000221000008 по НМЦК 133 500,00 рублей;

  • в извещении о проведении аукциона от 08.04.2021 № 0852100000221000009 по НМЦК 300 000,00 рублей;
  • в   извещении    о            проведении аукциона в электронной форме от         09.04.2021      №

0852100000221000010 по НМЦК 999 010,56 рублей;

  • в   извещении о                  проведении аукциона в электронной форме           от 24.05.2021

№0852100000221000017 по НМЦК 1 070 900,00 рублей;

  • в   извещении о                  проведении аукциона в электронной форме           от 24.05.2021

№0852100000221000018 по НМЦК 1 060 800,00 рублей;

  • извещении о проведении аукциона в электронной форме от 24.05.2021                                №

0852100000221000019 по НМЦК 300 000,00 рублей;

  • в   извещении    о            проведении аукциона в электронной форме от         22.06.2021      №

0852100000221000028 по НМЦК 716 040,00 рублей.

По данному факту ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» сообщило, что

  1. заказчиком в ЕИС было размещено извещение № 0852100000221000007 и документация о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по ремонту оборудования входящего в состав ИМТС ИСОД для нужд УМВД России по Омской области (в рамках государственного оборонного заказа) по НМЦК в сумме 316 500,00 рублей.

В извещении о проведении закупки содержится противоречивая информация о требовании гарантийных обязательств, а именно: «Размер обеспечения гарантийных обязательств:                      10

процентов от НМЦК, что составляет 31 650,00 рублей»; «Размер гарантийных обязательств: не установлено».

Указанная информация указана в извещении в печатной форме, в извещении электронной формы было указано: «Размер обеспечения исполнения контракта 31 650,00».

Согласно п. 4.1.20 проекта контракта предусмотрено, что поставщик обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до приемки оказанных услуг.

В соответствии с п. 5.13 проекта контракта установлено, что приемка оказанных услуг, осуществляется после предоставления исполнителем гарантийного обеспечения в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 31 650,00 рублей (10 %) от НМЦК.

Аналогичные нарушения в части ненадлежащего установления порядка предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в проекте контракта содержатся:

  • в                извещении о проведении аукциона в  электронной      форме   от    24.03.2021    №

0852100000221000003 по НМЦК 1 071 600,00 рублей.

Согласно п. 4.1.18 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до приемки оказанных услуг.

В соответствии с п. 5.12 проекта контракта установлено, что приемка оказанных услуг, осуществляется после предоставления исполнителем гарантийного обеспечения в соответствии с ч. 7.1 ст. 94                   Федерального закона № 44-ФЗ в размере 107                   160,00 рублей (10%) от НМЦК.

  • в                извещении о проведении аукциона в  электронной      форме   от    07.04.2021    №

0852100000221000008 по НМЦК 133 500,00 рублей.

Согласно п. 4.1.13 проекта контракта предусмотрено, что поставщик обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до поставки товара.

В соответствии с п. 5.12 проекта контракта установлено, что приемка поставленного товара, осуществляется после предоставления поставщиком гарантийного обеспечения в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 13 350,00 рублей (10%) от НМЦК.

  • в извещении о проведении аукциона от 08.04.2021 № 0852100000221000009 по НМЦК 300
  1. 00 рублей.

Согласно п. 4.1.42 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до приемки оказанных услуг.

В соответствии с п. 5.9 проекта контракта установлено, что приемка оказанных услуг, осуществляется после предоставления исполнителем гарантийного обеспечения в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 30 000,00 рублей (10 %) от НМЦК.

  •  в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 09.04.2021 № 0852100000221000010 по НМЦК 999 010,56 рублей.

Согласно п. 4.1.14 проекта контракта предусмотрено, что поставщик обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до поставки товара.

В соответствии с п. 5.15 проекта контракта установлено, что приемка поставленного товара, осуществляется после предоставления поставщиком гарантийного обеспечения в соответствии с частью 7.1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 99 901,06 рублей (10%) от НМЦК.

  • в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 24.05.2021                             №

0852100000221000017 по НМЦК 1 070 900,00 рублей.

Согласно п. 4.1.18 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до приемки оказанных услуг.

В соответствии с п. 5.16 проекта контракта установлено, что приемка оказанных услуг, осуществляется после предоставления исполнителем гарантийного обеспечения в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 107 090,00 рублей (10%) от НМЦК.

  • в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 24.05.2021                             №

0852100000221000018 по НМЦК 1 060 800,00 рублей;

Согласно п. 4.1.18 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до приемки оказанных услуг.

В соответствии с п. 5.16 проекта контракта установлено, что приемка оказанных услуг, осуществляется после предоставления исполнителем гарантийного обеспечения в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 106 080,00 рублей (10%) от НМЦК.

  • извещении о проведении аукциона в электронной форме от 24.05.2021                                №

0852100000221000019 по НМЦК 300 000,00 рублей.

Согласно п. 4.1.20 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до приемки оказанных услуг.

Согласно п. 5.17 проекта контракта приемка оказанных услуг, осуществляется после предоставления исполнителем гарантийного обеспечения в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 30 000,00 рублей (10 %) от НМЦК (установлено Комиссией Новосибирского УФАС России, так как заказчиком представлена информация, противоречащая п. 5.16 рассматриваемого проекта контракта, на который ссылается заказчик в своих пояснениях).

  • в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 22.06.2021                             №

0852100000221000028 по НМЦК 716 040,00 рублей.

Согласно п. 4.1.17 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств до приемки оказанных услуг.

В соответствии с п. 5.16 проекта контракта установлено, что приемка оказанных услуг, осуществляется после предоставления исполнителем гарантийного обеспечения в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 71 604,00 рубля (10 %) от НМЦК.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

Согласно требованиям извещения от 07.04.2021 № 0852100000221000007 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по ремонту оборудования входящего в состав ИМТС ИСОД для нужд УМВД России по Омской области (в рамках государственного оборонного заказа), сформированном с помощью ЕИС, предусмотрено требование к обеспечению гарантийных обязательств: «Размер обеспечения гарантийных обязательств 31 650,00 рублей».

Согласно извещения о проведении аукциона в электронной форме, размещенном во вкладке «вложения» в формате отдельного файла, заказчиком было установлено: «Размер обеспечения гарантийных обязательств: 10 процентов от НМЦК, что составляет 31 650,00 рублей»; «Размер гарантийных обязательств: не установлено».

Таким образом, извещение о проведении аукциона в электронной форме содержит противоречивые требования к обеспечению гарантийных обязательств.

Также, установлено, что в нарушении п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ проект контракта по закупке № 0852100000221000007 не содержит положений о порядке и сроках предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств.

Аналогичные нарушения установлены в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 24.03.2021 № 0852100000221000003; в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 07.04.2021 № 0852100000221000008; в извещении о проведении аукциона                        от  08.04.2021

№ 0852100000221000009; в    извещении о проведении аукциона в электронной     форме от  09.04.2021

№ 0852100000221000010; в    извещении о проведении аукциона в электронной     форме от  24.05.2021

№ 0852100000221000017; в    извещении о проведении аукциона в электронной     форме от  24.05.2021

№0852100000221000018; извещении о проведении аукциона в электронной форме от 24.05.2021 № 0852100000221000019; в извещении о проведении аукциона в электронной форме от 22.06.2021 № 0852100000221000028.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Таким образом, действия заказчика, нарушившего требования ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренные ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по выше перечисленным нарушениям истек.

  1. ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» в ЕИС 15.10.2021 было размещено извещение № 0852100000221000062 и документация о проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» (в рамках государственного оборонного заказа) по НМЦК 2 866 320,34 рублей.
    1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 65 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. с 02.07.2021) документация об электронном аукционе о проведении аукциона, должна содержать, в том числе обоснование НМЦК.

В соответствии с ч. III документации о проведении аукциона в электронной форме НМЦК обоснована методом сопоставимых рыночных цен (анализом рынка) с учетом приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Частью 3 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с ч. 5 Федерального закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Вместе с тем, при направлении запроса о представлении коммерческих предложений заказчиком указаны значения характеристик товаров, не соответствующие значениям, указанным в техническом задании аукционной документации.

Кроме этого, к расчету НМЦК приняты ценовые предложения товаров, с техническими характеристиками, несоответствующим значениям, установленным в техническом задании аукционной документации, что подтверждается приложением № 1 к выписке из акта проверки КРО УМВД России по Омской области.

На основании вышеизложенного, не представляется возможным установить факт расчета НМЦК с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих условий поставки товаров. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

По данному факту ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» сообщило следующее.

В документации о проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» извещение № 0852100000221000062, размещенное в ЕИС 15.10.2021, в результате ведомственного контроля было выявлено несоответствие значений направляемого запроса о предоставлении коммерческих предложений значениям, указанным в техническом задании.

Кроме того, к расчету НМЦК были приняты предложения товаров с техническими характеристиками, несоответствующим значениям, установленным в техническом задании аукционной документации, а именно, характеристики, указанные в документации об аукционе в электронной форме: «Шина типоразмер 185/65 R14; индекс нагрузки >80 и <90; категория скорости Т».

На запрос ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» о предоставлении ценовой информации поступило коммерческое предложение от ООО «Компания Альком» (вх. 2776 от 13.09.2021), где позиция шины с типоразмером 185/65 R14 имеет значение индекса нагрузки и категории скорости 90Т.

По данному факту заказчик пояснил, что при формировании запроса на предоставление ценовой информации, диапазоны значений дополнительных характеристик были определены в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (код позиции 22.11.11.000-00000007), указанными на официальном сайте https://zakupki.gov.ru, где индекс нагрузки имеет следующие значения: до 70, от 120, 110-120, 100-110, 90-100, 80-90 ,70-80.

При размещении согласованной документации на закупку автомобильных шин в ЕИС необходимо было выбрать параметры индекса нагрузки в формате «больше, меньше».

Так, заказчиком было принято решение о внесении изменений в техническое задание, исправив значения диапазонов «от - до» на « > и < », так, для шины с типоразмером 185/65 R14 индекс нагрузки с диапазоном 80 - 90 стал > 80 и < 90.

Таким образом, как пояснил заказчик, позиция шины с типоразмером 185/65 R14 в коммерческом предложении от ООО «Компания Альком» перестала соответствовать аукционной документации, имея показатели выше, чем указанные в техническом задании аукционной документации.

При этом в расчетах НМЦК шины с типоразмером 185/65 R14 имеют следующую стоимость за единицу товара:

  • коммерческое предложение от ООО «Центр Сибтранскомплектация» вх. 2777 от
  1. - 2820,00 рублей;
  • коммерческое предложение от ООО «Сибтрансэкспедиция» вх. 2766 от 10.09.2021 - 2910,00 рублей;
  • коммерческое предложение от ООО «Компания Альком» вх. 2776 от 13.09.2021 - 2820,00 рублей.

Представленные в коммерческих предложениях автомобильные шины с типоразмером 185/65 R14 имеют одну ценовую категорию. Разница значений индекса нагрузки в граничащих пределах (89Т и 90Т) критичным образом не влияют на технико-эксплуатационные и ценовые параметры данного типоразмера шин.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» разместило извещение от 15.10.2021 № 0852100000221000062 о проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильных шин (в рамках государственного оборонного заказа).

Согласно запросу о цене товара от 07.09.2021 № 81/3719 заказчиком были определены характеристики к планируемому к закупке товару «шина автомобильная: типоразмер 185/65 R14 для летней эксплуатации; индекс нагрузки 80-90; категория скорости Т».

По результатам получения коммерческих предложений от потенциальных поставщиков заказчиком для определения НМЦК был применен метод сопоставимых рыночных цен.

К расчету НМЦК, в том числе, было принято коммерческое предложение от ООО «Компания Альком», содержащее информацию о предлагаемом к поставе товаре, фактически не соответствующем требованиям, установленным заказчиком, а именно характеристика товара «индекс нагрузки 90» превышает допустимые пределы диапазона, установленного заказчиком.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 20 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги (приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В соответствии с п. 3.5.1, п. 3.6.1 вышеназванных Методических рекомендаций идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики), однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

В соответствии с п. 3.10.1, п. 3.10.2 вышеназванных Методических рекомендаций запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги; перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, в рассматриваемой части заказчиком нарушены требования ч. 2, ч. 3 ст. 22 Федерального закона 44-ФЗ, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

    1. Также в рамках рассматриваемой закупки № 0852100000221000062 КРО УМВД России по Омской области установлено следующее.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

  • согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
  • при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а)        наименование страны происхождения товара;

б)        конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Федерального закона №                           44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным

документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Частью 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  • непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44- ФЗ, или предоставления недостоверной информации;
  • несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 3, 5, 8.2 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (ч. 6.1 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ).

Из совокупности приведенных норм следует, что единые (аукционные) комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам № А75-10530/2014, № А75-10026/2015, № А75-10269/2015, № А75-13421/2015, № А75-3746/2016, № А74-16013/2017, № А46-15281/2019)

При этом, установлено, что участником ООО «Центр Сибтранскомплектация» к поставке были предложены в том числе следующие товары:

  • Шина типоразмер 185/65 R14 Tunga Zodiak 2 PS-7. Технические характеристики автомобильных шин: Номинальная ширина профиля: 185; Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине: 65; Номинальный посадочный диаметр обода: 14; Категория использования: дорожная; Способ герметизации: бескамерная; Индекс нагрузки: 89; Категория скорости Т; Тип поверхности шины (наличие шипов): нет;
  • Шина типоразмер 185/65 R15 Tunga Zodiak 2 PS-7; Технические характеристики автомобильных шин: Номинальная ширина профиля: 185; Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине: 65; Номинальный посадочный диаметр обода: 14; Категория использования: дорожная; Способ герметизации: бескамерная; Способ герметизации: бескамерная: Индекс нагрузки: 89; Категория скорости Т; Тип поверхности шины (наличие шипов): нет;
  • Шина типоразмер 205/70 R15 Viatti, Технические характеристики автомобильных шин: Номинальная ширина профиля: 205; Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине: 70; Номинальный посадочный диаметр обода: 15; Категория использования: дорожная; Способ герметизации: бескамерная; Индекс нагрузки: 96; Категория скорости Т; Тип поверхности шины (наличие шипов): нет.

Из содержания первой части заявки участника закупки однозначно усматривается, какой товар предложен к поставке (указаны товарные знаки, наименование товара).

Вместе с тем, установлено, что информация, указанная в заявке участника является недостоверной, так как предлагаемый к поставке товар - Шина типоразмер 185/65 R14 Tunga Zodiak 2 PS-7 имеет индекс нагрузки: 90, Шина типоразмер 185/65 R15 Tunga Zodiak 2 PS-7 имеет индекс нагрузки: 92, Шина типоразмер 205/70 R15 Viatti дорожная имеет категорию скорости Н[1]. Таким образом, товар с указанными в заявке характеристиками не существует.

Учитывая изложенное, участника необходимо было отстранить от участия в электронном аукционе, в связи с предоставлением недостоверной информации о характеристиках предлагаемого товара, однако в нарушение ч. 6.1 ст. 66, п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 44- ФЗ, аукционная комиссия заказчика признала соответствующей первую часть заявки ООО «Центр Сибтранскомплектация».

Более того, по результатам несостоявшегося аукциона (1 заявка) заключен контракт с ООО «Центр Сибтранскомплектация» по НМЦК в сумме 2 866 320,34 рублей.

По данному факту ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» сообщило, что ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Участник аукциона не допускается к участию в нем в том числе в случае непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации (п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 6.1 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Таким образом, участник закупки должен отстраняться от участия (не допускаться к участию) в аукционе, если предоставленная им в соответствии с аукционной документацией информация о товаре недостоверна. Однако конкретные способы оценки аукционной комиссией достоверности представленной таким участником информации Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает.

В связи с этим в правоприменительной практике высказывается мнение о том, что комиссия по осуществлению закупок не обязана проверять достоверность представленных участником закупки сведений о товаре путем поиска информации в сети Интернет. Как подчеркивают антимонопольные органы, информация, размещенная в сети Интернет, не носит официального характера и не имеет юридической силы. В отсутствие подтверждающих сведений от производителя либо его уполномоченного представителя такая информация не может служить подтверждением недостоверности содержащихся в заявке участника сведений, поскольку она не отвечает критерию достоверности (решение Воронежского У ФАС России от 03.02.2017 № 120-з, решение Смоленского УФАС России от 28.01.2015 № 4, решения Кабардино-Балкарского УФАС России от 24.06.2016 № 05-95/16 и от 28.10.2014 № 07-155-14, решение Псковского УФАС России от 30.07.2014 № 44-74/14, решение Челябинского УФАС России от 29.05.2014 № 275-ж/14).

Более того, в некоторых случаях антимонопольные органы приходят к выводу о том, что сведения, указанные на официальном сайте производителя, не могут выступать в качестве однозначного доказательства предоставления участником закупки недостоверных сведений в составе заявки на участие в электронном аукционе (решение Якутского УФАС России от 06.11.2014 № 06-859/14т).

В отдельных решениях территориальных органов ФАС России также указывается, что положения ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ не свидетельствуют об обязанностях аукционной комиссии проводить проверку достоверности сведений каждого участника закупки путем направления соответствующего запроса производителю предлагаемого товара (решение Оренбургского УФАС России от 11.05.2017 № 08-07-359/2017).

Во многих ситуациях аналогичного правового подхода к решению этого вопроса придерживаются и судьи.

Так, в постановлении АС Волго-Вятского округа от 06.08.2015 № Ф01-3003/15 указано, что положения ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ, определяющей порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, не наделяют аукционную комиссию заказчика или уполномоченного органа полномочиями по проверке представленной участниками аукциона информации на предмет ее соответствия сведениям, представленным третьими лицами на своих сайтах в сети Интернет.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 10.12.2015 № 18АП- 13863/15 отметил, что в обязанности аукционной комиссии входит лишь сопоставление заявок, поданных на участие в аукционе, с требованиями аукционной документации. При этом данные, указанные в заявке, предполагаются достоверными до тех пор, пока не установлено иное.

На основании изложенного, заказчик считает, что на единую комиссию заказчика нормами Федерального закона № 44-ФЗ не возложена обязанность по проверки достоверности информации, изложенной в заявке участника закупки путем использования Интернет ресурсов.

Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.

Согласно извещению от 15.10.2021 № 0852100000221000062 о проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» (в рамках государственного оборонного заказа) к поставке предусмотрен товар «шина пневматическая для легкового автомобиля», код позиции КТРУ 22.11.11.000-00000007.

Согласно части III технического задания к документации об электронном аукционе к товару «шина типоразмер 185/65 R14» установлены требования к техническим характеристикам: номинальная ширина профиля: 185; номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине: 65; номинальный посадочный диаметр обода: 14; категория использования: дорожная; способ герметизации: бескамерная; индекс нагрузки: > 80 и < 90; категория скорости Т; тип поверхности шины (наличие шипов): нет.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, в адрес заказчика был направлен запрос от

  1. № РД1 о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в соответствии с которым участник закупки просил, в том числе, на соответствующую (первую) позицию расширить диапазон индекса нагрузки до «равно 90», пояснив, что шины с категорией скорости «Т» имеют высокий индекс нагрузки.

В ответ на запрос заказчик сообщил, что при формирования технического задания, был осуществлен мониторинг представленных моделей шин в данном типоразмере, изучены максимальные и минимальные значения параметров, таким образом, чтобы показатели технических характеристик шин были представлены без условий, ограничивающих участников закупки. Позиции автомобильных шин с указанными значениями присутствуют на рынке и имеют не менее двух производителей.

Также, заказчик сообщил, что в соответствии с ч .7 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2021), при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

При этом, следует отметить, что по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 25.10.2021 от оператора электронной площадки была направлена единственная заявка участника закупки.

Единая комиссия по осуществлению закупок ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» рассмотрев единственную заявку участника закупки ООО «Центр Сибтранскомплектация» признала ее соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона, требованиям документации об электронном аукционе (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.10.2021 № 0852100000221000062-1).

Так, по результатам определения поставщика между ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» и ООО «Центр Сибтранскомплектация» был заключен контракт от 12.11.2021 № 2122188200322005503235880/59/2021 на поставку автомобильных шин.

Согласно спецификации к контракту поставке подлежит товар «шина типоразмер 185/65 R14 Tunga Zodiak 2 PS-7» с установленной технической характеристикой «индекс нагрузки: 89».

При этом, согласно дополнительного соглашения от 25.01.2022 № 2 к контракту сторонами были внесены изменения в части поставки товара, технические характеристики которого являлись улучшенными по сравнению с соответствующими характеристиками, указанными в контракте.

Так, предусмотренный спецификацией к контракту товар «шина типоразмер 185/65 R14 Tunga Zodiak 2 PS-7» с технической характеристикой «индекс нагрузки: 89» был заменен, как улучшенный, на товар «шина типоразмер 185/65 R14 Tunga Zodiak 2 PS-7» с технической характеристикой «индекс нагрузки: 90».

Более того, рассматривая в совокупности запрос от 21.10.2021 № РД1 о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, заявку участника закупки, а также действий сторон контракта по заключению вышеназванного дополнительного соглашения установлено, что:

  1. позиция 2 спецификации к контракту - товар «шина типоразмер 185/65 R15 Tunga Zodiak 2 PS-7», характеристика «индекс нагрузки: 89» был заменен на товар «шина типоразмер 185/65 R15 Tunga Zodiak 2 PS-7», характеристика «индекс нагрузки: 92»;
  2. позиция 4 спецификации к контракту - товар «шина типоразмер 205/70 R15 Viatti», характеристика «категория скорости Т» был заменен на товар «шина типоразмер 205/70 R15 Viatti», характеристика «категория скорости Н».

Указанные изменения предлагались участником закупки и были отражены в запросе от

  1. № РД1 о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе.

Также установлено, что по требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, участником закупки усматривался к поставке по позиции 5 товар «шина 225/75R16 НКШЗ Кама 219», по позиции 6 товар «шина 235/70 R16 Nokian Nordmn S SUV». Согласно спецификации к контракту поставке подлежал товар «шина типоразмер 225/75R16 Кама 219», а также «шина типоразмер 235/70 R16 Nokian».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик при описании в документации об электронном аукционе объекта закупки формально подошел к исполнению требований ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ, что повлекло ненадлежащее установление требований к техническим характеристикам объекта закупки.

Более того, из действий сторон контракта усматривается, что дополнительным соглашением от 25.01.2022 № 2 не было осуществлено действий по поставке товара, технические характеристики которого являлись улучшенными по сравнению с соответствующими характеристиками, указанными в контракте. Представляется, что сторонами были осуществлены действия, направление на изменение технических характеристик товара, поставка которого изначально была предусмотрена контрактом, что ко всему может также свидетельствовать о предоставлении ООО «Центр Сибтранскомплектация» в первой части заявки на участие в закупке, недостоверной информации в отношении предлагаемого к поставке товара.

Рассматривая выявленные КРО УМВД России по Омской области нарушения ч. 6.1 ст. 66, п.

  1. ч. 4 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях единой комиссии заказчика.

Федеральным законом № 44-ФЗ императивно не установлена обязанность заказчика проверять достоверность информации, предоставленной участником закупки.

Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 44-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В рассматриваемом случае, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что информация, размещенная на сайте производителя или продавца, на момент рассмотрения заявки участника закупки могла бы быть не актуальной, и также не может подтверждать достоверность такой информации.

Руководствуясь ч. 10 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ, ст. 15.1, п. 10 ч. 1 ст. 15.2, ч. 4 ст. 15.4 Федерального закона № 275-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Установить в действиях заказчика - ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Омской области» нарушения требований ч. 2, ч. 3 ст. 22 Федерального закона 44-ФЗ, что предусматривает наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
  2. Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 


[1] Согласно выписки из акта проверки, технические характеристики товара, указаны из открытых источников сети Интернет: <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны