Решение №054/06/31-786/2022 жалоба ООО «Утилитсервис» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «... от 4 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 054/06/31-786/2022

 

04 мая 2022 года                                                                                                          г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

<...>

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии;

<...>.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

<...>

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

заказчика – ГБУЗ НСО «ГКП № 20»: (по доверенности),

подателя жалобы – ООО «Утилитсервис»: (по доверенности),

участника закупки – ООО «Центр Утилизации»: (по доверенности),

рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО «Утилитсервис» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГКП № 20» при проведении электронного аукциона № 0351300080622000041 на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса «Б», «В» и «Г», начальная (максимальная) цена контракта 493 522 руб. 50 коп.,

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Утилитсервис» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГКП № 20» при проведении электронного аукциона № 0351300080622000041 на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса «Б», «В» и «Г».

Суть жалобы ООО «Утилитсервис» заключается в следующем.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок заявка участника ООО «Утилитсервис» была признана не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона. В обоснование принятого решения аукционная комиссия указала следующее: участник закупки не представил лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением видов работ (услуг) - сбор, транспортирование, обезвреживание в составе лицензируемого вида деятельности, необходимых заказчику, согласно указанным в описании объекта закупки кодам ФККО.

ООО «Утилитсервис» с решением аукционной комиссии не согласно на основании следующего.

Объектом данной закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию, медицинских отходов классов «Б», «В», «Г».

Медицинскими отходами в силу п.1 ст.49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) признаются все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Согласно положениям Закона об основах охраны здоровья граждан, Постановления Правительства РФ от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания» (далее – Постановление Правительства РФ № 681) медицинские отходы классифицируются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания – по классам опасности (А – Д). В силу п.3 ст.49 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, определенном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как установлено в ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности (I - V классы).

Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, медицинские отходы имеют классификацию опасности, отличную от классификации отходов, установленной Законом об отходах. Постановлением Правительства РФ № 681 утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (далее – Критерии). Согласно указанным Критериям медицинские отходы делятся на пять классов опасности:

  • отходы класса «А» характеризуются отсутствием в их составе возбудителей инфекционных заболеваний (эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам);
  • отходы класса «Б» отличает возможность их инфицирования микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
  • отходы класса «В» предполагают возможность их инфицирования микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности;
  • отходы класса «Г» отличаются наличием в их составе токсичных веществ;
  • отходы класса «Д» содержат в своем составе радионуклиды с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

Иной классификации для медицинских отходов не предусмотрено.

Согласно ч.2 ст.2 Закона об отходах отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава установлена в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21).

Таким образом, податель жалобы считает, что все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам и должны классифицироваться в соответствии с Критериями.

При этом, Закон об отходах никак не регламентирует порядок сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов. Нормами Закона об отходах отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами выведены из компетенции органов Росприроднадзора. Кроме того, категория «медицинские отходы» выведена из-под действия Федерального классификационного каталога отходов (далее - ФККО), утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в нем отсутствует блок «Медицинские отходы»).

Таким образом, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам и не являются отходами производства и потребления, обращение с которыми регулируется положениями Закона об отходах, следовательно, медицинские отходы не делятся по кодам ФККО.

На основании вышеизложенного, податель жалобы считает, что действие норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы, что также подтверждается позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 22.04.2015 № АА-03-04-36/6554.

Учитывая вышеизложенное, ООО «Утилитсервис» считает, что разделение медицинских отходов в описании объекта закупки по кодам ФККО является неправомерным и ограничивает количество участников закупки.

По мнению подателя жалобы, заявка ООО «Утилитсервис» неправомерно была признана не соответствующей требованиям извещения о закупке, поскольку «Промышленные коды отходов» не могут классифицировать медицинские отходы классов «А-Г», медицинские отходы не могут быть отражены в лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности, следовательно, лицензия, представленная в составе заявки ООО «Утилитсервис», соответствует всем требованиям, предусмотренным законодательством РФ.

ГБУЗ НСО «ГКП № 20» в возражениях на жалобу ООО «Утилитсервис» сообщило следующее.

Объектом закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию, медицинских отходов классов «Б», «В», «Г».

В учреждении проводится обеззараживание медицинских отходов химическим методом в соответствии с положениями СанПиН 2.1.3684-21.

По мнению заказчика, медицинские отходы являются одним из видов отходов производства и потребления и/или могут одновременно классифицироваться в соответствии с положениями:

  • ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан, Постановления Правительства РФ № 681, СанПиН 2.1.3684-21 – на классы А, Б, В, Г, Д (в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания).
  • ст.4.1 Закона об отходах, приказа Минприроды России от 04.12.2014 № 536 - на классы I, II, III, IV, V (в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду).

В соответствии с положениями ст.1 Закона об отходах отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В зависимости от выбранного и применимого в отношении конкретных видов отходов способа после обеззараживания и лишения отходов эпидемиологической опасности, медицинские отходы требуют дальнейшего обезвреживания в соответствии с классом опасности для окружающей среды, так как медицинские отходы после обеззараживания не становятся безопасными для окружающей среды.

ФККО относит медицинские отходы, содержащие дезинфицирующие средства и/или химические реактивы, к 3 или 4 классам опасности для окружающей среды (лицензия Росприроднадзора РФ требуется).

Заказчик, следуя установленным правилам, произвел соотнесение образующихся в процессе деятельности отходов с имеющимся в ФККО кодами отходов.

На основании изложенного, заказчик считает правомерным установление требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением видов работ (услуг) - сбор, транспортирование, обезвреживание в составе лицензируемого вида деятельности, необходимых заказчику, согласно указанным в описании объекта закупки кодам ФККО.

ООО «Центр Утилизации» также были представлены возражения на жалобу ООО «Утилитсервис». Представитель ООО «Центр Утилизации» на заседании Комиссии поддержал позицию заказчика.

Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО «Утилитсервис», Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пп. «н» п.1 ч.1 ст.43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 данного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 данного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с ч.1 ст.9 Закона об отходах, п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Заказчиком в извещении о проведении закупки установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением видов работ (услуг) - сбор, транспортирование, обезвреживание в составе лицензируемого вида деятельности, необходимых заказчику, согласно указанным в описании объекта закупки кодам ФККО.

Согласно ч.2 ст.2 Закона об отходах в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе, анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Постановлением Правительства РФ № 681 утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 09.12.2010.

В соответствии со ст.49 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, действие норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы. Указанное также подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 12.11.2020 № 17/99041/20.

Природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности Законом об отходах, требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами не установлены.

Вместе с тем, согласно ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с положениями ст.1 Закона об отходах уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.

В соответствии с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 04.12.2017 № АА-10-04-32/26588, учитывая, что иных способов обезвреживания для медицинских отходов классов «Б» и «В», а также биологических отходов, кроме вышеуказанного (обеззараживание физическими методами и последующее видоизменение), законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских и биологических отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом об отходах.

Таким образом, все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обезвреженные соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона об отходах.

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что предметом данной закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса «Б», «В» и «Г». При этом, из описания объекта закупки не следует, что заказчик передает на оказание услуг обеззараженные медицинские отходы. Таким образом, оказание услуг, предусмотренных данной закупкой, не подпадает под действие Закона об отходах, следовательно, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчик неправомерно установил требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности с приложением видов работ (услуг) - сбор, транспортирование, обезвреживание в составе лицензируемого вида деятельности, необходимых заказчику, согласно указанным в описании объекта закупки кодам ФККО. Заказчиком нарушены положения ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, с учетом противоречивой позиции ООО «Утилитсервис», поскольку согласно ч.5 ст.43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО «Утилитсервис» обоснованной частично.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Утилитсервис» на действия заказчика – ГБУЗ НСО «ГКП № 20» при проведении электронного аукциона № 0351300080622000041 на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов класса «Б», «В» и «Г» частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны