Решение №02-01-01-10-19 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственно... от 1 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-01-10-19

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2019 года            г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 01 апреля 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<...> – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

<...>– начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии на заседании Комиссии:

«….»

рассмотрев дело № 02-01-01-10-19 от 09.01.2019 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ТДиА» (ИНН 5406184686, юридический и почтовый адрес:630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1, оф. № 3) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение Сибирского главного управления Центрального банка РФ в отношении действий ООО «ТДиА» по препятствованию горячему водоснабжению объекта СГУ ЦБ РФ по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1, требованию платы за транзит тепловой энергии и горячего водоснабжения в отсутствие у ООО «ТДиА» соответствующих тарифов, утвержденных Департаментом по тарифам Новосибирской области, а также соответствующие материалы из прокуратуры Центрального района г. Новосибирска.

СГУ ЦБ РФ сообщает, что 27.06.2018 между АО «СИБЭКО» (далее - Поставщик) и Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации (далее - Абонент) заключен договор горячего водоснабжения № 226005251 по обеспечению горячей водой помещений объекта Абонента по адресу: г. Новосибирск ул. Фрунзе 57/1.

ООО «ТДиА», являясь собственником сети, через которую осуществляется доставка горячего водоснабжения от Поставщика к Абоненту, по адресу г. Новосибирск ул. Фрунзе 57/1, препятствует подаче горячей воды через свои сети до Абонента, путем перекрытия запорной арматуры. Данное обстоятельство подтверждается двухсторонними Актами обследования от 26.07.2018, 17.09.2018, 21.09.2018.

Поставщик был уведомлен о том, что Абонент не получает горячую воду в соответствии с условиями Договора (письмо от 11.07.2018 № Т6- 22/23933 в адрес АО «СИБЭКО»). В ответ на уведомление Абонента Поставщик сообщил о направлении обращения в адрес ООО «ТДиА», о необходимости принятия мер для подключения горячей воды на объект Абонента (письмо от 06.08.2018 № ЭДО-10-7/3.7.1./136 в адрес Сибирского ГУ Банка России).

Попытки урегулировать данную ситуацию силами Абонента к положительному результату не привели, директор ООО «ТДиА» «…» открыть запорную арматуру отказался. Более того, в последних телефонных переговорах «…»заявил о готовности ограничения подачи eщe и тепловой энергии для нужд отопления объекта Абонента в отопительный период.

Указанная ситуация сложилась вследствие полного игнорирования директором ООО «ТДиА» «…»установленного законодательством Российской Федерации порядка транзита тепловой энергии и горячей воды с оплатой транзита по тарифам, утвержденным Департаментом по тарифам Новосибирской области.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральном законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентировано, что собственники водопроводных и тепловых сетей не вправе требовать от потребителей возмещения затрат на эксплуатацию данных сетей до установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на услуги по передаче тепловой энергии и воды по данным сетям.

ООО «ТДиА», игнорируя порядок установления тарифов на передачу горячей воды и тепловой энергии, согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» предложило Сибирскому ГУ Банка России заключить договор о транзите тепловой энергии по установленным самим ООО «ТДиА» тарифам (письмо от 27.09.2017 № 17/14), на что получило отказ.

Сибирское ГУ Банка России предложило правовое решение вопросов по заключению договора о возмещении затрат за транзит тепловой энергии и водоснабжения, через установление тарифов, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации (письмо от 27.02.2018 № Т6-22/5969). Письмо оставлено ООО «ТДиА» без ответа, запорная арматура, закрытая ООО «ТДиА» ранее, не открыта.

В соответствии с ФЗ «О теплоснабжении» и ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники водопроводных и тепловых сетей не вправе препятствовать транспортировке по ним воды и тепловой энергии в целях обеспечения горячего водоснабжения абонентов.

Следует отметить, что иных способов получения Сибирском ГУ Банка России горячего водоснабжения и теплового ресурса в обход централизованной системы, принадлежащей ООО «ТДиА» по адресу г. Новосибирск ул. Фрунзе 57/1, не существует.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (ООО «ТДиА»), результатом которого является ущемление интересов других лиц (Сибирское ГУ Банка России), а именно навязывание условий договора транзита по тарифам ООО «ТДиА» путем перекрытия запорной арматуры, вследствие чего Сибирское ГУ Банка России на протяжении длительного времени не получает горячую воду (п. 3.ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ).

По состоянию на 01.10.2018 права Абонента на получение горячей воды продолжают нарушаться неправомерными действиями ООО «ТДиА».

На основании вышеизложенного, и в соответствии со ст. 23.48 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Сибирское ГУ Банка России просит:

1. обязать ООО «ТДиА» восстановить горячее водоснабжение к помещениям Сибирского ГУ Банка России по адресу: г. Новосибирск ул. Фрунзе 57/1.

2. за неправомерные действия привлечь к административной ответственности ООО «ТДиА» и его директора «…».

Прокуратура Центрального района сообщает, что прокуратурой проведена проверка по обращению Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации о незаконных действиях со стороны директора ООО «ТДиА» «…»., выразившихся в установлении препятствий подачи горячего водоснабжения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды. Передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

Согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Установлено, что между АО «СИБЭКО» и Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации заключен договор горячего водоснабжения № 226005251 от 27.06.2018 по обеспечению горячей водой помещений абонента по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д.57/1.

Вместе с тем, ООО «ТДиА», являясь собственником сети, через которую осуществляется доставка горячего водоснабжения от поставщика к абоненту, по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/1, препятствует подаче горячей воды через свои сети до абонента, путем перекрытия запорной арматуры. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования от 17.09.2018.

Согласно информации департамента по тарифам Новосибирской области ООО «ТДиА» вправе возмещать затраты на эксплуатацию принадлежащих ему на законных основаниях тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей, только в случае установления для него департаментом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии (тарифа на транспортировку горячей воды) и заключения им соответствующих договоров на оказания услуг с теплоснабжающей организацией в установленном законодательством порядке.

Из объяснений «…»следует, что в департамент для установления тарифов общество не обращалось.

В связи с отсутствием договорных отношений о пропуске тепловой энергии, горячего водоснабжения и вентиляции с Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации подача горячего водоснабжения приостановлена.

Аналогичные договора заключены между ООО «ТДиА» и ОО «Бизнес комплекс на Фрунзе».

Возобновление подачи горячего водоснабжения возможно только при условии заключения договора между обществом и банком о долевом участии заинтересованных сторон в аварийном ремонте теплотрассы.

Таким образом, ООО «ТДиА» в нарушение норм вышеуказанного законодательства препятствует подаче горячего водоснабжения Сибирскому главному управлению Центрального банка Российской Федерации.

По результатам проверки прокурором района внесено представление в адрес директора ООО «ТДиА».

Учитывая изложенное, прокуратура просит решить вопрос о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства ООО «ТДиА» при заключении договоров с потребителями тепловой энергии и горячего водоснабжения по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/1.

В результате рассмотрения указанной информации установлено следующее.

27.06.2018 между АО «СИБЭКО» (далее - Поставщик) и Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации (далее - Абонент) заключен договор горячего водоснабжения № 226005251 в отношении помещений по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/1.

ООО «ТДиА» является владельцем сети горячего водоснабжения, через которую осуществляется передача горячей воды на объект СГУ ЦБ РФ по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/1, что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности, актом разграничения эксплуатационной ответственности (Приложения № 1, № 2 к договору горячего водоснабжения № 226005251).

ООО «ТДиА» препятствует подаче горячей воды через принадлежащие Обществу сети на объект СГУ ЦБ РФ, путем перекрытия запорной арматуры. Факт отсутствия горячего водоснабжения объекта СГУ ЦБ РФ подтверждается актами обследования от 26.07.2018, 17.09.2018, 21.09.2018, составленными представителями АО «СИБЭКО» и СГУ ЦБ РФ.

Как сообщает СГУ ЦБ РФ, попытки урегулировать данную ситуацию силами Абонента к положительному результату не привели, директор ООО «ТДиА» «…» открыть запорную арматуру отказался.

Письмом № 17/14 от 27.09.2017 г. ООО «ТДиА» направило в адрес СГУ ЦБ РФ проект договора о транзите тепловой энергии и горячего водоснабжения на 2017-2018 г.

П. 1 указанного проекта договора предусматривает, что ООО «ТДиА» обязуется соблюдать режим передачи транзитом тепловой энергии и ГВС, установленный энергоснабжающей организацией.

Согласно п. 7, 9 проекта договора СГУ ЦБ РФ обязуется ежемесячно до 5 числа компенсировать ООО «ТДиА» дополнительные неудобства, связанные с прохождением теплотрассы по помещениям ООО «ТДиА» в размере 15% от стоимости потребленной СГУ ЦБ РФ тепловой энергии и ГВС по счетам энергоснабжающей организации. СГУ ЦБ РФ обязуется принимать долевое участие пропорционально отапливаемой площади в ремонте, аварийных ситуациях на теплотрассе от ТК-7-3 до врезки задвижки ООО «ТДиА».

Также п. 11 проекта договора предусматривает право ООО «ТДиА» прекратить подачу тепловой энергии в период отопительного сезона в случае невыполнения СГУ ЦБ РФ п. 4, 8 договора (компенсация убытков, причиненных аварийными ситуациями, произошедшими на отопительной системе и ГВС, принадлежащей СГУ ЦБ РФ от задвижек в тепловом узле ООО «ТДиА», внесение платы в размере 15% от стоимости потребленной СГУ ЦБ РФ тепловой энергии и ГВС).

СГУ ЦБ РФ не подписало указанный проект договора.

Письмом № Т6-22/5969 от 27.02.2018 г. Сибирское ГУ Банка России предложило ООО «ТДиА» решение вопроса по заключению договора о возмещении затрат за транзит тепловой энергии и водоснабжения, через установление соответствующих тарифов, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В письме СГУ ЦБ РФ указало, что считает необходимым прекратить осуществляемое ООО «ТДиА» с 19.12.2017 г. препятствование получению помещениями СГУ ЦБ РФ горячего водоснабжения. Для возмещения услуг по транзиту тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды ООО «ТДиА» следует обратиться в Департамент по тарифам НСО для разработки и предоставления тарифов на услуги по транзиту энергоносителей, после получения которых заключить с теплоснабжающей организацией договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и транспортировке горячей воды.

Также письмом № Т6-22/31094 от 07.09.2018 г., адресованным ООО «ТДиА», СГУ ЦБ РФ сообщило, что в соответствии с письмом Департамента по тарифам НСО возмещение затрат на транзит тепловой энергии и горячей воды является предметом договорных отношений транзитной организации (ООО «ТДиА») и теплоснабжающей организации (АО «СИБЭКО»). В связи с изложенными фактами, СГУ ЦБ РФ просит открыть запорную арматуру на линии горячего водоснабжения для получения горячей воды помещениями СГУ ЦБ РФ по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1.

Как сообщает СГУ ЦБ РФ, ответ от ООО «ТДиА» не поступил, запорная арматура, закрытая ООО «ТДиА» ранее, не открыта.

Иных способов получения Сибирским ГУ Банка России горячего водоснабжения и теплового ресурса в обход централизованной системы, принадлежащей ООО «ТДиА» по адресу г. Новосибирск ул. Фрунзе 57/1, не существует.

Как следует из представленных в Новосибирское УФАС России документов и сведений, в том числе, ответа ООО «ТДиА» на запрос информации Новосибирского УФАС России, причиной препятствования со стороны ООО «ТДиА» горячему водоснабжению объекта СГУ ЦБ РФ по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1 является отсутствие договорных отношений - не подписание СГУ ЦБ РФ направленного ООО «ТДиА» проекта договора, фактически предусматривающего внесение СГУ ЦБ РФ платы в адрес ООО «ТДиА» за передачу (транзит) тепловой энергии и горячей воды на объект СГУ ЦБ РФ.

В качестве обоснования данного требования ООО «ТДиА» ссылается на наличие у Общества права собственности на тепловые сети и сети горячего водоснабжения. При этом Общество указывает, что в адрес Департамента по тарифам Новосибирской области для установления тарифов на передачу (транспортировку) тепловой энергии и горячей воды не обращалось, такая необходимость у Общества отсутствует.

Письмами, направленными в адрес СГУ ЦБ РФ, № 17/17 от 26.12.2017 г., № 17/17 от 16.03.2018 г., № 18/11 от 01.10.2018 г. ООО «ТДиА» сообщило, что в связи с отсутствием договорных отношений в части оплаты за услугу по предоставлению в пользование участка теплотрассы для пропуска тепловой энергии и горячего водоснабжения через тепловые сети ООО «ТДиА», Общество отзывает данные ранее разрешения на пропуск через сети Общества теплой энергии, горячего водоснабжения на объект СГУ ЦБ РФ.

Наличие у ООО «ТДиА» на праве собственности/ином законном основании тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения подтверждается также актом разграничения тепловых сетей и энергопринимающего устройства, находящихся на праве собственности или во владении на ином законном основании, и эксплуатационной ответственности от 13 февраля 2014г., подписанным ОАО «НГТЭ» и ООО «ТДиА», актом разграничения балансовой принадлежности, подписанным АО «СИБЭКО» и ООО «ТДиА» (приложение № 1 к договору горячего водоснабжения № 273 от 10.07.2014 г.).

Между ООО «ТДиА» и ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» заключен договор о транзите тепловой энергии от 12.09.2018 г., согласно п. 1 которого ООО «ТДиА» обязуется соблюдать режим передачи транзитом тепловой энергии, установленный энергосберегающей организацией.

Согласно п. 8, 10 договора ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» обязуется ежемесячно до 5 числа вносить абонентскую плату в размере 10% от стоимости выставленных счетов ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» энергоснабжающей организацией. ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» обязуется принимать долевое участие пропорционально отапливаемой площади в ремонте, аварийных ситуациях на теплотрассе от ТК-7-3 до врезки задвижки ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе».

Также ООО «ТДиА» представлена копия счета на оплату за транзит тепловой энергии № 157 от 25 июля 2018г., выставленного потребителю ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе».

В соответствии с ч. 1, 2, 5 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат регулированию.

В соответствии пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). В настоящее время таким органом является Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с подпунктом 30д пункта 7 раздела II Постановления Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 г. № 74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области».

Согласно данным официального Интернет-сайта Департамента по тарифам НСО, тариф на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «ТДиА» не устанавливался. В ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России Общество сообщило, что в Департамент для установления соответствующего тарифа не обращалось.

Таким образом, ООО «ТДиА» не вправе было взимать с ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» плату за услуги по передаче (транзиту) тепловой энергии в отсутствие у ООО «ТДиА» соответствующего тарифа, утвержденного Департаментом по тарифам НСО.

Взимание платы за передачу (транзит) тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области) свидетельствует о нарушении Обществом установленного Законом о теплоснабжении порядка ценообразования.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии являются услуги по передаче тепловой энергии, следовательно, ООО «ТДиА», владея тепловыми сетями, и осуществляя в соответствии с заключенным договором передачу тепловой энергии на объект Потребителя, является субъектом естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического подключения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче тепловой энергии хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи тепловой энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере теплоснабжения, поскольку получение услуг по передаче тепловой энергии через любые другие теплосетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического подключения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

Таким образом, ООО «ТдиА» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения сетей Общества.

В действиях ООО «ТДиА» по взиманию платы за передачу (транзит)  тепловой энергии в отсутствие тарифа на данную услугу, утвержденного уполномоченным органом - Департаментом по тарифам НСО, усматриваются признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, в отношении ООО «ТДиА» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «ТДиА» письмом вх. № 1303 от 15.02.2019 г. представило в Новосибирское УФАС России следующие пояснения по существу дела.

Общество с ограниченной ответственностью «ТДИА» (далее по тексту - Общество) имеет в собственности часть помещений в здании, расположенном по адресу: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д.57/1 (далее по тексту - Помещение ).

Основной вид деятельности Общества - аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20).

Дополнительные виды деятельности, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц, в также указанные в Уставе Общества, не связаны с теплоснабжением.

Для теплового снабжения своего Помещения Общество получает тепловую энергию от системы центрального теплоснабжения. Ближайший к Помещению пункт подключения - ТК-7 -3. Длина теплотрассы от Помещения до пункта ТК-7-3 составляет примерно 72 метра. Теплотрасса оканчивается при входе в здание.

В подвале Помещения установлен тепловой узел (теплопотребляющая установка).

Остальной частью здания, расположенного по указанному выше адресу, являются ООО «БИЗНЕС КОМПЛЕКС НА ФРУНЗЕ» (далее по тексту - Бизнес комплекс) и Сибирское ГУ Центрального банка РФ (далее по тексту - СГУ ЦБ РФ).

Насколько известно ответчику, ранее горячее водоснабжение и обогрев помещений Бизнес комплекса и СГУ ЦБ РФ происходили за счет своих котельных, работающих на дизельном топливе.

С повышением цен на дизельное топливо Бизнес комплекс принял решение о заключении договора с энергонабжающей организацией на поставку тепловой энергии и горячей воды.

Так как Бизнес комплекс не имеет своего подключения к системе центрального теплоснабжения, его руководитель обратился к Обществу с просьбой подключиться к тепловому узлу Общества. Бизнес комплексу предложено оформить отношения договором. С его стороны представлен Договор о транзите тепловой энергии.

Договор о транзите тепловой энергии заключен между Обществом и Бизнес комплексом 12 сентября 2017 г. на отопительный сезон 2017-2018 гг. и 12 сентября 2018 г. заключен Договор о транзите тепловой энергии на отопительный сезон 2018-2019 гг. (далее по тексту - Договор).

В соответствии с пунктом 1 Договора - ООО «ТДиА» обязуется соблюдать режим передачи транзитом тепловой энергии, установленный энергосберегающей организацией.

Трубопроводы Бизнес комплекса подключены к тепловому узлу Общества, находящемуся в подвале.

Бизнес комплекс перечислял оплату на расчетный счет Общества авансовыми платежами.

Акт оказанных услуг за отопительный сезон 2018-2019 гг. до настоящего времени не составлялся по причине того, что отопительный сезон не окончен.

То есть на день подачи данных пояснений Общество фактически не имеет выручку по Договору 2018 г.

Согласно Определению о назначении дела № 02-01-01-10-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 21 января 2019 г. (далее по тексту - Определение) в связи с заключением Договора между Обществом и Бизнес комплексом Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области усматривает в действиях Общества признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Федеральный закон № 135-ФЗ).

Общество не согласно с вменяемым ему нарушением и считает, что действовало в рамках Закона по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пунктом 3 части 2.1. статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением: субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147 -ФЗ «О естественных монополиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 147-ФЗ) - настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно статье 3 Федерального закона № 147-ФЗ - для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий: субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ - товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ - настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с абзацем 2 статьи 6 Федерального закона № 147-ФЗ - государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Федеральный закон № 190-ФЗ) - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия:

устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ - перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.

Основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения (далее - цены (тарифы) определены Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее по тексту - Постановление Правительства № 1075).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства № 1075  регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Постановления Правительства № 1075 - к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы:

- на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов;

- на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов;

- на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями;

- на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

- на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя;

- тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства № 1075 - цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, не предусмотренные пунктом 4 настоящего документа, определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства № 1075 используемые в настоящем документе понятия означают следующее:

регулируемая организация - организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 190-ФЗ - для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

передача тепловой энергии, теплоносителя совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;

теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно:

а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения;

б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора;

в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.

Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее по тексту - Правила теплоснабжения).

Раздел 5 Правил теплоснабжения посвящен Договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 56 Правил теплоснабжения - по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

В соответствии с пунктом 57 Правил теплоснабжения теплоснабжающая организация, намеренная заключить с теплосетевой организацией договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, направляет в теплосетевую организацию заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения:

- полное наименование и место нахождения теплоснабжающей организации;

- точки приема и точки передачи тепловой энергии;

- объемы и предполагаемый режим теплоносителя с разбивкой по месяцам и нагрузки в схеме теплоснабжения;

- объем присоединенной тепловой нагрузки и вид нагрузки теплопотребляющих установок потребителей с ее распределением по каждой точке передачи и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (за исключением случаев заключения договора с единой теплоснабжающей организацией);

- срок начала оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 74 Правил теплоснабжения определены существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя содержит следующие существенные условия:

- максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к источникам тепловой энергии, с распределением указанной величины мощности по каждой точке подключения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей;

- заявленная величина мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

- ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, фиксируемая в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон. Указанный акт является приложением к договору;

- обязательства сторон по оборудованию точек приема и точек передачи приборами учета, соответствующими установленным требованиям, а также обязательства по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения указанных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя;

- расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей;

- порядок обеспечения доступа сторон договора или по взаимной договоренности другой организации к тепловым сетям и приборам учета;

- порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников  тепловой энергии, порядок оперативного взаимодействия диспетчерских служб;

- порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям;

- порядок взаимодействия при аварийных ситуациях;

- срок начала исполнения теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения с потребителем тепловой энергии.

Исходя из анализа приведенных выше норм права следует, что услуги по передаче энергии являются элементом процесса энергоснабжения.

Передача тепловой энергии от теплоснабжающей организации потребителю осуществляется либо самостоятельно теплоснабжающей организацией, либо с участием теплосетевой организации.

Договор передачи тепловой энергии заключается между теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией.

Соответственно установлению (согласованию, регулированию) подлежат тарифы при взаимоотношениях между этими двумя организациями.

Договор о передаче тепловой энергии между теплоснабжающей организацией и Обществом отсутствует. Теплоснабжающая организация не обращалась к Обществу с соответствующей заявкой.

Общество не осуществляет виды деятельности в сфере теплоснабжения или передачи тепловой энергии.

Общество не является ни теплоснабжающей, ни теплосетевой организацией.

Общество не осуществляет передачу тепловой энергии в том смысле, в котором это определено в Законе.

При заключении Договора Общество и Бизнес комплекс руководствовалось Гражданским кодексом РФ (глава 39 Гражданского кодекса РФ) и гражданско-правовым принципом свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса РФ).

Договор представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг. В Договоре отсутствуют признаки и существенные условия, характерные для договора услуг по передаче тепловой энергии, предусмотренного Федеральным законом № 190-ФЗ.

Порядок отношений в этом случае регулируется главой 39 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг».

В рамках Договора Общество обязалось соблюдать режим передачи тепловой энергии, установленный энергосберегающей организацией. То есть оказывает услуги пропуска тепловой энергии через свою теплопринимающую установку (тепловой узел).

Так как договор возмездного оказания услуг не поименован в Федеральном законе № 190-ФЗ, в этом случае цены на услуги определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.

В связи с изложенным, ответчик считает, что Общество не отвечает признакам субъекта естественной монополии на товарном рынке энергоснабжения (теплоснабжения), находящемся в состоянии естественной монополии, и не имеет доминирующего положения.

При заключении Договора Общество действовало в рамках Закона.

Следовательно, в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135- ФЗ).

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 20.02.2019 г. ООО «ТдиА» дополнительно пояснило следующее.

Стоимость услуг ООО «ТДиА» по договору, заключенному с ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе», включает в себя расходы на предоставление услуги по содержанию, обслуживанию, эксплуатации внутренних коммуникаций (тепловых сетей).

АО «СИБЭКО» обращалось к ООО «ТДиА» с просьбой открыть запорную арматуру. При этом Правилами организации теплоснабжения предусмотрены договорные отношения. Заявка на оказание услуг по передаче тепловой энергии не поступала. От СГУ ЦБ РФ не поступало предложение о заключении договора на транзит тепловой энергии.

ООО «ТдиА» откроет запорную арматуру после заключения договора на передачу тепловой энергии, утверждения тарифа. ООО «ТДиА» не препятствует теплоснабжению потребителей. Общество уведомило СГУ ЦБ РФ, что отзывает ранее данные разрешения. По окончании отопительного сезона будет направлено уведомление, что ООО «ТДиА» обрезает горячее водоснабжение и отопление, так как у Общества нет договорных отношений ни с АО «СИБЭКО», ни с СГУ ЦБ РФ.

У ООО «ТдиА» отсутствует необходимость обращения в ДТ НСО. Общество несет ответственность за сети, которые находятся на балансе ООО «ТДиА». Общество не имеет соответствующих специалистов для подготовки расчетов для установления тарифа. ООО «ТДиА» обращалось в ООО «СГК», оно ответило, что документы и информация по объекту проходят внутренние согласования. ООО «ТДиА» не возражает против теплоснабжения объектов СГУ ЦБ РФ.

ООО «ТДиА» владеет 72 м трубы, подходящей к зданию. Рядом со зданием есть колодец, центрального теплового пункта нет. От тепловой камеры до объектов ООО «ТДиА» 72 м тепловой сети и внутренние коммуникации.

СГУ ЦБ РФ при рассмотрении дела 20.02.2019 г. пояснило, что у СГУ ЦБ РФ нет других способов подключения к теплоснабжению. Объекты ООО «ТДиА» - единственный способ получения тепловой энергии. Передача тепловой энергии подпадает под государственное регулирование, но ООО «ТДиА» не предпринимает никаких действий. АО «СИБЭКО» обращалось к ООО «ТДиА» по поводу пропуска горячей воды, просило открыть запорную арматуру для получения горячей воды СГУ ЦБ РФ. АО «СИБЭКО» в настоящее время не выставляет банку счета за горячую воду.

В СГУ ЦБ РФ поступило от ООО «ТДиА» предложение заключить возмездный договор транзита тепловой энергии. СГУ ЦБ РФ сообщило ответчику, что согласно заключить договор, но не может подписать его без установления тарифа в Департаменте по тарифам НСО.

По завершению отопительного периода директор ООО «ТДиА» заявил, что перекроет тепло, но других способов получения горячей воды и тепловой энергии у СГУ ЦБ РФ нет. В целях подогрева воды СГУ ЦБ РФ установило бойлеры.

Согласно действующему законодательству теплосетевая организация обращается в ДТ НСО, он устанавливает тарифы, после чего теплоснабжающая организация возмещает затраты на пропуск тепловой энергии. ООО «ТДиА» не вправе ограничивать теплоснабжение потребителей. СГУ ЦБ РФ готово оказать ответчику поддержку в подготовке обращения в ДТ НСО, но ситуация не меняется.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 20.03.2019 г. ООО «ТдиА» пояснило следующее.

Договорных отношений между СГУ ЦБ РФ и ООО «ТДиА» нет.

ООО «ТДиА» направило проект договора в адрес СГУ ЦБ РФ. В адрес Общества поступило письмо о том, что банк не согласен с оплатой и необходимо обратиться в ДТ НСО для установления тарифа.

Федеральный закон «О теплоснабжении» устанавливает, что договор на поставку тепловой энергии заключается потребителем с теплоснабжающей организацией, если у теплоснабжающей организации нет возможности оказать услугу, она заключает договор с участием теплосетевой организации. Заключение договора между ответчиком и банком Федеральным законом не предусмотрено, и нет необходимости требовать установления тарифа.

Также ООО «ТДиА» считает, что ущемление интересов банка в данном случае отсутствует, так как нет договорных отношений. Теплоснабжающая организация обращается в теплосетевую для заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии. В отсутствие договора у ООО «ТДиА» не имеется обязанностей обеспечивать теплоснабжение объектов банка.

Если у АО «СИБЭКО» нет возможности поставить тепловую энергию банку напрямую, то после заключения соответствующего договора с ООО «ТДиА» оно может заключить договор с банком.

Представитель СГУ ЦБ РФ 20.03.2019 г. пояснил, что с 2015 г. между сторонами ведутся переговоры по заключению договора, в настоящее время договор отсутствует.

ООО «ТДиА» письменно обращалось к СГУ ЦБ РФ по поводу заключения договора. Договор по предложенным ответчиком ценам банк заключать отказался, предложив ООО «ТДиА» обратиться в Департамент по тарифам НСО для установления тарифа.

Ответчик перекрыл подачу горячего водоснабжения на объект СГУ ЦБ РФ, при этом тепловая энергия подается – за нее банк платит АО «СИБЭКО».

У представителя СГУ ЦБ РФ отсутствует информация о фактах оплаты банком каких-либо услуг ООО «ТДиА».

Ответчик нарушает права и законные интересы банка. Банк терпит убытки, так как горячая вода не подается, были приобретены бойлеры для подогрева воды.

Руководствуясь Федеральным законом «О теплоснабжении», СГУ ЦБ РФ считает, что договор между ответчиком и банком невозможно заключить, так как договор на передачу тепловой энергии заключается между теплоснабжающей и теплосетевой организацией, для правоотношений между которыми необходимо установить тариф в ДТ НСО.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 20.03.2019 г. представителем ООО «ТДиА» представлено следующее письменное ходатайство.

На рассмотрении Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области находится дело № 02-01-01-10-19 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТДиА» (далее по тексту - ООО «ТДиА», Ответчик) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Федеральный закон «О защите конкуренции»).

15 февраля 2019 г. комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту - Комиссия) вынесено Определение о привлечении к участию в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица (далее по тексту - Определение).

Согласно Определению Комиссия установила, что Сибирское главное управление Центрального банка РФ является лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением данного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона «О защите конкуренции» - лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются, в том числе, заинтересованные лица - лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

СГУ ЦБ РФ привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица несмотря на то, что между ним и Ответчиком отсутствуют какие-либо договорные отношения, и Ответчик не взимал с Сибирского главного управления центрального банка РФ какие-либо платежи.

Согласно Определению о назначении дела № 02-01-01-10-19 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 21 января 2019 г. настоящее дело назначено к рассмотрению в связи с взиманием Ответчиком с ООО «БИЗНЕС КОМПЛЕКС НА ФРУНЗЕ» платы в отсутствие у Ответчика соответствующего тарифа, утвержденного Департаментом по тарифам Новосибирской области.

Таким образом, ООО «БИЗНЕС КОМПЛЕКС НА ФРУНЗЕ», с которым у Ответчика установлены гражданско-правовые отношения, в силу пункта 3 части 1 статьи 43 Федерального закона «О защите конкуренции» является лицом, чьи права и затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Однако, ООО «БИЗНЕС КОМПЛЕКС НА ФРУНЗЕ» не привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В целях объективного рассмотрения настоящего дела ответчик полагает необходимым привлечь к участию в дела в качестве заинтересованного лица ООО «БИЗНЕС КОМПЛЕКС НА ФРУНЗЕ», права и законные интересы которого действительно затрагиваются в связи с рассмотрением настоящего дела.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства.

В связи с изложенным, руководствуясь статьями 42, 43 Федерального закона «О защите конкуренции», ООО «ТдиА» просит:

- привлечь к участию в деле № 02-01-01-10-19 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица ООО «БИЗНЕС КОМПЛЕКС НА ФРУНЗЕ», г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д.57/1;

- провести опрос представителя ООО «БИЗНЕС КОМПЛЕКС НА ФРУНЗЕ» по обстоятельствам дела.

Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства по следующим основаниям.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Следовательно, квалификация нарушения антимонопольного законодательства, прямо поименованного в ч. 1 ст. 10, в том числе, по п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, не требует доказательств ущемления прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и/или неопределенного круга потребителей.

Факт совершения ООО «ТДиА» нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», подтверждается материалами дела.

СГУ ЦБ РФ было привлечено к участию в рассмотрении данного дела в качестве заинтересованного лица в связи с поступлением от СГУ ЦБ РФ обращения с жалобой на действия ООО «ТДиА» по препятствованию горячему водоснабжению объекта СГУ ЦБ РФ по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1, направлению в адрес СГУ ЦБ РФ проекта договора, фактически предусматривающего внесение СГУ ЦБ РФ платы в адрес ООО «ТДиА» за передачу (транзит) тепловой энергии и горячей воды на объект СГУ ЦБ РФ по самостоятельно установленным ООО «ТДиА» тарифам, а также предусматривающего право ООО «ТДиА» прекратить подачу тепловой энергии в период отопительного сезона в случае невыполнения СГУ ЦБ РФ п. 4, 8 договора (компенсация убытков, причиненных аварийными ситуациями, произошедшими на отопительной системе и ГВС, принадлежащей СГУ ЦБ РФ от задвижек в тепловом узле ООО «ТДиА», внесение платы в размере 15% от стоимости потребленной СГУ ЦБ РФ тепловой энергии и ГВС), что не соответствует действующему законодательству о теплоснабжении.

Как следует из представленных в Новосибирское УФАС России документов и сведений, в том числе, ответа ООО «ТДиА» на запрос информации Новосибирского УФАС России, причиной препятствования со стороны ООО «ТДиА» горячему водоснабжению объекта СГУ ЦБ РФ по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1 является отсутствие договорных отношений - не подписание СГУ ЦБ РФ направленного ООО «ТДиА» проекта договора.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что основания для привлечения ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» к участию в рассмотрении дела № 02-01-01-10-19 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица отсутствуют.

Изучив доводы заявителя и ответчика, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

27.06.2018 между АО «СИБЭКО» (далее - Поставщик) и Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации (далее - Абонент) заключен договор горячего водоснабжения № 226005251 в отношении помещений по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/1.

Также у СГУ ЦБ РФ имеется заключенный с АО «СИБЭКО» договор теплоснабжения № 5260001436 от 27.03.2017 г., предусматривающий поставку теплоснабжающей организацией тепловой энергии на объекты абонента, в том числе, согласно дополнительному соглашению от 27.06.2018 г. к указанному договору, на объект банка по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/1.

ООО «ТДиА» препятствует подаче горячей воды через принадлежащие Обществу сети на объект СГУ ЦБ РФ, путем перекрытия запорной арматуры. Факт отсутствия горячего водоснабжения объекта СГУ ЦБ РФ подтверждается актами обследования от 26.07.2018, 17.09.2018, 21.09.2018, составленными представителями АО «СИБЭКО» и СГУ ЦБ РФ.

Письмом № 17/14 от 27.09.2017 г. ООО «ТДиА» направило в адрес СГУ ЦБ РФ проект договора о транзите тепловой энергии и горячего водоснабжения на 2017-2018 г.

П. 1 указанного проекта договора предусматривает, что ООО «ТДиА» обязуется соблюдать режим передачи транзитом тепловой энергии и ГВС, установленный энергоснабжающей организацией.

Согласно п. 7, 9 проекта договора СГУ ЦБ РФ обязуется ежемесячно до 5 числа компенсировать ООО «ТДиА» дополнительные неудобства, связанные с прохождением теплотрассы по помещениям ООО «ТДиА» в размере 15% от стоимости потребленной СГУ ЦБ РФ тепловой энергии и ГВС по счетам энергоснабжающей организации. СГУ ЦБ РФ обязуется принимать долевое участие пропорционально отапливаемой площади в ремонте, аварийных ситуациях на теплотрассе от ТК-7-3 до врезки задвижки ООО «ТДиА».

Также п. 11 проекта договора предусматривает право ООО «ТДиА» прекратить подачу тепловой энергии в период отопительного сезона в случае невыполнения СГУ ЦБ РФ п. 4, 8 договора (компенсация убытков, причиненных аварийными ситуациями, произошедшими на отопительной системе и ГВС, принадлежащей СГУ ЦБ РФ от задвижек в тепловом узле ООО «ТДиА», внесение платы в размере 15% от стоимости потребленной СГУ ЦБ РФ тепловой энергии и ГВС).

СГУ ЦБ РФ не подписало указанный проект договора.

Письмом № Т6-22/5969 от 27.02.2018 г. Сибирское ГУ Банка России предложило ООО «ТДиА» решение вопроса по заключению договора о возмещении затрат за транзит тепловой энергии и водоснабжения, через установление соответствующих тарифов, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В письме СГУ ЦБ РФ указало, что считает необходимым прекратить осуществляемое ООО «ТДиА» с 19.12.2017 г. препятствование получению помещениями СГУ ЦБ РФ горячего водоснабжения. Для возмещения услуг по транзиту тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды ООО «ТДиА» следует обратиться в Департамент по тарифам НСО для разработки и предоставления тарифов на услуги по транзиту энергоносителей, после получения которых заключить с теплоснабжающей организацией договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и транспортировке горячей воды.

Также письмом № Т6-22/31094 от 07.09.2018 г., адресованным ООО «ТДиА», СГУ ЦБ РФ сообщило, что в соответствии с письмом Департамента по тарифам НСО возмещение затрат на транзит тепловой энергии и горячей воды является предметом договорных отношений транзитной организации (ООО «ТДиА») и теплоснабжающей организации (АО «СИБЭКО»). В связи с изложенными фактами, СГУ ЦБ РФ просит открыть запорную арматуру на линии горячего водоснабжения для получения горячей воды помещениями СГУ ЦБ РФ по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1.

Как сообщает СГУ ЦБ РФ, ответ от ООО «ТДиА» не поступил, запорная арматура, закрытая ООО «ТДиА» ранее, не открыта. Иных способов получения Сибирским ГУ Банка России горячего водоснабжения и теплового ресурса в обход централизованной системы, принадлежащей ООО «ТДиА» по адресу г. Новосибирск ул. Фрунзе 57/1, не существует.

Как следует из представленных в Новосибирское УФАС России документов и сведений, в том числе, ответа ООО «ТДиА» на запрос информации Новосибирского УФАС России, причиной препятствования со стороны ООО «ТДиА» горячему водоснабжению объекта СГУ ЦБ РФ по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1 является отсутствие договорных отношений - не подписание СГУ ЦБ РФ направленного ООО «ТДиА» проекта договора, фактически предусматривающего внесение СГУ ЦБ РФ платы в адрес ООО «ТДиА» за передачу (транзит) тепловой энергии и горячей воды на объект СГУ ЦБ РФ.

Письмами, направленными в адрес СГУ ЦБ РФ, № 17/17 от 26.12.2017 г., № 17/17 от 16.03.2018 г., № 18/11 от 01.10.2018 г. ООО «ТДиА» сообщило, что в связи с отсутствием договорных отношений в части оплаты за услугу по предоставлению в пользование участка теплотрассы для пропуска тепловой энергии и горячего водоснабжения через тепловые сети ООО «ТДиА», Общество отзывает данные ранее разрешения на пропуск через сети Общества теплой энергии, горячего водоснабжения на объект СГУ ЦБ РФ.

Кроме того, между ООО «ТДиА» и ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» заключен договор о транзите тепловой энергии от 12.09.2018 г., согласно п. 1 которого ООО «ТДиА» обязуется соблюдать режим передачи транзитом тепловой энергии, установленный энергосберегающей организацией.

Согласно п. 8, 10 договора ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» обязуется ежемесячно до 5 числа вносить абонентскую плату в размере 10% от стоимости выставленных счетов ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» энергоснабжающей организацией. ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» обязуется принимать долевое участие пропорционально отапливаемой площади в ремонте, аварийных ситуациях на теплотрассе от ТК-7-3 до врезки задвижки ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе».

В соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат регулированию.

В соответствии пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). В настоящее время таким органом является Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с подпунктом 30д пункта 7 раздела II Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 г. № 74-п.

Согласно данным официального Интернет-сайта Департамента по тарифам НСО, тариф на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «ТДиА» не устанавливался. В ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России Общество сообщило, что в Департамент для установления соответствующего тарифа не обращалось.

Таким образом, ООО «ТДиА» не вправе было взимать с ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» плату за услуги по передаче (транзиту) тепловой энергии, а также выставлять соответствующие требования СГУ ЦБ РФ, в отсутствие у ООО «ТДиА» соответствующего тарифа, утвержденного Департаментом по тарифам НСО.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

При этом заключенный между ООО «ТДиА» и ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» договор о транзите тепловой энергии от 12.09.2018 г., согласно п. 1 которого ООО «ТДиА» обязуется соблюдать режим передачи транзитом тепловой энергии, установленный энергосберегающей организацией, фактически является договором, предусматривающим передачу (транзит) тепловой энергии.

ООО «ТДиА» письмом вх. № 1303 от 15.02.2019 г. подтвердило факт взимания с ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе» платы по заключенным договорам о транзите тепловой энергии.

На заседании Комиссии Новосибирского представитель ООО «ТдиА» признал, что стоимость услуг ООО «ТДиА» по договору, заключенному с ООО «Бизнес комплекс на Фрунзе», включает в себя расходы на предоставление услуги по содержанию, обслуживанию, эксплуатации внутренних коммуникаций (тепловых сетей).

Письмом исх. № 130/33 от 18.02.2018 г. Департамент по тарифам НСО разъяснил следующее.

В соответствии со ст. 5 и 17 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 5, ч. 3 ст. 11, ст. 16 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

- собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям;

- собственники и иные законные владельцы водопроводных сетей не вправе препятствовать транспортировке по ним воды в целях обеспечения горячего водоснабжения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных сетей до установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа на транспортировку воды по таким водопроводным сетям;

- в случае установления вышеуказанных тарифов оплата услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (услуг по транспортировке горячей воды) осуществляется, соответственно, теплоснабжающей организацией (организацией, осуществляющей горячее водоснабжение) на основании заключенного такой организацией с вышеуказанными лицами (теплосетевой организацией, организацией, эксплуатирующей водопроводные сети) договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (договора по транспортировке горячей воды).

Порядок установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя и тарифов на транспортировку горячей воды предусмотрен Постановлениями Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», и от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным устанавливать вышеназванные тарифы на территории Новосибирской области, является Департамент.

С учетом вышеизложенного, ООО «ТДиА» вправе возмещать затраты на эксплуатацию принадлежащих ему на законных основаниях тепловых сетей (водопроводных сетей), с использованием которых осуществляется теплоснабжение (горячее водоснабжение) потребителей (абонентов), только в случае установления для него Департаментом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии (тарифа на транспортировку горячей воды) и заключения им соответствующих договоров на оказание услуг с теплоснабжающей организацией (организацией, осуществляющей горячее водоснабжение) в установленном законодательством порядке.

Таким образом, взимание платы за передачу (транзит) тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области) свидетельствует о нарушении ООО «ТДиА» установленного Законом о теплоснабжении порядка ценообразования.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наличие у ООО «ТДиА» на праве собственности/ином законном основании тепловых сетей подтверждается актом разграничения тепловых сетей и энергопринимающего устройства, находящихся на праве собственности или во владении на ином законном основании, и эксплуатационной ответственности от 13 февраля 2014г., подписанным ОАО «НГТЭ» и ООО «ТДиА».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», сферой деятельности субъектов естественной монополии являются услуги по передаче тепловой энергии, следовательно, ООО «ТДиА», владея тепловыми сетями, и осуществляя в соответствии с заключенным договором передачу (транзит) тепловой энергии на объект Потребителя, является субъектом естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического подключения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче тепловой энергии хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи тепловой энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере теплоснабжения, поскольку получение услуг по передаче тепловой энергии через любые другие теплосетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического подключения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

В соответствии с Аналитическим отчетом отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России ООО «ТДиА» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения тепловых сетей ООО «ТДиА» на территории г. Новосибирска.

Действия ООО «ТДиА» по взиманию платы за передачу (транзит)  тепловой энергии в отсутствие тарифа на данную услугу, утвержденного уполномоченным органом - Департаментом по тарифам НСО, являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «ТДиА» (ИНН 5406184686, ОГРН 1025402480014, дата регистрации: 27.06.2000 г., юридический и почтовый адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1, оф. № 3) занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения тепловых сетей ООО «ТДиА» на территории г. Новосибирска, на основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Общество с ограниченной ответственностью «ТДиА» (ИНН 5406184686, ОГРН 1025402480014, дата регистрации: 27.06.2000 г., юридический и почтовый адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1, оф. № 3) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем взимания платы за передачу (транзит)  тепловой энергии в отсутствие тарифа на данную услугу, утвержденного уполномоченным органом - Департаментом по тарифам НСО.

3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «ТДиА» (ИНН 5406184686, ОГРН 1025402480014, дата регистрации: 27.06.2000 г., юридический и почтовый адрес: 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 57/1, оф. № 3)  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не взимать плату за передачу (транзит)  тепловой энергии в отсутствие тарифа на данную услугу, утвержденного уполномоченным органом - Департаментом по тарифам НСО.

4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Связанные организации

ООО " ТД И А "
ИНН 5406184686, ОГРН 1025402480014