Решение №054/01/15-515/2023 в отношении администрации Мамоновского сельсовета Маслянинск... от 19 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №054/01/15-515/2023

Резолютивная часть решения оглашена  15.03.2024                                             г. Новосибирск

В полном объёме решение изготовлено 19.03.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

рассмотрев дело №054/01/15-515/2023, возбужденное 04.08.2023 по признакам нарушения администрацией Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области (633590, Новосибирская область, Маслянинский район, село Мамоново, ОГРН: 1025405430016, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2002, ИНН: 5431104807, КПП: 543101001) пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствие представителя администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области – надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения антимонопольного дела по существу,

в отсутствие представителя МУП «Мамоновское» – надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения антимонопольного дела по существу,

УСТАНОВИЛА:

В связи с наличием в действиях администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Новосибирское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» выдало администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно ликвидации МУП «Мамоновское» (633590, Новосибирская область, Маслянинский р-н, с. Мамоново, ул. Гагарина, д. 7, ОГРН: 1225400029524, Дата присвоения ОГРН: 27.07.2022, ИНН: 5473005043, КПП: 547301001) в срок до 18.07.2023.

Администрация Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области в установленный срок не исполнила предписание Новосибирского УФАС России от 04.05.2023 №054/01/15-515/2023.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1, п. 1 ч. 8 ст. 44, ч. 1, 2 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области приказом № 71 от 04.08.2023 г. возбуждено дело № 054/01/15-515/2023 по признакам нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области представила следующие пояснения по существу дела.

Мамоновский сельсовет Маслянинского района Новосибирской области является учредителем Муниципального унитарного предприятия "Мамоновское" (ИНН 5473005043) (далее - МУП "Мамоновское").

Основным видом деятельности МУП "Мамоновское" является передача пара и горячей воды (тепловой энергии), которая согласно статье 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, учитывая, что МУП "Мамоновское" осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, органом местного самоуправления было принято решение о сохранении МУП "Мамоновское".

Так, в целях исключения нарушений антимонопольного законодательства проведены следующие мероприятия:

- принято решение о проведении мероприятий по включению МУП "Мамоновское" в реестр естественных монополий, в связи с чем, 26.09.2023 года МУП "Мамоновское" было направлено заявление в Федеральную антимонопольную службу о введении регулирования и включении в Реестр субъектов естественных монополий с приложением документов, перечень которых установлен Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 октября 2010 г. N 481-э "Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов".

При рассмотрении заявления Федеральной антимонопольной службой был направлен ответ о предоставлении МУП "Мамоновское" документов не в полном объеме, в связи с чем, предприятием были дополнительно направлены дополнительные документы.

При положительном рассмотрении Федеральной антимонопольной службой заявления о введении регулирования и включении МУП "Мамоновское" в Реестр субъектов естественных монополий, выявленные нарушения будут устранены.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), сферой применения данного закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС России) в рамках осуществления антимонопольного контроля осуществляет контроль за соблюдением требований статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), устанавливающей запрет на создание унитарных предприятий, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности на территории Новосибирской области.

27.12.2019 принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Закон № 485-ФЗ). Начало действия Закона № 485-ФЗ - 08.01.2020 (за исключением отдельных положений).

Закон № 485-ФЗ вводит с 08.01.2020 общий запрет на создание унитарных предприятий, изменение видов их деятельности и определяет закрытый перечень исключений из общего запрета.

Антимонопольным органом установлено, что Администрацией Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области вынесено постановление № 64 от 19.07.2022 г. о создании муниципального унитарного предприятия «Мамоновское».

27.07.2022 внесена запись в ЕГРЮЛ о создании вышеуказанного предприятия.

Основным видом деятельности предприятия по ОКВЭД является деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (35.30.1).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, дополнительными видами деятельности муниципального унитарного предприятия «Мамоновское» являются:

- 35.30.2 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.3 Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- 35.30.4 Обеспечение работоспособности котельных;

- 35.30.5 Обеспечение работоспособности тепловых сетей;

- 35.30.6 Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией);

- 36.00.1 Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;

- 36.00.2 Распределение воды для питьевых и промышленных нужд;

- 43.12.3 Производство земляных работ;

- 81.29 Деятельность по чистке и уборке прочая.

Пунктом 2.2.1. Устава также предусмотрены иные виды деятельности, которые может осуществляет МУП «Мамоновское» и которые не относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не попадают под иные исключения, установленные частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 2.2.1. Устава МУП «Мамоновское» установлены основные виды деятельности:

- Производство пара и горячей воды (тепловой энергии);

- Передача пара и горячей воды (тепловой энергии);

- Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

- Обеспечение работоспособности котельных;

- Обеспечение работоспособности тепловых сетей;

- Торговля паром и горячей водой (тепловой энергией);

- Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд;

- Распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

Также согласно пункту 2.5 Устава МУП «Мамоновское» вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

Необходимо отметить, что Администрацией Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области запрос о выдаче заключения на создание МУП «Мамоновское» с данными видами деятельности, в соответствии с частью 1 статьи 35.2 Закона о защите конкуренции в Новосибирское УФАС России не направлялся.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» установлены следующие сферы деятельности естественных монополий:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Создание муниципального унитарного предприятия может стать препятствием к выходу на указанный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, и, как следствие, привести к недопущению конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, создание унитарного предприятия МУП «Мамоновское» соответствуют антимонопольному законодательству только в части осуществления им видов деятельности по оказанию услуг населению и прочим потребителям по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В части осуществления им остальных видов деятельности, предусмотренных уставом и выпиской ЕГРЮЛ, создание МУП «Мамоновское» не соответствует антимонопольному законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 35.4 Закона о защите конкуренции унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта "д" пункта 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области, выразившихся в создании МУП «Мамоновское», в нарушение запретов, установленных частью 1 статьи 35.1. Закона о защите конкуренции, усматриваются признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с ч. 2 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Новосибирское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» выдало администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно ликвидации МУП «Мамоновское» (633590, Новосибирская область, Маслянинский р-н, с. Мамоново, ул. Гагарина, д. 7, ОГРН: 1225400029524, Дата присвоения ОГРН: 27.07.2022, ИНН: 5473005043, КПП: 547301001) в срок до 18.07.2023.

Администрация Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области в установленный срок не исполнила предупреждение Новосибирского УФАС России от 04.05.2023 №054/01/15-515/2023.

Таким образом, действия (бездействие) Администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области, выразившиеся в создании МУП «Мамоновское», в нарушение запретов, установленных частью 1 статьи 35.1. Закона о защите конкуренции, нарушают пункт 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Возможное включение МУП "Мамоновское" в реестр естественных монополий не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего дела.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49, статьей 51 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области нарушившей пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в создании МУП «Мамоновское», в нарушение запретов, установленных частью 1 статьи 35.1. Закона о защите конкуренции, нарушают пункт 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
  2. Признать, что основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» отсутствуют.
  3. Признать имеющиеся материалы дела достаточными для выдачи Администрации Мамоновского сельсовета Маслянинского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны