Определение №054/05/18-43/2021 о прекращении рассмотрения дела в отношении ООО МКК «МикроКл... от 10 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ №054/05/18-43/2021

 

 «10» февраля 2021 г.                                                                                                            г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

...

рассмотрев дело № 054/05/18-43/2021, возбужденное по факту распространения сообщения рекламного характера на номер заявителя <...>, с признаками нарушения ч. 1 ст.  18 Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствие: заявителя – физическое лицо (не явился);

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «ГИДФИНАНС-МЕДИА» (ИНН 6316251820, ОГРН 1196313002962, дата присвоения ОГРН 18.01.2019г., адрес: Просека 5-я, д.117, помещение 1Н, г.Самара, 443124) (уведомлено надлежащим образом);

в присутствии: представителей ООО МКК «МикроКлад» (ИНН 7842526069) – <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. №20100э от 11.11.2020г.) о нарушении Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы посредством смс-сообщения 10.11.2020 в 14:55 на номер телефона заявителя <...> от отправителя: MICROKLAD (SMS-центр: <...>), следующего содержания: «Займ одобрен! Подпишите договор:<...>1».

По данному факту возбуждено дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар, согласно п.3 ст.3 Закона «О рекламе», - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Как сообщается заявителем, им такого согласия какому-либо лицу не давалось. Следовательно, данное обстоятельство указывает на нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

В соответствии с информацией, представленной ПАО «Мегафон», номер отправителя <...> принадлежит АО «МегаЛабс», в адрес которого Новосибирским УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации.

В ответ на запрос Новосибирского УФАС России АО «МегаЛабс» представлены документы и пояснения (вх. №23874э от 31.12.2020г.), согласно которым SMS-сообщение от 10.11.2020г. на номер <...> было направлено ООО «СМС-центр» в рамках договора № ДМИ-СМСЦ-260220 от 26.02.2020, по которому Общество оказывает услуги по предоставлению доступа к интерфейсу размещения рекламно-информационных материалов (далее – РИМ) Клиентов ООО «СМС-центр».

АО «МегаЛабс» обратилось в ООО «СМС-центр» за разъяснениями по сложившейся ситуации. Общество сообщило, что смс-сообщение, направленное 10.11.2020г. на номер <...> от имени MICROKLAD, было передано ООО МКК «МикроКлад» в рамках договора № 389714 от 18.12.2017.

ООО «СМС-центр» обратилось за разъяснениями по сложившейся ситуации в ООО МКК «МикроКлад», Общество сообщило, что абонентский номер <...> предоставлен ООО МКК «МикроКлад» со стороны их партнера от ООО «ГИДФИНАНС-МЕДИА» (Исполнитель) по договору № 01/2608-2020 от 26.08.2020г., заключенному между Микрофинансовой организацией и ООО «ГИДФИНАНС-МЕДИА».

Исполнитель является партнерской сетью, оказывающей рекламные услуги финансовым организациям. Пользователи, желающие получить заем, оставляют на сайтах Исполнителя заявки на получение займа с указанием персональных данных для связи и дают согласие Исполнителю на обработку персональных данных, включая передачу персональных данных третьим лицам. На основании полученного согласия персональные данные пользователя передаются в Микрофинансовую организацию, которая направляет пользователям СМС-уведомление о возможности предоставления пользователю займа.

ООО «ГИДФИНАНС-МЕДИА» представило приложение: копия уведомления с сайта https://thezaim.com,  согласно данному приложению номер телефона <...> принадлежит <...> В соответствии с договором оказания услуг связи, представленным ПАО «Мегафон», номер телефона <...>принадлежит другому лицу (Заявителю).

ООО МКК «МикроКлад» (вх. № 1894э от 08.02.2021г.) представило отзыв на определение о возбуждении  дела № 054/05/18-43/2021 от 11.01.2021г, согласно которому текст сервисного СМС – сообщения, направленного заявителю, является уникальным. СМС – сообщение содержит активную индивидуальную ссылку (в виде уникального кода microklad.ru/su_684382264761). При переходе по данной ссылке Пользователь попадает на страницу анкеты регистрации на сайте www.microklad.ru, принадлежащем Микрофинансовой организации, где уже предзаполнены первичные поля регистрации данными, предоставленными Пользователем на сайте «https://thezaim.com» (в том числе, указаны фамилия, имя отчество, дата рождения лица, направившего заявку). СМС – сообщение фиксирует для пользователя, что его данные получены Микрофинансовой организацией и для оформления договора микрозайма необходимо завершить заполнение заявки на микрозаем в личном кабинете.

Общество отмечает, что предзаполненные поля анкеты не могут быть изменены пользователем в процессе регистрации. Таким образом, лицо, не направлявшее заявку на получение займа, и получившее СМС - сообщение (например, если другой пользователь допустил ошибку при вводе контактного номера телефона в заявку), не может завершить регистрацию на сайте Микрофинансовой организации и оформить микрозаем.

Предзаполненные поля анкеты не могут быть изменены пользователем в процессе регистрации. Таким образом, лицо, не направлявшее заявку на получение займа, и получившее СМС-сообщение (например, если другой пользователь допустил ошибку при вводе контактного номера телефона в заявку), не может завершить регистрацию на сайте Микрофинансовой организации и оформить микрозаем.

СМС-сообщение направляется только в ответ на полученную от пользователя заявку и содержит уникальную для данного пользователя URL. Ссылка активна в течение 30 дней, после чего воспользоваться ею невозможно.

Смс-сообщение, направленное Микрофинансовой организацией 10.11.2020 в 14:55 на абонентский номер <...> является сервисным сообщением, направленным конкретному пользователю в ответ на поданную им заявку на выдачу микрозайма. В СМС – сообщении зафиксирован статус заявки пользователя в информационной системе и сообщены действия, которые должны быть предприняты для оформления микрозайма. При этом завершить процесс регистрации на сайте Микрофинансовой организации и оформить микрозаем на основании направленной в СМС – сообщении уникальной ссылки, может только пользователь, оформивший данную заявку.

Согласно письму ООО «ГИДФИНАНС-МЕДИА» исх. №01/12/1 от 24.12.2020 г. <...> («Пользователь») на сайте «https://thezaim.com» была оставлена заявка на получение займа, с указанием контактного номера для связи <...> и дано согласие на обработку персональных данных, в том числе на направление уведомлений, запросов и информации, касающихся обработки запросов и заявок от пользователя.

10.11.2020 11:55 ООО «ГИДФИНАНС-МЕДИА» передало Микрофинансовой организации информацию о заявке и данные Пользователя на получение микрозайма на основании полученного от Пользователя согласия.

10.11.2020 в 14:55 Микрофинансовая организация на основании полученной посредством API заявки сформировала и направила посредством API уникальное сервисное СМС-сообщение на абонентский номер <...> с индивидуальной ссылкой (в виде кода <...>).

Новосибирское УФАС России принимает позицию ООО МКК «МикроКлад» и ООО «ГИДФИНАНС-МЕДИА» на основании следующего.

Из текста полученного заявителем письма следует, что данная ссылка предназначена для конкретного лица, которое прошло первичное заполнение данных на сайте. Лицо, которое не заполняло поля регистрации и получило СМС-сообщение в дальнейшем не сможет продолжить заполнение данных на сайте.

Кроме того, данное СМС-сообщение было направлено определенному абоненту, номер телефона которого был указан при регистрации. Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой.

Анализ содержания представленного текста показывает, что данная информация рекламой не является, т.к. в данном случае отсутствует указание на конкретный товар (работу, услугу), либо конкретную организацию. Также не указаны характеристики, выделяющие такой товар среди других аналогичных товаров.

Исходя из изложенного данное СМС-сообщение носит информационный характер  и отправлено в ответ на заявку физического лица, соответственно рассматриваемое письмо не является рекламой, поскольку не соответствует определению рекламы. Следовательно, требования Закона «О рекламе» на данную информацию не распространяются.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России не усматривает в действиях ООО МКК «МикроКлад» и ООО «ГИДФИНАНС-МЕДИА» признаков нарушения ч.1 ст.18 Закона «О рекламе».

Руководствуясь абзацем «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 054/05/18-43/2021 прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны